Автор: Фаизова Альмира Махмудовна, воспитатель первой категории ясли-сада № 199 г. Оренбурга.
Дата: 15.09.99
                                      

Формирование у дошкольников осознанного отношения
к природным явлениям и объектам

Сущность. Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей воспитателя пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Главное.  Формирование в сознании детей представления о мире, как целост-ном единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимоза-висимости человека с этим миром.
Новизна. Создание системы экологического воспитания дошкольников.
Результативность.
Наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования экологического сознания является старший дошкольный возраст. Основное содержание экологического воспитания дошкольников - «...формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям м объектам...» ( из программы ....С.Н. Николаева).

Система экологического воспитания дошкольников
Автор представляет систему  экологического воспитания как:
1. Создание условий для экологического воспитания детей.
2. Формирование системы целей и задач экологического воспитания.
3. Формирование системы знаний о природе.
4. Создание «Экологической тропы» и методика работы с ней.
5. Элементарная поисковая деятельность детей.
6. Кружковая работа.
7. Совместная работа с родителями.

«Экология» в переводе с греческого (экос - дом, жилище, родина; логос - учение) означает  - наука о Доме-Родине. Такое толкование  слова, с точки зрения автора, отражает сущность содержания экологического воспитания дошкольников.
Начиная со старшего дошкольного возраста, возможно формирование осознанного отношения ребенка к природе.
Условия, необходимые для экологического воспитания
1. Создание в группе уголка живой и неживой природы и экологического кабинета.
2. На территории дошкольного учреждения создание внешних природных зон -  (сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая»).
3. Взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием.
4.   Организация исследовательской и природоохранной деятельности де-тей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.

Цель экологического воспитания:
· формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Задачи экологического воспитания:
·   формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и живот-ными;
·   воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду;
·   воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенапра-вленного общения их с окружающей средой;
·   средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувст-ва;

Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли рачительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых, направляющих его воспитание.
Формируя систему знаний о природе, воспитатель учит детей:
· видеть и понимать связи между явлениями;
· эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает;
· практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов.
Все это ребенок получает в игре - важном средстве формирования экологической культуры развивающейся личности.
В основу экологических игр, проводимых с детьми, положены игры Джозефа Бхарата Корнелла.

Экологические игры
Экологические игры помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
 
Настольная  экологическая игра «Птицы в природе - пирамидки».
Дидактическая задача:
· развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоя-щую из нескольких звеньев - экологическую пирамидку;
· развивать умение объяснять причины отрицательного воздействия человека на одно из звеньев природы.
Материал и оборудование: кубики с изображением солнца, земли, воды, деревьев: (сосна, рябина, дуб, береза); цветов, бабочек, комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц: (снегирь, цапля, дятел, синица, курица).
Игровые действия.
Первый вариант: дети составляют элементарные экологические пирамидки из трех-четырех звеньев в птице, названной воспитателем.
Второй вариант: воспитатель сам составляет пирамидку и сознательно про-пускает некоторые необходимые звенья. Дети должны найти «ошибку», исправить и объяснить, почему они так считают.

Ход игры. Первый вариант.
Воспитатель ставит на стол кубик, на котором нарисован дятел.
- Где живет дятел?
 Дети:
 - в лесу на дереве (находят кубики с изображением большого дерева и выставляют их на стол.
Воспитатель:
 - что нужно дереву, чтобы оно росло? Выберите необходимые кубики и определите их место в пирамидке.
Дети находят соответствующие кубики, изображающие землю, воду, солнце и ставят их у основания пирамидки под кубиками с изображением деревьев.
Воспитатель:
-  чем питается дятел? Выберите ему корм и определите его место в пирамидке.
Дети находят кубики с изображением червячков,  хвойных шишек и ставят их
над деревьями, объясняя, почему они так сделали.
Воспитатель:
-  а где мы поставим кубик с картинкой дятла?
Дети:
- над деревьями, потому что дятел питается червячками, которые находятся под корой деревьев, семенами  шишек и сам живет на дереве, а земля, вода и солнце нужны дереву для роста.

Ход игры. Второй вариант.
Воспитатель составляет экологическую пирамидку, связанную с дятлом, но не включает кубик с картинкой, изображающую воду.
Воспитатель:
- правильно я составила пирамидку? Что в ней отсутствует? Как вы думаете, что случится с дятлом, если исчезнет вода?
Дети:
- без воды не смогут расти деревья, и дятлу негде будет жить, нечего будет есть.
Аналогично составляются пирамидки, в которых не хватает какого-либо кубика. Дети вместе с воспитателем определяют условия, необходимые для жизни данной птицы.

Игра «Угадай, какой ты зверь?»
Дидактическая задача:
- закрепить знания детей об особенностях внешнего  вида, повадках приспо-собленности животных к окружающей среде;
-  учить классифицировать животных.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Игровое действие: отгадать, какое животное изображено на картинке.
Игровое правило: отвечать на вопросы, которые помогают ребенку выяснить, какой это зверь. Отвечать можно только «да», «нет», «может быть».
Ход игры
Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть и определить, «каким зверем» он стал. «Зверь» задает вопросы, пытаясь выяснить, внешний вид животного, особенности его движений, повадки, среду обитания.
Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны и флоры. Главное в таких играх - подвести детей к осознанному выделению характерных признаков различных

Экологическая тропа
Экологическая тропа - это прогулка с детьми по специально разработанному маршруту и беседа с детьми.
Главное в такой прогулке:
1. Выбрав маршрут, сделать рисунок, чертеж, отметив места наблюдений, рассматривания живых объектов.
2. Разносторонние знания воспитателя,  о растениях, насекомых, деревь-ях, а также органично введенные в рассказ правила взаимоотношения человека с природой.
3. Умение показать, задержать внимание детей, заинтересовать выбран-ным объектом.
4. Объектами экологической тропы могут быть: памятники природы -редкие для данной местности растения; лекарственные травы, специально выращенные на участке; уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе; питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы; участок для труда - уголок со столами, скамейками с навесом от солнца и дождя для изготовления сувениров из природного материала.
5. Прогулка по экологической тропе должна побудить каждого ребенка задавать свои «почему», а значит пробудить интерес к неизведанному или же открыть новое в уже известном.
Экологическая тропа как  одна из нестандартных игровых форм работы  прово-дится с детьми старшей подготовительной группы. Количество детей зависит от интереса к этому виду деятельности. Итогом прогулки является посильный труд детей.
Занятия на экологической тропе проводятся 2 - 3 раза в месяц с сентября по май. Длительность занятия зависит от умения воспитателя вести эвристи-ческую беседу, мотивировать познавательную активность детей с целью поиска ответа на поставленные вопросы, а также от степени подготовленности каждо-го ребенка к беседам на различные экологические темы.
С целью подготовки детей к восприятию автор проводит предваритель-ную беседу, в ходе которой договаривается с детьми о совместной подготовке к каждому занятию.
Пример нескольких занятий экологической тропы к цветнику.

Тема, цель Оборудование Деятельность детей Роль воспитателя
Осень 1 неделя«Природа -Фея»Учить детей видеть многообразие красок и форм  растений  цветника и роль чело-века в преумно-жении этой красоты Посылка Феи Цветов с семенами цветов и письмо. Выставка иллюстраций цветов, растущих в цветнике. Занятие в группе в форме игры: отгады-вание загадок и рассматривание сле-дов тропы, предло-женных Феей. Послепрогулки по местам,указанным Феей, зарисовка увиденного. Задания детям ФеиЦветов: учиться ви-деть красивое, быть внимательными, путе-шествуя  по дорож-кам, указанным в письме. Дорожки каждый раз будут но-выми. Оцениватьсяработа детей будет Феей, для которой де-сделают альбом «Жизнь цветов»
Конец сентября нача-ло октября «В мирецветов»Развивать наблюда-тельность, учить де-тей отмечать причи-ны изменгений в цве-тнике Коробочки для сборасемян и гербария.Подборка стихов и за-гадок о цветах цвет-ника.  Занятие-экскурсия. По следам, заранееразбросанным воспи-тателем, дети опреде-ляют изменеия, про-изошедшие в цветах,собирают семена, рас-тения для гербария. Воспитатель-экскур-совод: рассказыкает оцветах, выясняет глу-бину знаний детей о цветах (название, раз-нообразие форм и окраски, запаха цве-тов), причины продо-лжительности жизни цветов.
Октябрь. 4-я неделяОтметить все измене-ния в цветнике Грабли, перчатки, носилки по количест-ву детей. Набор картинок с изображе-нием труда людей. По следам, заранееразбросанным воспи-тателем, дети называ-ют изменения и узна-ют, чем они будут за-ниматься. Детей раз-делить на подгруппыи определить работу вцветнике Воспитатель в ролиВолшебницы откры-вает детям секрет: ра-стения не погибают, аосенью засыпают донаступления весны. Но их надо укрыть «одеялом», проявить заботу. Рассказ Вол-шебницы о правилахухода за цветником
Декабрь«Добрый Дед Мороз»Активизировать зна-ния детей о правилахвзаимоотношения с природой. Лопатки на всю груп-пу. Стихи о зиме, мо-розе, загадки. В письме к детям об-ращается Дедушка Мороз с просьбой утеплить цветник. Дети- делятся на под-группы для работы.По окончании прово-дится конкурс на луч-шего рассказчика о Зиме. Воспитатель в ролиСнегурочки.1 часть. Приносит письмо от Деда Моро-за. Проводится беседаоб изменениях в цвет-нике, о свойствах сне-га и его пользе.2 часть.  Детям пред-лагается делать пери-ну из снега для цвет-ника.

Составной частью экологического воспитания являются дежурства детей (по 2 дня) в уголке природы, так как каждый ребенок за время дежурств проделывает массу операций, незаметно формируются  не только навыки ухода за животными, растениями, но и воспитывается чувство ответственности за свои действия и поступки. Не менее важна положительная оценка любых уси-лий каждого ребенка, что способствует более быстрой выработке  воспитываемых навыков.
 
Элементарная поисковая деятельность детей.
Цель элементарной поисковой деятельности:
1. Побуждать и поддерживать пытливость и естественную любознатель-ность ребенка.
2. Активизировать умственные способности.
3. Формировать познание наглядных взаимосвязей природных объектов и явлений с окружающей жизнью.
4. Через деятельность воспитание понимания причин происходящих явлений.
5. Способ решения познавательных задач.

  Методические  требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов.
1.  Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (например, тепло травке под снегом или нет?).
2.  С целью большей наглядности следует брать два объекта: один - опытный, другой - контрольный (например, одни посевы овса поливать, другие - нет).
3.  Обязательное руководство опытом: вопросы, предполагающие формиро-вание у ребенка целостного представления об объекте или явлении, побуждающие его рассуждать, объяснять, сравнивать.
4.  Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети убедились в правиль-ности выводов, а также с целью привлечения  детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.
5.  При проведении опыта предусмотреть все возможное, чтобы не нанести вреда живым объектам.

Примеры.
Почему нельзя есть снег?  Убеждает только опыт - растопить снег и посмот-реть, какая осталась вода.
Как подготовить землю для посадки. Нужно ли ее вскапывать?
Два горшочка с луковицами поместить в разные условия (на подоконнике и в шкафу), но обеспечить одинаковый уход.
Две грядки с любой культурой, одна из которых пропалывается, а другая - нет. Через 3 - 4 дня наблюдений дети делают вывод, объясняя его.
  Как и на занятиях экологической тропы целесообразно завершать опыты рисованием, лепкой, рассказами и сказками, сочиненными детьми.
 
Кружковая работа
Немаловажную роль в экологическом воспитании играет кружковая рабо-та. Приобщение детей к работе с природными материалами, поделки из которых дают возможность «продлить жизнь» растениям, познать их красоту.
Задача кружка: развивать эстетические чувства, учить детей составлению композиций, развивать мелкие мышцы кистей рук, создавать условия для развития творческих способностей каждого ребенка.
Прекрасным источником развития творческих способностей детей служит природный  материал: поделки из кореньев, шишек, сучков; оранжировка букетов по временам года; аппликации из засушенных трав, цветов, семян, мха, плодов - флористика в доступной для детей форме.
 
Работа с родителями
Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. Автору опыта удается сделать родителей участниками образовательно-воспитательного процесса через домашние задания, экскурсии, праздники. Для родителей проводятся консультации:
· пусть научатся любить живую природу;
· из камушек и ракушек;
· трава у дома;
· куда пойти в выходной день летом с ребенком;
· лицом к природе: белка; кто нас слышит;
· обыкновенная корова;
· ребенок и животные;
· поделки из природного материала.

Результатом работы по экологическому воспитанию является не только овладение определенными знаниями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать и облагораживать природу.