Основы патриотического воспитания дошкольников в системе дошкольного образования

Представила: Алексеева Н.М., зав. УМК ДОУ
Дата: 10.02.03

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2002-2005 годы», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, определяет основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению отечеству.

Система патриотического воспитания предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.

В новой образовательной программе «Истоки», основанной под руководством известного психолога академика А.В. Запорожца обозначено социальное развитие ребенка дошкольника, где акцентируется социальная компетентность ребенка. В качестве основы социального развития рассматривается общение ребенка со взрослыми (воспитателями и родителями), сверстниками, где в детских видах деятельности происходит усвоение ребенком общечеловеческих ценностей, национальных традиций, чувств гражданственности, любви к своей семье, Родине, местам где родился и вырос. Именно в дошкольном возрасте формируется самосознание ребенка.

Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. Нормальным явлением становится целенаправленное воздействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в воспитании чувств патриотизма.

Содержание программы воспитания, развития и обучения предполагает важные задачи: воспитание у детей любви к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе родного края, людям, их труда, чувство гордости за всенародные достижения в искусстве, спорте, труде, уважение к Российской Армии, милиции, чувство гордости за мужество и патриотизм российских воинов в Чечне, Авганистане и других экстремальных обстоятельствах военной службы, стремление быть на них похожими. Огромное значение имеет формирование интереса у детей к явлениям общественной жизни, Российским традициям, праздникам (День города, День защитников Отечества, Родительский день, День Победы, День Конституции и т.д.). Дети всегда должны быть участниками всех событий  родного края. Это рождает прекрасные чувства к своей Родине. Чувства любви к Родине выражаются из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей — работников дошкольного учреждения, соседей, знакомых.

Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности, характер отношений между людьми. Игры детей в дочки-матери дают воспитателю богатый материал для понимания характера отношений между взрослыми в семьях.

Задача заключается в том, чтобы сделать чувство любви и привязанности к людям более осмысленными действительным.

Педагог рассказывает дошкольникам о значимости труда родителей, подчеркивая их заботу о детях. Для этой цели он использует беседы, художественную литературу. Показывает картины, проводит экскурсии по примечательным местам.

Важно учитывать особенности ребенка, предусматривать возможность противоречия между его нравственными представлениями и конкретными поступками. Поэтому особое внимание следует уделять воспитанию действенной любви к людям, желанию помогать им (накрыть на стол, вымыть посуду и т.д.) т.е. разнообразную посильную помощь.

Детский сад — вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольного учреждения. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Организуя наблюдения за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников, воспитатель раскрывает детям смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Дети должны стремиться беречь результаты туда взрослых и по возможности помогать им, вместе создавать красоту окружающего быта.

Надо развивать у детей интерес к своим сверстникам, желание идти в детский сад, чтобы играть с друзьями.  Интересные занятия и игры, веселье и радости, пережитые в коллективе сверстников, делают для ребенка детский сад вторым домом.

Воспитывать у детей любовь к родной природе, способность чувствовать ее красоту, стремление сохранять, беречь и приумножать ее богатства — такова другая сложная задача воспитателя. Чувство любви к природе будет устойчивым, если педагог осуществляет эту работу начиная с младшей группы. Он проводит с детьми прогулки и экскурсии в парк, лес, поле, на пруд, к реке, к озеру, учит воспринимать красоту родной природы, испытывать радость общения с нею. Представления и впечатления о родной природе осмысливаются и углубляются при использовании в работе с детьми произведений художественной литературы и искусства. В ДОУ №125 (г. Оренбург) дети летом ходят в поход к озеру, где отдыхают целый день, любуются красотой природы, учатся бережно относиться к ней.

Углублению любви к природе способствует изобразительная деятельность детей: они рисуют березку, зимний лес, цветущий сад и т.д. С целью воспитания у дошкольников стремления своим трудом оберегать природу и приумножать ее богатства воспитатель организует их труд в природе: они выращивают комнатные растения, овощи, цветы, ухаживают за птицами, рыбками, подкармливают белок. Дети испытывают большую радость и удовлетворение от результатов своего труда. Если взрослые хорошо знают природу, чувствуют ее красоту, они сумеют воспитать любовь к ней у детей.

Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест — с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представления о родном городе, селе, об отдельных республиках нашей многонациональной Родины. Под руководством воспитателя дети знакомятся с достопримечательностями улицы, на которой они живут, узнают о том, чем славится их город, село, начинают гордиться им. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади. Их знакомят с некоторыми событиями прошлого. Чтобы вызвать уважение к героизму и мужеству людей, отдавших жизнь за Родину в Великой Отечественной войне, их ведут к памятникам героев. Дети возлагают здесь выращенные ими цветы. Встречи с героями труда участниками Великой Отечественной Войны должны быть гораздо чаще, чем только праздник 9 Мая или 23 Февраля.

Знакомя детей с родной странной, воспитатель рассказывает о людях, создавших своим трудом все, что делает ее прекрасной и сильной, об их стремлении сделать Родину еще краше, а жизнь всех людей радостной и счастливой. Педагог отмечает изменения, которые происходят вокруг: строятся новые жилые дома, школы, магазины, больницы, улучшается транспорт и т.п.

Дошкольники узнают о технической оснащенности труда, обращающей  их внимание на слаженный, коллективный характер труда, на эстетику и культуру. Дети узнают о его общественной оценке — наградах и поощрениях. В воспитании у дошкольников любви и уважения к труду и трудящимся помогают книги: «Кем быть?» В. Маяковского, «Чем пахнут ремесла» Дж. Родари, «Почта» С. Маршак и др. Расширению представлений детей о труде, углублению чувства уважения к людям труда способствует рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, отражающий деятельность людей разных профессий: вместе с воспитателем они подбирают этот материал, оформляют альбомы во время занятий и в самостоятельной деятельности, желательно по инициативе самих детей.

В каждой территории Оренбуржья есть свои художники, композиторы, поэты, исполнители. Посещение музеев, художественных выставок, концертов с выступлением местных исполнителей способствует формированию чувств гордости за свой любимый край. Будут интересными выступления детей во время презентаций выставок, посещений музея. Возможны организованные выставки самих детей по тематикам: «Мой любимый город», «Моя семья», «Моя родная улица», «Мой любимый детский сад», «Люблю тебя, мой край родной» и другие. Конечно, желательно совместное участие детей и родителей. Инициатива по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста исходит от педагогов дошкольного учреждения.

Предлагаю занятие по патриотическому воспитанию дошкольников.

 

Конспект занятия

на тему:

«Первые ступеньки нравственности. Символы России»

Воспитатель: Смирнова Татьяна Анатольевна

Г. Оренбург ДОУ №145 «Родничок»

 

ЗАДАЧИ:

1) Обучающие:

  1. 1. Помочь ребенку приобрести четкие представления о государственных символах России, обобщить понятие «Родина».

  1.2. Учить культуре установления межличностных контактов: способствовать выражению словами событий внутренней жизни, осознанию своих чувств, мыслей.

  1.3. Учить отображению времени событий на оси времени, соблюдая временные рамки.

 

 2) Развивающие:

  1.1. Развитие познавательного интереса к историческому наследию прошлого России, эмоционально- патриотического восприятия символики России, чувства любви и гордости к Отечеству.

  1.2. Развивать у детей умение соотносить действия и события прошлого с современностью, делать умозаключения, выводы, умение пользоваться осью времени с опорой на знание большего (двузначного) и меньшего (однозначного) числа.

  1.3. Развивать память, коммуникативные навыки, эмпатию, творческое воображение

 

 3 ) Воспитывающие:

  1.1. Воспитание познавательного интереса и уважения к

символам России.

  1.2. Воспитание эмоционально-чувственного отношения к музыке.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

  1 . Беседа - обращение к личному опыту детей.

  2. Хоровод, как средство улучшения эмоционального состояния детей.

  3. Знакомство с осью времени, как средство активизации познавательной активности.

  4. Участие детей в поисковой деятельности (Моделирование по оси времени)

  5. Слушание гимна (средство привития гордости за Отечество)

  6. Рассматривание флага и герба - символов России.

  7. Рассматривание иллюстраций.

  8. Творческая работа с использованием практического опыта детей работы с трафаретом.

 

    Материалы и оборудование:

 глобус, уголок «моя Россия», уголок «Символы России», атрибуты для украшения березы, оси времени, модели, иллюстрации стяга, знамен, флага, Москвы, гербы: Москвы, Константинополя, России, материалы для творческой работы: шаблоны, ножницы, карандаши, фломастеры.

 

  - У каждого человека есть слова, которые вызывают сильные чувства. Есть такое слово и у русского народа. Это слово - «Родина».

  - А что такое Родина? (Родина - это мой дом, город в котором я живу. . . )

  - Верно. Родина - это место, где ты родился. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это твой город, дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, детский сад. Это - твоя страна.

  - А как называется наша страна? (Россия)

  - Найдите ее на глобусе. * Посмотрите, какая она большая.

  - На каком материке располагается Россия? (Евразия)

  - Молодцы. Наша огромная и сильная страна располагается на материке Евразия.

 -   Россия. Вслушайтесь в звучание этого слова.

Россия. Как из песни слово,

Березок юная листва.

Вокруг моря, сады и горы,

Раздолье, русская душа.

  - Издавна русский народ воспевал красоту нашей земли в песнях. Воспевает и по сей день. Послушайте «Песню о России». (звучит «Песня о России» Г. Струве)

  - Какая музыка прозвучала? (тихая, спокойная, плавная, нежная. . . )

  - Многим знаменита Россия: людьми добрыми и сердечными, мастерами умелыми, песнями душевными.

  - А какое дерево славит Россию своей царственной красотой? (Береза)

  - Верно. И стояли священные березовые рощи по Руси убранные, ухоженные, в благодарность людей за их красоту.

  - Как вы думаете, за что русские люди любят березу? (за красоту, за доброту. ..)

  - Верно. За красоту, за доброту, за березовый сок, дающий бодрость и силу, за бересту, давшую знания, за березовые почки и веники, сохраняющие здоровье. . .

  - А весной березу наряжали, как невесту и водили вокруг нее хороводы.

  - Чем можно ее нарядить? (варианты детей)

  - На столе у вас есть все, что может для этого понадобиться. Наряжайте березку.

  - Давайте отойдем, полюбуемся. Звучит фрагмент Г. Струве «Песня о России»

  - Что вам нравится в березке? (Красивая, нарядная, стройная. . . )

 

 У красы березки платье серебрится

 У красы березки зелены косицы

 Предлагаю детям в круг всем встать,

 У березки станцевать.

 

Звучит песня Т. Попатенко «Ай да березка». Дети выполняют движения по образцу)

  - Ребята, русская красавица береза - это краса и гордость России.

  - Но есть у нашего государства и другая гордость - это флаг, герб и гимн, символы нашей России, при виде которых человек любой страны мира может догадаться, о какой стране идет речь.

  - Давайте подойдем к ним ближе.

  - Какие символы России вы здесь видите? (Флаг, герб)

  - Давайте рассмотрим флаг.

  - Что вы можете о нем сказать? Какой он? (Торжественный, нарядный, трехцветный, большой. . . )

  - Что вы можете сказать о гербе? (красивый, интересный. . . )

  - Ребята, флаг и герб - это символы России.

  - И сегодня мы с вами узнаем историк) появления этих символов России. - Пройдите на стулья.

- Мы будем путешествовать во времени, а поможет нам ось времени.

- Давайте ее рассмотрим.

- Прошел 2001 год. В каком году мы живем? (В 2002 году)

- Верно, мы с вами живем в 2002 году - это начало 21 века. Обозначим его на оси времени. Л поставлю компьютер, т.к. это машина 21 века.

- Вы можете отметить любой из трех картинок, которые лежат в нижней части тарелки. Какие картинки вы там видите? (Спутник, ракета, компьютер)

- Какую картинку вы поставили?

- Именно 2002 года прошло с Рождества Христова. На оси времени это событие мы обозначим 8-конечной звездой.

- Отметьте у себя на оси времени.

- С этого момента стали отсчитывать «новую эру» или «нашу эру».

- Каким цветом она изображена на оси времени? (Красным)

- Покажите ее.

- А время до рождения Христа называется «до нашей эры».

- Каким цветом оно изображено (Синим цветом)

- Покажите ее на оси времени.

- И до Рождества Христова существовала жизнь.

- Как вы думаете, кто населял землю миллионы лет назад? (Динозавры)

- Верно, землю населяли древние растения и животные.

- Отметим их в самом начале оси *смени.

- Чуть позже, чем динозавры, прияерно вот здесь на оси времени жили древние люди. Жители древнего Египта строили пирамиды. Давайте их обозначим .

- Именно древние люди начали складывать историю всего человечества, историю России.

- История флага России началась очень давно.

- И сейчас мы с вами переместимся по оси времени в 4 век.

- Вместо флага люди тогда использовали шест, т.е. ровную палку.

- Посмотрите, что привязывали к шесту? (Варианты детей)

- К верхушке шеста привязывали пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом.

- Отметьте стяг на оси времени в 4 веке.

- Двигаемся дальше в 6 век.

- Именно тогда стяги стали делать из ткани и стали называться - знамена.

- Посмотрите, какие цвета имели тогда знамена. (Ответы детей)

- Знамена имели тогда разные цвета: зеленый, желтый, красный, сиреневый, оранжевый и др.

- Чем украшали знамена? (Ответы детей)

- Верно, различными узорами, ликами святых, звездами и крестами. Они блестели золотом и серебром.

- Обозначим появление знамен в 6 веке. ,

- Как вы думаете, для чего были! нужны стяги и знамена?

- Главным назначением стяга и знамени было собрать, стянуть к себе воинов для защиты русской земли.

- Не даром гласит народная мудрость: Родина мать - умей за нее постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. (Дети повторяют пословицы)

- А сейчас мы движемся дальше, сразу в 17 век.

- Именно в 17 веке                  славу защитника Руси,             который превратил Россию в крепкую, сильную страну, досталась Петру 1.

- Именно он, во времена походов российских морских кораблей ввел для них единый флаг, который стал флагом России.

   Какие цвета вы видите на флаге?

   Белый - обозначает мир и чистоту совести,

   Синий - обозначает верность и правду,

   Красный - это огонь и отвага.

- И сейчас этот трехцветный флаг является флагом России.

- Что обозначает белый цвет? Синий? Красный? (Ответы детей)

- Обозначим появление флага на оси времени в 17 веке.

- Мы с вами познакомились с историей флага - символа нашей России.

- История российского герба получает свое развитие с 12 века.

- Мы перемещаемся по оси времени в 12 век.

- Именно тогда на берегу Москвы - реки родилось новое русское поселение, которое выросло в огромный город и сейчас является столицей России.

- Что это за город? (Москва)

- Обозначим его появление на оси времени.

- Сегодня, как и в 12 веке, герб Москвы - столицы России украшает образ Георгия Победоносца.

- Серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий копьем черного дракона символизирует победу добра и справедливости над силами зла.

- Есть герб и у России. Он является символом нашего государства.

- Перемещаемся в 15 век. Вот сюда по оси времени.

- Жил тогда Русский государь. И была в его владениях вся русская земля. Но пришло время царю жениться. Стал выбирать он себе невесту. Чтобы увеличить силу и славу родной земли, выбрал царевну не простую, царевну Византийскую. Она привезла в Россию герб родного города - двуглавого орла.

- Вот так и получилось, что в гербе нашего государства в 15 веке соединились древний символ Москвы - Георгий Победоносец и двуглавый орел.

- Отметим появление герба России на оси времени.

- Это герб - символ России. 

- А сейчас пора возвращаться в 21 век.

- Наша ось времени заполнена. 

- Историю каких символов России мы отразили на оси времени? (Флага, герба) 

- В каком веке появился трехцветный Российский флаг? (В 17)

- В каком веке появился герб? (б 15)

- Как он появился?

- На оси времени мы отразили и теорию герба и флага - символов России. Гражданин любой страны помнит, что эти символы обозначают не просто интересную картинку или кусок ткани, а что-то гораздо более важное, что на всех языках называется Родина.

- А сейчас мы услышим гимн. Это музыкальный символ России. Гимн невозможно отразить на оси времени. Он звучит так торжественно и гордо, что россияне встают, слушая его). Давайте встанем.

(Звучит гимн России)

- Сейчас прозвучал гимн - символ России.

- Что является символами любого государства?

- Сегодня вы возьмете ось времени домой. Вечером, собравшись вместе с родителями, вы поведете их по оси времени в увлекательное путешествие, которое расскажет об истории символов России.

- Герб, гимн и флаг - это символа России, которые есть у каждого государства. Но есть символы, которые едины для всех стран. Один из них - символ мира.

- Символом мира называют белого голубя, который несет чистоту, доброту, светлый мир.

- Вы хотите, чтобы был мир без войны?

- И сейчас я предлагаю вам сделать белого голубя - символ мира.

- Для этого у вас есть все необходимое: трафареты, по которым вы обведете голубя, ножницы - они понадобятся нам, чтобы его вырезать, фломастеры, карандаши - если вы захотите срисовать его.

 - Вы можете взять все, что вам понравится, но не забывайте об осторожности, работая с ножницами и об аккуратности. Будьте добры и внимательны друг к другу.

 (Творческая работа)

- Что вы держите в руках? (Голубь, символ мира)

- Я хочу подарить вам шары цвета флага России. Сегодня на прогулке, привязав голубя к шарикам, отпустите его в свободном полете. И пусть он парит в небе России, как символ мира на всей земле.

Данное занятие проводится с детьми в общественно-политические праздники: День Конституции, День Победы и День Защиты Отечества. Во время проведения данного занятия, можно пригласить гостей: родителей, героев ВОВ, знатных людей известных в территории и т.д.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации