Организация информационной и самообразовательной деятельности педагогов
на базе школьного компьютерного класса

Представила: Калиберда Е.Л., методист УМК информатики
Дата: 28.04.03

 

"Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее".

А. Франс.

Информатика как учебный предмет входит в состав фундаментальных основ естественнонаучного образования. Но в отличие от других дисциплин, составляющих этот цикл предмет “Основы информатики и вычислительной техники” не имеет устойчивых традиций преподавания в общеобразовательной школе. По этой причине в учебных планах школ имеется большой разброс по количеству часов, отведенных на эту дисциплину. Существующие программы сильно различаются, поскольку за десять лет бурного развития предмета неоднократно менялась концепция, подходы к преподаванию, требования к знаниям и умениям и, как следствие, претерпевали существенные изменения, рекомендуемые Министерством программы, изменялись программы подготовки и переподготовки учителей информатики. Положение дел усугубляется и тем, что большая группа преподавателей вообще не имеет специального образования, а существующие учебники весьма разнородны и ни один из них, по нашему мнению, не удовлетворяет полностью требованиям сегодняшнего дня. Даже не большой опыт общения с учителями информатики дает представление о проблемах, с которым идет процесс преподавания данного предмета. И в итоге, как правило, учим тому, что знаем сами. И зачастую знаем не столько, сколько хотелось бы. Во многих случаях это означает невозможность для учащихся получить знания и умения, необходимые для успешного самоопределения в современном обществе, для продолжения образования или работы в современных областях деятельности.

 Приоритетной задачей на данный момент является формирование информационно-коммуникационных компетенций  у учащихся на основе использования различных моделей, которые реально учитывают те условия, в которых находиться каждая конкретная школа. Сегодня каждая школа получила известную автономию в определении, чему и как учить своих воспитанников. Мудрые учителя информатики делают свой выбор с учетом своих человеческих и профессиональных возможностей, интересов своих учеников, пожеланий коллег, технического оснащения и традиций школы.  Перед учителем информатики, как и перед каждым учителем, встают проблемы «Чему учить?», «Как учить?», «Как учить интереснее?». Сегодня преподаватели информатики разных школ в зависимости от своей подготовки, интересов и имеющихся условий фактически сами выбирают, чем они будут заниматься на уроках: первичным знакомством с компьютером, программированием, изучением моделей процессов и явлений, освоением новых информационных технологий, развитием специфических навыков умственной работы.

Каждый учитель с неизбежностью “воспроизводит себя” и, решая текущие задачи, делает то, что лучше умеет. Вопрос в том, на какие изменения, на какое будущее ориентировать преподавателей информатики, куда направлять переподготовку учителей. Сегодня самые распространенные курсы повышения квалификации ориентируются на освоение работы в среде Windows 95 и Microsoft Office, эту технологическую задачу очень успешно и эффективно решают, например, обучающие программы, входящие в комплект “Самоучителя по Windows 95 и Microsoft Office”. Этот учебный программный продукт позволяет любому быстро приобрести “компьютерную компетентность”, достаточную для практической работы с компьютером в режиме самообучения. Такой продукт потенциально способен вывести обучение работе с базовыми программными средствами из числа основных задач учителя информатики (или качественно упростить ее решение). Пора менять технологическую ориентацию подобных курсов, помочь преподавателю информатики стать не только и не столько помощником тех, кто осваивает работу с компьютером, а и носителем инновационных процессов в школе.

 Кроме традиционных подходов к изучению информатики в школе существуют другие, нетрадиционные формы обучения. Главная цель их - направить творческие силы учащихся в учебное русло, добиться осуществления обучающих, развивающих и воспитательных целей, намеченных учителем. Думается, польза от таких форм обучения нисколько не меньшая, так как они поддерживают интерес к предмету в нестандартной форме, на интересном дидактическом материале закрепляют или проверяют полученные знания, раскрывают творческие способности, учат работать в группах, развивают чувство юмора, в конечном итоге способствуют формированию всесторонней творческой личности. Примерами такого нестандартного подхода к обучению являются проведение:

·   компьютерной недели в школе;

·   КВНа по информатике между 10 - 11-ми классами в рамках месячника точных наук;

·   Проведение урока в виде деловой имитационной игры. Дополнительные средства оформления текстов (разработка урока, 11 класс);

 (На занятии имитируется деятельность редакционно-издательской фирмы: деловое совещание, обучение сотрудников новым приемам работы для обеспечения конкурентоспособности продукции и выпуск газеты.);  

·   Использование таких форм провидений занятий как беседа-лекция. (Компьютерные вирусы: вступление к теме - сказка о добрых друзьях и страшном происшествии.);

·   Участие в уроке сказочных персонажей: Урок "Работа с фрагментами в ГР Paint".

 Уместная шутка, добрый юмор помогают учащимся полюбить предмет. Нельзя не согласиться с мнением писателя Л.Н.Толстого: «Смотреть на веселый дух школы, как на врага, как на помеху, есть грубейшая ошибка, которую мы слишком часто делаем…»

Наиболее прогрессивный способ применения компьютера в учебном процессе подразумевает его интенсивное использование учителями и учениками в качестве инструмента, обладающего огромным потенциалом возможностей. Это более живой и интересный путь, дающий ученикам и учителю новые возможности для творчества.

Побуждению учащихся к творчеству, поиску способствует наличие своего вычислительного центра, в том числе компьютерного класса на базе IВМ РС.

На уроках информатики ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с помощью которого можно решать уравнения, строить графики, чертить чертежи, готовить тексты, рисовать, сочинять мелодии, обучать и развлекать.

При том огромном количестве прикладных программ (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, пакеты математических функции, системы управления базами данных, развлекающие и обучающие комплексы, компьютерные игры) и высочайшем уровнем их исполнения умение программировать - не обязательное условие для использования ПК в практической деятельности. Это ставит новую задачу в информатике - научить детей быть с компьютером на "ты", помочь им овладеть готовым инструментарием и стать пользователем в широком смысле, то есть самостоятельно находить новые области применения знаний. Несмотря на высокую сложность в исполнении, в практическом применении все прикладные программы очень просты и не требуют много времени при их изучении. А использование умения работать на компьютере с определенными программами при изучении других предметов дает возможность более творчески, глубоко и самостоятельно изучать не только эти предметы, но и саму информатику, так как дети видят практическое применение своих компьютерных знаний.

Развитию творческих способностей и самостоятельного мышления способствует и то, что компьютер позволяет осуществлять обратную связь. Очень важно, что ученик получает ответ с указанием ошибок, если таковые имеются, то есть идет параллельно контроль поисков правильного решения. Ребенок должен осознавать необходимость использования информационно-коммуникационных технологий при изучении других предметов, а эти мотивации ему может создать только учитель – предметник. Использование вычислительной техники в школах дает возможность широко внедрять интеграцию информатики со всеми предметами без исключения. Обращение к образовательным ресурсам позволяет педагогу вести уроки на современном научном уровне, интегрировать знания по разным предметам. Ресурсы глобальной сети Интернет могут быть использованы учителями при подготовке к уроку, во внеклассной работе, непосредственно на уроке, при написании реферата, подготовке сообщения, при подготовке к предметным олимпиадам, при подготовке к экзаменам в ВУЗ (тестирование), для выполнения домашнего задания и т.д.

·   Интегрированный урок: информатика - биология 11 класс. Тема: Использование ЭВМ при изучении биосинтеза белка.

·   Несколько работ по естествознанию и географии, реализованных учащимися УВК №1636 в среде ЛогоМиры

·   Интегрированный урок информатики и экологии: 9 класс.

·   Сценарий урока компьютерной графики в 5 классе.

·   Конспект  урока русского языка и информатики  с одним компьютером, проведённого во 2 классе «А».

·   Методические рекомендации проведения предметных уроков с компьютерной поддержкой в начальных классах.

·   Сценарий интегрированного урока физики и информатики в 9 классе "Путешествие по планетам Солнечной системы", Сценарий интегрированного урока информатики и естествознания в 3 классе "Птичий концерт".

·   Интегрированный урок   физики и   информатики  8 класс.

·   Натуральные числа с км на интегрированном уроке по математике в 3-м классе.

·   Предмет: Математика Тема: Геометрические построения (7 класс) (сценарий урока с использованием компакт-диска "Геометрия 7-9 классы, часть II")

·   Интегрированный урок математики и информатики в 11 классе.

·   УРОК - КВН по экономике с использованием Интернет.

·   Обзор Интернет-ресурсов по теме "Бинарные уроки на основе информатики".

Интеграция учебных дисциплин возможна лишь на "добровольной и взаимовыгодной основе". Здесь все строится исходя из общих для всех интересов отдельного ученика, а не конфликтующих между собой интересов отдельных профессиональных групп педагогов. На претворение этой идеи в жизнь работают, в частности, те, кто пытается выделять и разрабатывать отдельные модули по информатике, опробует формы совместного обучения информатике и другим общеобразовательным дисциплинам. Все работы по установлению и углублению межпредметных связей информатики и расширяющееся использование компьютеров в ходе преподавания различных общеобразовательных дисциплин, и создание "компьютерной информационной учебной среды" в школе, и распространение Интернет способствует систематизации и углублению знаний учащихся, формированию у них навыков и умений самостоятельной познавательной деятельности, переносу знаний, полученных на более низких ступенях обучения, на более высокие ступени. Этому же способствуют мероприятия по демократизации школы, претворение в жизнь принципов педагогики и создание интегрирующих учебных курсов. В таком курсе содержание учебной работы, взятое из различных предметных областей (естествознание, родной язык), объединяется со средствами работы с информацией, изучаемыми на уроках информатики

Такие уроки интересны и ученикам, и учителям. Они сплачивают педагогический коллектив, между учителями меняются взаимоотношения, кроме того, у педагогов расширяются кругозор и сфера влияния.

И все-таки интегрированный урок - вещь в школе неожиданная. Очень сложно проводить его и при этом сохранять стандарты по предмету. Ведь каждый из нас в школе на конвейере. Даже, исходя из расписания, очень сложно соединить историю, музыку и, предположим, литературу. Хорошо, если есть параллельные классы, а если нет! Как вариант внедрения и апробации подобных уроков можно попробовать проводить уроки, в которые присутствует элемент соревнования, как внеклассные мероприятия.

В заключении, хочу предложить вашему вниманию программу факультативных занятий по компьютерной графике. Компьютерная графика - новый перспективный вид изобразительного искусства. Компьютер - инструмент, в котором заложены все мыслимые способы работы с художественным материалом. Проект программы факультативных занятий по компьютерной графике для учеников выпускного класса Детской художественной школы - опыт совместной работы педагога - художника и педагога - информатика. Ковер - шитый “мышкою” узор.

Информационная революция, произошедшая в 70-х годах, привела к тому, что человеческая цивилизация в конце XX столетия оказалась в состоянии перехода от индустриальной фазы своего развития к информационной.

В информационном обществе деятельность, как отдельных людей, так и коллективов все в большей степени будет зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. В информационном обществе использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности обеспечит доступ к надежным источникам информации, избавит людей от рутинной работы, ускорит принятие оптимальных решений.

В последнее время появилась новая категория культуры - информационная. Человек должен иметь определенный уровень культуры для работы с информацией. Будучи важнейшей, составляющей культуры в целом, информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека. В информационном обществе необходимо овладевать информационной культурой с раннего детства. Должный уровень информационной культуры обеспечить призвана в первую очередь такая дисциплина, как информатика

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации