Преподавание иностранного языка в малокомплектной сельской школе: проблемы и перспективы
В журнал “Созвездие”
Представила: Савинова Н.Б., зав.УМК иностранных языков ООИПКРО
Дата: май, 2002 год

Одной из главных задач современного образования в России является модернизация сельской школы. Эта задача поставлена не случайно, поскольку в настоящее время сельские школы дают менее качественное образование по сравнению с городскими школами. Именно поэтому одной из главных задач, стоящих перед образованием, является оптимизация сети сельских школ.

Говоря об оптимизации сети сельских школ, Правительство России намерено решать следующие задачи:

1. Сохранение сети сельских школ везде, где для этого могут быть условия, поскольку закрытие сельских школ может в перспективе привести к исчезновению соответствующей деревни.

2. Расширение уже имеющейся практики создания на базе сельских школ культурно–образовательных центров: школа – библиотека – клуб.

3. Повышение качества образовательного процесса в сельской школе.

4. Повышение информативности сельской школы за счет создания системы компьютеризации.

Реализация программы компьютеризации сельской школы потенциально может содействовать повышению качества обучения. Ученикам и учителям значительную помощь окажет дистантная учебно-методическая поддержка. Кабинет иностранных языков разрабатывает дистантные задания по английскому языку для учителей иностранного языка, проектные задания, методические рекомендации по освоению современной технологии преподавания и др.

Для успешного решения этих задач необходимо учитывать особенности, которые свойственны структуре уроков малокомплектной школы.

Первая из них заключается в том, что в одном классном помещении под руководством одного учителя занимаются одновременно ученики двух или трех классов.

Другой важной особенностью урока в малокомплектной школе является обязательное проведение самостоятельной работы. Самостоятельные задания обычно входят в каждый этап урока. Однако самостоятельная работа носит неуправляемый характер, так как в процессе выполнения заданий ученики фактически лишены помощи со стороны учителя, занятого работой с другим классом. Эти особенности приводят к тому, что урок в малокомплектой школе состоит из чередования двух четко выраженных компонентов работы:

-работы учащихся под руководством учителя;

-самостоятельной деятельности учащихся.

Это требует от учителя жесткой регламентации учебного времени и тщательной подготовки всего необходимого на уроке: наглядности; учебных записей; заданий для самостоятельной работы; образцов выполнения, алгоритмических предписаний, указывающих на характер и последовательность действий и выполненных либо на переносной доске, либо на заранее подготовленных плакатах.

Следует помнить, что любое отвлечение неизбежно приводит к потере времени. Наблюдения показывают следующие потери времени в малокомлектных сельских школах:

- начало урока –от 1 до 10 мин;

- середина урока – от 1 до 18 мин.;

- конец урока –от 1 до 7 мин.

 

К потере времени приводят:

- подъем учеников при каждом ответе ;

- нерефлексируемые задания для самостоятельной деятельности;

- задания общего характера (читайте текст, повторяйте грамматику, готовьте пересказ текста.)

По таким заданиям невозможно установить цель работы, характер ее, способ выполнения и поэтому, получив такое задание, ученики ограничиваются беглым просмотром текста, в результате чего у них остается значительное количество времени, в течение которого они обычно ничем не заняты.

Главной и наиболее сложной специфической особенностью уроков в этом типе школ является то, что методические приемы нуждаются в видоизменении, модификации, обусловленной одновременной работой нескольких классов в одном помещении и под руководством одного учителя. Модификация приемов касается учебной деятельности детей на этапах подготовки к восприятию нового и его закреплению.

 

  Учитель, работающий в одном классе Учитель, работающий в м\к школе
Объяснение нового материала Лекция, объяснение нового материала, показ применения полученных знаний на практике, закрепление путем многократных повторений, устных рассуждений

Объяснение материала и приемов использования полученных знаний, письменная работа (с использованием карточек, таблиц)

Этап закрепления завершается коллективной проверкой результатов.

На уроках иностранного языка в м\к школе разработаны и применяются однопредметные занятия всех классов с одним общим этапом (этапами) коллективной работы под непосредственным руководством учителя.

Следует помнить, что при ежеурочной самостоятельной работе очень большое значение имеет умение ориентироваться во времени. Формируется это умение, в основном, путем упражнений в выполнении определенных заданий в отведенное время, которое заранее известно детям (пример чтения про себя).

Отличительной особенностью уроков в м\к школе является широкое использование раздаточного материала. Эта особенность вызвана необходимостью проводить самостоятельную работу.

Другим непременным требованием самостоятельной деятельности в м\к школе является владение детьми приемами учебной работы. Ведущую роль в этом играет объяснение и показ, когда учитель подробно объясняет и показывает, что и как, в какой последовательности надо делать, чтобы правильно выполнить то или иное задание, затем все сказанное учителем поочередно повторяют все остальные ученики, начиная с самых сильных. Не меньшее значение в этом играют различные памятки, инструкции, предписания, в которых с различной степенью детализации дается план действия.

В преподавании иностранного языка в м\к школе значительное место занимают образцы.

Учитель иностранного языка м\к школы должен формировать у учащихся умение работать с учебником. Такая работа обычно начинается с ознакомления детей с книгой, ее структурой, особое внимание следует обратить на справочники и имеющиеся в книге, символы. К работе со словарем и справочниками необходимо приучать учащихся систематически.

Не меньшее значение имеет развитие у учащихся умения планировать свою деятельность. С этой целью необходимо регулярно пользоваться памятками, в которых дается алгоритм выполнения того или иного задания.. Систематическое выполнение учащимися таких действий поможет им овладеть рациональными приемами работы.

Для успешной самостоятельной деятельности в условиях м\к школы, необходимо овладение еще одним умением – умением контролировать свою деятельность. Формирование этого умения обеспечивается, прежде всего:

- наличием образцов выполнения;

- ключей к упражнениям и заданиям;

- организацией взаимопроверки выполненных заданий;

- наличием четких критериев.

 

Основные требования к самостоятельной работе:

-содержание и характер самостоятельной работы должны определяться содержанием конкретного урока и целью изучаемой темы;

-содержание задания должно быть посильным;

-характер деятельности самостоятельной работы должен быть разнообразен (слуховая, зрительная, двигательная);

-учитель должен предусматривать трудности и постепенное их наращение;

-самостоятельной работе должна предшествовать тщательная подготовка, в которую входят разъяснение цели задания, способов и приемов его выполнения, последовательность действий.

 

Следует помнить и о типичных ошибках в организации самостоятельной работы с учащимися м\к школ:

-отсутствие мотивации выполнения того или иного задания;

-недостаточная подготовленность к его выполнению (задание прочитывается учителем или учеником и не объясняется);

-поверхностная итоговая проверка выполненного задания;

-однообразие и однотипность заданий (чтение, перевод );

-приблизительное определение продолжительности выполнения, без учета индивидуальных особенностей учащихся.

Очень актуальна в малокомплектной сельской школе проблема разного уровня знаний у учащихся, находящихся в одном классе. Многие школьники м\к школы, как показывает практика, не могут дойти до так называемого стандартизованного уровня образования, постоянно поднимающегося в связи с ростом темпов обучения. (Это отчасти объясняется отдаленностью многих м\к школ от центров и городов, а также слабой информационной насыщенностью сельского социума.)

Одновременно с этим в классах м\к сельских школ можно всегда найти одного или нескольких учеников с повышенной мотивацией к познанию. Безусловно, оба типа детей требуют от учителя иностранных языков индивидуального или дифференцированного подхода.

Очень часто при обучении иностранному языку в условиях м\к сельской школы допускаются определенные типичные ошибки, которые затем сказываются на процессе обучения и на результативности. Каковы они?

1. Предъявление одинаковых требований ко всем учащимся без учета имеющихся между ними различий.

Это приводит к следующему:

- нарушению доступности изучаемого материала у слабоуспевающих, а отсюда и потеря интереса, мотивации к изучению иностранного языка,

- занижению требований предъявляемых к сильным учащихся . Это ведет к их дезориентации, восприятию предмета как чего-то чрезвычайно легкого, не требующего больших затрат времени и усилий, что в свою очередь не может не сказаться на результативности обучения.

2. Оценивание учащихся по одинаковым критериям (в режиме учета абсолютной успеваемости), при котором не принимается во внимание достижение каждого ученика в заданный момент относительно его прошлого уровня владения соответствующим материалом.

Какие рекомендации по этому поводу следует предложить учителям иностранного языка м\к сельской школы:

1. отбирать или адаптировать материал с учетом уровня учащихся, их возраста и интереса;

2. отбирать задания с выходом на результат (т.е. на проявление умений: составлять план краткого содержания прочитанного, написать письмо, составить вопросы к анкете и т.д.).

Пример:

Сильные Слабые
Чтение текста учебника Чтение упрощенного (сокращенного, адаптированного до уровня восприятия читающих (варианта того же текста
Выполнение заданий на проверку понимания прочитанного Перевод прочитанного
Составление вопросов к теме Составление вопросов по опорам

Образец:

What

Where

is there

does

John

love

live

in his living room?

in his study?

to do?

 

Необходимо составить вопросы:

Где живет С?

Что он любит делать?

Что находится в его гостиной?

Что находится в его кабинете?

Одним из доминирующих видов речевой деятельности в сельской м\к школе является чтение. Это объясняется прежде всего тем, что этот вид речевой деятельности наиболее доступен в условиях м\к средней школы, поскольку :

- чтение - рецептивный вид деятельности, который усваивается намного легче, чем говорение - продуктивный вид деятельности на неродном языке;

- ученик имеет возможность читать в любое время, в то время как для говорения нужен собеседник (а в сельских м\к школах таким “собеседником” зачастую может выступать только книга), для аудирования - соответствующая литература.

При обучении чтению в условиях м\к сельской школы учитель иностранного языка должен учитывать оптимальную технологию обучения чтению как слабоуспевающих детей, так и детей, обладающих определенным языковыми способностями, а именно:

Слабые Сильные

1. Выбор материала для чтения следует осуществлять, исходя из интересов и возможностей учащихся:

-короткие тексты любого жанра с более или менее законченной идеей;

1. Предъявлять аутентичный текст

Во время чтения учащиеся могут использовать словари для выяснения значения незнакомого слова

2. Контроль чтения и процесс обсуждения прочитанного возможно осуществлять на родном языке учащихся. 2. Контроль прочитанного можно осуществлять путем обсуждение на иностранном языке, а также с помощью письма на иностранном языке.

Многолетние наблюдения показывают, что уровень языковой и речевой подготовки учащихся м\к школ отстает от уровня подготовки городских школьников. В чем это проявляется:

- учащиеся недостаточно четко воспринимают аутентичную речь на слух;

- часто допускают в речи фонетические, лексические и грамматические ошибки;

- испытывают затруднения во время письменного изложения мысли.

Причины могут быть как объективными, так и субъективными.

Объективные причины:

- недостаточное количество часов, отводимое на изучение иностранного языка;

- недостаточное количество специфических тем для учащихся сельских школ;

- слишком большое внимание, уделяется чтению (что порой связано с отсутствием специалиста);

- неумение обучаемых организовывать при высказывании передаваемую информацию в типичные сообщения на родном языке.

Субъективные причины:

· неумение организовать оптимальное общение на иностранном языке в малочисленных классах;

· нерациональное использование некоторых упражнений, предназначенных для развития навыков говорения;

· неумение “прилаживать” имеющийся арсенал упражнений для оптимального развития навыков говорения;

· неумение должным образом мотивировать учебный процесс по овладению навыками говорения в малочисленных классах;

· неумение надлежащим образом использовать положительные возможности внеклассной работы по иностранному языку для организации успешного общения.

Работа над диалогической речью в малокомплектной сельской школе часто ограничивается простым запоминанием диалога образца без выработки умения переносить усвоенные лексико-грамматические структуры на новые ситуации.

Следует помнить, что заучивание наизусть целых диалогов не является эффективным средством обучения устному общению.

Учителям малокомплектной сельской школы можно рекомендовать при обучении диалогической речи следующий алгоритм:

1. Сначала отбирается речевое клише в соответствии с заданной темой, вокруг которого впоследствии формируется диалог.

Пример: (диалог “В магазине”)

Выражение: “Sorry, I haven’t got any cheese”

записывается на доске, отрабатывается хором и индивидуально.

Однако для того, чтобы использовать это выражение в диалоге, необходимо стимулировать роль покупателя. С этой целью обучаемым можно предложить типичное высказывание покупателя с наполнителями:

A pound of cheese, please
loaf bread
pound butter

Эти выражения также отрабатываются хором и индивидуально

После этого идет парная работа со сменой ролей, в режимах учитель-класс, ученик-ученик

-A pound of cheese, please

-Sorry I haven’t got any cheese

После этого учащиеся записывают диалоги в тетрадь и отрабатывают их в парах.

Однако в данной ситуации учащиеся всего лишь поочередно играют роли продавца и покупателя, а реальной коммуникации не происходит.

Для того, чтобы создать более естественную коммуникацию следует:

1. Спрогнозировать возможное начало диалога:

Good morning! Can I help you!

How do you do Mr....What can I do for you!

2 . Ввести выражение : “Here you are”, которое мы либо пропускаем в режиме учитель- ученик, либо специально демонстрируем учащимся, указывая на то, что следует говорить, какой должна быть реакция на эту реплику.

3. Снабдить каждого “продавца” и “покупателя” более подробной информацией о той ситуации в которой они находятся, причем эта информация не должна оглашаться до вступления в коммуникативный контакт, содержать элементы непредсказуемости. Эту непредсказуемость можно решить с помощью следующих карточек:

You are the Customer. You want :

· a loaf of bread a pound of cheese

· a loaf of bread

· a pound of butter

 

You are the Shopkeeper. You have:

· a pound of sugar

· a packet of tea

· a loaf of bread

 

You haven’t got any:

· cheese

· butter

· salt

3. Учащиеся работают в сменных парах

4. на более продвинутом этапе работу можно еще более активизировать и усложнить введением прейскуранта цен и т.д.

· a pound of cheese

· a loaf of bread

· a pound of butter

 

You are the Shopkeeper. You have

· a loaf of bread

· a pound of sugar

· a packet of tea

 

You haven’t got any

· cheese

· butter

· salt

Использование такого алгоритма будет способствовать формированию у учащихся навыков неподготовленной речи в условиях сельской школы.

В данной статье мы упомянули всего лишь о некоторых приемах работы с учащимися в условиях малокомплектной сельской школы. Очень многое зависит от учителя, его языковой компетенции, знания современной технологии, преподавания иностранного языка. Значительную помощь учителю оказывает УМК иностранных языков ООИПКРО, который в течение последних лет учитывает потребности учителей м\к сельских школ при формировании содержания образовательных программ курсов повышения квалификации, организации работы со слушателями курсов. Однако успех к учителю м\к сельской школы придет только в результате совместных усилий деятельности УМК иностранных языков, РМК и главное самого учителя.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации