Формирование мотивационной готовности к школе

Дата представления материала: 28.04.05

 

Цель: Удовлетворение профессиональных потребностей педагогов дошкольных образовательных учреждений в формировании мотивационной готовности детей к школе.


План:
1. Как развить мотивы-стимулы у детей дошкольного возраста..

2. Интеллектуальная активность детей на занятиях.

 

Мотивация – мотивы побуждающие
к деятельности, вызывающие

активность и определяющие её

направленность. Каждой возрастной

ступени присущи свои виды

деятельности, побуждаемые

определенными мотивами.

В старшем дошкольном возрасте

ребенок резко меняется:

совершенствуются

психофизиологические функции,

возникают сложные личностные

новообразования, наблюдается

интенсивное развитие познавательных

мотивов, связанных непосредственно с

учебной деятельностью, возникает

потребность в интеллектуальной

активности и овладении новыми

умениями, навыками и знаниями.

Основой для формирования мотивов

учебной деятельности являются

любопытство и любознательность.

которые теснейшим образом связаны

со стремлением к узнаванию нового.

Это качество - при умелом руководстве

- может перерасти в жажду знаний,

- потребность к познанию.

Есть дети (и их немало), которых это прирожденное свойство не становится стимулом к учению. В работе с такими детьми необходимо использовать мотивы – стимулы в форме побуждения, а также одобрения, стремления к узнаванию нового в наблюдаемых предметах и явлениях. Эффективными являются и такие приемы, как сопоставление предметов, явлений. А также соединение интересного и малопривлекательного в обучении.

Мотивы-стимулы могут развиваться и в процессе ответов на любые детские вопросы. Взрослым необходимо серьезно относиться к вопросам ребенка и, отвечая на них, побуждать к новым вопросам – это приучает детей быть не пассивными слушателями, а открывателями нового, пока неизвестного им.

Недопустимо безразличное, равнодушное, пренебрежительное отношение к вопросам детей, высмеивание как самих вопросов, так и детей, их задающих, а также небрежные, а порой и неверные ответы-отмахивания. Это способно погасить любопытство еще в зародыше и привести к тому, что дети перестанут задавать вопросы. А ведь для них естественно, взглянув на какой-нибудь предмет, сразу же спросить: что это такое? Зачем? Почему?

Не торопитесь отвечать на вопрос – заставьте ребенка самого поразмыслить о предмете, явлении. Покажите ему в наблюдаемом характерные и существенные признаки, которые он сам не может выделить. Иногда целесообразно задать ребенку ряд встречных, дополнительных, наводящих вопросов, чтобы подвести его к самостоятельному ответу. Многие воспитатели умело используют ответы на вопросы как мотив действий, поступков детей.

К примеру, в подготовительной к школе группе дети наблюдали за черепахой. Их внимание привлекли ее складчатая шея, маленькая голова, грубый роговой панцирь. У детей возник вопрос: почему у черепахи всё такое необычное? Воспитатель не ответил, а лишь легонько ударил по панцирю – черепаха втянула голову, собирая складчатую шею. Так дети нашли ответ на свой вопрос: «Панцирь – защита черепахи».

При обучении традиционными методами, направленными на сообщение детям в занимательной форме различных сведений без выделения существенных связей между явлениями и предметами, вопросы детей чаще всего являются уточняющими. Они не отражают активного преобразования и использования знаний. Это вопросы типа: что это? Как это называется: Когда это было? И т.п. Этот уровень любознательности отражает проявление интереса к простому увеличению, уточнению знаний. Эффективность таких знаний для умственного развития детей невелика: они перегружают память запоминанием второстепенного, несущественного. Такие знания быстро забываются, с трудом переносятся на другие виды деятельности.

Если детям раскрывают существенные связи, зависимости, закономерности в изучаемых предметах и явлениях, у них возникают вопросы по поводу причинно-следственных отношений между предметами, явлениями природы и общественной жизни. Эти вопросы выражают действие ребенка, направленное на удовлетворение любопытства, углубленное познание изучаемого или наблюдаемого предмета, явления.

Особой формой удовлетворения любознательности является использование в работе с детьми фантастических образов, небылиц, «перевертышей». Повседневно наблюдаемые предметы и явления в силу их обыденности часто не дают ребенку возможности осознать связи и зависимости между ними. Фантастические образы, рассказы о небывальщине противопоставляются конкретному жизненному опыту ребенка т выступают как мотивы-стимулы, возбуждающие повышенный интерес и стремление рассуждать и спорить в процессе осознания уже известного или познания нового.

В формировании мотивов учебной деятельности большое значение имеет интеллектуальная активность детей на занятиях. Одним из условий развития интеллектуальной активности является обучение детей умению выделять, понимать и решать умственные задачи.

К концу дошкольного возраста у детей пропадает интерес к «головоломке» (к игре, по условиям которой предусматривался выигрыш за удачное решение), и ведущим мотивом учебной деятельности становится, как правило, мотив учиться решать учебные задачи, понимать их содержание.

Итак, наибольшую побудительную силу к учению, проявлению настойчивости для младших детей имеют задачи игрового содержания, для средней группы - трудового, а для старших дошкольников – интеллектуальные задачи. Появление новых познавательных мотивов, отличных от мотивов игры или практической деятельности, расширяет возможности подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе, делает доступным систематическое и сознательное усвоение ими новых знаний, обеспечивает развитие интеллектуальной активности. Обучение детей умению учиться имеет два принципиально важных аспекта. Во-первых, умение учиться необходимо с точки зрения подготовки к школе (обучение в школе требует от ребенка умения учиться, без которого усвоение знаний и навыков, предусмотренных школьной программой, становится труднодостижимым). Во-вторых, желание учиться значительно повышает интерес к обучению, а желание научиться решать умственные задачи является стимулом познавательной активности.

Обучение детей видеть и понимать умственную задачу, использование разных способов, побуждающих к творческому выполнению задания, выделение предмета познания – все это способствует повышению познавательной активности ребенка, выступает сильным побудительным мотивом развития навыков учебной деятельности.

Предлагаемая педагогическим коллективом ДОУ №1221 г. Москвы
методика работы составлена с учетом следующих положений:

· Значимость подготовки детей к школе.

· Значимость психологической готовности к школьному обучению.

· Мотивационная готовность как один из важнейших компонентов психологической готовности.

· Формирование эмоционально положительного отношения к школе.

1. Прогулка к зданию школы

Цель. Сформировать представление о Дне знаний – празднике всех школьников в начале учебного года. Рассказать о том, что дети в семь лет поступают в школу, их называют учениками, учить их педагог (учитель), обучение в школе проходит на уроках, начало и конец которых возвещаются звонком. Вызвать интерес и положительное отношение к школе.

Ход прогулки

Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем к школе. Вы знаете, что такое школа? (Ответы). Правильно, школа – это место, где дети учатся. Сегодня все ученики школы будут отмечать День знаний – первый день нового учебного года. Все они придут нарядные, с цветами. Учеников начальной школы будут провожать родители. Всех школьников будут встречать учителя. Нас с вами тоже пригласили на торжественную линейку. Мы увидим, как ученики встретятся со своими учителями.

После линейки воспитатель спрашивает у детей: понравился ли им праздник – День знаний? Понравилась ли учительница? Слышали они звонок? Что он означает? «Правильно, начало урока, когда все школьники должны отправиться в классы на уроки. А когда звонок прозвенит снова, дети выйдут в школьные коридоры на перемену – они смогут поиграть».

Воспитатель предлагает поиграть на школьном дворе в подвижные игры (по выбору детей).

2. Экскурсия в класс

Цель. Дать представление о том, что такое класс. Познакомить с учителем, правилами поведения в школе. Вызвать интерес к труду учителя, эмоционально положительное отношение и к труду учителя, и к нему самому.

Ход экскурсии

Воспитатель. Сегодня мы с вами вместе пойдем на экскурсию в школу, в класс, познакомимся с учителем. В школе детям можно показать раздевалку, спортивный зал, кабинет медсестры, столовую и т.д.

Воспитатель. Познакомьтесь с учительницей, дети. Ее зовут Татьяна Сергеевна. Она расскажет вам, чем ученики занимаются в школе.

Дети рассматривают класс, плакаты, доску, школьный уголок, выставку работ первоклассников, садятся за парты.

Учительница рассказывает дошкольникам, как интересно проходят уроки в школе, как дети учатся писать, читать, считать. Показывает учебники, говорит о том, как много узнают школьники, посещая уроки. Знакомит со школьными правилами, которые должен выполнять каждый ученик. Рассказывает, что ученики одного класса не только вместе посещают уроки, но и вместе играют, устраивают соревнования и конкурсы, ходят в цирк, театр.

Воспитатель. Давайте поблагодарим Татьяну Сергеевну за ее рассказ. Теперь мы знаем, как интересно ходить в школу, сколько полезного можно узнать, как многому можно научиться.

3. Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Цель. В игре закреплять знания, полученные при посещении школы. Закреплять умение распределять роли, выстраивать сюжетные линии.

Материал. Куклы – персонажи знакомых сказок.

Ход игры

Воспитатель предлагает поиграть в школу, распределив роли так: дети станут учениками в школе для лесных зверушек, а воспитатель – учителем, который проведет урок. Его тему воспитатель выбирает по собственному усмотрению, но обязательно с учетом интересов детей.

4. Занятие по математике

Цель. Уточнить представление о том, что семь дней составляют неделю, а каждый день имеет свое название. Закрепить навык порядкового счета. Поддерживать интерес к решению задач путем создания ситуации успеха.

Материал. Конверт с заданием; геометрические линейки; по два листа бумаги на каждого ребенка.

Ход занятия

Воспитатель. Посмотрите, какое письмо пришло к нам в группу. Его прислал Буратино. Он уже ходит в школу. Поэтому и вложил в конверт интересные задания. Их нужно выполнить, и тогда вы получите от Буратино приз.

Вот и первое задание – задачи. Маша сорвала в подарок маме две розы. Сорви еще одну и подари маме не две, а … розы. (Три.) Пять щенят в футбол играли. Одного домой позвали. Он в окно гладит, считает: сколько их теперь играет? (Четыре.) У куклы пять нарядных платьев. Какое нынче ей надеть? Если есть в запасе шерсть, свяжу, и платьев будет …(Шесть.) Шесть ежат в лесу гуляли, землянику собирали. А один улегся спать. Сколько их гуляет? … (Пять) Что хромаешь ты, жучок? Ранил ножку о сучок, а прежде на своих шести очень быстро мог ползти. Сколько здоровых ножек у жучка? (Пять.)

Молодцы, задачи решили. А вот и следующее задание. Знаете ли вы дни недели? Назовите их по порядку. Тем, кто затрудняется выполнять задание, поможет стихотворение.

В понедельник я проснулся,

А во вторник я зевнул.

В среду сладко потянулся,

А в четверг опять заснул.

Спал я пятницу, в субботу

Не ходил я на работу.

Но зато уж в воскресенье

Спал весь день без пробужденья.

А теперь ответьте на вопросы Буратино: какой сегодня день недели? Вчера какой был? Завтра какой будет? Сколько дней в неделе? Какой день идет после субботы? После понедельника? После среды? Молодцы!

Теперь подумайте над таким вопросом. Девочка Ана приехала в гости к бабушке в четверг, а ее сестра Ася – на день раньше. Когда приехала Ася? Кто дольше гостил у бабушки?

Что ж, со всеми заданьями вы справились, а теперь давайте сделаем перерыв.

Физминутка «Обезьянки»

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки.

Левой ножной топ, топ!

Правой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз – и наклонились,

На пол ножки положили.

А теперь на четвереньках

Погуляем хорошенько.

А потом мы отдохнем.

Посидим и спать пойдем!

Пришло время для выполнения следующего задания. Возьмите листы бумаги. По просьбе Буратино по линейке начнем рисовать модель человека из геометрических фигур. Туловище – квадрат; голова – круг; на голове панама – треугольник; руки – круги; ноги – прямоугольники. А теперь заштрихуйте своих веселых человечков. Их мы отправим Буратино, чтобы он посмотрел, как вы справились с заданием.

Вот и последнее задание из конверта. Перед вами лист с нарисованными кружочками – это болотце с кочками, по которым будут скакать лягушки. Лягушонок должен прискакать на седьмую кочку и остаться на ней. Подумайте: как надо считать, чтобы лягушонок попал на седьмую кочку?

Переверните листочки. На их обратной стороне нарисованы семена. Самые первые ростки появились из 4-го и 8-го семян. Нарисуйте их.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, хвалит детей, а затем показывает обещанный сюрприз – школьные учебники по математике с интересными заданиями.

5. Знакомство с букварем

Цель. Познакомить детей с самым первым учебником в их жизни. Вызвать желание узнать буквы, чтобы научиться читать. Развивать умение выделять звук из слова и определять его место в слове.

Материал. Азбука; предметные картинки: аист, астра, арка, азбука, картинки с изображением фруктов; пластилин (на каждого ребенка).

Ход занятия

Воспитатель показывает бандероль, пришедшую от Буратино. В ней азбука – книга, по которой учатся читать. Вместе с детьми рассматривает картинки в азбуке.

Воспитатель. Чтобы научиться читать, нужно сначала научиться слушать и различать звуки. Сейчас я буду показывать картинки и называть, что на них изображено, а вы слушайте, с какого звука начинаются слова, затем скажите, что это за звук. Правильно, все эти слова начинаются со звука А. Произнесите вместе со мной (А-А-А). широко открыв рот. Теперь я буду произносить различные звуки, а вы повторяйте за мной только звук А (а, у, о, у, а, о …). Давайте посмотрим, как пишется буква А.

Предлагает детям обвести ее пальцами, обратить внимание на то, как расположены палочки, из которых она состоит, вылепить букву из пластилина.

Далее поводится «Веселая зарядка».

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх» Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг! И снова стой!

Повернись направо к другу.

Правую дай другу руку.

Воспитатель. Я буду показывать картинки и называть слова. Если слово начинается со звука А, хлопните в ладоши (груша, апельсин, ананас, абрикос, яблоко, персик, мандарин, арбуз). И наконец, последнее задание – назовите первый звук в словах: адрес, аист, ангел, автор, атлас.

В конце занятия воспитатель отмечает, как дети справились с заданиями, что нового и полезного узнали на занятии.

6. Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Цель. Продолжать учить выстраивать сюжетные линии игры, используя имеющиеся знания о школе. Углублять интерес и положительное отношение к ней.

Материал. Предметные картинки, пластилин.

Ход игры

Воспитатель предлагает поиграть в школу, выбрать на роль учительницы кого-нибудь из детей, предложить тему урока с учетом интересов и предпочтений детей. Закреплять умение исполнять взятые на себя роли.

1. Развлечение совместно с первоклассниками на основе математического материала

Цель. Порадовать детей создать у них положительный эмоциональный настрой, формировать ощущение собственного успеха, подтверждаемого товарищами.

Материал. Флажки, карточки с цифрами и геометрическими фигурами, матрешки, разрезные картинки, фланелеграф.

Ход игры

Две команды – первоклассники и дошкольники – входят в зал под музыку, приветствуют друг друга, представляют своих капитанов. За каждое правильно выполненное задание команде выдается флажок. Побеждает команда, которая наберет больше флажков.

1. Разминка. Решить по одной задаче.

· Семь воробышков оказались на грядках. Скачут и что-то клюют без оглядки. Котик-хитрюга внезапно подкрался. Вот как опасно клевать без оглядки. Сколько воробышков осталось на грядке? (Ни одного: все испугались и улетели.)

· Машенька, Марусечка, Марьюшка и Манечка захотели сладкого сахарного пряничка. Бабушка по улице старенькая шла. Девочкам по денежке бабушка дала: Марьюшке – копеечку, Марусечке – копеечку, Манечке – копеечку, Машеньке – копеечку. Много ли копеечек бабушка дала? (Одну: все имена – это формы одного имени – Мария.)

2. Команды загадывают друг другу загадки.

· Два брюшка, четыре ушка. (Подушка.)

· Две в руках, две в ногах, не провалишься в снегах, а поедешь без труда – только лягут два следа. (Лыжи с палками.)

· Я верчусь, верчусь, верчусь, на одной ноге кручусь, кончу – сразу на бочек, а зовут меня … (волчок.)

· Пять ступенек – лесенка, на ступеньках – песенка. (Ноты.)

3. Кто самый ловкий, мы хотим узнать. Встанем в шеренги и начнем считать.

Капитаны, постройте 10 человек из своей команды. (Каждый получает карточку с цифрой – от 0 до 9; в одной команде карточки голубые, в другой – розовые.) Сейчас под музыку вы будете выполнять разные движения; когда музыка закончится, нужно построиться по порядку. (Игра повторяется три раза.)

4. Задание. На столе стоят матрешки разной величины. По сигналу их нужно расставить по росту – от самой большой до самой маленькой. (Задание выполняется три раза.)

5. Конкурс капитанов. На карточках изображены геометрические фигуры. Капитаны должны их назвать и сосчитать, а следующее задание выполнить на фланелеграфе: из частей составить целое (мяч и ваза.)

6. Игра «Не промочи ноги». Команды выстраиваются в две колонны – одна против другой. Между ними раскладывают пронумерованные «кочки»: «Вы находитесь на разных краях болота. Перейти его можно только по кочкам, причем наступать на них надо в порядке, обозначенном цифрами. Тот, кто ошибется, должен все повторить сначала. Когда первый игрок преодолеет «болото», он дотронется до игрока второй команды, и тот начнет свой путь в обратном порядке.

7. Подведение итогов. Совместное исполнение песни «Дважды два – четыре».

8. Экскурсия в школьную библиотеку

Цель. Познакомить с трудом библиотекаря, показать значимость его труда. Формировать любовь к книгам и бережное отношение к ним. Углублять интерес к школе.

Ход экскурсии

Дети приходят в школьную библиотеку; знакомятся с библиотекарем, подходят к стеллажам с книгами, рассматривают их.

Воспитатель. Обратите внимание на книжные полки. Они называются «стеллажи». Что стоит на полках? (Книги.) Обратите внимание, как аккуратно они расставлены на полках, все стоят ровными рядами. У всех книг аккуратный вид. Почему? С ними аккуратно обращаются.) Как надо относиться к книгам? (Бережно.) Как нужно беречь книги? (Не загибать уголки, не рвать, не бросать, не пачкать.) Для чего нужны книги? (Чтобы стать грамотными, знать много интересного.)

Кто знает, что такое библиотека? (Хранилище книг.) Как называются люди, которые берут в библиотеке книги? (Читатели.)

Библиотекарь знакомит детей со своей работой: помочь читателю выбрать книги, записать ее на карточку (формуляр), на какое время дается книга, как нужно обращаться с ней. Показывает интересные книги, предлагает взять одну из них в группу. Дети рассматривают книги, благодарят библиотекаря за рассказ.

9. Рисование «Чем я буду заниматься в школе»

Цель. Продолжать формировать положительное отношение к школе. Дать возможность выразить его в рисунке.

Материал. Краски, карандаши, бумага.

10. Досуг совместно с первоклассниками. Показ первоклассниками театрализованного представления.

Цель. Доставить детям радость. Продолжать формировать положительное отношение к учителю, ученикам, школе.

Ход досуга

Воспитатель говорит детям, что школьники – первоклассники – вместе с учительницей приготовили им сюрприз и покажут сказку (по выбору учителя школы), причем сами будут исполнять все роли – как настоящие актеры.

После театрализованного представления детям задают вопросы. Понравилась ли им сказка? Что понравилось больше всего? Почему? Кто не понравился? Почему?.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации