«Социализация старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим»

 

Колесникова Наталия Николаевна
воспитатель высшей категории
МДОУ № 115  г. Оренбург
Образование: высшее
Стаж педагогической работы: 8 лет
E-mail: kolesnikovaa@post.ru

 

Представляет опыт работы на тему:

«Социализация старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим»

Актуальность проблемы:  
Современное общество больше симпатизирует успешным, лабильным людям, которые придерживаются правильных в общечеловеческом понимании жизненных ценностей. Но реальность всё больше показывает разочарованных в жизни, ищущих «своё место» в окружающем мире людей, т.е. людей со сниженной социализацией. Психологи связывают эту проблему  с феноменом деривации детства, а также недостаточным  вниманием к вопросам социализации в семье и ДОУ.

Теоретическое обоснование проблемы:
Социализация:

  1. процесс адаптации индивида к окружающему миру;
  2. совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей;
  3. процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром.

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования. Но все определения едины в одном - человек взаимодействует с социальной действительностью, и результатом данного взаимодействия становиться формирование человека. Социализация – процесс двусторонний, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

На социализацию дошкольников оказывают влияние микрофакторы, мезофакторы и макрофакторы. Значимыми институтами социализации в старшем дошкольном детстве – выступают семья и общественные учреждения.

Значение ознакомления детей с окружающим миром подчеркивали М.Монтессори, Я.А.Коменский, И.П.Фребель К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Е.Н.Водовозова и др. Сегодня социализация волнует ученых с практической стороны. Они ищут новые пути приобщения ребенка к социальной культуре. Эти вопросы освящают Т.Н.Антонова, Г.Г.Зубова, О.А.Князева, С.А.Козлова, С.Е.Шукшина, Л.Коломийченко, Е.В.Рылеева.

Современные методики предлагают разные пути социализации детей. Мы  остановились на углубленном ознакомлении детей с окружающим миром.

Новизна опыта:
Окружающий мир включает три составляющих: природный мир,  социальный и предметный мир. В психолого-педагогической литературе рассматривается методика ознакомления детей с каждой из этих составляющих в отдельности. Мы же разработали комплекс работы по ознакомлению старших дошкольников с окружающим природным, предметным и социальным миром. Особенностью данного комплекса является то, что  ребенок  получает самый полный свод знаний об окружающем мире. Усвоению и закреплению этих знаний способствуют автодидактические материалы, при помощи которых ребенок может самообучаться. Позанимавшись с материалом ребенок имеет возможность самостоятельно проверить правильность выполненного задания при помощи контроля ошибок.  Они  разработаны по каждой теме и могут использоваться как в ДОУ, так и родителями.

Содержание опыта
Для определения содержания работы с детьми мы просмотрели ряд комплексных программ – «Истоки» (центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца), «Радуга» (Доронова, В.В. Гербова и др.), «Развитие» (Л.А. Венгер), «Обучения и воспитания дошкольников» (новое издание М.А.  Васильева) и парциальных – «Я-человек» (С.А. Козлова), «Наш дом природа» (Н.А. Рыжова), «Социального развития» (Л. Коломийченко). Мы выявили, что содержание этих программ по разделам ознакомления с окружающим совпадает в формулировках, объединив его мы получили наиболее полный свод знаний о природном, предметном и социальном мире. На этой основе  разработали тематику и содержание занятий по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста. Рассчитан этот комплекс на два года обучения – дети 5-6 лет и 6-7 лет, то есть старшая и подготовительная группа.

Тематика и содержание занятий с детьми  старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром  

 

«Внутренний мир человека»

Социальный мир

(чувства, мысли, эмоции, нравственные ценности людей и др.)
1.Чувства (высшие чувства – эстетич., интеллект., моральные.; органы чувств; чувства мужчин и женщин; толерантность)
2. Эмоции (отвращение, страдание, презрение, стыд)
3. Настроение
4. Стили поведения (дружба, взаимопомощь и мотивы)
5. Мысли
6. Умения и возможности других людей и свои
7. Взаимосвязь между ними
8. Приемлемое выражение собственных чувств и эмоций
9. Правила работы рядом и умение их применять
10. Проявление доброты, заботы, сочувствия, помощи и её уместность

«Этикет и права»

1. Средства общения (вербальные и невербальные)
2. Способы общения принятые в обществе (здороваться, прощаться, высказывать просьбы по отношению к разным людям - взрослым, сверстникам, знакомым, незнакомым, близким)
3. Правила поведения с близкими, в детском саду, в общественных местах
4. Права людей

«Труд и отдых»

1. Профессии (современные и древние, городские, сельские, женские и мужские, профессии родителей и сотрудников ДОУ)
2. Виды отдыха
3. Общественная значимость труда, как процесса производства и потребления продуктов питания и др. предметов и отдыха

«Человек и его организм»

1. Необходимые знания о себе (имя, отчество, фамилия, адрес, телефон)
2. Строение тела и организма
3. Все люди растут, питаются, продолжают род и заботятся о детях, живут в обществе, рождаются и умирают
4. Я в прошлом, будущем и настоящем
5. Некоторые болезненные отклонения в функционировании организма

«Гигиена»

1. Значение гигиены для жизни и здоровья человека
2. Культурно гигиенические навыки (закрепление, уточнение и обучение в повседневной жизни)

«Безопасность»

  1. Правила безопасного поведения в детском саду и на участке.
  2. Правила безопасного поведения в лесу
  3. Правила безопасного поведения на улицах города
  4. Правила безопасного поведения дома

Правила безопасного поведения в транспорте

«Семья»

  1. Семья (понятие «семья», её смысл, функции членов семьи, друзья традиции, праздники, члены семьи, поколения)
  2. Дом семьи (место отдыха, уход за ним)
  3. Родословная

«Взрослые и дети»

  1. Различия и сходства между ними
  2. Взаимоотношения взрослых и детей
  3. Взаимоотношения детей и их половая принадлежность
  4. Внутренняя и внешняя красота мужчин и женщин, их праздники, социальные функции

«Русская культура»

  1. Русский народный фольклор
  2. Народные праздники, традиции
  3. Кухня
  4. Быт
  5. Труд и ремесла
  6. Взаимодействия (менталитет)

«Второй дом»

  1. Общественная значимость детского сада, жизнь детей в детском саду
  2. Его история, традиции, праздники
  3. Социальная значимость труда взрослых в детском саду
  4. Правила поведения в детском саду

«Родина»

  1. Родной город
  2. Родной край (природа своего края)
  3. Родная страна (столица, города, культура, многонациональность страны, символика, армия)

«Другие страны»

  1. Разные страны (расы, традиции, общие праздники, события прославившие страну, разное понимание красоты)
  2. Денежные единицы других стран
  3. Языки народов мира
  4. Виды и названия жилищ у разных народов мира
  5. Зависимость особенностей облика народа от окружающей среды

«Искусство»

  1. Художественно-эстетические творения человечества (названия некоторых шедевров мирового искусства)
  2. Виды и жанры искусства

«Появление людей. Древние люди»

1. Появление и развитие человека на земле
2. Первобытные люди (общение, рисунки, расселение людей)

«Древние города»

  1. Древнее и современное название
  2. Цель месторасположения (порт, отдых…)
  3. Интересные сведения

«История»

  1. Некоторые исторические факты
  2. Историческая культура

«Нравственные ценности людей»

  1. Забота об окружающих людях, доверие и его границы
  2. Отношение к людям знакомым, незнакомым, инвалидам, друзьям, недругам

«Спорт»

  1. Значение спорта для человека
  2. Виды спорта
  3. Имена известных спортсменов
  4. Некоторые факты из истории развития спорта

«Время»

1. Время суток и их признаки
2. Часы и время: ориентация во времени по механическим часам; другие приборы для измерения времени
3. Месяцы

«Жизненный путь человека»

  1. Рождение человека
  2. Толкование имен
  3. Воспитание (любовь родителей, забота)
  4. Социальные институты (детский сад, школа…)

Природный мир

«Животный мир»

  1. Птицы (отличительные признаки, строение и функциональное назначение частей тела, питание, среда обитания, жилище, поведение…)
  2. Рыбы (то же)
  3. Звери
  4. Насекомые
  5. Обитатели моря, реки
  6. Способы приспосабливания к среде обитания и защиты
  7. Сезонные изменения  и происходящие в течении жизни
  8. Классификации животного мира (по среде обитания, способам передвижения, жилищам, способам защиты…)

«Растительный мир»

  1. Дикорастущие растения (характерные признаки, строение, функциональное назначение частей среда обитания, условия жизни…)
  2. Культурные растения
  3. Комнатные растения (название, внешний вид, способы ухода, размножение)
  4. Водоросли
  5. Изменения растений сезонные и происходящие в течение жизни
  6. Классификации растений: дикорастущие…, фруктовые, теплолюбивые…
  7. Значение растений для жизни животных и человека
  8. Приспосабливание к среде обитания и способы защиты

«Рост, развитие и потребности живых организмов»

  1. Рост и развитие живых организмов (животные, растения, человек)
  2. Размножение живых организмов
  3. Другие потребности (питание, дыхание)

«Неживая природа»

  1. Основные свойства объектов и веществ неживой природы
  2. Их значение для человека и живой природы
  3. Различные состояния веществ
  4. Атмосферные явления
  5. Классификация неживой природы

«Экология»

  1. Современное взаимодействие человека с природой (факты отрицательного воздействия на природу)
  2. Способы охраны природы
  3. Источники загрязнения природы
  4. Способы ухода за объектами природы
  5. Рациональное природопользование

«Экосистемы»

1. Взаимосвязи растений со средой обитания, живой и неживой природой на примере экосистем
2. Причинно-следственные связи в природе

«Времена года»

  1. Явления времен года
  2. Сезонные изменения в природе

«Эксперименты»

  1. Экспериментирование с водой, воздухом, песком глиной
  2. Экспериментирование с магнитом, светом
  3. Значение и использование этих объектов в жизни человека

«Безопасность в природе»

1. Ядовитые растения 
2.  Правила безопасности в природе

«Красная книга природы»

1. Животные и растения «Красной книги»

«География»

  1. Географические знания (климат, ландшафт, условные обозначения на карте…)
  2. Дары Земли и недр в быту моей семьи
  3. Названия материков

«Космос»

  1. Планета Земля (происхождение, зарождение жизни, происхождение Земли в легендах и мифах народов мира)
  2. Солнечная система (планеты, др. тела, явления, созвездия, название звезд…)
  3. Галактика (интересующие детей сведения)

«Народные природные приметы»

 

1. Некоторые народные приметы

«Древность»

  1. Природа до появления человека

2.  Взаимодействие древних людей с природой

Предметный мир

«Предметы вокруг нас»

  1. Предметы вокруг нас созданные людьми
  2. Знакомство с назначением и свойствами предметов домашнего обихода
  3. Приспосабливание вещи для разных нужд
  4. Сходные по назначению предметы разной формы
  5. Загадки о предметах быта

«Материалы»

  1. Материалы, из которых созданы предметы, сделаны руками человека
  2. Рациональность и целесообразность использования материалов для различных предметов
  3. Затраты труда и материалов на изготовление предметов

«География предметов быта»

1. Предметы быта русской традиционной культуры
2. Предметы быта, муз. инструменты, одежда других народностей

«Вторсырьё и починка»

  1. Уход за посудой, одеждой и бытовой техникой
  2. Приемы починки предметов
  3. Приемы и способы переработки материалов

«Правила хранения»

  1. Изменение предметов под воздействием какого-либо явления
  2. Способы хранения некоторых предметов

«Средства цивилизации»

  1. Предметы, облегчающие труд человека в быту (технические предметы)
  2. Создающие комфорт
  3. Средства связи, коммуникации и печати
  4. Транспорт, сельхоз техника, роботы

«Безопасность»

1. Правила безопасности при пользовании предметами

«Классификации»

1.Способы сравнения и объединение предметов по функциональному назначению
2. По материалу, из которого они изготовлены
3. Признаки, объединяющие предметы в различные группы

«Взаимосвязи в предметном мире»

  1. Назначение предмета и его форма, структура
  2. Специфика, устройство жилья и его местонахождение

«Прошлое, настоящее и будущее предметов»

  1. Появление  и «предки» предметов
  2. Постоянное усовершенствование предметов

Для закрепления знаний детей мы разработали комплекс автодидактических материалов. Каждый материал имеет контроль ошибок, который позволяет ребенку самостоятельно проверить правильно ли он выполнил задание. К тому же материалы располагаются на подносе или при работе с ними используются коврики. Это ограничивает рабочее пространство ребенка и не позволяет причинять неудобства другим детям, а также приучает к порядку и аккуратности.

Упражнения с автодидактическим материалом
для детей старшего дошкольного возраста по закреплению знаний об окружающем мире

Трафареты и шаблоны «Портреты»
«Цвет настроения»
Надписи «Лицо»
Лото «Поступок и последствия»

Сортировка карточек «Орудия труда»
Классификация карточек «Профессии»

Лента «Рост человека»
Пазлы «Человек»
Слайды с надписями «Человек»
Надписи «Строение человека»

 «Дидактическая кукла»

Лото «Безопасности»

 Построение сериационного ряда «Поколения людей»
Таблички для чтения «Поколения людей», «Члены семьи»

Сортировка карточек «Атрибуты русской и других культур»
Таблички для чтения «Русские праздники»
Трафареты «Русские народные росписи»

Макет и набор предметов «Детский сад»

Таблички для чтения «Войска России»

Составление пар «Флаги и страны»

Сортировка карточек «Атрибуты общественных мест»
Работа с энциклопедией «Виды и жанры искусства»

 Лента «Развитие человечества»

Составление пар «Древние и современные названия городов»

Лента «История»

Таблички для чтения «Виды спорта»

Сортировка карточек «Предметы быта города и села»

Построение сериационного ряда «Время суток»
Таблички для чтения «Дни недели», «Месяцы»
Дидактические часы
Классификация карточек «Месяцы сезона»

Составление пар «Имя и его значение»

 Классификация игрушек «Животный мир»
Составление пар «Животное – детеныш»
Таблички для чтения «Животный мир», «Жилище», «Насекомые», «Звери»
Надписи «Строение рыб, птиц…»
Лента «Цепь питания»
Классификации карточек «Способы защиты», «Среда обитания животных»

Классификации карточек «Растения», «Ярусы леса»
Сортировка «Семена», «Вершки и корешки»
Пазлы «Строение куста, дерева, травы»
Таблички для чтения «Растения», «Ярусы леса»
Надписи «Строение дерева»

Лента «Рост пшеницы», «Развитие лягушки»
Таблички для чтения «Рост дерева», «Развитие рыб»

 Работа с энциклопедией «Природные явления»
Опыты с водой и воздухом «Свойства соленой воды», «Вода в стакане», «Что лучше пропускает звук»…
Работа с макетом «Ветер в поле и в городе»
Опыты с 4-мя стихиями «Где огонь горит дольше»
Классификация объектов «Минералы»
Работа с макетом «Строение Земли», «Почва»

Опыты «Загрязнение воды», «Политое и не политое растение»
Составление пар «Правильное – не правильное поведение в природе»
Работа с энциклопедией «Экология»

Работа с макетом и набором объектов «Экосистема»

Классификация табличек «Времена года – признаки»

Классификация табличек «Ядовитые – съедобные»
Таблички для чтения «Ядовитые растения»

Таблички для чтения «Животные Красной книги», «Растения Красной книги»
Работа с энциклопедией «Красная книга»
Классификация игрушек «Вымирающие виды»

Работа с глобусом «Земля-суша»
Работа с макетами «Поле, лес, равнина…»
Работа с коллекцией «Камни», «Минералы», «Полезные ископаемые»
Составление пар «Минерал и его использование»
«Составление карты»
«Географический комод»

Макет «Вулкан», «Солнечная система»
Глобус «Строение Земли»

Таблички для чтения «Народные приметы»

Лента «Мир до появления человека»

Классификация игрушек «Рукотворные – природные»
Таблички для чтения «Рукотворные – природные»

 Упражнения с «Тепловыми табличками»
Опыт «Плавает – тонет»
Работа с коллекцией «Материалы»

Сортировка «Русские – не русские предметы»
Работа с энциклопедией «Предметы русской культуры»

 Работа в библиотеке «Починка книг»
Лента «Вторсырьё»
«Мытье посуды»
«Чистка серебра»
«Штопанье»

Составление пар «Правильное – неправильное хранение предметов»

Классификация табличек «Транспорт», «Посуда», «Бытовая техника», «Одежда»
Таблички для чтения «Транспорт», «Посуда», «Бытовая техника», «Одежда»…

Лента «Появление и совершенствование осветительных приборов»
Составление сериационного ряда «Прошлое – настоящее предметов»

  1. Глобус «Материки»
  2. Карточки «Развитие яблони»
  3. Корточки для классификации «Предметы вокруг нас»
  4. Эксперимент «Огонь – воздух»  
  5. Карточки «Жизненный цикл птиц»
  6. Уголок «Естествознание»   

Социализация проходит эффективнее, если полученные знания, навыки и умения закрепляются в семье. Поэтому мы разработали комплекс мероприятий по работе с родителями. Данный комплекс рассчитан также на два года обучения. То есть для родителей и детей старшей и подготовительной группы.

Комплекс мероприятий по работе с родителями по  социализации детей старшего дошкольного возраста

Дата

Тематика

Формы проведения

Цель

Сентябрь
Октябрь

Исследование отношений ребенка к близким людям.

  1. Методика «Рисунок семьи»
  2. Методика «Осознанность ребенком отношений к нему близких людей»
  3. Рекомендации для педагогов группы

1.Выявить представ-ления ребенка о семье, о самом себе и о своем положении в группе сверстников
2.Разработать рекомен-дации для педагогов группы

Ноябрь
Декабрь

Исследова-ние роди-тельских отношений

  1. Анкетирование «Какие мы родители?»
  2. Опросник «АСВ (анализ семейного воспитания)»

1.Выявить представ-ления родителей о воспитании детей и сопоставить их с реальными стилями
1.Выявить общие тенденции семейного и общественного воспитания

Январь
Февраль

Осознание родителями проблем воспитания и путей их решения

  1. Круглый стол для родителей (с участием педагогов группы, психолога, логопеда, врача) «Мои проблемы воспитания»:

А) анкета для родителей «Проблемы воспитания?»
Б) тест для родителей «Какой вы родитель?»
В)обсуждение полученных результатов
Г) рекомендации для родителей «Делайте – не делайте»

1.Обсудить наиболее приемлемые методы семейного и общественного воспитания
2.Достичь единства двух институтов социализации в значимых вопросах воспитания

Март
Апрель
Май  

Помощь родителям в вопросах семейного воспитания

1.Оформление почтового ящика доверия
2.Оформление библиотеки для родителей «Семейное воспитание»
3. Индивидуальные и групповые консультации и беседы с родителями по интересующим их вопросам

1.Изготовить и разместить почтовый ящик
2.Завести тетрадь для записи на консультацию
3.Подобрать литературу по вопросам семейного воспитания
4.Оформить библиотеку

Сентябрь
Октябрь

Помощь родителям в вопросах семейного воспитания

Тренинг для детей и родителей:

  1. «Доброе животное»
  2. «Мы любим друг друга»
  3. «Изобрази без предмета»
  4. «Артисты цирка»
  5. «Превращение ладошки»
  6. «Круг друзей»

1.Увеличить время совместного пребывания родителей и детей
2.Обучить родителей: прислушиваться к детям, и их чувствам

Ноябрь
Декабрь

Повышение родительс-кой компе-тентности

1 Беседы с подгруппой родителей об играх, которые знакомят с окружающим миром
2. Оформление выставки «Игротека в кругу семьи» (совместно с родителями)

Повышение уровня осведомленности родителей о игровой деятельности детей и ознакомлении их с окружающим

Январь
Февраль

Педагоги глазами родителей

1. Анкета на предмет изучения удовлет-воренности родителей работой ДОУ (Е.Н.Степанов)
2.День открытых дверей
3.Почтовый ящик доверия «Пожелания педагогам»

Выяснить пожелания родителей по организации педагогического процесса

Март
Апрель

Устав семьи и ДОУ

Родительское собрание в форме круглого стола «Ос-новные направления деятельности взрос-лых в процессе воспитания детей»

Разработать общую стратегию воспитания детей в семье и ДОУ, игрового взаимодействия, познавательного развития

Май

Картина мира

Оформление выставки совместно с роди-телями и детьми «Мир глазами взрослых и детей»

Обратить внимание взрослых на разность видения мира взрослыми и детьми

 

Результативность опыта
Стадия социализации в дошкольном возрасте – дотрудовая. Поэтому показателями социализации в старшем дошкольном возрасте являются деятельность – сюжетно-ролевая игра, общение – со взрослыми и с детьми и самосознание, которое формируется в этом возрасте.

Для диагностики социализации старших дошкольников мы отобрали три методики, которые отвечают содержанию данного процесса: «Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры», «Изучение навыков культуры общения», «Изучение уровня самосознания». Высокий уровень социализации не этапе констатирующего эксперимента не выявлен.

Данное исследование показало нам, что  дети  не умеют общаться со сверстниками. Часто жалуются на товарищей. В общении со взрослыми показывают недоверие, замкнутость или агрессивность. Самосознание детей также низкое. Много детей «закрытых» с низкой самооценкой, которые не верят в свой успех. Другая часть – это дети, которые представляют себя главными среди людей и природы. Несут разрушительные действия. Игровая деятельность требует коррекции. Сюжеты игр сжаты, отражают в основном  действия деструктивного характера.

Сводная диаграмма результатов диагностики уровня социализации детей старшего дошкольного возраста на этапах констатирующего и контрольного экспериментов

На этапе контрольного эксперимента средний показатель высокого уровня  социализации детей вырос на 50 %. Прослеживается положительная динамика развития отношений, игр детей, что доказывает эффективность предлагаемого комплекса мероприятий. Дети научились поддерживать и ценить дружеские отношения, понимать причину эмоционального состояния других людей. Иногда были заметны проявления невербальной агрессии. Но ребята корректно поправляли нарушителей. Детям понравилось соблюдать правила, которые разработали педагоги, родители и дети.  Застенчивые, неуверенные в себе дети принимали активное участие в работе группы. Агрессивные дети стали меньше проявлять деструктивное поведение. Игры детей стали более развернутыми. Дети выбирали сюжеты игр, опираясь на опыт занятий по ознакомлению с окружающим. Группа характеризовалась как сплоченная, дружная, активная на занятиях и прогулках. 

Таким образом, используя данный опыт в своей работе, педагог имеет возможность не только знакомить ребенка с окружающим миром, но и закреплять знания при помощи материалов, корректировать родительско-детские отношения.

 

Материал представлен Зебзеевой В.А.,
кандидатом педагогических наук, доцентом
кафедры ПДиНО ОГПУ

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации