Работа с родителями на современном этапе образования
(проблемы и поиск решений)

Составитель: Егорова О.П., методист Орского филиала ООИПКРО
Дата: 20.01.04

Адресная направленность: педагоги ДОУ

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Эта приоритетная тема нашла глубокое отражение и в «Концепции модернизации российского образования».

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. И задача педагога, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов.

Семьи, в которых проживают и воспитываются дети, посещающие ДОУ, довольно неоднородны, что проявляется в социально-экономических условиях жизни семьи, в образовательном уровне современных родителей, в их инфомированности по проблемам воспитания. В детско-родительских отношениях возникает много трудностей. Но осознают ли их современные родители и готовы ли они к их преодолению?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, в нескольких ДОУ Восточного Оренбуржья было проведено специальное изучением этой проблемы. Изучался уровень образования современных родителей, их отношение к собственным детям, к педагогическому коллективу детского сада и другое. Что касается компетентности родителей в области воспитания своих детей в городах и сельских местностях, то здесь наблюдаются некоторые различия. Родители в городе имеют больше источников получения информации о воспитании: это психолого-педагогическая литература, консультации у воспитателя, психолога и других специалистов ДОУ. В сельской местности родители отдают предпочтение интуиции и жизненному опыту.

Нами также были получены сведения о том, кого родители считают более ответственным за воспитание ребенка – себя или ДОУ. Значительная часть родителей (58%) полагает, что педагоги и психологи могут помочь только советом, а действовать все равно должны в первую очередь сами родители. 25% - что родители и сотрудники ДОУ в равной степени отвечают за воспитание детей. Остальные хотели бы, чтобы заботу о перевоспитании ребенка взяли на себя педагоги – ведь это их профессия. Эти данные показали, что родители не склонны делегировать ответственность за воспитание своих детей, что является позитивной предпосылкой для ведения просветительской работы с ними.

Несмотря на то, что большинство родителей имеют среднее, среднее специальное или высшее образование, они не стремятся самостоятельно повышать свой уровень правовой, педагогической и психологической культуры. Родители не всегда осознают, что уже в дошкольном возрасте у детей возникает множество проблем со здоровьем и развитием. Анкетирование родителей выявило причины необращения за помощью к педагогам ДОУ:
- родители не придают особого значения этим трудностям;
- считают это неудобным, т.к. подобного рода консультации не входят в обязанность педагога;
- испытывают затруднения в общении с педагогом;
- считают, что с имеющимися проблемами справятся сами;
- сомневаются в профессиональной компетентности педагога.

Воспитателям эта проблема видится иначе:
- родители молча выслушивают, но поступают по-своему;
- трудно говорить с родителями, потому что они благополучны, самодовольны и не терпят вмешательства в воспитание ребенка;
- многие родители старше воспитателя и поэтому трудно завоевать их авторитет и повлиять на то, чтобы они изменили взгляды на воспитание;
- воспитателю не хватает психологических знаний, практических принципов, чтобы убедить родителей.

Все это лишний раз подтверждает, что в работе с семьей у педагога ДОУ остается много нерешенных проблем. Для того чтобы педагогический коллектив ДОУ мог реально помочь родителям, нужна систематическая и целенаправленная работа вначале с сотрудниками детского сада, а затем и тщательно продуманная, деликатная работа педагогов с родителями.

Стало очевидным, что нужны новые формы взаимодействия семейного и общественного воспитания. Решение проблемы дошкольного детства, поиск современных форм помощи семьям, имеющим детей дошкольного возраста – веление времени.

Итак, нужно научиться работать с детьми и их родителями, исходя из объективных условий. Отечественными и зарубежными исследователями доказано, что детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда является «открытой системой». Только она создает простор для творческого педагогического труда коллектива единомышленников: воспитателей и родителей.

Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с детьми, включаясь в жизнь группы. Предоставляя родителям право наблюдать своего ребенка в игре и других видах деятельности, видеть заботу, внимание воспитателя к детям, доверие, стремление в дальнейшем к общению родителей с воспитателем.

Открытость детского сада для родителей может помочь в повышении их педагогической компетентности. Сотрудничество воспитателей и родителей должно основываться также на таких принципах как:
- обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворение духовных и физических потребностей ребенка в группе ДОУ и семье;
- сокращение единой линии в целях и задачах воспитания, развития и обучения детей в ДОУ и семье;
- уважения личности ребенка родителями и воспитателями;
- учет воспитателями условий семейного воспитания, а родителями – условий общественного.

Тезис «детский сад – открытая система воспитания» получает дополнительный смысл при демократическом семейно-общественном взаимодействии с родительской аудиторией на основе педагогического диалога. Входя в жизнь детского учреждения путем педагогического диалога, семья получает конкретные знания о воспитании ребенка, знакомиться с формами работы специалистов, овладевает мастерством воспитания в семье.

Работа с родителями на современном этапе должна проходить на новом уровне, ее задачей становится повышение качества жизни детей в условиях детского сада и семьи.

К сожалению, в целом ряде случаев детский сад еще остается «обществом в себе», закрытым для родителей. В то же время открытость детского сада может помочь родителям в повышении их педагогической и психологической компетентности. Сотрудничество воспитателей с родителями возможно, если оно сопровождается постоянным профессиональным ростом самого педагога. Воспитатель, вооруженный знанием педагогики дошкольного воспитания, психологии общения и многими другими знаниями, может уверенно общаться с родителями, строить партнерские отношения, направленные на поиск общих решений воспитания и развития ребенка. Этому способствует открытость детского сада для семьи:
- систематическое посещение родителями группы детского сада;
- организация совместных праздников;
- посещение педагогами семей своих воспитанников с последующим планированием сотрудничества с родителями;
- проведение бесед, консультаций, просмотр деятельности детей и др.

Важно признание за родителями партнерства в общем деле воспитания. Семья требует к себе уважения как высшей духовной ценности человечества, основание которой – во многовековых традициях нации, ее культуре.

Итак, каковы же конструктивные направления в реализации качественной работы с родителями на современном этапе дошкольного образования?

Первое направление. Возрождение лучших традиций прошлого, можно сказать «классической системы» дошкольной педагогики и психологии. Исключение заорганизованности, диктата в работе с семьей, закрытости детского учреждения. Все лучшее, что было в прошлом, следует соединить с современными технологиями и разработками в области дошкольного возраста.

Второе направление. Работа с родителями детей предусматривает знакомство с опытом семейного воспитания, таким образом идет сближение семейного и общественного воспитания. Лучшие образцы семейного воспитания необходимо использовать в условиях ДОУ, а достижения дошкольного учреждения сделать достоянием семьи.

К новым формам взаимодействия можно отнести и организацию выставок педагогической литературы по вопросам воспитания дошкольников, информацию о достижениях современной науки в диагностике и коррекции развития, педагогический прогноз, психологическое тестирование и др.

Третье направление. Подготовка кадрового обеспечения на основе современных научных знаний в области педагогики и психологии дошкольного детства и лучших традиций народной педагогики. Этнокультурный, национальный компонент является одним из наиболее значимых факторов в организации развивающей среды в дошкольный период детства в условиях общественного воспитания. Лучшие народные традиции воспитания должны быть учтены в современных тенденциях педагогики дошкольного детства.

В заключении можно сказать:

Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко, «семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие.

Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

Поэтому основные усилия педагогического коллектива детского сада, на наш взгляд, должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации