Опыт работы
по раннему обучению
Крисковец Татьяны Николаевны
учителя английского языка Первомайской сш Оренбургского р-на 

Представила: Савинова Н.Б., зав.УМК иностранных языков ООИПКРО
Дата: 24.10.03

Цель: Познакомить с авторской программой по раннему обучению и созданной на ее основе методикой

Ключевые слова:

Учебная программа – нормативный документ, в котором определяется круг основных заданий, навыков и умений, подлежащих усвоению по  предмету.

Цели обучения - заданные и описанные наперед условия и способы деятельности в будущем; способности человека  возмож­ным видам деятельности, приобретенные им в результате обучения

Учебная задача- цель, которую надлежит оостигнуть ученику в определенных условиях учебного процесса.

Мотив – причина, определяющая выбор направленности поведения.

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие его направленность; процесс, осуществляющий выбор между возможными различными действиями, регулирующий действие, направляющий его на достижение специфических мотивационных целевых состояний и не позволяющий останавливаться на этом пути.

Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся в ходе, которого осуществляется образование, воспитании и развитие человека, приобщение к опыту человечества, зафиксированного в знаниях, умениях и навыках.

Память - запечатление, сохранение и последующее воспроизведение и узнавание индивидом его опыта

Общение- взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками.

Стиль общения –персонифицированная личностно окрашенная система форм, методов и приемов общения ученика с учащимися. Включает также манеру поведения и другие индивидуальные особенности влияющие на успешность общения

Сензитивный период развития- период повышенной восприимчивости ребенка к опредленного рода лиянию внешней среды.

Одним из возможных путей повышения качества преподавания ИЯ может стать раннее начало обучения  иностранного языка.

Обучение английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста  дает высокие результаты, поскольку оно осуществляется в сензитивный период развития ребенка, когда врожденная способность к овладению языком еще  не утрачена. Кроме того, язык может стать действенным средством развития ребенка. Обучение детей дошкольного возраста ИЯ позволяет заложить прочную базу для успешного овладения основами ИЯ в школе, благоприятно сказывается на речевом и общем развитии детей. Важнейшими условиями раннего обучения являются:

-учет психофизиологических особенностей детей данного возраста;

-методически правильная организация учебного процесса

Одной из важнейших проблем изучения иностранных языков на раннем этапе является проблема периемственности, начиная с дошкольного учреждения и до средней школы, а именно обеспечение плавного перехода детей с одной  ступени обучения на другую, продолжение обучения, а не  обучение заново. Кабинет иностранного языка предоставляет опыт работы учителя английского языка высшей категории Первомайской сш Оренбургского р-на Крисковец Татьяны Николаевны, которая начала обучение детей 6 летнего возраста в системе дополнительного образования и продолжила процесс обучения в начальной школе. Основной особенностью представленного опыта является то, что Крисковец Т.Н. была сделана попытка  успешно разрешить  проблему переемственности

Кабинет иностранных языков ООТПКРО предлагает  экспериментальную программу третьего года обучения детей 6 лет, разработанную Крисковец Т.Н. Данная программа функционирует в системе дополнительного образования и изначально опирается на языковой уровень, достигнутый за два предыдущих года, в процессе обучения по программе Негневицкой Е.И., Никитенко З.И. и Ленской Е.А.

 Создание данной программы было вызвано отсутствием учебного материала, который бы соответствовал как возрастным особенностям детей 6 – 7 лет, так и достигнутому ими в процессе обучения языковому уровню. Программа  направлена на:

·    формированию коммуникативных умений и навыков, обучению межличностному общению, расширению лингвострановедческого и культурного кругозора.

·    развитию творческой активности, психических и нравственных качеств, толерантного отношения к окружающему миру.

Организуя работу по раннему обучению  английского языка с  маленькими детьми, Татьяна Николаевна заметила, что обучение ИЯ, построенное на заучивании слов, фраз, рифмовок, направленное только на тренировку механической ассоциативной памяти. Такое обучение  блокирует развитие речевых механизмов, речемыслительных процессов и таким образом  приводит к задержке речевого и психического развития ребенка. Именно поэтому она попыталась так организовать учебный процесс обучения ИЯ, чтобы он инициировал  речемыслительную деятельность ребенка и способствовал бы  его речевому и личностному развитию. Кроме того, в условиях дополнительного образования была осуществлена замена системы отметок системой методической характеристики достигнутого уровня, что положительным образом сказалось на активности ребят в процессе занятий,  стимулировала  их желание участвовать  в межкультурной коммуникации.

Программа ставит своей целью  повышение уровня лингвистической и экстралингвистической компетенции детей, обучение межличностному общению, развитие творческой активности, психических и нравственных качеств. Данная программа позволяет решить следующие задачи:

-                 в области аудирования – аудирование описания или рассказа с длительностью звучания 0,5 – 1,5’ с полным пониманием прослушанного, с общим охватом, извлечением конкретной информации;

-                 в области монологической речи – целостные и логичные высказывания (4 – 15 фраз), выраженные экспромтом, показывающие собственные мнения и взгляды;

-                 в области диалогической речи – 3 – 5 реплик, выражающих умение запрашивать и давать информацию, инициировать и поддерживать разговор, принимать участие в ролевой игре;

-                 в области чтения – чтение слов в транскрипции без ограничений, чтения группы предложений, поискового чтения;

-                 в области письма – написание букв, слов, элементарных предложений по опорным подобным предложениям.

Программа включает в себя 8 блоков, что составляет в общей сложности 65 занятий продолжительностью 30 минут с группой, оптимальное количество которой – 8 человек

 

Примерное содержание программы  

Распределение учебного материала 

 

При отборе  социолингвистического содержания программного материала Татьяна Николаевна учитывала следующие принципы:

-                 принцип познавательной ценности, чему способствовала ориентация на ситуации, связанные с жизнедеятельностью ребенка, стимулирующие его познавательный интерес;

-                 принцип частотности -при формировании активного и потенциального словаря;

-                 принцип системности, причем систематизация осуществлялась по вертикали (для всех возрастных групп) и по горизонтали (для каждой возрастной группы);

-                 принципа тематической направленности – тематика занятий, определялась по уровню языковых обобщений ребенка;

-                  принципа концентричности, чему способствовал повтор тем с более глубоким содержанием.

Помимо этого в работе с дошкольниками учитывались такие  дидактические принципы как принцип «доступности»  и принцип учета «возрастных и индивидуальных особенностей учащихся».

Данная программа основана на  принципах коммуникативно-ориентированного обучения.  Рассмотрим  как некоторые из них просматриваются в  организации занятий:

 

1. Коммуникативно-ориентированное обучение становится возможным в условиях деятельностного подхода.

В ходе обучения, дети, выполняя разработанные учителем деятельностные задания  пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи ИЯ. Такие деятельностные задания должны обязательно содержать коммуникативную цель и проблемно – познавательную задачу для учащихся, которую они пытаются решить. Программой предусматривались коммуникативные задания  следующих видов:

Коммуникативные игры

Коммуникативные имитации

Свободное общение

Игровой сюжет общения

 

Игровая задача Общения

 

Конкурирующие участники

Правила игры

Соревнования между участниками или командами

Сотрудничество внутри команды

Победитель соревнования

Проблемная ситуация

 

Коммуникативная задача общения

Коммуникативные отношения

Условия общения

Борьба за мнение, решение, выбор поступка между участниками

Речевое взаимодействие

 

Разрешение проблемы

Тема общения участников

Обсуждаемый вопрос

 

Межличностные отношения

Свободный обмен

Высказывание собственных точек зрения участниками

Поддержание темы разговора

Исчерпанные темы общения

 

Реализации данного принципа способствует сюжетный способ организации урока. Урок представляет собой единую сюжетную линию, направляемую каким-либо событием: реальным, вымышленным, игровым или сказочным. Каждый урок, в свою очередь представляет собой звено в сюжетной линии всего хода обучения. Сюжетность обуславливает мотивацию детей и речемыслительной деятельности.

Занятие  состоит из следующих фрагментов:

1.            Речевое упражнение начинается с объяснения ситуативной позиции – (что, где, когда?) – что позволяет ввести учащегося в ситуацию общения, мотивировать его речевые поступки и обозначить цель речевого действия.

2.            Далее следует коммуникативное задание  – что должен сделать учащийся.

3.            Затем предъявляются речевые средства  с помощью которых возможно выполнение задания. Речевые средства даются с избытком, чтобы ребенок мог осуществить свой выбор.

4.            Мыслительная деятельность реализуется в речевом продукте  – в конкретном высказывании, необходимом в данной ситуации общения.

5.            За этим высказыванием  следует коммуникативный результат  – применение в ситуации общения. Коммуникативный результат дает возможность продолжить сюжетно – игровую линию урока.

 Из этого следует, что на каждом занятии учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения. Учитель стремиться создать такие условия, чтобы каждый участник оставался в фокусе внимания остальных; участники общения  и чувствовал  себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания, поскольку поощряются  даже противоречивые, суждения, которые  свидетельствуют  о самостоятельной активной позиции. Задания речевого взаимодействия невозможно выполнить без партнера. Учителем применяются 3 основных вида речевого взаимодействия учащихся:

а) сотрудничество участников в выработке единой идеи;

б) комбинирование информации, известной разным участникам;

в) передача информации от одного участника другому.

  Повышению мотивации, формированию коммуникативных навыков, развитию положительной эмоциональной среды способствует правильно налаженный стиль общения. Общение проявляется через взаимодействие учителя с учащимися и учащихся между собой. Взаимодействию учителя с учащимися способствует: 1. Направленность учителя на передачу своего эмоционального состояния и вызов ответных положительных эмоций у детей. 2. Постановка новых, постепенно усложняющихся речевых задач. 3. Использование различных речевых опор, обеспечивающих речевую инициативу. 4. Постановка коммуникативных задач, связанных с личностью и жизнью детей. 5. Систематический показ успехов в общении и использование разнообразных положительных словесных оценок, что способствует снижению напряженности и страха, ведущих к возникновению лингвофобии.

 

2. Коммуникативно – ориентированное обучение ИЯ возможно в условиях аутентичного процесса социализации учащихся

 Иными словами, необходимы упражнения, обеспечивающие аутентичную речевую практику.

Аутентичное коммуникативно–ориентированное обучение ИЯ осуществляется с применением заданий, предполагающих «информационное неравенство (jig-saw reading, knowledge gap, poison gap), а также с применением проблемных речемыслительных заданий (основанных на последовательности действий, предположении, догадке, нахождении сходств и различий, ранжировании, исключением лишнего, открытии).

Общение реализуется в игре, которая наравне с игрой остается ведущим видом деятельности детей в 6 лет. Игры следует относить к существенной части языковой программы, а не к развлекательной деятельности. При этом учитель старается не использовать состязательные игры, в которых команды или игроки состязаются за то, чтобы первыми достичь цели,  потому, что, дети 6 – 7 лет еще не умеют воспринимать свое поражение и такие игры на раннем этапе не пригодны   В работе с детьми 6 – 7 лет наиболее приемлемыми являются игры, в которых игроки или команды идут вместе к общей цели.

Упражнения, обеспечивающие аутентичную речевую практику

Виды ролевых игр, используемые на занятии

Функции использования "куклы"

 

Оценивание деятельности ребенка на занятиях отличается от общепринятого в школьной   системе образования. Опыт работы Т.Н.  с дошкольниками и младшими школьниками показал, что система отметок и отрицательная характеристика ответа на данном этапе обучения  неприемлемой, как и то, что в процессе коммуникации не может быть плохого собеседника. С  мнениями отдельных обучаемых  можно не соглашаться, но они имеют право на свои точки зрения. В противном случае, дети замкнутся,  получив несколько  раз неодобрение. Следует помнить, что   6-7 летние дети ещё не в состоянии отделить оценку выполнения отдельного задания от оценки себя в целом. Учитывая эту возрастную особенность, Татьяна Николаевна в оценивании использует сис­тему содержательных оценок,  разработанную Ш.А. Амонашвили (1984г), которая  включает в себя 4 момента:

I.  Доброжелательное отношение к ученику как личности.

II. Положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи (даже если они не дали положительного результата).

III. Конкретный анализ трудностей,  вставших перед учеником.

IV. Конкретные указания на то, что как можно улучшить результат.

Оценка должна содержать вышеперечисленные моменты даже если результат работы ученика отрицательный.

Учитель иностранного языка, работающий в начальной школе должен помнить, что поощрение и доверие, передают внутреннюю уверенность учителя в возможностях и способностях учащегося. Нельзя торопить ребенка с ответом, лучше вернуться ж этому ребенку через минуту.

Одновременно с принятыми подходами к оцениванию, Татьяна Николаевна  ведет негласный балловый учет правильных крупных заданий  (диалогов, текстов на аудирование).  Это делается для корректировки программы и для итоговой характеристики.

Так, например, после текста на аудирование ребятам предлагается серия за­даний: «Выберите правильную версию» - правильный ответ оценивается в I балл, в задании "ответь на вопрос" - 2 балла, в задании «продолжи..» - 3 балла.

 Отличным считается результат, если ребенок набрал 90% и более из возможных баллов, хорошим - 80-90%. Удовлетворительным - 70-80%.

При монологическом высказывании за каждое грамматически правильное оформление предложения ребенок получает от 2-х до 3-х баллов. Учитель заранее просчитывает возможное количество баллов. Ответы оцениваются по расписанной выше системе.

За диалогическую беседу ребенок получает до 3-х баллов, за вопросительную реплику и за ответ на вопрос до 2-ж баллов. Ответы оцениваются по предложенной схеме.

В конце года родителям на руки выдается характеристика достигнутого уровня языковой компетенции ребенка. В ней отражается тематика и количество усвоенной лексики, количество аудируемых фраз, количество фраз в монологическом высказывании, усвоенные грам­матические темы. Все это к данному конкретному ребенку.

 

Образец характеристики достигнутого уровня языковой компетентности

Отсутствие отметок при терпеливом отношении к ошибкам учащихся, особенно, когда они не нарушают смысла высказывания, т.е. не наносят ущерба в процессе выражения необходимой мысли,  положительным образом сказалось на активности ребят в процессе занятий и их увлеченности. Ребята  в группе Татьяны Николаевны не скованы страхом получить плохую отметку,  спокойно высказывают свое мне­ний. Оценка деятельности учащихся присутствует постоянно в виде положительных подкреплений по ходу и после выступлений ребят. Татьяна Николаевна  апробировала на занятиях   игровые способы само­оценки / собрать пирамидку, нанизать бусы /. Сколько предложений - столько и надеваешь колечек/. Учитель регулярно ведет неглас­ный учет правильности выполнения  наиболее продуктивных   заданий / диалогов, монологов, тестов на аудирование /. Это делается для корректировки программы и для итоговой характеристики для родителей. Итоговая характеристика пишется в конце учебного года. В ней отражается материал, усвоенный конкретным ребенком за время обучения, но так же не выставляется отметка.

 

Образец методической характеристики достигнутого уровня (на основе которой составляется итоговая характеристика обучаемого)

Опыт работы  с дошкольниками и учащимися начальных классов позволяет Татьяне Николаевне сделать следующие выводы, которые учителя иностранных языков при работе с данным контингентом обучаемых могут использовать в качестве рекомендаций:

1. В работе с детьми необходимо строго соблюдать регулярность. Занятия должны обязательно проводиться в установленные дни недели и время.

2.  Оптимальная численность группы, при которой занятия с детьми достигают наибольшего эффекта –8 человек.

3.  Следует помнить, что в данном возрасте огромна роль родителей, следовательно они должны стать активными участниками учебного процесса. А для того, чтобы они действительно смогли помочь детям их следует приглашать на занятия для эмоциональной  поддержки ознакомления с методической системой, поскольку большинство из них изучало иностранный язык по- другому и он часто не воспринимают новые подходы к обучению. Татьяна Николаевна рекомендует раздавать на дом листочки с новой лексикой и задавать письменные задания по образцу с тем, чтобы родители могли контролировать правильность выполнения задания детьми.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации