ИПМ «Содержание работы и организация деятельности центра раннего развития»

Афанасьева И.Н., заведующий

РМК Сорочинского района

 

    Центр раннего развития «Теремок» при  МОУ «Толкаевская средняя общеобразовательная школа» Сорочинского района Оренбургской области создан в 1996 году. Руководителем Центра является  Трубникова Татьяна Михайловна, педагог-психолог первой квалификационной категории.

 

             I.      Теоретическая база опыта.

 

1.      Абраменкова В.В. «Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре».- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

2.      Башаева Т.В. «Развитие восптиятия у детей. Форма, цвет, звук», Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.

3.      Безруких М.М. «Ступеньки к школе» Кн. Для педагогов и родителей.

    М.: Дрофа, 2000г.

4.      Будницкая И.И., Катаева А.А. «Ребенок идет в школу». М.: Педагогика, 1985.

5.      Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. «Развивающие игры для дошкольников». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997.

6.      ВенгерЛ.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. «Готов ли ваш ребенок к школе». М.: Знание, 1994

7.      Воспитание и обучение детей пятого года жизни.: Кн. Для воспитателей детского сада /Под редакцией Л.А. Холмовской./ М.: Просвещение, 1986.

8.      Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников. - М.: Олимп; ООО» Фирма «Издательство АСТ», 1999.

9.      Дошкольная педагогика: учебное пособие для учащихся педучилищ по специальности «Воспитание в дошкольных учреждениях».-М: «Просвещение», 1986.

10.  Психологическая служба в сфере образования: методика и практика. Материалы для межвузовского научно-практического семинара. - Оренбург: Издательство ООИПКРО, 2002 г.

11.  Чиркова Т.И. «Психологическая служба в дктском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования».- М.: Педагогическое общество России, 2000.

 

 

 

          II.      Актуальность.

 

    Российское образование переживает новый этап своего развития. Начальная школа работает по программам и учебникам, которые носят развивающий характер и предъявляют к ребенку другие требования. То есть  ребенок, идущий в 1 класс, должен обладать определенным уровнем развития, иметь определенный запас знаний, умений, навыков, которые помогут ему успешно адаптироваться к школе.

   Создание ЦРР обусловлено возникшей проблемой системного развития творческого потенциала ребенка,  возрастными особенностями детей, требованиями жизненной практики, запросами родителей общественности.

    Аналитическая работа по изучению, систематизации и прогнозированию процесса развития школы выявила, что современная школа испытывает потребность в первокласснике, обладающем более высоким уровнем развития, который и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку научиться читать, считать, решать задачи «про себя», т.е. во внутреннем плане. Эта «знаковая функция сознания», такой более высокий интеллектуальный уровень деятельности –  необходимость сегодняшнего дня, современной школы.

       III.      Основополагающими принципами данного опыта являются:

·         Научность.

·         Системность.

·         Гласность.

·         Коллегиальность.

·         Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

·         Преемственность.

·         Комплектность (взаимодополняемость).

·         Адекватность требований и нагрузок.

·         Постепенность.

·         Индивидуализация темпа работы.

·         Повторяемость (цикличность повторения) материала.

 

        IV.      Условия возникновения и становления опыта:

 

·         Изучение психолого – педагогической литературы по вопросам дошкольного и младшего школьного возраста.

·         Изучение нормативных документов.

·         Наличие кабинета школьного психолога, оснащенного на уровне современных требований.

·         Коллектив единомышленников, работающих творчески, помогающих друг другу в работе.

·         Эрудиция, высокий научно–методический и профессиональный уровень руководителя и педагогов ЦРР.

·         Своевременная методическая помощь ЦДТ и РОО.

·         Наличие материальной базы.

 

           V.      Сущность

 

·         Обеспечивается преемственность и непрерывность в содержании образовательного и воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования на всех уровнях и школы.

·         Создаются оптимальные условия для охраны здоровья полноценного развития детей.

·         Развиваются творческие способности детей с учетом индивидуальных особенностей и специфики возраста.

·          Удовлетворяются потребности в эмоционально–личностном общении,  проявляется забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка.

·         Сотрудничество с семьей через оказания  консультационной помощи и проведение совместных занятий.

·          Организуется  сотрудничество с ДОУ «Солнышко» и школой.

 

        VI.      Основные компоненты опыта:

 

·         Программа деятельности ЦРР «Веселые человечки».

·         Информационно–аналитические материалы.

·         Диагностические исследования результативности личностных достижений детей и работы педагогических кадров ЦРР.

·         Модель выпускника ЦРР.

 

     VII.      Новизна предусматривает:

 

·         Изменение ценностей современного образования.

·         Изменение подходов к организации УВП.

·         Деятельность педагога ориентирована на индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

·         Обязательно занятия по математике или развитию речи проводит учитель будущего 1 класса.

·         На каждого выпускника ЦРР составляется карта развития ребенка в виде столбчатых диаграмм, которая передается учителю 1 класса для продолжения работы по развитию способностей ребенка.

·         Сравнение происходит только с самим собой и оценивается как продвижение.

·         В ходе работы с детьми учитывается их зона ближайшего развития.

·         Контроль, тестирование  предполагают помощь педагогам, родителям самому ребенку в выявлении его способностей в различных областях как реальной основы для успешного обучения в школе.

·         Для повышения результативности работы педагоги осуществляют взаимодействие с семьями детей по совместной организации педагогического процесса.

·         В ЦРР имеют возможность развиваться дополнительно как дети, посещающие детский сад, так и «домашние» дети.

·         Для осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку наполняемость группы не превышает 10 человек.

·         Компетентностный  подход.

 

  VIII.      Система работы ЦРР и её результативность

 

   В ЦРР функционируют в основном 3-4 группы детей.  Это составляет 75% детей дошкольного возраста:

 - «Белочки» - дети 4 лет;

 - «Зайчики» - дети 5 лет;

 - «Лисички» - дети 6 лет.

Программа развития, рассчитанная на 2 года.

   На первом году ведутся занятия:

- изодеятельность;

      - естествознание;

      -  немецкий язык;

      -  музыка – ритмика. 

   На 2 году ведутся занятия, которые являются логическим продолжением 1 года развития с расширенным и конкретизированным содержанием воспитания и обучения.

Это:

- развитие речи;

          - математика;

          - азбука коммуникативного общения;

          - театр;

- музыка;

- компьютерная азбука;

          - немецкий язык;

          - изобразительная деятельность;

- начальное техническое моделирование.

   В Центре педагоги стараются не перегрузить ребенка, обеспечить развитие его художественного вкуса, умение творчески оценивать и преобразовывать окружающий мир. Одним из основополагающих принципов работы Центра является принцип смены видов деятельности, чередования занятий, требующих интеллектуальных умений и двигательной активности.

   Целью работы ЦРР является всестороннее развитие личности ребенка, предполагающее единство нравственного, интеллектуального, эстетического и физического воспитания. Формирование у ребенка способностей к совершенствованию своей познавательной, практической деятельности и развитие творчества в форме активного освоения знаний через систему образовательных занятий.

    В процессе развития складываются мотивы деятельности и духовные потребности, без чего немыслимо общее развитие личности. Развитие понимается как организация  совместного «поиска», при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности с педагогом или родителем. Во главу угла ставится вера в каждого ребенка, в его силы и возможности. Принимается во внимание и то, что индивидуальное развитие ребенка может идти не равномерно, а в зависимости от особенностей личности.

   Контингент воспитанников формируется при помощи индивидуальной и групповой форм работы с родителями детей, при тесном сотрудничестве с коллективом воспитателей детского сада «Чебурашка», благодаря преемственности в деятельности Центра и школы. Кроме того, немаловажную роль играет факт, что Центр работает в течение 9 лет и пользуется заслуженным авторитетом среди населения села Толкаевка. На родительских собраниях в ЦРР, на общешкольных родительских собраниях, на собраниях родителей учеников начальных классов  (особенно – родителей первоклассников) анализируются возможности для развития детей, для их подготовки к обучению в 1 классе школы, для успешной адаптации к школе, которые дает ЦРР.

   На протяжении многих лет родители являются равноправными участниками при проведении праздников, где вместе со своими детьми выполняют различные виды игровой, учебной, развивающей деятельности.

Родители могут присутствовать на любом занятии Центра, сидя рядом с ребенком и помогая ему выполнять задание, адаптироваться к новой социальной среде. Это, в основном, характерно для родителей «домашних» детей.

   Результатами работы  ЦРР являются:

Эти аналитические данные дают представление об эффективности работы педагогов ЦРР;

·         руководитель ЦРР составляет на каждого ребенка итоговую карту развития (см. приложение №1);

·         проводятся диагностики:  на первом году  обучения – «Познавательные процессы», на втором году обучения-развития – «Готовность к школе»;

·         по результатам диагностики проводятся с детьми коррекционные занятия на развитие и усовершенствование «западающих звеньев».

·          

        IX.      Мониторинг эффективности работы ЦРР

 

Года

Уровень развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

2001 - 2002

исходный

17%

24%

50%

9%

-

2002 - 2003

итоговый

6%

8%

46%

28%

12%

2002 – 2003

исходный

3%

12%

54%

31%

-

2003 – 2004

итоговый

-

5%

42%

32%

21%

2003 – 2004

исходный

9%

23%

55%

10%

3%

2004 - 2005

итоговый

-

16%

43%

16%

25%

 

Анализ результативности работы ЦРР показывает, что система дошкольного развития ребенка эффективна и может быть рекомендована для сельских школ.