Дайджест
«Профильные курсы информатики, ориентированные на гуманитарные знания» }

Представил: Пономаренко Дмитрий Александрович, методист УМК информатики
Дата: 30.01.04

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. - ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Учебный курс ориентирован на использование персональных компьютеров класса IBM PC с программным обеспечением (ПО) Microsoft Windows — Microsoft Office. В школах, не обладающих такой техникой и программным обеспечением, данный курс (по крайней мере, в практической своей части) не реализуем. Если при изучении базового курса информатики учащиеся работали с другими типами ЭВМ и ПО, то в данном курсе им придется заново осваивать новую для них технику и программы.

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика - Х». Учебник для 10 класса. М., Лаборатория базовых знаний, 2001.

Учебник «Информатика - Х» рекомендован Министерством образования. При разработке курса авторы исходили из следующих концептуальных положений:
· Курс должен носить общий характер, а не быть узкоспециализированным.
· Основные цели курса — общеобразовательная и развивающая.
· Область знаний, которую затрагивает курс — гуманитарные знания в целом.
· Он связан, в первую очередь, с образовательными областями «Филология» и «Обществознание».

По мнению авторов, профильные курсы информатики такого направления должны состоять из инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть курса указанного профиля затрагивает следующие вопросы:
· содержание и структура предметной области современной информатики;
· информационные ресурсы глобальных компьютерных сетей;
· элементы системологии;
· социальная информатик

Содержание учебника «Информатика - Х» и ориентировано на изучение этих четырех тем.

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика - ХI». Учебник для 11 класса. М., Лаборатория базовых знаний, в печати.

Вариативная часть профильного курса связана с приложениями теоретической информатики и информационных технологий. Такие приложения могут быть достаточно разнообразными. Вариант, реализованный в учебнике «Информатика - XI», ориентирован на следующие темы:
· информационные системы и базы данных;
· математическое моделирование в задачах планирования, прогнозирования,
· управления.

Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Информатика. 10 класс, 11 класс.

Систематический курс. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001, 2002;
Отличительной особенностью учебника С. А. Бешенкова, Е. А. Ракитиной является представление информатики как фундаментальной научной дисциплины, имеющей широкие межпредметные связи в гуманитарном профиле. Учебник обладает значительными возможностями как для профильного, так и для углубленного изучения предмета информатики, поскольку его содержание изначально структурировано по уровням «понять», «знать», «уметь», что позволяет организовать изучение тем на любом из выбранных учителем уровней. Рекомендуется использовать учебник для гуманитарного и естественного профилей. Учебник сориентирован на практикум в форме докладов, мини-конференций и презентаций.

Возможно организовать практические занятия в форме фронтальной работы с компьютером, оснащенным медиапроектором, выходом в Интернет.

Учебник сопровождается пособиями для учителя:
· Ракитина Е. А., Лыскова В. Ю. Логика в информатике. М,: Лаборатория Базовых Знаний, 2001;
· Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Моделирование и формализация. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

Шафрин Ю. А. Информационные технологии. Ч. 1 — 2. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999

Предполагается, что старшеклассники предварительно познакомились с базовым курсом информатики в основной школе. Обучение сориентировано на современное программное обеспечение фирмы Microsoft и требует обширного компьютерного практикума, т,е. предполагает наличие в школе современных компьютеров и программного обеспечения. Практикум требуется организовывать в индивидуальном режиме работы учащихся за компьютерами. В качестве методической поддержки можно рекомендовать книги:
· Шафрин Ю, А., Горячев А. В, Практикум по информационным технологиям. М, Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
· Шафрин Ю. А. 1500 основных понятий, терминов и практических советов для пользователей персональным компьютером. М.: Дрофа, 2001.

Информатика 10 — 11/Под ред. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 1999.

В учебнике под редакцией Н. В. Макаровой рассматриваются распространенные программные средства, широко используемые в гуманитарном, естественном и технологическом профилях обучения: мультимедийные технологии (графика, звук, анимация) и издательские системы. Школы, которые имеют соответствующие ресурсы, могут организовать обучение информатике по данному учебнику. В учебнике заложена возможность углубленного изучения тем курса по выбору учащихся. Предлагаемый курс информатики для X — XI классов является продолжением базового курса информатики, изложенного в учебниках под редакцией Н. В. Макаровой для VII — IX классов основной школы, который изучается в соответствии с системно-информационной концепцией, разработанной авторами. Данная концепция поддерживается комплектом учебников и программой обучения:
Макарова Н.В. Программа по информатике. Системно-информационная концепция. СПб.: Питер, 2001.

Гейн А. Г. Информатика. 10 — 11 кл. М,: Просвещение, 2000

Учебник А. Г. Гейна может быть использован для реализации в школах общеобразовательного курса информатики и информационных технологий в тех классах, где не проводилось изучение информатики в основной школе или такое изучение отличалось значительной неполнотой освещения тем обязательного минимума содержания образования. Если в школе есть современный компьютерный класс, можно дополнить обучение компьютерным практикумом.

Материал учебника распределен по главам
· «Введение в информатику».
· «Компьютерные телекоммуникации».
· «Компьютерное моделирование».
· «Основы алгоритмического управления».
· «Компьютерные модели в задачах управления».

К учебнику прилагается книга для учителя, содержащая дополнительные дидактические материалы:
Гейн А. Г., Юнерман Н. А. Книга для учителя: Методические рекомендации к учебнику 10 —11 классов. М.: Просвещение, 2001.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации