Система работы по развитию эмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР средствами художественной литературы (начальный этап обучения)

Автор: Григорьева Оксана Александровна воспитатель коррекционной группы МДОУ №4 г.Ясный

Представлено: Михеевой Е.В.

 


Сущность опыта – Личностно ориентированный подход, являющийся в настоящее время основной стратегией как отечественной, так и мировой системы образования требует от педагога владениями необходимыми знаниями и навыками, позволяющие обеспечить индивидуальную траекторию личностного развития не только среднестатистического ребенка, но и ребёнка отличающегося от нормы своей индивидуальностью и развитием. В последнее время в центре психолого-педагогических исследованиях все чаще оказывается изучение  детей отстающих в развитии, изучение развития  личностной и эмоциональной сферы. Незрелость эмоциональной сферы детей с ЗПР обуславливает своеобразие формирования их поведения и личностных особенностей.

Эмоции таких детей примитивны, слабо развиты, маловыразительны и однообразны. Детям с задержкой сложно регулировать своё поведение, что ведёт к затруднениям в самостоятельной адаптации к жизни. Эта ситуация потребовала объединить усилия всех участников педагогического процесса на коррекцию эмоциональной сферы. В результате работы мною был разработан перспективный план по ознакомлению с художественной литературой. Задачи, которого заключаются в формировании у детей с задержкой интереса к книге, умение воспринимать и понимать прочитанный текст, учить отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать небольшие отрывки, развивать умение сопереживать, сочувствовать, давать  элементарную характеристику героям и оценку их поступков.

Новизна - разработка и внедрение перспективного планирования по ознакомлению дошкольников ЗПР с художественной литературой

Главное - воздействие художественной литературы на эмоциональное развитие и социальной адаптации ребёнка с ЗПР.

Необходимые условия - организация  занятий и  свободной деятельности дошкольников; создание развивающей среды; взаимодействие   всех участников педагогического процесса: психолога, дефектолога, логопеда, воспитателей, музыкального работника, родителей.

Результативность - разработка и применение в работе перспективного планирования по ознакомлению с художественной литературой дошкольников с ЗПР по развитию эмоциональной отзывчивости, дало возможность вводить детей  в мир эмоций и чувств, ориентируясь на принципы постепенности, системности, доступности; сделать образовательный  процесс интересным, позволив детям усваивать материал и применять полученные знания  при взаимодействии с окружающими людьми.

В 2008-2009гг. была выявлена проблема и  начата работа по поиску источников её устранения.
На 2009-2010 учебного года запланирована и начата  экспериментальная работа по проверке эффективности перспективного планирования по ознакомлению с художественной литературой как средства развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.

Опыт работы  по развитию эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР

В последнее время увеличилось количество детей с нарушениями психо-эмоционального развития. Это дети с эмоциональной неустойчивостью, враждебностью, агрессивностью, тревожностью, что вызывает сложность ребёнка во взаимоотношениях с окружающими. Чтобы устранить недостатки в личностном развитии или  значительно смягчить их, в  нашей группе организованна чёткая система работы по обогащению эмоционального опыта дошкольников. С детьми проводится диагностические обследования, ежедневные наблюдения, по результатам которых намечается работа по устранению тех или иных недостатков.

Для начала мы постарались организовать в группе такую развивающую среду, где ребёнок чувствовал бы себя комфортно и уютно. Для обеспечения эмоциональной релаксации созданы уголки уединения, снятие эмоционального напряжения  решается в зоне двигательной активности. В группе мною был создан уголок «Моё настроение»,  в котором дети, приходя в группу, ставят своё фото в тот кармашек, который указывает на его настроение, перед занятиями дети собираются и обсуждают, почему такое настроение, как и чем, помочь грустному. По окончании дня дети повторно выставляют свои фотографии и снова беседуют, что помогло измениться их настроению.

Ежедневно в занятия включаются моменты по закреплению тех эмоций и чувств, с какими дети знакомятся на занятиях-тренингах с психологом. В занятиях по изобразительной деятельности с детьми рисуем различные настроения (радости, грусти, злости), рисовали «Остров счастья», на который ребёнок брал  то, что сделает его счастливым, составлялся коллаж  «Радостные лица» и т.д. По развитию эмоций и качеств личности используем и игры. Несмотря на то, что нашу группу посещают дети 5-7 лет, многие из них не умеют играть. Им свойственна игра 3х летних детей на уровне манипуляций. Дети не могут самостоятельно выбрать тему, распределить роли, следовать игровым правилам. В тоже время сама по себе игровая активность является для детей с задержкой привлекательным видом деятельности. В коррекционно-развивающих целях по развитию эмоций и чувств используем игры с правилами, сюжетно ролевые, игры драматизации.

1.Система работы по ознакомлению с художественной литературой  в развитии эмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР

Организуя работу по развитию эмоциональной сферы, детей возникла идея о включении в воспитательно-образовательный процесс приобщения детей к художественной литературе как одного из средств по развитию эмоциональной отзывчивости. С детьми был проведен диагностический опрос о знаниях дошкольников художественных произведений (сказок). В результате выяснилось, что  дети не знают названий сказок и давали им названия лишь по тому, что видели на иллюстрациях. Так же детям было сложно перечислить героев этих сказок без опоры на иллюстрации.

Осуществляя работу с детьми с задержкой в развитии, считаем, что правильно подобранные книги для детского чтения смогут оказать благотворное влияние на нравственное становление личности, ребёнка с ЗПР, на формирование его духовных ценностей.

Необходимо учитывать и возрастные особенности детей имеющих проблемы в развитии (это быстрая утомляемость или наоборот повышенная возбудимость детей при длительном, однообразном занятии, слабая концентрация внимания, недостаточный объем памяти, недостаточное развитие фонематического слуха и др.); особенностей восприятия (связано с его мышлением и читательским опытом, детям с ЗПР свойственно наглядно-образное мышление, поэтому им лучше воспринимается текст с опорой на наглядность, когда слово и образ дополняют друг друга).

Необходимо учитывать и половое различие (это не значит читать разную литературу для мальчиков одну, для девочек другую, здесь взрослый должен учитывать интересы обоих полов). С целью развития и обогащения эмоциональной сферы детей с ЗПР был разработан перспективный план по ознакомлению дошкольников с художественными произведениями и система занятий, целью которых было:

  • на основе художественных произведениях познакомить дошкольников с основными эмоциями (радости, грусти, удивления, гнева и т.д.)
  • помочь детям понять главную мысль, замысел произведения
  • учить детей оценивать поступки героев, соотносить личный опыт с опытом прочитанного.
  • познакомить детей с языковыми средствами (эпитеты, сравнения, оттеночные характеристики)

Эта работа осуществляется как на специально организованных занятиях, так и вне занятий. Для полноценного и эмоционального окрашенного восприятия художественного произведения детьми нашей группы  художественные произведения не только прослушиваются, даются ответы на поставленные вопросы, пересказываются, но и инсценируются,  с помощью выразительных движений: мимики и пантомимики. Задания помогают детям осознать содержание литературного текста и выразить своё отношение к нему.

Еще одной особенностью в работе нашей группы является то, что наша работа строится  блоками. Каждая неделя посвящена одной из лексических тем, и подбор произведений так же подбираются в соответствии с изучаемой темой.  Например,  в одной из тем посвященной домашним животным детям предлагалось дома с родителями выучить стихотворение, найти сказку или рассказ о животных. Часть детей выполнила поручение воспитателя, другие забыли, а некоторым на помощь не пришли родители. Таким образом, выявляется проблема вовлечения родителей в проявления интереса к художественным произведения. Итак, система работы по ознакомлению с художественной литературой включает:

  • ежедневное чтение произведений, самостоятельно е рассматривание детьми иллюстраций;
  • специально организованные занятия;
  • свободное общение воспитателя с детьми на основе прочитанных произведений

2.Методические приемы, способствующие эмоциональному восприятию художественного произведения

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно, кроме того, пользоваться дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания и понимания читаемого.

1) Выразительность чтения – его сущность заключается в эмоциональной насыщенности;
2)Повторное чтение всего текста или чтение отдельных его частей. Дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. У детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча с этими персонажами.

3) Выборочное чтение (отрывок или концовка произведения) Такой прием можно использовать в играх типа: «Из какого произведения эти строки?»

Для усиления эмоционального воздействия при чтении можно использовать:

1) игровые  действия  детей;
2)предметную  наглядность: (рассматривание игрушек, муляжей, рассматривание иллюстраций, привлечение  внимания слушателей к реальным объектам);
3)словесную  помощь:

-сравнение со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения,
-постановку  после чтения поисковых вопросов  («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте?» и подобных),
-подсказывание  при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа  (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.).

3. Результативность системной работы и использования перспективного планирования по ознакомлению с художественной литературой в развитии эмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР

Результативность работы по развитию эмоциональной сферы не всегда проявляется быстро и не бывает такой наглядной как при обучении счету или чтению. Однако на практике после проведения занятий  постепенно стали появляться положительные результаты.  Дети стали больше проявлять интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, обыгрывать эпизоды из сказок. О проявлении их эмоциональной оценки и сочувствия к персонажам можно определить по мимике детей (например, появление улыбки в моменты, когда герою удается избежать опасности, гримаса жалости, когда персонаж плачет). Наиболее существенным недостатком в результативности служит то, что дети  в нашу группу попадают  на два или один год обучения,  а так же их частые пропуски в посещении  дошкольного учреждения в течение учебного года. Отрицательным воздействием на результативность могу оказать и имеющиеся у детей органические нарушения. Здесь необходимым будет консультация специалистов дефектолога, психоневролога, невропатолога, и логопеда по устранению речевых нарушений. Литература оказывает на человека латентное не проявляющееся сразу воздействие. Приобщая ребёнка к литературе, приходится рассчитывать на кропотливую и долговременную работу, которая в будущем я уверена обязательно принесёт свои плоды.

Презентация

ИПКиППРО ОГПУ