Автор: Новикова Н.А.
Дата: 15.12.98

Проблемы гумманизации дошкольного образования на совр. этапе

Цель: раскрыть проблемы гуманизации дошкольного образования на современном этапе.

Адресная направленность: педагоги ДОУ.

Ключевые слова: гуманизация, дошкольное образование, проблемы.

Гуманизм - это принцип мировоззрения, в основе которого  лежат - убежденность  в  безграничности  возможностей  человека и его способности к самосовершенствованию; требование свободы и  защиты достоинства личности; идея о праве человека на счастье и  о  том, что удовлетворение  его  потребностей  и  интересов  (духовных  и материальных) должно быть конечной целью общества.
Изменения должны идти по пути гуманизации отношений.

Пути гуманизации педагогики:
- должен измениться взгляд на ребенка (ребенок имеет потенциал для развития)
- необходимо переосмыслить саму сущность процесса воспитания и его назначение  (воспитание  не как  процесс  формирования, идущий извне, от педагога, а как  процесс развития ребенка, когда педагог создает условия,  помогает ребенку  самому выйти  за пределы своей ограниченности).
Необходимо  уважать  в  ребенке Человека(понимать,поддерживать его). Помнить,  что  каждый  ребенок неповторим  и  тем прекрасен. Работать так, чтобы каждый ребенок научился уважать и ценить себя.
В работе  с  детьми  допустимы  только  ненасильственные, гуманные методы и приемы воспитания.
Hа пути  гуманизации  дошкольного образования  встали проблемы, диктуемые  современным  состоянием  общества,  вытекающие из  его противоречий.
Одна из основных проблем-признание  достойной жизни ребенка как самой главной  ценности,защита его  прав. Причины выдвижения этой проблемы не случайны. Во-первых, наша страна строит новое правовое государство.  Во-вторых,   положение   детей   в России сегодня оценивается  как  бедственное:   отмечается  падение рождаемости, резкое  ухудшение   уровня   жизни,  качество   здоровья. Причины многофакторны.   Не   последнюю    роль   играет образовательное учреждение, а  именно:  насколько оно  способно  создавать ребенку общий положительный  и устойчивый  фон психологического состояния, обеспечивать   развитие деятельностной  и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства.
В Конвенции ООН о  правах ребенка эти  права условно делятся на три вида: право на защиту, право на установленную норму и право на выбор. К  праву  на  установленную  норму  относятся прежде всего медицина и образование. Основными  понятияма конвенции в отношении образования можно считать интересы и достоинство ребенка, развитие его  личности,  право  на  игру,  творческую  деятельность, равные возможности и другие.
Обеспечить эти  права обязаны  педагоги  ДОУ. Отсюда  на первый план   выдвигаются   личностно-ориентированное взаимодействие  с ребенком, демократический стиль общения с ним.
Концепция дошкольного воспитания раскрывает гуманизацию целей и принципов работы  с  детьми, характеризуя  учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную  модели  общения  педагога  с ребенком, особенности  воспитания  и  обучения  дошкольников  на современном  этапе.
Огромная  роль  при  этом  принадлежит  личности педагога  его культурному уровню,  интеллектуальному  и  творческому потенциалу.
Ибо воспитание -  это  организованная  педагогом  жизнь ребенка на уровне культуры, это  совместное восхождение  к истокам, традициям своего народа, где  сам педагог  воссоздает в каждый  миг работы с детьми - как представитель  общества, человечества, взрослого мира - культурный вариант  взаимодействия  с окружающим.  Отсюда высокая требовательность к педагогу.   Важнейшая задача- постоянная работа над собой, своим саморазвитием и самосовершенствованием. Личность может воспитать только  личность.  Требования  к личности педагога как  никогда   высоки.   Недостаток  в   подготовке специалистов-психологов, имеющих дошкольное образование, все острее проявляется  в  наше   время.   На   плечи  педагогов   ДОУ   легла забота  о психологическом благополучии  будущего нации-  наших детей. Мощный рывок  практической  психологии   создал  теоретическую базу  для диагностической  и  коррекционной работы с дошкольниками, овладеть которой - задача каждого педагога.
Каков же инструментарий деятельности педагога? Учитывая  направления   гуманизации   дошкольного образования, важнейшим в работе педагога является создание условий для развития личности ребенка, "включение"  собственных механизмов саморазвития ребенка через организацию  педагогом развивающей среды, личностно-ориентированного общения  с  ребенком, предоставление  ему свободы выбора деятельности, помощь в  развитии его способностей, создание атмосферы психологической защищенности, эмоционального комфорта.
Среда, окружающая детей  в ДОУ,  должна обеспечить безопасность их  жизни,   способствовать  укреплению   здоровья  и закаливанию организма каждого из них.

Принципы построения развивающей среды:
1. Дистанции, позиции  при взаимодействии- обеспечивает контакт взрослого с  ребенком  с  позиции  "глаза  в  глаза" (разновысокая мебель, размер  и планировка  помещений, способствующие комфортной  дистанции взаимодействия).
2.  Активности -  дает   возможность   проявления   и развития активности у ребенка  и у взрослого  (спортивные комплексы, "стена творчества",   цвето-звуковой   дизайн;    наличие условий для воссоздания ребенком  взрослых  форм деятельности: кухонный блок, ванные комнаты и др.).
3. Стабильности -  динамичности,  позволяющий, с  одной стороны, изменять среду,  окружающую ребенка,  им  самим или взрослым, при использовании  мобильных  элементов   оборудования  с переменными габаритами;   с    другой    стороны,    создающий
устойчивость, стабильность, проявляющуюся в постоянстве  состава группы детей, в надежности  и  защищенности  ребенка  от  нежелательных вторжений  окружающего    мира,   что   возможно   при   наличии   у ребенка индивидуального, только ему принадлежащего пространства.
4. Комплексирования  и  гибкого зонирования. В  ДОУ должны быть следующие помещения:
- физкультурные,
- музыкальные,
- театральные,
- лаборатории,
- "кабинеты"(с книгами, диафильмами),
- творческие мастерские,
- кухни,
- прачечные,
- "производственные мастерские" и др.
Предлагаются новые подходы к  формированию структуры здания ДОУ (свободная планировка во взаимосвязи внутренней и внешней среды).
5. Эмоциогенности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия -  среда   должна   содержать   стимулы, пробуждающие активность детей,  либо  имеющие  свойства  тормозить двигательную активность, когда это  необходимо. Желательно  иметь "гостиные для взрослых", разновеликие зеркала, развивающие полноценный образ "Я" у ребенка. Детский  сад нуждается  в унифицированном оборудовании, соразмерном  с   ребенком,   используемый   и  на   участке и  в помещении.Принцип   эмоциогенности среды  реализуется созданием в группе определенных "семейных" традиций.
6.  Принцип  сочетания  привычных  и  неординарных элементов в эстетической организации среды - насыщение жизни ребенка истинными произведениями  искусства,  а   также  простыми,  но талантливыми этюдами, эстампами, скульптурами,  дающими ребенку представление о различных культурах.
7. Принцип  открытости -  закрытости  может быть представлен в различных  аспектах.  Во-первых,  открытость  Природе (организация "зеленых комнат", ситуаций и условий заботы о животных), культуре, обществу, что реализуется  через интеграцию  детского учреждения с другими  учреждениями   социально  -   культурного назначения,  с обслуживающим персоналом; открытость  своего "Я"; во- вторых, право на защиту от любых вмешательств  во внутренний мир ребенка без его желания.
8. Принцип учета  половых и  возрастных различий  детей - выбор оптимальной дистанции  и позиции  в общении  детей, предоставление возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Данные подходы к организации развивающей среды дают возможность педагогу  реализовать   личностно-ориентируемое взаимодействие  с ребенком, обеспечить безопасность  его жизни,  создать условия для развития.
Гуманистический подход в обучении  выражен в индивидуализации и дифференциации  этого  процесса,  что  предполагает использование индивидуальных нормативов,  программ  развития в  ситуации радости учения, творчества.
Современное состояние  дошкольного  образования характеризуется наличием  значительного   числа  вариативных   программ  (с одной стороны),  и   инициативами  педагогов,   их  мастерством, чутким реагированием на  запросы родителей  (с другой  стороны). Вводятся стандарты  дошкольного   образования,  включающие государственные требования к нему,  требования к психолого-педагогическим условиям обучения и воспитания. Государственный стандарт призван обеспечить защиту ребенку и его  родителей от некомпетентного педагогического вмешательства. При внедрении в практику программ в последнее время появились  негативные  тенденции,  а  именно:  возрождение диктата программы (когда  все ДОУ  работают  по программе "Радуга"), либо иногда "лоскутный"  принцип  работы (когда  в  работе используются элементы программ  "Радуга", "Развитие",  методики ТРИЗ, авторские программы). Нарушается  целостность педагогического  процесса, что недопустимо в работе с детьми.
Целесообразно    создание    Центров    комплексного развития дошкольников,  которые   обеспечат   развитие  у   ребенка базиса личностной  культуры,  предоставят   каждому  ребенку возможность максимальной  самореализации,   предложат   родителям возможность выбора программ развития для своего ребенка.
Реализация индивидуального  подхода возможна  только в условиях "быстрого и гибкого  реагирования" (Ямбург Е.А.)  на те изменения, которые происходят в  развитии ребенка и  социальной ситуации. Эти условия создаются в адаптивном образовательном учреждении, которое включает  в  себя  от   компенсированного  обучения  до лицейских классов. Их особенности:
-  наличие  диагностической   службы  (дефектологи, психологи, медицинские работники, социологи, социальные педагоги); - высокий профессионализм;
-  учебно-воспитательный   процесс   с   учетом индивидуальных особенностей детей;
- использование современных диагностических пособий;
- взаимодействие с семьей;
- разработка гибкого режима;
-  варьирование  штатного   расписания,  введение специалистов разного профиля.

В  наших  региональных  условиях  все  эти  подходы приходится педагогу реализовывать самому. А это возможно при сотрудничестве с коллегами внутри детского  учреждения, с  коллективами других ДОУ, при поддержке институтов области, органов управления образования.
Результат гуманизации дошкольного  образования будет не сегодня и не в  нашем ДОУ, а  в развитии общества  в следующем веке, в его человечности, идеалах и устремлениях.

 


В содержание