Цели и задачи введения в школу пропедевтического курса информатики.
Содержание пропедевтического курса информатики в начальной школе

Представила: Калиберда Е.Л., зав. УМК информатики ООИПКРО
Дата: 26.12.03

Цель: Обоснование актуальности и пути реализации введения в начальной школе пропедевтического курса информатики.

План

1. Введение

2. Цели обучения информатике в начальной школе

3. Примерное содержание курса информатики в начальном обучении

4. Формы организации обучения в школе

5. Примерный тематический перечень электронных средств учебного назначения и краткие характеристики УМК

6. Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе

7. Вопросы самоконтроля

8. Понятийный словарь

9. Литература


I. Введение.

В соответствии с решением коллегии Минобразования РФ от 22.02.95, № 4/1 планировалось осуществить переход к непрерывному изучению информатики в средней общеобразовательной школе, предусматривающий три этапа:

пропедевтический (I – VI классы);

базовый (VII – XI классы), обеспечивающий изучение информатики на минимальном обязательном уровне, заданным стандартом;

профильный (X – XI классы) – в виде одного из обязательных для всех школ профильного курса информатики.

С целью обеспечения правильной организации изучения курса информатики в общеобразовательной школе и эффективной оценки качества подготовки выпускников по этой учебной дисциплине Минобразованием РФ разработан комплект нормативных документов и документов рекомендательного характера (примерные программы, требования к уровню подготовки выпускников, примерные экзаменационные билеты, образцы итоговых заданий, рекомендации по использованию учебников, учебных пособий, авторских разработок и пр.)

Важным нормативным документом, призванным обеспечить базовые знания учащихся общеобразовательного учреждения, является «Обязательный минимум содержания образования по информатике» (приказ МО РФ от 30.06.99 №56). В документе определяются объем и содержание учебного материала, предъявляемого учащимся в школе.

Все другие документы рекомендательного характера разработаны в соответствии с этими уровнями и требованиями нового содержания образования.

В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования в начальной школе со 2 класса вводится предмет "Информатика". (См. письмо Министерства образования от 17.12.01 № 957/13-13 "Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе"), в том числе, следует отметить основные характеристики предмета информатики в начальном обучении как новой составляющей грамоты младших школьников.

Информатика в начальной школе представлена с 2002/03 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета информатика и информационные технологии основной школы. Обучение информатике во II-IV классах рекомендуется проводить учителям начальной школы.


II. Цели обучения информатики в начальной школе.

В документе, разработанном в Министерстве образования РФ в 2002 г. «проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям» определены направления и содержание курса «Информатика и информационные технологии» в общеобразовательной школе. Этим документом определяется обязательный минимум содержания основных образовательных программ по трём уровням.

Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:


- развитие умений ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладение практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
- формирование начальной компьютерной грамотности и элементов информационной культуры;
- развитие умений, позволяющих обмениваться информацией, осуществлять коммуникации с помощью имеющихся технических средств (телефон, магнитофон, компьютер, телевизор и др.).

Целесообразно формировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и начальные знания основ информатики, осуществлять пропедевтику ее фундаментальных понятий и способов деятельности, т.е.:

Формирование представлений о возможностях компьютера в области обработки информации (компьютер рисует, вычисляет, пишет...), хранения информации (компьютер запоминает рисунки, числа, тексты) и передачи информации (от человека к компьютеру, от компьютера к компьютеру, от компьютера к человеку).

Знакомство с основными понятиями и их отношениями как общими: информация, язык, знания, модель, алгоритм, структура и др. так и частными: данные, таблицы данных, объекты, имена, значения, условия, структуры записей процедурных ответов.

Формирование навыков работы с клавиатурой (набор текста, набор чисел, управление движением и фиксирование объектов на экране дисплея, выбор режимов работы по меню).

Освоение способов деятельности, отражающих специфические методы информатики: формализацию (описание условий и решений задач с ориентацией на их компьютерное исполнение), алгоритмизацию (запись для некоторого типа процедурных ответов простейшей структуры типа "ветвление", "выбор", "цикл"), решение практических задач с применением компьютера (ведение компьютерных дневников при наблюдениях за погодой, жизнью растений и животных).

Авторские разработки: ПМК Первин Ю.А. "Роботландия", Горячев "Информатика в играх и задачах", "Информатика шаг за шагом", ПМК "Алгоритмика" отвечают поставленным целям.

Задачи обучения информатике в начальной школе:


- познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
- дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
- дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

Линии обучения информатике в начальной школе соответствуют линиям основной школы, но реализуются на пропедевтическом уровне.


III. Примерное содержание курса информатики в начальном обучении:

Обязательный минимум содержания образования по информатике

Практическая составляющая содержание предмета информатика формируется из задач по информатике с предметным содержанием (бескомпьютерная составляющая обучения) и компьютерных практических заданий. В связи с этим требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий всех участников педагогического процесса в соответствии с уровнем оснащения школы. Одним из примеров может послужить организация информационных минуток на уроках информатики в начальной школе.

В 2002 году начался эксперимент по обучению информатике в начальной школе со второго класса. В 2003 году условия эксперимента в начальной школе значительно изменились в связи с реализацией программ информатизации образования. В школы страны поставлены компьютеры, разрабатывается серия электронных учебных материалов, школы подключаются к Интернет, формируются образовательные порталы в сети Интернет. В настоящее время созданы условия для активного применения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении информатике в начальной школе. Обучение информатике в третьем классе подготовит учащихся к самостоятельному использованию в учебной деятельности информационных источников, в том числе ресурсов школьной библиотеки и медиатеки, сформирует элементарные умения работы на компьютере, подготовит к работе с информацией с использованием средств коммуникаций, расширит круг понятий и кругозор учащихся в области ИКТ. Важно, что практические задания и проекты, которые учащиеся выполняют в третьем классе по курсу информатики, позволят им получить опыт учебной деятельности с использованием ТСО и средств ИКТ и применить его в четвертом классе при выполнении подобных заданий по другим предметам. Это способствует вхождению учащихся в информационное образовательное пространство.

Трехлетний цикл обучения информатике в начальной школе нацелен на формирование у учащихся умений применять знания, полученные на уроках информатики, на других предметах с использованием средств ИКТ.

Во втором классе учащиеся знакомились с видами информационной деятельности: сбор информации, организация информации, поиск информации, хранение информации, передача информации. Компьютерная составляющая обучения состояла в первичном знакомстве с основными внешними устройствами компьютера, ознакомительной работой с простейшими обучающими программами игрового характера. Учащиеся обучались элементам клавиатурного письма, графического интерфейса, учились пользоваться манипулятором «мышь», узнали о видах информационных объектов. При этом не требовалось регулярное использование средств ИКТ на уроках информатики, большую часть занятий составляли задания, использующие технические средства обучения (ТСО), инструменты исследовательской и конструкторской деятельности. Компьютер можно было использовать по мере необходимости.

Особенностью обучения информатике в начальной школе является постепенное наращивание компьютерной составляющей курса. В третьем классе учащиеся готовы к использованию ТСО и средств ИКТ с поддержкой учителя на уроках информатики и при обучении другим предметам, так как во втором классе они уже познакомились с этими средствами обучения на уроках информатики.

В третьем классе целесообразно продолжить использование ТСО и бескомпьютерных инструментов при обучении информатике в следующих видах информационной деятельности:

1. Сбор, запись информации, презентация.

Оборудование: телевизор, магнитофон или плеер, фотоаппарат, видеокамера, аудиомагнитофон, диктофон, проекционное оборудование.

Перечисленное оборудование предназначено для записи информации из окружающего мира и коммуникации, записи процесса и результата деятельности учащихся.

2. Поиск информации, организация информации.

Оборудование: учебные игры (например, лото), энциклопедии, словари, магнитная доска и карточки, доска для фломастеров, таблицы и схемы, карты и атласы, видеотека, аудиотека.

Перечисленное оборудование позволяет организовать информацию, представить ее структурно, схематично, познакомить учащихся с различными формами представления информации.

3. Исследование и анализ информации, моделирование и конструирование.

Оборудование: весы; измерители объема, длины, температуры; микроскоп; датчики; конструкторы, в том числе ЛЕГО, простейшие чертежные инструменты и материалы для художественного творчества (пластилин, разнообразные краски и кисти, бумага и сырье для папье-маше, ножницы и клей, веревки и нити); музыкальные инструменты и синтезаторы звука.

Обучение в третьем классе включает бескомпьютерную и компьютерную составляющие. Бескомпьютерная часть курса реализуется заданиями, направленными на развитие логического и алгоритмического мышления учащихся, компьютерная – на формирование умений учащихся работать с информацией с использованием средств ИКТ.

Основные темы бескомпьютерной составляющей курса информатики:


· Виды информации. Знаки. Слова. Предложения. Тексты. Изображения. Иллюстрации. Аудио и видео записи.
· Источники информации. Наблюдения. Книги, газеты, журналы, радио, телевидение, аудио и видеозаписи и др.
· Организация информации. Алфавитный порядок. Составные части книги и их назначение. Каталог. Справочники.
· Поиск и анализ информации. Сужение и расширение объема поиска информации. План поиска. Анализ информации.
· Применение информации. Создание новых информационных объектов. Обмен информацией.
Представление информации. Описание предметов. Описание действий. Алгоритм и его исполнение.
· Схемы. Таблицы. Графы.
· Алфавит логики. Рассуждения.

Основные темы компьютерной составляющей курса информатики:


· Технические средства приема, передачи, хранения и обработки информации. Аудио-видео и мультимедиа ресурсы. Радио, телевидение, телефон, компьютер.
· Компьютер и его составные части. Правила поведения в компьютерном классе и правила работы на компьютере.
· Приемы работы с клавиатурой.
· Компьютерный поиск ключевых слов в текстах. Поиск информации на компакт-дисках.
· Создание на компьютере информационных объектов (текстов, изображений).


IV. Формы организации обучения в школе.

Кто должен и может вести уроки информатики в начальной школе?

Обучение информатике и информационным технологиям можно реализовать несколькими вариантами силами учителей начальной школы.

1-й вариант. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках 1 урока в интеграции с предметами.

Совместное обучение с такими предметами как математика, риторика, рисование, труд, музыка, окружающий мир в бескомпьютерном варианте обучения возможно реализовать по схеме: 1 урок информатики и использование практических знаний в содержании других предметных уроков. Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса на группы. Рекомендуется в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками, рекомендованными для интеграции авторами пособий (см. Приложение).

2-й вариант. Организация компьютерной поддержки предмета "Информатика" в рамках одного урока без деления на группы. Для групповой формы обучения возможно организовать компьютерную поддержку в информационном центре школы.

Информационный центр школы представляет собой кабинет, снабженный 3-7 компьютерами, подключенными в локальную сеть, возможно с выходом в Интернет. Такой кабинет является современным аналогом читального зала компьютеризированной библиотеки и может быть оборудован именно в читальном зале школы. В информационном центре необходимо предусмотреть и традиционные рабочие места учащихся - столы, стеллажи для раздаточных настольных пособий. В этом случае необходимо учитывать наличие электронных средств обучения и готовность учителей начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики.

При обучении информатике с компьютерной поддержкой также возможно использовать интегрированный подход по схеме первого с использованием 15-минутного компьютерного практикума. В этом случае практические занятия возможно провести несколько раз: на уроке информатики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других предметов - с другими группами с привлечением компьютерных программ из перечня электронных средств обучения, рекомендованных для начального обучения.

В информационном центре школы можно организовать обучение информатике с помощью метода проектов. Для этого класс делится на бригады по 3-4 человека, для которых предусматривается рабочая зона: 2 парты, 1 компьютер, настольные пособия и раздаточные материалы (конструкторы, в том числе ЛЕГО, цветная бумага, альбомы, развивающие игры и пр.) Работа за компьютером в бригаде регулируется учителем: один учащийся выполняет свою работу на компьютере в течение 5-7 минут, другие учащиеся бригады в это время работают над настольной частью проекта. Таким образом, бригада осуществляет компьютерную деятельность в течение всего урока в рамках 20-30 минут в зависимости от проектного задания, рекомендованного в учебном пособии автора А.Л.Семенова.

Учителю требуется владение компьютером в рамках заданий, предложенных автором учебного пособия: например, навыки работы в среде ПервоЛого, в клавиатурном тренажере, а также работы с комплектом программ "Компьютер и детство", "Никита", "Малыш" и др.
Компьютерный практикум может быть индивидуальным (один ученик за одним компьютером) и демонстрационным. При этом один компьютер учителя в классе может быть использован как "электронная" доска.

3-й вариант. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках 1 урока.

При выборе школой формы обучения информатике с компьютерной поддержкой с использованием компьютерного кабинета школы (12 мест) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя информатики школы для совместного параллельного проведения занятий двумя учителями: учителем начальной школы и учителем информатики блоками по 15 минут. Теоретическая часть для 1-й группы и компьютерная часть урока для 2-й группы соответственно, и наоборот.

Для реализации фронтальной формы обучения на уроке информатики возможно организовать изучение данного предмета в рамках одного урока в интеграции с предметами на базе кабинета, оборудованного одним компьютером с CD-ROM устройством.

Это школьный кабинет, оснащенный 1 компьютером с CD-ROM устройством, аудиосистемой (колонки) и дополнительно - медиапроектором с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Дополнительно данный компьютер может быть подключен в локальную сеть школы и иметь выход в Интернет.

Обучение информатике в этом случае проводится учителем начальной школы без деления класса на подгруппы. При этом один компьютер в кабинете может быть использован как "электронная" доска, то есть использоваться в режиме "вызова" к нему учащихся для выполнения команд, предусмотренных учебной компьютерной программой. Для этого желательно подключение компьютера к проектору или телевизору с большим экраном для удобства фронтальной работы с классом. Целесообразно в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками по предметам, рекомендованным для интеграции авторами учебных пособий под редакцией А.В.Горячева.

Учитель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь воспользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, желательно знание работы с Интернетом и электронной почтой. При таком компьютерном сопровождении уроков информатики требуется учитывать, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15 минут, то есть менее половины урока. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.

Для компьютерной поддержки уроков можно использовать обучающие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, трудовому обучению, энциклопедии из области искусства, музыки, театра, правил дорожного движения, путешествий и пр. (Например, продукция фирм "Компьютер и детство", "Кирилл и Мифодий".)

При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техникой (см. журнал "Информатика и образование" № 4, 5,7, 10 - "Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации в сфере общего среднего образования" Роберт И.В. и др., ИИО РАО), санитарные нормы организации труда детей за компьютером (Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Работу за компьютером следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1-2 мин).

В третьем классе значительно увеличивается доля практических заданий, учебных проектов с использованием средств ИКТ. Для осуществления баланса между бескомпьютерной и компьютерной составляющими обучения информатике рекомендуется в третьем классе реализовать содержание курса как на уроках информатики (1 раз в неделю), так и в качестве отдельных блоков содержания курса информатики в других учебных предметах.

Урок информатики в третьем класс, представленный как отдельный урок для всего класса без деления на группы в бескомпьютерном варианте (с возможным использованием одного компьютера на рабочем месте учителя), может проводиться учителем начальных классов или учителем информатики.

Рекомендуется выделить следующие этапы урока: проверка домашнего задания (до 5 минут), изучение новой темы (примерно 7 минут, с использованием технических средств обучения, в том числе телевизора, компьютера), закрепление материала (около 7 минут), практическое или проектное задание (примерно 10 минут с использованием технических средств обучения и инструментов исследовательской и конструкторской деятельности, с использованием одного компьютера в классе в качестве электронной доски в режиме эстафеты, выступления), обсуждение результатов (5 минут). В течение урока необходимо проводить физкультминутку (1-3 минуты).

В случае если содержание курса информатики изучается отдельными блоками на других предметах, рекомендуется использовать проектную форму работы. Целесообразно проводить такие занятия в кабинете, где установлены не менее 3-х компьютеров.

Проектное задание должно быть связано с содержанием курса учебного предмета, в рамках которого осуществляется вставка блока содержания курса информатики. Вставки в урок рекомендуется осуществлять не чаще 2-х раз в неделю. Такой урок рекомендуется проводить учителю начальных классов, имеющему соответствующую подготовку.

Первую часть такого занятия учащиеся обучаются всем классом, для чего предусмотрено рабочее пространство в классе. Для практической работы класс делится на бригады, для чего предусмотрены рабочие места, оборудованные компьютерами, а также устройствами, подключаемыми к компьютеру. Рекомендуется в состав бригады, за которой закрепляется один компьютер, включать не более 3-х человек. Практическая работа (до 15 минут) в бригаде реализуется сменой бескомпьютерной и компьютерной деятельности и предназначена для выполнения заданий проекта и обсуждения результатов. Каждый учащийся должен иметь индивидуальную часть задания как бескомпьютерную (до 10 минут), так и компьютерную (около 5 минут). Бескомпьютерная часть задания может включать в себя: работу в тетрадях, с конструкторским материалом, с инструментами исследовательской деятельности, с материалами художественного творчества, работу со словарями, энциклопедиями, с устройствами для записи информации, в том числе дополнительными устройствами, подключаемыми к компьютеру. Компьютерная часть задания может включать в себя работу с творческими компьютерными средами, с текстом, графикой, звуком на компьютере, тренажерами, обучающими играми соответствующей тематики.

В общеобразовательных учреждениях, имеющих возможность использовать для обучения информатике в начальной школе компьютерный кабинет, рекомендуется организовать проведение компьютерной части урока по информатике в таком кабинете. Для этого класс делится на две группы.

Компьютерную часть урока целесообразно проводить учителю информатики сначала для одной группы детей, а затем для второй (по 15 минут для каждой группы). В это время учитель начальной школы проводит бескомпьютерную часть урока информатики для одной из групп учащихся. Таким образом, группы меняют виды учебной деятельности в рамках одного урока. Проведение таких уроков возможно, если в общеобразовательном учреждении предусмотрена оплата двух учителей, работающих в рамках одного урока.

Объем домашнего задания рекомендуется регулировать таким образом, чтобы избегать перегрузки учащихся. Например, можно в качестве задания предложить учащимся провести наблюдение во время прогулки, подготовить фрагмент конструкторской работы, выполнить 1-2 задания из рабочей тетради, предусмотренной для самостоятельной работы ребенка, подобрать какую-либо информацию и пр. Основная цель домашней работы – использовать полученные знания и умения информационной деятельности при выполнении заданий по другим предметам (работа с книгой, словарем, рисунком, подготовка сообщения, поиск и подбор информации).

Для использования средств ИКТ в обучении информатике рекомендуется заранее выбрать такую организацию обучения информатике, которая наиболее подходит для образовательного учреждения в соответствии с комплектацией школы средствами ИКТ.

Говоря о современном компьютере, обычно добавляют прилагательное «персональный», что предполагает одного пользователя, или хотя бы одного пользователя в определенный момент из небольшой группы пользователей. Однако компьютер, устанавливаемый в школе, не может рассматриваться как персональный (в отличие от компьютера в домашнем использовании). Именно отсутствие учета не персональности использования компьютера в школе во многом определяет невозможность использования большинства разработок фирм, успешно работающих на домашнем рынке, в школе.

Можно рассмотреть следующие основные организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе:

Урок в классной комнате.

Урок в читальном зале библиотеки.

Урок в актовом зале школы.

Урок в компьютерном кабинете.

Вызывает затруднения у учителей информатики оценка знаний и умений младших школьников. Основное из этих затруднений состоит в том, что значительная часть учебного материала носит ознакомительный характер, следовательно, требовать от учащихся его твердого знания не вполне правомерно. Распространенным заблуждением является уверенность в том, что дословное знание учащимися определений является гарантией понимания ими сути определяемых понятий. Гораздо важнее знания определения умение пользоваться понятием и употреблять его в активной речи.

К тому же строгость многих определений информатики в начальной школе условна, требовать их запоминания школьниками не вполне корректно.

Следует также учесть, что часть материала ученик может знать пассивно: то, что учащийся понимает определенные термины и в силу этого ему понятна речь учителя, само по себе уже хорошо. Часть понятий и не должна входить в активный словарь школьников — достаточно пассивного понимания.

Как обеспечить эффективность одночасового обучения.


V. Примерный тематический перечень электронных средств учебного назначения и краткие характеристики УМК.

При компьютерной поддержке обучения информатике учителю необходимо очень серьезно продумать тот перечень электронных средств учебного назначения, который соответствовал бы возрастным особенностям учащихся младших классов и содержанию предмета информатика в начальной школе.

МО РФ рекомендуется компьютерную поддержку осуществлять электронными средствами учебного назначения сообразно планированию курса:
· Компьютерные азбуки и буквари для ознакомления и работы с текстом.
· Клавиатурные тренажеры с ненавязчивой скоростью работы.
· Компьютерные лабиринты для управления объектом.
· Компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды.
· Компьютерные раскраски и геометрические конструкторы.
· Компьютерные синтезаторы звука.
· Логические игры на компьютере.
· Компьютерные энциклопедии, путешествия.
· Игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках.
· Компьютерные среды управления исполнителем.
· Компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями (по технике безопасности, правилам движения), удовлетворяющие возможности использования фрагментами по 5 минут с дальнейшим обучением.
· Компьютерные топологические схемы (карты).
· Компьютерные мозаики.

Современный рынок программного обеспечения предлагает огромный набор компьютерных программ для младшего школьного возраста. Учителю сложно выбрать те из них, которые соответствуют линиям основной школы и реализуются на пропедевтическом уровне. Использование этих программ в учебной и внеурочной деятельности должно выглядеть очень естественным с точки зрения ребенка и являться одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

При обучении информатике возможно использовать электронную поддержку курса:

1. «Путешествию в информатику». Издательство «Баласс», 2003г.

2. «КИД – Малыш». Издательство «Баласс», 2003 г.

3. «Роботландия». С системой заказов продукции «Роботландия» можно ознакомиться на сайте по адресу http://come.to/robotland

В ПМК "Роботландия" существуют три содержательные линии - информационная, компьютерная и алгоритмическая. Цель информационной линии - на наглядных примерах из окружающей действительности дать детям общее представление об информации и информационных процессах.

Материал этой линии в основном теоретический, компьютерную поддержку имеет тема "Обработка информации" в виде программы "Буквоед".
Линия "Компьютер" имеет два уровня. На первом дети осваивают приемы общего взаимодействия с компьютером (основные клавиши, мышь, меню, исправление ошибок). Программы - тренажер "Компьютер", "Курсор", "Как тебя зовут", "Правилка", На втором уровне происходит знакомство с текстовым редактором "Микрон", графическим редактором "Раскрашка", музыкальным редактором "Шарманщик".
Алгоритмическая линия представлена исполнителями - "Ханойская башня", "Переливашка", "Перевозчик", "Машинист", "Стэковый калькулятор", "Плюсик", "Шахматные кони","Кукарача". Главной особенностью алгоритмической линии "Роботдандии" является развитие двух связанных между собой умений: придумывать алгоритм и записывать его для исполнителя. Проблема перевода алгоритма на язык исполнителя раскрывается на уровне линейных алгоритмов (т.е. до знакомства с нелинейными структурами), в этом "Роботландия" отличается от курса Горячева и ПМК "Алгоритмика".
Учащиеся осваивают основную технику перевода - запись алгоритма командами из СКИ исполнителя, пользуясь наличием протокола откатки, накатки и т.д.

Итогом алгоритмической линии является работа детей с программируемым исполнителем "Кукарача", который двигает буквы по клетчатой доске и в языке которого реализован вполне достойный набор алгоритмических структур - процедуры, цикл N раз и "ПОКА", ветвление, рекурсия.
ПМК "Роботландия" охватывает широкий круг вопросов, излагает их на доступном для учащихся уровне и закладывает грамотную основу для дальнейшего изучения информатики.

Предмет информатика реализует межпредметные связи, то есть при его изучении нецелесообразно практические занятия по информатике наполнять различным предметным содержанием. Примерные темы для интеграции предметов в рамках практических заданий по информатике предложены авторами комплектов, например, таких как А.В. Горячев (со всеми предметами начального обучения, см. приложение), А.Л. Семенов (проекты) и др.

Для начальной школы рекомендуется использовать учебники-тетради и рабочие тетради по информатике:

• по курсу информатики автора, А.В. Горячева-учебники-тетради № 1-4. Во II классе используется учебник-тетрадь № 2. Учебник-тетрадь № 1 может использоваться по желанию учителя в 1 классе на дополнительных занятиях;

• по курсу информатики автора А.Л. Семенова - новый комплект рабочих тетрадей для II, III и IV класса.

Учителю трудно сориентироваться в существующем многообразии подходов к пропедевтической подготовке по информатике и информационным технологиям и выбрать что-то одно, особенно если речь идет о самой обычной массовой общеобразовательной школе. В настоящее время существует большое число научных исследований, множество целостных курсов, программно-методических комплексов, отдельных учебно-методических разработок, посвященных преподаванию информатики и применению новых информационных технологий в младших классах общеобразовательной школы. Анализ наиболее значимых из них позволяет выявить следующие тенденции:

во-первых, на смену интегративным курсам, подобным "Роботландии" сегодня приходят курсы, дифференцирующие в своем содержании теоретические и прикладные аспекты;

во-вторых, возрастает роль безмашинных курсов информатики, в которых делается упор на достаточно глубокое изучение отдельных теоретических вопросов, при этом существует опасность, что тщательно проработанный учащимися материал не будет востребован в процессе дальнейшего обучения (особенно в массовой школе);

в-третьих, практически все курсы ориентированы на использование в учебном процессе рабочих тетрадей на печатной основе, что жестко регламентирует деятельность учителя, сковывает его инициативу.

Один раз в четверть необходимо проводить с учащимися беседу (инструктаж) по правилам поведения в компьютерном классе.

Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе.


1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.
2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.
3. Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.
4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике.


1. В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы заранее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.
2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.
3. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организации рабочего места ученика.
4. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств, и разъемы были обращены к стене помещения.
5. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.
6. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.
7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.
8. Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом.

Занятия информатикой с использованием компьютерного кабинета у младших школьников возможно проводить по расписанию любым уроком (1,2,3 или 4-м).

При использовании школьного кабинета информатики учащиеся должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики, утвержденный директором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики.
Компьютерный школьный кабинет обычно оборудуется по такой схеме: одно рабочее место учителя и 10-12 ученических рабочих мест, а также может использоваться 1 сервер для поддержки локальной школьной сети. Дополнительное оборудование: один принтер, выход в Интернет, локальная сеть, сканер, медиа-проектор.


VI. Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника; но и та, которая находится в эксплуатации.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо. Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей. Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.
Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.

Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, .чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.

Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится, примерно, на центр монитора или немного выше.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.

При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура -19-21° С, относительная влажность - 55-62%.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации.

Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 минут.

С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.


Вопросы самоконтроля:

1. Назовите цели введения в школу пропедевтического курса информатики.

2. Сформулируйте учебные задачи и принципы построения курса.

3. Назовите основные содержательные линии пропедевтического курса информатики в начальной школе. Требования к знаниям и умениям школьников по одной из линий (на выбор учителя).

4. Укажите возможности использования компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе.

5. Назовите требования к организации режима труда и отдыха при работе на компьютере для младших школьников.

6. Назовите приемы организации учебной деятельности при обучении информатики в начальной школе.

7. Дайте классификацию компьютерных программ, используемых в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.


Понятийный словарь

Цифровые учебные ресурсы: Все учебное программное обеспечение объединяется термином цифровые учебные ресурсы (ЦУР).

Цифровые - потому что компьютер всегда работает с цифрами и сейчас любую информацию можно представить в виде цифр и запомнить в компьютере. Учебные - потому, что они используются в образовании. Ресурсы - потому, что это слово обозначает источник, запас; а современный компьютер является неисчерпаемым источником различной информации и одновременно универсальным инструментом, позволяющим искать и создавать информацию. ЦУР должны использоваться как в ходе учебного процесса, так и при итоговой аттестации по различным предметам.

Репетиторы: Учебные ресурсы, сочетающие в себе вышеназванные виды и содержащие системы тестирования, управляющие действиями пользователя, часто называют электронными учебниками. Они предназначены, прежде всего, для самостоятельной работы учащихся и предлагаются на домашнем рынке как Репетиторы.

Обозначения и сокращения

ИКТ - информационные и коммуникационные технологии

ЦУР - цифровые учебные ресурсы

УМК - учебно-методический комплект


Литература

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 марта 2002 г. Ns 199/13. "Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе", подготовленное совместно с Научно-исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук и Институтом общего среднего образования Российской академии образования. Руководитель Департамента образовательных программ и стандартов общего образования, член коллегии А.В.БАРАННИКОВ

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.01 № 957/13-13 "Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе"

«Организация обучения пропедевтического курса информатики в начальной школе» Информационно-методическое письмо по информатике #571/11-13 от 11.04.2000 года для использования в работе общеобразовательными учреждениями РФ в 2000-2001 учебном году.

Письмо Министерства образования Российской Федерации13-51-109/13 от 22.05.2003. «Об организации обучения информатике в третьем классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования - Информатика и образование. №73, 2003г., с.3 - 8.

С.Г. Дербенеева, «Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников на уроках информатики» Информатика и образование. №10, 2003г., с.80-87.

Брошюра «Программно-методические материалы. Информатика. 1 – 11 классы».– М.: Дрофа, 2000.

Брошюра «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике».– М.: Дрофа, 2000.

Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики, разработанные Институтом информатизации образования Российской Академии образования - журнал «Информатика и образование».– №4, 5, 6.– 2000.

Проект федерального компонента по информатике в начальной, основной и профильной школе.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации