Автор. Сергеева Наталья Юрьевна, воспитатель
дошкольного образовательного учреждения № 6 г. Оренбурга

Развитие творческих способностей ребенка
посредством занятий изобразительной деятельностью
 

Сущность. Приобщение детей к мировой культуре начинается с раннего детства, так как каждый вступающий в мир человек обладает определенным потенциалом художественного развития. Этот потенциал надо раскрыть.

Главное в создании предпосылок для самостоятельного вхождения ребенка в «большое искусство», определении  этого пути и  в расшифровке понятий и термин изобразительного искусства.

Новизна в разработке системы по развитию творческих способностей детей средствами изобразительного искусства.

Трудоемкость. Воспитатель должен знать основные виды, жанры изобразительного искусства, различные техники и материалы, использующиеся живописцами, графиками, скульпторами, дизайнерами.

Результативность. Детей отличают умения: создавать сюжетную композицию (фризовую, многоплановую, линейную), конструировать при помощи различных материалов, свободно планировать деятельность, занимаясь рисованием, лепкой и аппликацией.

Система по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста основывается на раскрытии воспитателем творческого потенциала ребенка через создание необходимой атмосферы психологического комфорта, через убеждение в необходимости принятии малыша таким, какой он есть, через веру в его творческие возможности и создание условий для самовыражения. 

Умело используя такие качества дошкольника, как эмоциональность, отзывчивость детской души, зоркость и впечатлительность малыша в стремлении к познанию, Наталья Юрьевна максимально стимулирует развитие потенциальных возможностей каждого ребенка на разных возрастных этапах.

Вводить детей в «большое искусство», считает воспитатель, следует как можно раньше. Для самостоятельного вхождения ребенка в мир прекрасного необходимо создать предпосылки, определив фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему с целью постепенного постижения языка изобразительного искусства. Воспитатель не боится оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства на занятиях даже с маленькими, так как, воспринимая на слух, дети быстро привыкают и в дальнейшем используют их осознанно. 

Главное для воспитателя - расшифровать смысл понятий и терминов, что даст возможность прочно заложить их в память детей. 

Развитие творческих способностей воспитатель начинает с обучения «азбуке» изобразительной деятельности, постепенно расширяя арсенал выразительных изобразительных средств. Эти первые элементарные шаги помогут детям овладеть технологичными, рациональными приемами изображения, без которых невозможен полет детской мысли, фантазии.

Важное значение на занятиях изобразительной деятельностью воспитатель уделяет  таким элементам, как линии, пятну, элементам декора и особенно цвету, так как роль цвета в развитии творческого потенциала детей огромна.

Для совершенствования хроматического вкуса ребенка используются следующие способы:

· при раскрашивании рисунка у ребенка можно спросить (какие ассоциации возникают у него при выборе цвета, какой у цвета запах, какой это цвет - горячий, или холодный, или гладкий, или шероховатый, или прозрачный, с чем его можно сравнить);

·   отметить соответствие между ответами ребенка и цветом нарисованного предмета, а затем дать вновь, но уже противоположное задание: нарисовать прозрачный (или блестящий, или холодный, или душистый предмет);

· проверить устойчивость соответствия цветов: как часто, например, гладкие предметы окрашиваются в желтый цвет, шероховатый - в зеленый, горячие - в красный и т.д.

На занятиях обязательно нужно с детьми обсуждать, какие чувства и впечатлений вызывает у них тот или иной цвет, так как именно цвет стимулирует желание ребенка взять в руки карандаш, кисть и рисовать.

 

Алгоритм деятельности детей, способствующий развитию
 творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью

1.   Знакомство с кисточкой и красками. Какими бывают кисти, как правильно нужно держать кисть, хранить ее. Какие бывают краски (акварель, гуашь, масляные), какие бывают цвета (холодные, теплые).

2.   Рассматриваем репродукции и картины (подлинники). Определяем, какие краски использовал мастер, какими цветами он пользовался.

3.   Играем в дидактическую игру «Холодно - тепло». Словом, жестом, мимикой дети показывают холодный или теплый цвет использован. 

4.   Показ приема закрашивания в воздухе воспитателем и детьми.

5.   Объяснение последовательности действий при закрашивании красками:

·  беру кисть правильно: тремя пальчиками, над железным пояском;

·  обмакиваю кисть в баночку с краской, лишнюю краску снимаю о край;

·  плавными движениями, не прижимая кисть к бумаге до конца, закрашиваю объект, стараясь не заходить за линию наброска;

·  промываю кисть в воде;

·  сушу ее о салфетку;

·  кладу кисть на подставку.

6.   Дидактические упражнения «Закрась лист теплым цветом», «Нарисую холодный ветер», «Закрась веселого клоуна».

7.   Знакомство с приемами ТРИЗ (набрызг, закрашивание паралоновым тампоном, налепом). 

Развивая творческие способности детей на занятиях изобразительной деятельности, Наталья Юрьевна  соблюдает следующие правила:

· ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психическое пространство;

· у ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах и бумаге;

· сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребенка рисованием;

· рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в группе и попросить ребенка объяснить их;

· нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать.

  Навыки, приобретенные детьми с первых шагов знакомства с изобразительной деятельностью, закрепляются по мере взросления и постепенного расширения представлений о мире, о жизни, о себе - обо всем, что можно изобразить и выразить к этому свое отношение. 

В старшем возрасте дети знакомятся с восковыми мелками и техникой акварели, с одним из видов скульптуры - рельефом, с техникой папье-маше и техникой рисования гуашью. В рисунке они учатся передавать движение, пластику предметов, обобщенную форму. 

Кроме этого дети получают первые представления о наиболее важных законах композиции, доступных для данного возраста, об искусстве современного дизайна и театрально-декоративном искусстве.

В подготовительной группе дети учатся работать в смешанной технике (карандаши и фломастеры и т.д.), рисовать тушью. Они получают представления о тоне, о жанре портрета и выполняют его с использованием различных техник (объемный из бумаги, скульптурный из глины).

Кроме такой работы дети занимаются вырезанием различных форм (силуэтов) без предварительного рисунка. Достаточно большое место на занятиях уделяется конструированию не только из картона и бумаги, но и из пластичных материалов. 

Пример работы с детьми, занимающимися в кружке, на занятии по теме «Рисование животных. Дельфин». 

Алгоритм работы с детьми на занятии в кружке рисования.

1. Дома посмотреть программу «Подводная одиссея команды Кусто», мультфильм «Девочка и дельфин», иллюстрации с изображением дельфина с целью рассмотреть дельфина в естественной среде обитания (внешний вид, повадки, движения, окраску, форму); 

2. игровое упражнение: передать особенности движений, повадок дельфина под музыку;

3. поэтапное рисование дельфина;

4. знакомство с различными способами изображения одного и то же объекта ( мультипликационная графика, комикс, использование нестандартных приемов закрашивания);

5. творческая работа на тему «Вот дельфины разные смотрят на тебя умными глазами»;

Особенность творческих работ и заданий состоит в том, что они носят открытый характер, то есть имеют столько ответов, решений, сколько детей их выполняет. Роль воспитателя - не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих решений и научить защищать нестандартные решения.