Развитие любознательности у старших дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания
из опыта работы
Ключниковой Натальи Николаевны,
старшего воспитателя МДОУ № 63 г. Орска

Составитель: Егорова О.П., методист филиала ООИПКРО г. Орска
Дата: апрель 2005 г.

 

МДОУ «Детский сад № 63 г.Орска функционирует 1964 года. В ДОУ 6 групп, из них одна раннего возраста, пять дошкольного возраста. Воспитательно – образовательный процесс обеспечивают 12 педагогов. В их числе: старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог - психолог, эколог, Приоритетными направлениями ДОУ является экологическое и социальное развитие воспитанников.

Теоретическая база опыта:

· Комплексные программы: «Развитие» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко), «Радуга» (Т.Доронова), «Детство» (Н.Н.Кондратьева, Н.М.Маневцова ).

· Парциальные программы С.Николаевой «Юный эколог», «Наш дом – природа» (Н.Рыжова).

· Технологии и методики по экологическому воспитанию детей (Н.Рыжова, М.Марковская, И.Цветкова, А.Федотова и Л. Грехова).

Актуальность:

Одной из основных задач воспитания и образования является фор­мирование экологической культуры и природоохранного сознания. Фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспиты­вать с ранних лет, дошкольное детство- это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания», «Концепция модернизации образования»). Одной из основных задач воспитания и образования является фор­мирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.

С другой стороны происходит интенсивное изменение окружаю­щей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проект­ной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подхо­де к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, фор­мирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания.

В Российской педагогической энциклопедии метод проектов опре­деляется как «система обучения, при которой учащиеся приобрета­ют знания и умения в процессе планирования и выполнения посте­пенно усложняющихся практических заданий-проектов» (том 1, с. 567).

Новизна:

Вся работа в ДОУ № 63 г.Орска строится на принципах новой биоцентрической парадигмы, что предопределяет отказ от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов. Природа не должна рассматриваться только с утилитарной точки зрения. Прежде всего воспитатели показывают детям ее уникальность, красоту и универсаль­ность (природа-среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем - объект человеческого потребления).

В процессе выполнения проекта формируются способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, уме­ние менять точку зрения (преодоление эгоцентризма), ощущение стройности организации идей и др.

Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. На выполнение проекта работает принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в пе­дагогическом процессе.

В процессе проекта усилия воспитателей и детей направле­ны на формирование способностей к переносу знаний и умений в но­вую ситуацию, видения неизвестного в известном, видения новой фун­кции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельнос­ти с целью получения нового способа.

При отборе содержания проекта воспитатель опирается на име­ющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяет­ся созданию условий для превращения детей в субъектов своей дея­тельности. Педагог продумывает мотивацию, заранее моделирует проблемные ситуации, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по ин­струкции, данной воспитателем, а на основе самостоятельно при­нятого решения.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогичес­кий процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с ок­ружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.

Ведущая педагогическая идея:

Предпосылкой развития теории и практики организации проектной деятельности явились исследования Поддъякова Н.Н. в области детского экспериментирования. В рамках данных исследований было уточнено значение детской проектной деятельности как само­стоятельной и коллективной творче­ски завешенной работы, имеющей со­циально значимый результат. В ос­нове проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследователь­ский поиск в различных направле­ниях, результаты которого обобща­ются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот воз­растной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюда­тельностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятель­ности. В проекте можно объединить содержание образования из различ­ных областей знаний, кроме того, от­крываются большие возможности в организации совместной познава­тельно-поисковой деятельности до­школьников, педагогов и родителей.

Особая педагогическая значимость данной работы по организации проектной деятельности детей заключается в практико-ориентированной сущности, что позволяет оценить позицию ребенка как субъекта педагогического взаимодействия.

Технология опыта:

Система работы в дошкольном учреждении по работе с проектами включает в себя следующие блоки:

Первый блок предполагает педагогическое сопровождение ребен­ка в деятельности по освоению окружающего мира.

Второй блок способствует актуализации знаний, умений, навы­ков ребенка, их практическому применению.

Третий блок стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.

В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его ос­новная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.

Доминирующие мето­ды, используемые в работе над проек­том могут быть игровые, творческие, познава­тельные и др. Также педагоги разрабатывают различную тематику проектов.

Темы игровых проектов:

- «Игра-путешествие в подводное царство»;

- «Театр» (сюжетно-ролевая игра);

- «Строим город будущего» (игра);

- «Путешествие в древний мир»;

- «Строим сказочный снежный го­родок».

Темы творческих проектов:

- осенний, весенний, зимний вер­нисаж (т.е. от времени года);

- музыкальная сказка (по выбору детей);

- настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля ма­лышам и родителям);

- «Веселая ярмарка» (изготовление пособий, открыток, атрибутов и др.);

- создание фильмотеки рисованных диафильмов.

Темы познавательных проектов:

- фестиваль искусств «Весенняя капель»;

- журнал «Почемучка» (вопросы о природе, ОБЖ и др.);

- «Путешествие в Царство Мате­матики»;

- КВН;

- конкурс «Моя родословная»;

- музей народной культуры; ( история чаепития, история колыбельных песен, история одежды и др.);

- «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц). По продолжительности проекты в детском саду могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев), но чаще педагоги используют длительные.

Работа педагога над проектом, включает составление обоснованного плана действий, который формирует­ся и уточняется на протяжении все­го периода и проходит в несколько эта­пов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации про­екта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, по­знавательной, предметной среды;

5) определение направлений поис­ковой и практической деятельности;

6) организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с пе­дагогами, родителями и детьми;

7) работа над частями проекта, его коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Педагоги ДОУ в основном используют метод проектов с детьми старшего дошкольного возраста. Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, педагоги уделяют внимание и продумывают организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность.. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке поставили яркие книги, энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке систематизировали и поставили игры на эмпирическую тему. В групповой комнате организовывают «фитобар», а на коробочках с фиточаем наклеили изображение данного растения. «Официанты», подавая чай, рассказывают о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты. На стене в групповой комнаты и в приемной повесили плакаты экологического содержания, выполненные детьми. В приложении прикладываются другие проекты разработанные и проведенные на базе детского сада.

Содержание сюжетно-ролевых игр носит экологический характер:

«Путешествие в подводное царство»;

«Путешествие на Луну»;

«Гомеопатическая аптека»;

«Зоологический магазин»;

«Зоопарк».

На территории детского сада организована экологическая тропа, педагоги подготовили экскурсоводов детей и проводят путешествие по этой тропе малышей, гостей, родителей.

К организации поисковой и творческой деятельности детей подключают родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками диких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают зада­ние, и прежде чем раздать задания, воспитатель тщательно продумывает, так как важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости воспитатель предоставляет справочный, практи­ческий материал или рекомендует, где его можно найти.

Последний этап проекта — защи­та. Это всегда самый зрелищный момент. На защиту приглашают гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он со­здавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта проходит ярко, интересно и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, пе­дагога.

Работа над проектом имеет боль­шое значение для развития познава­тельных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция меж­ду общими способами решения учебных и творческих задач, общи­ми способами мыслительной, рече­вой, художественной и другими ви­дами деятельности. Через объедине­ние различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Кол­лективная работа детей в подгруп­пах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой де­ятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Результативность:

Результативность процесса экологического воспитания детей определяется с по­мощью педагогической диагностики (см. в приложении). В процессе диагностики решается ряд взаимосвязанных задач:

· изучение уровня сформированности представлений у детей из области экологии;

· изучение уровня сформированности познавательных и речевых умений, соответствую­щих содержанию проекта;

· изучение уровня сформированности трудовых умений и навыков по уходу за живыми объектами;

· изучение уровня сформированности отношения к природе – природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное.

В результате работы педагогического коллектива дети усвоили нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; испы­тывают потребность в приобретении экологических знаний, ориентируются на прак­тическое их применение; испытывают потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживают им, проявляют доброту и чуткость. бережное отношение ко всему окружающему; проявляют эстетические чувства- уме­ния и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности; проявляют инициативу в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки иссле­довательской деятельности, разви­вает познавательную активность, самостоятельность, творчество, уме­ние планировать, работать в кол­лективе. Такие качества способ­ствуют успешному обучению детей в школе.

Адресная направленность:

Представленный педагогический опыт в области исследуемой проблемы может быть использован специалистами дошкольного профиля в решении конкретных воспитательно-образовательных задач.

Приложение

Диагностика экологических знаний дошкольников

Цель – изучить уровень сформированности элементарных экологических представлений, мышления и экологически грамотного поведения дошкольников.

Критерии оценки знаний о природе у детей дошкольного возраста.

1. Полнота (или объем знаний) – многообразие объектов и сторон познаваемого объекта.

2. Существенность знаний – выделение существенного в объекте.

3. Обобщенность знаний – выявление сущности целого класса объектов, объективных связей внутри класса (отражается в обобщенных представлениях, элементарных понятиях).

4. Системность знаний – познание совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.

Задачи оздоровительной направленности:

§ Учить детей взаимодействовать с природой;

§ Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности;

§ Учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды.

Задачи образовательной направленности:

§ Формировать элементарные экологические знания и представления, а так же азы экологического мировоззрения.

§ Уточнить, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.

§ Формировать умение самостоятельно решать экологические задачи.

§ Развивать воображение, фантазию и логическое мышление.

§ Учить понимать причинно–следственные связи внутри природного комплекса: знакомить с особенностями жизни животных (животные в природе живут в определенных местах, питаются определенной пищей и нуждаются в определенных условиях для выведения потомства); показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека.

§ Познакомить с Красной книгой.

Задачи воспитательной направленности:

§ Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.

§ Формировать эмоционально – доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.

§ Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту; уважительное отношение к традициям своего народа.

§ Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах города.

§ Формировать умения создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных.

§ Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным живого уголка в детском саду.

§ Воспитывать уважение к труду сельских жителей.

§ Формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого.

Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:

§ Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, домашними животными.

§ Учить ухаживать за объектами Уголка природы.

§ Учить заботится о чистоте двора, участка детского сада, группы, города.

§ Формировать представления об экологических проблемах своего города.

Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности:

§ Развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в рисунке, лепке, аппликации.

§ Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

§ Учить отражать в продуктивной деятельности свое отношение к миру природы.

§ Показать, как мастера народно-декоративного–прикладного искусства используют природные ресурсы и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях.

Блоки экологических знаний:

I. Знания о мире животных.

II. Знания о растительном мире.

III. Знания о временах года.

IV. Отношение к миру природы.

Пакет контрольных заданий для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников

Задание №1 (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование: три большие карты, первая разделена на четыре части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображено голубое небо, ветви деревьев и земля, на третьей картинке изображены небо и луг, на четвертой отражена степь. Фигурки животных: лошадь, корова, свинья, коза, баран, собака; волк, лиса, медведь, заяц, олень, тигр, слон, жираф, зебра, животные нашего края.

Фигурки птиц: голубя, синицы, воробей, дятел, сорока, вороны, снегирь, совы.

Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божья коровка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ:

Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Воспитатель предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их в соответствии с инструкцией разместить насекомых.

Воспитатель предлагает взять следующую картинку и разместить животных, которые живут в нашем краю.

Если на столе остались какие–нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

Как называется животное (птица, насекомое)?

Что ты можешь рассказать о нем?

Твое отношение к ним.

Оценка результативности.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связано и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Уровень ниже среднего. Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется называть характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если отвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание 2

Цель: определить уровень знаний характерных особенностей растительного мира.

Оборудование:

Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочки и поддон.

Инструкция к проведению:

Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

Какие условия необходимы для жизни роста и развития комнатных растений?

Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного из растения).

Для чего нужны людям комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

А) Сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

Б) Лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

В) Ягоды и грибы (Земляника, волнушка, подберезовик, клубника)

Г) Цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результативности.

Высокий уровень. Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Средний уровень. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений; деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой ответ. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Уровень ниже среднего. Ребенок затрудняется называть виды растений; деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает своего отношения к растениям.

Задание 3

Цель: определить уровень знаний характерных особенностей неживой природы.

Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция к проведению:

Педагог предлагает определить содержимое баночки. После тог как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

Какие свойства песка ты знаешь?

Где и для чего человек использует камни?

Какие свойства воды ты знаешь?

Где и для чего человек использует воду?

Оценка результативности.

Высокий уровень. Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень. Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Уровень ниже среднего. Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Задание 4

Цель. Определить уровень знания времен года.

Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Инструкция к проведению:

Воспитатель. Какое время года тебе нравится больше и почему?

Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т. д.

Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»

Светит яркое солнце, дети купаются в реке.

Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.

С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.

На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Оценка результативности.

Высокий уровень. Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию при ответе на вопрос: «Какое время года нравится больше и почему?». По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень. Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но допускают незначительные ошибки. На вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.

Уровень ниже среднего. Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечает на вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 5.

Цель. Определить уровень отношений к миру природы.

Инструкция к проведению:

Педагог предлагает ответить на следующие вопросы

Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными? (если они есть) (Если у ребенка нет домашних животных, спрашивает: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?».)

Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду (если они есть)? (Если в детском саду их нет, спрашивает: «Если бы в детском саду были рыбки, попугайчики, как бы ты стал ухаживать за ними?.»)

Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

Как мы можем помочь зимующим птицам?

Оценка результативности.

Высокий уровень. Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.

Средний уровень. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.

Уровень ниже среднего. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

Экологический проект «В царстве лекарственных растений»

Основная идея проекта «В царстве лекарственных растений» представляется как часть программы сотрудничества семьи и детского сада в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Проект носит комплексный характер, нацеленный на решение ряда педагогических задач. Проект ориентирован на практическую деятельность детей на участке детского сада, который предусматривает разведение на экологической тропе зоны лекарственных трав.

Проект создавали и принимали участие:

воспитанники детского сада (старший дошкольный возраст)

родители

воспитатели: Гехт Е.А., Бужинская О.Н.

музыкальный руководитель: Игнатцова О.Ю.

старший воспитатель Ключникова Н.Н.

Цель проекта:

1. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер - семьи и детского сада .

2. Включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды.

3. Формирование позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой.

4. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры.

Детская цель проекта (самостоятельно сформулированная детьми ): «открыть» царство волшебных трав и стать заботливыми хозяевами нашей «маленькой планеты» - д\сада, города.

Продолжительность. Данный проект осуществлялся в течение трех месяцев (июль, август, сентябрь).

Содержание проекта:

1. Письмо лекарственному растению. Цель – определить готовность ребенка помогать и заботиться о природе.

Форма проведения данного задания помогает развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира. Ребенок вводится в следующую ситуацию

«Представьте, где-то на поляне растут одуванчики. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветерок. Этот одуванчик сказал по секрету, что ему очень хочется иметь друга - человека, лучше мальчика или девочку, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо...».

Воспитатель предлагает каждому ребенку написать письмо, (текст писем записывается на магнитофон). Подумайте, о чем ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить растению, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами.

2. Разведка в царстве лекарственных растений.

Это игра в разведчиков. Первый этап. Маршрут детей проходит через экологическую тропу.

Цель – сформировать представления о новых лекарственных растениях. Цель практического этапа – нанесение растений на карту.

Второй этап. Дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях во время выезда на природу.

Вся информация заносится в именную книгу.

3. Именная книга

Цель - составить своеобразную копилку названий лекарственных растений, с его назначением.

4. «Жалобная книга» природы.

Цель - записать в книгу жалобы, поступающих растений, обитающих на участке детского сада. Первый - этап.

Второй этап - обсуждение поступивших жалоб и ответ на них. «Что мы можем сделать, чтобы исправить положение.

«Книга жалоб» иллюстрируется детскими рисунками.

5. Чтение стихов, отгадывание загадок о лекарственных растениях. .

6. Решение экологических задач. .

7. Исследовательская деятельность для детей.

8. Открытие лесной аптеки в детском саду.

Цель - знакомство с правилами сбора лекарственных трав.

В основном растения будут предложены в качестве ароматного и полезного дополнения к чаю.

Лесная аптека откроется и для родителей. Дети совместно с воспитателями расскажут о лекарственных травах. А в завершении рекламно—информационной программы вручат подарки-рисунки лекарственных трав.

9. Создание совместно с родителями экологического театра лекарственных растений.

10. Создание мультфильма «Экотопик ищет Царство лекарственных растений».

Меня зовут Экотопик!

Я родился рано утром вместе с другими росинками на листе подорожника. Все мои братья и сестры остались ждать теплых солнечных лучей, а я скатился на эту тропинку, чтобы ... чтобы...

Следующие кадры дети придумывают сами.

11. Проведение дидактической игры «Узнай по описанию».

12. Ролевая игра «Команда спасателей».

На основе известного диснеевского мультфильма Чип и Дейл и придуманные детьми персонажи, объединяются в команду спасателей для сбора лекарственных растений.

13. Игра «Съедобное - несъедобное»; цель - закрепить знания детей о съедобных и ядовитых растениях.

14. «Секретный разговор»

Цель — развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка — дошкольника в процессе общения с природой.

2. Основной этап - цикл практических дел в «Царстве лекарственных растений» высадка и уход за растениями на экологической тропе, экскурсия родителей в царство, выполнение экологических правил.

3. Подведение итогов проводится в виде праздников или викторин.

В ходе проекта каждый ребенок ведет свой дневник «О Царстве лекарственных растений».


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации