«Формирование вокально-хоровых навыков  у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности»

 

Новокрещенова
Светлана   Николаевна
музыкальный руководитель 1 категории
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического развития воспитанников №109» г. Оренбурга

представляет опыт работы по теме:

«Формирование вокально-хоровых навыков  у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности»

Актуальность  проекта
Современной тенденцией развития музыкального творчества молодежи является падение уровня их исполнительского мастерства, который  зависит от  развития личности человека, от овладения им необходимыми знаниями, умениями и навыками в области музыкального искусства.

Исследователи природы детского голоса Е.И. Алмазов, Н.А. Бернштейн, Е.В. Гурьянов, Т.Г. Егоров, Н.А. Крестовников, К.Е. Платонов отмечают, что формирование исполнительской культуры, исполнительского навыка необходимо начинать в дошкольном детстве. В этом возрасте наиболее доступной для детей является исполнительская музыкальная деятельность, в частности пение. В процессе пения дети имеют возможность выражать свой внутренний мир, чувства, эмоции, переживания, настроения посредством голоса. «Человеческий голос – это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры». (Золтан Кодаи)

Теоретические основы проблемы

Проблема формирования вокально-хоровых навыков неоднократно поднималась в работах Л.Б. Безбородовой, Л.Г. Дмитриевой, В.М. Никитиной, Г.А.Стуловой, Н.М.Черноиваненко и др.

Авторы отмечают необходимость глубокого изучения процессов звукообразования в различных регистрах голоса и звуковосприятия у детей, их голосовых возможностей.

Как  условия развития специальных певческих навыков и умений у дошкольников определяются:

  • музыкальные способности ребенка и педагогическая помощь в их развитии;
  • учет возрастных физиологических особенностей  и певческих возможностей дошкольника;
  •  целенаправленная работа компетентного музыкального руководителя, владеющего специальными технологиями обучения детей пению.

В  звучании детских голосов, как в зеркале, отражается методика вокальной работы педагога.

Содержание опыта работы по формированию вокально-хоровыхнавыкову детей старшего дошкольноговозраста впевческой деятельности

Основная  задача, стоящая  перед педагогами-музыкантами – оптимальное развитие голоса каждого ребенка, с учетом его природных особенностей, а это возможно лишь при условии:

  • учёта возрастных физиологических особенностей детского голоса в процессе занятий;
  • включении в занятия комплекса мероприятий, направленных на формирование устойчивого интереса детей к певческой деятельности, знаний  о хоровом исполнительстве и особенностях голосового аппарата;
  • использовании на занятиях комплекса упражнений, построенных на  адаптированной системе В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса» для формирования вокально-хоровых навыков дошкольников.

В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован и укрепляется вместе с общим развитием организма. Гортань и голосовые связки  дошкольника еще недостаточно развиты, связки короткие и тонкие, небо малоподвижное. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем голосовой (верхний), поэтому голоса детей несильные, хотя порой и звонкие, требуют к себе бережного отношения. Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми дошкольного возраста надо использовать песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие звуки должны быть проходящими  Удобными (примарными) звуками для дошкольников являются «ми» - «си» первой октавы, именно в этом диапазоне звучание детских голосов  более легкое, естественное.

С постоянным ростом и изменчивостью детского организма тесно связана проблема охраны детских голосов. Холод, жара, пыль вредно действуют на голосовой аппарат, поэтому занятия с детьми следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Следует помнить, что шум, громкие разговоры, форсированное (крикливое) пение расшатывают голос. Отрицательно действует на голос переутомление, поэтому необходимо соблюдать такой режим работы, при котором после занятия дети имеют отдых для снятия напряжения. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос еще «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т.к. можно навредить здоровью ребенка.

В своей  работе мы используем комплекс мероприятий:

  • серию опытов (по материалам из книги О.В.Дыбининой, Н.П.Рахмановой, В.В.Щетининой)  сцелью:
  • дать детям представления о собственном голосе, как инструменте, которым можно управлять;
  • подвести детей к пониманию причин возникновения звука, звуковой речи (“Почему все звучит”, “Откуда берется голос”);
  • дать понятие об охране органов речи;  
  • проследить с детьми, как распространяются звуковые волны, возникает эхо (“Как распространяется звук”, “Где живет эхо”);
  • выявить причины возникновения высоких и низких звуков (“Почему мишутка пищал”, “Как появляется песенка”);
  • установить причины усиления и ослабления звука (“Как сделать звук громче”,”Коробочка с секретом”).
  • цикл бесед по темам: «Певческая установка», «Певческое дыхание», «Звукообразование», «Что такое хор?», «Кто такой дирижер?» с целью доступным, понятным языком объяснить детям, о правильном звукоизвлечении, о том, каким должен быть “настоящий певец хора”, заложить основы певческой установки;
  • музыкально-дидактические игрыс целью: развивать у детей звуковысотный слух в процессе увлеченной игры.

 В качестве специальной технологии обучения детей пению нами используется «Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова - известного учителя-исследователя, имеющего многолетнюю практику врача-фониатра.

Данный  метод является наиболее эффективным,  когда прогрессирующее ухудшение экологической ситуации влияет на гортань человека, и та все в большей степени выполняет функцию фильтра-отстойника, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха;

  • когда становится все больше видов деятельности, в которых голос и речь используются как постоянно действующие орудия труда, причем в неблагоприятной акустической обстановке (шумовой фон, стрессы, пыль, химия);
  • когда  голосовой аппарат, голос и речь ребенка формируется исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и со множеством случайных и вредных воздействий, что приводит к неравномерному развитию механизмов голосообразования, отсутствию координации между слухом и голосом, неадекватности эмоциональной детонации в речи, хриплому голосу при здоровой гортани и другим негативным последствиям

Применение  фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова в работе с дошкольниками заключается в использовании доступных упражнеий  комплекса упражнений, адаптированных к особенностям детского восприятия и физиологическим возможностям голосового аппарата дошкольников, освоение элементарных навыков управления голосовым аппаратом, основанных на общих закономерностях голосообразования. Например,“Сказка о язычке” может быть различного содержания и включать в себя разнообразные сочетания упражнений, в зависимости от поставленных задач вокальной работы.

Вариативность использования интонационно-фонетических упражнений первого комплекса (“Волна”, “Чайки”, “Страшная сказка”, “Динозаврик”, “Вопрос-ответ” и тд.) позволяет педагогу значительно разнообразить занятия с детьми, повысить их интерес к процессу пения и желание учиться управлять своим голосом.

Следует отметить, что наряду с развивающей задачей упражнения Емельянова прежде всего направлены на сохранение детских голосов. Адаптированные упражнения первого комплекса можно  использовать как один из способов подготовки детей к пению (распевание) или в процессе непосредственно вокально-хоровой работы.

Адаптированные упражнения для детей старшего дошкольного возраста из 1-го комплекса ФМРГ В. В. Емельянова

 Результативность.
Опыт работы показал, что использование в работе с дошкольниками данного комплекса мероприятий по вокально-хоровой работе значительно повышает уровень сформированности у детей певческих навыков и исполнительской культуры, обогащает их знания о хоровом исполнительстве, особенностях голосового аппарата, охране органов речи и способах управления ими.

Материал представлен Зебзеевой В.А.,
кандидатом педагогических наук, доцентом
кафедры ПДиНО ОГПУ

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации