Представила: Савинова Н.Б., зав. УМК иностранных языков

Дата: 30.03.05

 

Тренинговые материалы и рекомендации
 по подготовке к ЕГЭ в разделе «Говорение»

 

Раздел говорения ЕГЭ по иностранному языку представлен тремя видами заданий:

-высказывание на предложенную тему;

-высказывание в ролевой ситуации;

-дискуссия по теме.

Рассмотрим подробно все три вида заданий.

 

Задание №1

Это  задание  «высказывание по теме».При выполнении данного задания  экзаменуемому необходимо высказаться на предложенную тему. Высказывание должно быть достаточно кратким (длительность высказывания 2.5 –3 мин)но содержательным. Задание данного типа рассчитано на проверку умения экзаменуемого говорить без предварительной подготовке.

 На листе с заданием обычно указывается основная тема высказывания и перечисляются основные пункты, которые необходимо затронуть при высказывании. Эти пункты могут служить подсказкой или своеобразным планом высказывания. Экзаменуемый должен знать, что перед высказыванием на оценку у него будет примерно 2 мин. На подготовку к заданию. Экзаменатор слушает,  не перебивая ответ экзаменуемого в режиме отведенного времени и после этого может задать несколько вопросов.

Рекомендации по работе с заданием

·   Прочитайте тему и указанные пункты в задании

·   Мысленно разделите свое выступление на 3 или 4 абзаца

·   В каждый из них вложите требуемое содержание

·   Помните, что переход от одной мыли к другой, должен быть достаточно логичным

·   Используйте логические связи типа «что касается..», « в отличие от..» и др при переходе от одной мысли к другой

Приводим примеры  выражений, которые могут быть использованы как средства логической связи:

As far as I know

Насколько мне известно

I am all for it

Я полностью за это

I am against it

Я против этого

Suppose

Предположим

By all means

обязательно

By no means

На в коем случае

On the whole

В целом

Unlike it

В отличие от этого

Back to

Возвращаясь к

To resume

Что бы подвести итог

That is (to say)

То есть

As compared with it

По сравнению с этим

Most probably

По всей вероятности

And besides

Кроме того

·         Постарайтесь предугадать возможные вопросы со стороны учителя, которые будут достаточном простыми.

Варианты заданий

1.      Сделайте сообщение на тему

                        Nature around my city (town, village)

В вашем сообщении вы можете остановиться на следующих пунктах

o        Kinds of local landscape

o        Flora and fauna

o        Places of interest

o        Ecological problems

o        Your favorite season of the year

2.      Сделайте сообщение на тему

How can we look beautiful

В вашем сообщении вы можете остановиться на следующих пунктах

o        Natural beauty of human beings

o        Health and fitness

o        Influences of one’s life style on the appearance

o        Your own suggestions and proceedings

3.      Сделайте сообщение на тему

Problems of school life

В вашем сообщении вы можете остановиться на следующих пунктах

o        Difficulties at classes

o        Abundance of work

o        Lack of practice

o        Pupils duties and rights

4.      Сделайте сообщение на тему

             going to the dentist

 

В вашем сообщении вы можете остановиться на следующих пунктах

o        if you like going to the dentist (why? Why not?)

o        how many times you’ve been to the dentist

o        what you think about people who are afraid of going to the dentist

o        if you take good care of you teeth

 

5.      Сделайте сообщение на тему

           friends

 

В вашем сообщении вы можете остановиться на следующих пунктах

 

6.      Сделайте сообщение на тему

a person you admire

В вашем сообщении вы можете остановиться на следующих пунктах

o        what this person looks like

o        what his/her profession is

o        why you admire him /her

o        what you can do to become like him her

 

7.      Сделайте сообщение на тему

on your area

В вашем сообщении вы можете остановиться на следующих пунктах

o        say where you live

o        say how long have you live in your area

o        describe your area

o        say if you like/ don’t like your area why/why not

 

8.      Сделайте сообщение на тему

how you spend your free time

В вашем сообщении вы можете остановиться на следующих пунктах

o        how much free time you have

o        what activities you do in your free time

o        what you would do if you have more free time

o        if the way in which you  spend your free time has changed over years

 

9.      Сделайте сообщение на тему

your family

В вашем сообщении вы можете остановиться на следующих пунктах

o        describe your parents

o        say if you have any brothers or sisters

o        describe your relationship with your family

o        say who your favorite relative is

 

10.  Сделайте сообщение на тему

                              studyng

 

В вашем сообщении вы можете остановиться на следующих пунктах

o        f you like school why/why not

o        what your favorite subjects are

o        what subjects you don’t like

o        how long you spend studding after school

 

 

Задание №2

Это задание с использованием ролевой ситуации. При выполнении данного задания экзаменуемый оказывается в какой- либо роли и должен действовать по логике ситуации т.е. достигнуть цели, указанной в задании (купить билет на поезд, заказать номер в гостинице и др.)При этом экзаменуемый должен задать несколько вопросов, чтобы выяснить определенные аспекты (как доехать, если в гостинице кондиционер и т.д.) В роли собеседника выступает учитель.

Рекомендации по работе с заданием

·   Вначале кратко, максимум в 2х-3х предложениях изложите собеседнику, что вам нужно

·   Выслушайте ответную реплику собеседника

·   После этого начинайте задавать ему вопросы с целью получения необходимой дополнительной информации

·   Четырех- пяти вопросов будет достаточно

·   Получив ответы на свои вопросы, подведите итог и сформулируйте ваше окончательное решение

·   Поблагодарите собеседника за оказанное вам внимание

Приводим примеры :

-привлечения внимания:

Здравствуйте

Good morning! Good afternoon!

Good evening!

How do you do?

Простите, извините

Excuse me….Pardon me…..

Простите за беспокойство

I am sorry to trouble you but…

Можно вас спросить?

May I ask you a question?

 

Вы не скажите?

Can I have a word with you?

Вы не могли бы сказать?

Could you tell me…. please?

Не будете ли вы так любезны сказать?

Would you be kind enough to tell me,…. please?

Позвольте представиться

Let me introduce myself

My name is…..

Очень приятно

This is a pleasure…

Pleased to meet you…

 

 

-вежливая просьба:

 

Я прошу вас

Could I ask you (to do smth)?

Дайте, пожалуйста

Would you please give me?

 

-благодарность:

 

Спасибо за

Thank you for….

Большое спасибо

Thank you very much…

Спасибо, вы очень любезны

Thank’s a lot

 

Варианты заданий

 

1.Представьте себя в описанной ниже ситуации.

Экзаменатор играет роль вашего собеседника и начинает разговор. Ваша беседа длится 1.5-2 минуты. Помните, что в разговоре вы должны быть:

-активными и вежливыми

-задать все вопросы, необходимые для выяснения интересующей вас информации

-объявить о своем конечном решении

You have arrived first in the city where the other members of your group arrive the same day in the evening. You are to book roomes at the hotel and settle with receptionists all the problems.

Ask him the following questions:

-          if they have vacant rooms;

-          about the rate per day;

-          how you can pay (by the day, by the week, in advance, when leaving).

Find out other information that can be interesting to you

 

2 Представьте себя в описанной ниже ситуации.

Экзаменатор играет роль вашего собеседника и начинает разговор. Ваша беседа длится 1.5-2 минуты. Помните, что в разговоре вы должны быть:

-активными и вежливыми

-задать все вопросы, необходимые для выяснения интересующей вас информации

-объявить о своем конечном решении

You are going from one American city to another. Decide wheather you’ll go by plane or by train.

Ask at the booking- office about:

-how much time the journey/ the flight takes;

-departure and arrival time;

-ticket price;

     Find out other information that can be interesting to you

 

3 Представьте себя в описанной ниже ситуации.

Экзаменатор играет роль вашего собеседника и начинает разговор. Ваша беседа длится 1.5-2 минуты. Помните, что в разговоре вы должны быть:

-активными и вежливыми

-задать все вопросы, необходимые для выяснения интересующей вас информации

-объявить о своем конечном решении

You want to go sightseeng in the town where you’ve arrived for the first time.

Ask a tourist office person of the Travel Agency the following questions:

-what kind of excursions, trips and tours they offer;

-departure/ arrival time;

-ticket price.

      Find out other information that can be interesting to you

 

4  Представьте себя в описанной ниже ситуации.

Экзаменатор играет роль вашего собеседника и начинает разговор. Ваша беседа длится 1.5-2 минуты. Помните, что в разговоре вы должны быть:

-активными и вежливыми

-задать все вопросы, необходимые для выяснения интересующей вас информации

-объявить о своем конечном решении

You are calling an employment ad for a waitressing job.

Make sure to ask restaurant owner about:

-the salary;

-if the position is full time or part time;

-if any experience is required.

Find out other information that can be interesting to you

5 Представьте себя в описанной ниже ситуации.

Экзаменатор играет роль вашего собеседника и начинает разговор. Ваша беседа длится 1.5-2 минуты. Помните, что в разговоре вы должны быть:

-активными и вежливыми

-задать все вопросы, необходимые для выяснения интересующей вас информации

-объявить о своем конечном решении

You want  to buy a pair of trouses in a clothing store

 Make sure to ask the shop assistant about:

-price;

-quality;

size.

Find out other information that can be interesting to you

 

 6  Представьте себя в описанной ниже ситуации.

Экзаменатор играет роль вашего собеседника и начинает разговор. Ваша беседа длится 1.5-2 минуты. Помните, что в разговоре вы должны быть:

-активными и вежливыми

-задать все вопросы, необходимые для выяснения интересующей вас информации

-объявить о своем конечном решении

You want to rent an apartment. Phone an ad you found in a newspaper.

 Make sure to ask the apartment owner about:

-the rent;

-if the appartment id furnished;

-what facilities the apartment has (phone, washinf machines ect.)

Find out other information that can be interesting to you

 

7  Представьте себя в описанной ниже ситуации.

Экзаменатор играет роль вашего собеседника и начинает разговор. Ваша беседа длится 1.5-2 минуты. Помните, что в разговоре вы должны быть:

-активными и вежливыми

-задать все вопросы, необходимые для выяснения интересующей вас информации

-объявить о своем конечном решении

You would like to go to a holiday camp.

 Before going to the camp, ask the organizer about:

-date camp starts/ ends;

-price;

-activities /outings;

-numbrt of places.

Find out other information that can be interesting to you

 

 

Задание №3

Это задание с использованием  дискуссии по указанной теме. В роли собеседника выступает учитель. На дискуссию отводится примерно 5 минут. В рамках темы дискуссии предлагаются три точки зрения. Экзаменуемый должен обсудить их все по порядку, выбрать одну из них и аргументировано обосновать свой выбор. Разговор начинает экзаменуемый.

Рекомендации по работе с заданием

·   Вначале выскажите свое отношение к каждому из трех вариантов по очереди не делая окончательных суждений

·   Выслушайте вашего собеседника и согласитесь с тем, с чем вы внутренне согласны

·   Возможно предъявить с чем вы не согласны  и почему

·   Ищите точки соприкосновения, стараясь искать общее в ваших взглядах

·   На основе сходства ваших мнений сделайте предложения

·   Спросите собеседника, согласен ли он с вашими предложениями

·   Завершение дискуссии с помощью вывода и обоснования

Некоторые вспомогательные средства, позволяющие более уверенно вести дискуссию:

Нельзя отрицать, что

We can’t deny  that…

Я не совсем с вами согласен

I don’t quite agree with you

Далеко не так

Far from it

Все как раз наоборот

It is just the other way round

Я признаю, что

I admit that…..

Я бы не сказал этого

I shouldn’t say so

Едва ли

Hardly

Я сомневаюсь в этом

I dout it

А что, если

And what if…

Я не могу решить

I can’t make up my mind

Это не совсем то, что я имею в виду

This isn’t exactly what I mean

Это не относится к делу

That’s beside the point

Если мы опустим детали

If we omit the details…

В итоге…

To sum it up….

К сожалению….

Unfortunately….

Очевидно…

Evidently…

Тем более, что

The more so that….

Это и вытекает из того, что я говорил

It follows from what I said

Это совершенно другое дело

It’s quite a different thing

Нельзя уйти от того факта, что

There is no getting away from the fact that…

Я исхожу от того факта, что

I proceed from the fact that…

Тем не менее

Nevertheless

 

Варианты заданий

  1. В течение 4-5 минут вы должны с вашим собеседником, роль которого исполняет учитель,  обсудить предложенный вопрос или тему.

Разговор начинаете вы.

Помните, что в разговоре вы должны:

·         Обсудить все имеющиеся варианты решения

·         Быть активным и вежливым

·         Прислушиваться к переложениям со стороны собеседника

·         Доказывать свою точку зрения

·         Побуждать собеседника прислушиваться к вашим предложениям

·          Выяснить мнение вашего собеседника по всем пунктам и принять их во внимание

·         прийти к общему решению

 

You and your teacher are discussing the best way to learn foreign languages. There are four ways, which have their positive and negative sides:

1.      at school or at a special courses in foreign languages with other learners

2.      with a private teacher

3.      going abroad alone

4.      listening to tapes and readong or using a computer programme

 

  1. В течение 4-5 минут вы должны с вашим собеседником, роль которого исполняет учитель,  обсудить предложенный вопрос или тему.

Разговор начинаете вы.

Помните, что в разговоре вы должны:

·         Обсудить все имеющиеся варианты решения

·         Быть активным и вежливым

·         Прислушиваться к переложениям со стороны собеседника

·         Доказывать свою точку зрения

·         Побуждать собеседника прислушиваться к вашим предложениям

·          Выяснить мнение вашего собеседника по всем пунктам и принять их во внимание

·         прийти к общему решению

You and your are dicussing the best way of choosing a profession

1.      to follow your paren’s opinion

2.      to follow your own interest and abilities

3.      to study the demand in specialistds

4.      to consult your friend’s opinion

 

 

  1. В течение 4-5 минут вы должны с вашим собеседником, роль которого исполняет учитель,  обсудить предложенный вопрос или тему.

Разговор начинаете вы.

Помните, что в разговоре вы должны:

·         Обсудить все имеющиеся варианты решения

·         Быть активным и вежливым

·         Прислушиваться к переложениям со стороны собеседника

·         Доказывать свою точку зрения

·         Побуждать собеседника прислушиваться к вашим предложениям

·          Выяснить мнение вашего собеседника по всем пунктам и принять их во внимание

·         прийти к общему решению

You are planinng a trip with a friend. Discuss with her/him which travel package you would to be interested in and choose one. Here is a list of  possible travel packages:

1.      Amazon jungle adventure tour

2.      6 countries in 2 weeks European tour

3.      Beach Resort

4.      Ski Resot

  1. В течение 4-5 минут вы должны с вашим собеседником, роль которого исполняет учитель,  обсудить предложенный вопрос или тему.

Разговор начинаете вы.

Помните, что в разговоре вы должны:

·         Обсудить все имеющиеся варианты решения

·         Быть активным и вежливым

·         Прислушиваться к переложениям со стороны собеседника

·         Доказывать свою точку зрения

·         Побуждать собеседника прислушиваться к вашим предложениям

·          Выяснить мнение вашего собеседника по всем пунктам и принять их во внимание

·         прийти к общему решению

You are going to spend the evening with your friend. Discuss with her/him  what you would like to do and choose  one thing you’ll both enjoy doing. Here is a list of possible activities.

  1. go to the cinema
  2. go to a rock concert
  3. go out for a meal
  4. rent a video

 

  1. В течение 4-5 минут вы должны с вашим собеседником, роль которого исполняет учитель,  обсудить предложенный вопрос или тему.

Разговор начинаете вы.

Помните, что в разговоре вы должны:

·         Обсудить все имеющиеся варианты решения

·         Быть активным и вежливым

·         Прислушиваться к переложениям со стороны собеседника

·         Доказывать свою точку зрения

·         Побуждать собеседника прислушиваться к вашим предложениям

·          Выяснить мнение вашего собеседника по всем пунктам и принять их во внимание

·         прийти к общему решению

You are going to go to the country with a fiend. Discuss with her/him how you will get there and choose one form of transport. Here is a list of the possible forms of transport

    1. train
    2. bus
    3. cat
    4. bicycle
  1. В течение 4-5 минут вы должны с вашим собеседником, роль которого исполняет учитель,  обсудить предложенный вопрос или тему.

Разговор начинаете вы.

Помните, что в разговоре вы должны:

·         Обсудить все имеющиеся варианты решения

·         Быть активным и вежливым

·         Прислушиваться к переложениям со стороны собеседника

·         Доказывать свою точку зрения

·         Побуждать собеседника прислушиваться к вашим предложениям

·          Выяснить мнение вашего собеседника по всем пунктам и принять их во внимание

·         прийти к общему решению

 

You  and your friend want to buy a resent for another friend’s birthday. Discuss the following options and choose one you both like most of all.

1.      a watch

2.      a book

3.      a CD

4.      a jumper

  1. В течение 4-5 минут вы должны с вашим собеседником, роль которого исполняет учитель,  обсудить предложенный вопрос или тему.

Разговор начинаете вы.

Помните, что в разговоре вы должны:

·         Обсудить все имеющиеся варианты решения

·         Быть активным и вежливым

·         Прислушиваться к переложениям со стороны собеседника

·         Доказывать свою точку зрения

·         Побуждать собеседника прислушиваться к вашим предложениям

·          Выяснить мнение вашего собеседника по всем пунктам и принять их во внимание

·         прийти к общему решению

You and your friends are discussing the best place for preparing for exams. You have only one day left. There are four options to choose from, and you want to come to an agreement.

1.at you friend’s or at your place

  1. in the libraty
  2. on the bank of the river
  3. separately in isolated safe place

 

 

../str27.htm