Ракова Марина Давыдовна
Профилактика и коррекция нарушений физического и психического развития детей дошкольного возраста средствами плавания (обобщение опыта работы по обучению дошкольников плаванию, а также исследованию влияния занятий плаванием на физическое и психическое здоровье детей)

Ракова Марина Давыдовна
Профилактика и коррекция нарушений физического и психического развития детей дошкольного возраста средствами плавания (обобщение опыта работы по обучению дошкольников плаванию, а также исследованию влияния занятий плаванием на физическое и психическое здоровье детей)

Для инструкторов по обучению плаванию, воспитателей, медицинского персонала, психологов дошкольных образовательных учреждений, а также для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста.

I. Сведения об инструкторе по обучению плаванию

Ракова Марина Давыдовна – педагог высшей квалификационной категории дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад» №21 ООО «Озон» г. Оренбурга. Работает в должности инструктора по обучению дошкольников плаванию 10 лет. Общий педагогический стаж Марины Давыдовны составляет 10 лет. Последние три года Ракова М.Д.. активно работает над проблемой профилактики нарушений в физическом и психическом развитии дошкольников посредством плавания.


II. Теоретическое обоснование опыта

Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. « Здоровье каждому человеку даёт физкультура, закаливание, здоровый образ жизни». Эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, учёному, академику Н.М. Амосову.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Человек – творец своего здоровья. А мы живём в такое сложное время, когда на организм каждого человека обрушивается настоящий шквал нежелательных воздействий: биологических, физических, психологических, вирусных и т.д. Каким образом защитить организм от неблагоприятных внешних воздействий (болезни на 80 – 90% носят приобретённый характер) и повысить иммунные функции организма, чтобы с наименьшими потерями перебороть ОРЗ, грипп, насморк или какую-либо другую «сопутствующую болезнь детства».

Свидетельством здоровья являются гармоничность нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Между тем, результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится всё меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний. Более 20% детей имеют дефицит массы тела.

Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологии – болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания.

В современных условиях возрастает значение физического воспитания с учётом возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей дошкольника. Внимание к физическому состоянию детей-дошкольников обусловлено исключительным влиянием двигательного развития на общее психическое состояние ребёнка в этом возрасте. Для обеспечения нормального физического и психического развития ребёнка необходимо с первых дней его жизни организовывать двигательный режим, воспитывать потребность в двигательной активности, занятиях физической культурой. Медициной доказано, что одним из наиболее оптимальных видов физической активности детей дошкольного возраста является плавание.

Общая оценка благоприятного воздействия плавания на организм ребёнка в дошкольном возрасте представляется в трёх аспектах:

- медико – физиологическом ( укрепление различных функциональных систем детского организма, о которых говорилось раннее);

- психологическом – один из путей формирования произвольной регуляции движений и действий, которые обладают повышенной восприимчивостью к внешним обучающим воздействиям именно в дошкольном возрасте;

- педагогическом – не только пропедевтика сложно организованных действий, но и прямой способ становления навыков саморегуляции.

Технологические процедуры в границах данного опыта

Потребность в создании парциальной программы продиктована состоянием физического и психического здоровья современных дошкольников. С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих различные отклонения в физическом (нарушение осанки, свода стопы, частые простудные заболевания и др.) и психическом развитии (гипер- и гипоактивность, агрессивность, тревожность).

Программа «Дельфинчик» разработанная инструктором по плаванию ДОУ № 21 Раковой М.Д., при содействии психолога ДОУ №21 Кисловой Е.Е. (2006г.) ориентирована на профилактику и коррекцию отклонений в развитии детей на основе следующих принципов: гуманизация и индивидуализация воспитательно-образовательного процесса; координация деятельности педагогов и медицинского персонала ДОУ; системный подход в организации процесса обучения дошкольников; преемственность в работе ДОУ и семьи по вопросам физического развития и воспитания детей.

Цель программы – формирование двигательной активность; развитие физической культуры; воспитание потребности в здоровом образе жизни; осуществление коррекции физического и психического развития детей 3-7 лет средствами плавания.

Задачи программы:
Создание условий для разностороннего развития дошкольников и воспитания у них потребности в здоровом образе жизни и систематических занятиях по обучению плаванию.
Обеспечение условий овладения дошкольниками, имеющими отклонения в физическом развитии двигательными умениями и навыками на воде.
Достижение более высокого уровня психического здоровья и всестороннего физического развития детей дошкольного возраста.

Структура программы:


№ пп
Направление деятельности
Задачи
Цикл занятий

1
2
3
4

1
Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
Формирование и крепление опорно-двигательного аппарата и мышечной системы, развитие гибкости. Профилактика заболеваний внутренних органов, плоскостопия.
«Мы - крокодилы», «Весёлые лягушата», «Лягушачья дискотека», «Волшебные превращения», «Весёлый мяч», «Плаваем как дельфины», «Побегаем, попрыгаем», Комплекс упражнений на воде для профилактики осанки и плоскостопия, «Кораблики».

2
Обучение плаванию детей часто болеющих простудными заболеваниями.
Развитие органов дыхания и дыхательной мускулатуры. Повышение за щитных функций организма, закаливание.
Комплексы дыхательной гимнастики на воде №1 и №2, «Водолазы», «Кораблики», «Делай так!», «Мы весёлые ребята», «Утята», «Крокодильчики резвятся», «Играем в прятки».

1
2
3
4

3
Занятий на воде для детей с ярко выраженной гиперактивностью.


Коррекция двигательной активности детей.


«Дельфины на прогулке», «Водолазы», «Самый внимательный», «Делай так!», «Морские звёзды», «Волшебные превращения», Комплексы дыхательной гимнастики №1 и №2.

4
Коррекционно-развивающие занятия на воде для гипоактивных детей


Повышение двигательной активности детей, развитие скорости и быстроты движений, выносливости.


«Зоопарк», «Мы - крокодилы», «Весёлые лягушата», «Волшебные превращения», «Лягушачья дискотека», «Весёлый мяч», «Побегаем, попрыгаем», «Я – впереди!», «Мы весёлые ребята», «Утята».

5
Диагностика
Изучение уровня сформированности навыков и умений детей в плавании; развития произвольности поведения, его психологической комфортности
Анализ медицинских показателей по заболеваемости каждого ребенка на начало учебного года и на его конец. Антропометрические данные.
Результаты психологического тестирования произвольности поведения, эмоционально-психологического состояния ребенка.
Результаты педагогической диагностики (выполнение нормативов развития физической культуры)

6
Работа с родителями
Единство требований в воспитании и обучении детей в семье и ДОУ
Консультирование родителей по организации закаливающих процедур, выполнению упражнений на воде и суше в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями развития детей.
Открытые занятия по обучению детей плаванию.
Анкетирование

Методы обучения:
Наглядные методы объяснительно-иллюстративного характера и репродуктивного характера.
Словесные методы репродуктивного, частично поискового характера.
Практические методы репродуктивного, частично-поискового, исследовательского характера.

Прогнозируемый результат:
Организация семейного досуга в соответствии с потребностями детского организма и интересов ребенка.
Устойчивый интерес детей и родителей к занятиям плаванием.
Знание правил поведения на воде и их выполнение.
Выполнение детьми элементарных упражнений на воде (элементы плавания в игровых упражнениях).
Осуществление профилактики и устранения отклонений в развитии детей (по результатам психологической и педагогической диагностики)
Снижение заболеваемости детей.

Ресурсное обеспечение:

Антонов Ю.А., Кузнецова М.Н., Саумина Т.Ф. Здоровый дошкольник – социально оздоровительная технология 21 века. Пособие для исследовательской и педагогической работы. М., АРКТИ – 2000г.

Алямовская В.Г. Профилактика психо – эмоционального движения. Журнал Современный детский сад, №1, 2007г., стр. 21-25.

Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. М., 1993г.

Ахутина В.И. Здоровьесберегающие технологии обучения, индивидуально – ориентированный подход. Школа здоровья – 2000.

Большакова И.А. Маленький дельфин. М., АРКТИ, 2005 г.

Буллах И.М. Плавание от рождения до школы. – Минск, 1991 г.

Выготский Л.С. Детская психология (Собр. соч. – Т. 4. – М., 1984 г.).

Выготский Л.С. Проблемы развития психики (Собр. соч. – Т. 3. – М., 1983 г.).

Запорожец А.В. Психологическое изучения развития моторики ребёнка – дошкольника. Возрастная и педагогическая психология: Тесты. – М.. 1992

Змановский Ю.Ф. Программа здоровый дошкольник.

Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки.
//Ребёнок в детском саду. – 2007. - №4. - стр. 29-33.

Кузнецова М.Н. Закаливание детей дошкольного возраста. М., 2000 г

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М., ВАКО, 2007 г.

Концепция дошкольного воспитания. 1989 г.

Литвинов А.А. Азбука плавания. Фолиант, 1995 г.

Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка. М., Просвещение, 1997 г.

Т.И. Обучение плаванию в детском саду. М., Прсвещение, 1991 г.

Потопчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. Санкт-Петербург, Речь, 2002 г.

Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. Мозаика – Синтез, М., 2000 г.

Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М., 1994 г.

Методический инструментарий опыта

Физическое воспитание в дошкольном возрасте осуществляется в неразрывной связи с развитием игровой деятельности. В процессе физического воспитания ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, у него формируются элементарные нравственные формы поведения, произвольность, обогащается опыт общения.

Большое внимание уделяется на занятиях плаванием детям, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата. Акцент делается на развитии выносливости как важнейшего фактора повышения их функциональных возможностей. Этому способствует, прежде всего, правильное сочетание физической нагрузки разной интенсивности, чередующейся с активным отдыхом на воде. Наиболее эффективными для таких детей являются имитационные движения, отличающиеся динамичностью и отсутствием длительных пауз и остановок. Им нравится выполнять имитационные движения, они с удовольствием ходят как цапли и крокодилы, прыгают как лягушки, лежат на воде как морские звёзды и т.д. Из имитационных движений составляются различные сюжетные игры, такие как «Зоопарк», «Лягушачья дискотека», «Цапли на болоте», «Мы спортсмены» и другие.

Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, многопрофильна, является и лечебной, и профилактической: устранение незначительных искривлений позвоночника, стопы предотвращают заболевания внутренних органов.

Занятия на воде одно из самых эффективных средств профилактики и лечения данных заболеваний, так как при плавании и при выполнении различных упражнений на воде, на организм ребёнка вода оказывает равномерное давление и довольно длительное время держит его в статическом положении, выравнивая позвоночник. Во время плавания мышцы ребёнка расслабляются, снимается патологическое напряжение, создающее нарушение осанки. Специфические движения ног и в частности стопы в положении «без опоры», при обучении плаванию и при выполнении упражнений на воде препятствуют образованию плоскостопия и исправляют имеющиеся нарушения в развитии стопы, оказывают укрепляющее воздействие на стопу.

Плавание – мощный эмоционально положительный фактор, который позволяет решать важные для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата задачи. Плавание способствует коррекции нарушения осанки в разгрузочном положении позвоночника; предупреждению плоскостопия, снятию мышечного тонуса, оказывает закаливающее действие, облегчает адаптацию к водной среде. Решение этих задач в условиях дошкольного учреждения весьма важно: дети с нарушением осанки часто болеют.

Упражнения на занятиях по плаванию выполняются в основном в горизонтальном положении, т.е. в положении максимальной разгрузки, что уменьшает его искривление.

Занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата, проводятся подгруппами по 4-6 ребёнка индивидуально.

Длительность таких занятий 20-25 минут и проводятся они 1 раз в неделю.

Частые заболевания, даже самые «лёгкие», свидетельствуют о снижении у ребёнка защитных возможностей, что при воздействии или наличии неблагоприятных факторов как биологических, так и окружающей среды могут привести к нарушению гомеостатического равновесия и к возникновению сначала функциональных, затем органических изменений, т.е. хронических заболеваний. Именно показатели резистентности оказались наиболее информативными при оценке влияния комплексной системы оздоровления с акцентом на занятия в бассейне. Анализ показал, что число часто болеющих детей уменьшается год от года. Это и результат использования на занятиях в бассейне комплексов дыхательной гимнастики и её элементов. Дыхательная гимнастика на воде эффективнее способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению лимфо- и кровообращения в лёгких.

Занятия на воде, способствуют изменению у ребёнка кровотока как в сосудах кожи и подкожной клетчатки, так и во внутренних органах. Изменяется частота сердечных сокращений и дыхания, показатели кровяного давления. Это ведёт к повышению уровня обмена веществ, реактивности, сопротивляемости организма, улучшается состояние нервно-психической сферы, эндокринной системы. При регулярном проведении таких занятий организм ребёнка закаливается и вырабатывается привычка к здоровому образу жизни.

В практической части программы «Дельфинчик» разработаны комплексы дыхательной гимнастики на воде для детей разных возрастных групп, которые способствуют развитию дыхательной мускулатуры, особенно мышц, обеспечивающих глубокий вдох. Для часто болеющих детей не менее полезны циклы занятий, включающие в себя упражнения, которые выполняются с задержкой дыхания и на погружение в воду. Упражнения эти игрового характера и с удовольствием выполняются малышами.

Дополнительно с часто болеющими простудными заболеваниями детьми проводится ещё одно занятие в бассейне (кроме двух занятий по расписанию ДОУ). Длительность занятия 20-25 минут. Занятия проводятся подгруппами от 2-х до 6-ти детей, начиная со средней группы.

Занятия на воде для детей с гиперактивностью помогают удовлетворить потребность детей в двигательной активности. Психомоторное воспитание таких детей направлено на устранение нарушений двигательной координации, а также улучшение показателей психических процессов и моторной сферы. Плавание способствует развитию самоконтроля; использование игр и упражнений различной интенсивности развивает концентрацию внимания.

Диагностика показывает, что обучения ребенка с синдромом гиперактивности плаванию в течение одного года, повышает у него уровень произвольности поведения, способности к саморегуляции. Упражнения из разных исходных положений, на развитие силы, точности, в парах, выполняемые на воде, создают условия благоприятные для психофизического развития, не происходит перенапряжения нервно-психической сферы. Ребёнок в воде чувствует себя спокойно, контролирует свои действия, согласовывая их с действиями других детей.

Занятия с гиперактивными детьми проводятся по подгруппам по 2-3 ребёнка и индивидуально, один раз в неделю. Длительность занятий 20-25 минут.

Коррекционно-развивающие занятия на воде для гипоактивных детей: для этих детей характерны низкая двигательная активность, слабая выносливость, значительное отставание в показателях развития основных видов движения. Малоподвижные дети не уверены в своих возможностях, отказываются выполнять сложные двигательные задания, а также участвовать в коллективных подвижных играх. Им присуща однообразная малоинтенсивная деятельность с преобладанием статического компонента. У большинства отмечается инертность, пассивность, безразличие, обидчивость, плаксивость, нежелание контактировать со сверстниками.

С малоподвижными детьми очень часто организуются игры и беседы, вовлекающие их в активную деятельность; создаются «ситуации успеха», которые дают почву для раскрытия собственных возможностей и веры в свои силы. Таким детям предлагаются игры и упражнения на развитие быстроты, скорости движений и выносливости, на переключение с одного вида деятельности на другой. Главное правило – упражнения и задания должны доставлять ребёнку удовольствие и «мышечную радость». Важно постепенно вырабатывать у ребёнка чувство скорости, регулировать темп в процессе занятия.
Занятия с малоподвижными детьми проводятся по подгруппам по 3-6 детей, один раз в неделю. Длительность занятий 20-25 минут. Цикл занятий см. в практической части программы.

Культура освоения технологии представленного опыта

В результате обучения детей плаванию на индивидуальных и подгрупповых занятиях наметился сдвиг в сторону усвоения ими норм и правил поведения в детском сообществе, на занятиях познавательного и эстетического циклов. Обучение плаванию позволило детям осознать возможности своего организма, что оказало влияние на планомерность в организации активной двигательной деятельности на воде и «суше». Занятия плаванием оказали влияние на творческий подход к организации игровой деятельности (конструирование игры из нескольких, «уговор» о смене условий и правил игры и т.д.), на стремление к коллективным играм.

У детей изменилось отношение к играм и игрушкам: на первый план вышла их функциональная значимость. Спортивные снаряды приобрели у детей большой спрос для использования в парных и коллективных играх. Диагностика продемонстрировала изменения в ценностном плане:

элементам плавания слухом языка в его непосредственном назначении – общении, в умении пользовать самостоятельной речью, умении задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы.

Систематическое, регулярное изучение диалогов, их обыгрывание на занятиях, служат эффективным средством обогащения речевой практики детей с нарушенным слухом. Особо хочется отметить, что наряду с систематической работой по формированию словесного общения в условиях учебных занятий, дети стали больше общаться речью в свободное время с товарищами, работниками школы, а также с посторонними слышащими взрослыми и детьми.

Для ведения учёта проведённых диалогов каждому ребенку выдавались талоны, которые они после каждого разговора сдавались учителю или воспитателю, осуществлявшим общее наблюдение за общением учащихся. Вместе с этим, в конце четверти на рабочих тетрадях для индивидуальных занятий на обложке появляется специальный знак, который указывает на самого активного участника речевого общения.

Но ещё важно отметить вовлечение родителей в работу по активному пользованию речью в ходе диалогов вне школы. С родителями неоднократно проводились собрания и беседы по вопросу использования диалогов, наряду с этим родителям предлагались примерные тесты диалогов.

А также как результат такой работы, следует отметить проведение и активное участие учащихся в ежегодных речевых конференциях фото1, фото 2, фото 3, фото 4. Эти конференции проводятся в конце каждого учебного года, с целью оценки самостоятельной речи учащихся, умения их участвовать в диалоге между собой, взрослыми. Вот уже на протяжении трёх лет учащиеся классов, с которыми работает Терехова Н.А. являются активными участниками этих речевых праздников.

На фотографиях представлены фрагменты речевой конференции: «Береги свою планету».

В 2007 году на базе школы-интерната №1 при участии Министерства Образования Оренбургской области проводился семинар практикум «Формирование устной речи у детей с нарушенным слухом как один из важных факторов полноценного развития личности». Где участникам семинара предлагалось ознакомиться с опытом работы по проведению речевых конференций, здесь же вниманию присутствующих был предложен доклад по обмену опытом по формирование речевого общения в процессе обучения диалогу как составная часть слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха. В этом докладе был обобщён опыт трёхлетней работы в этом направлении на конкретном классе. Участники семинара смогли лично удостовериться в эффективности данного направления. Семинар получил высокую оценку со стороны Министерства образования Оренбургской области, и положительные отзывы участников семинара.

Выполнила:
методист кафедры педагогического мастерства
ИПКиППРО ОГПУ Колисниченко Т.Н.
Дата выполнения: 24.04.08

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации