Проблема воображения в контексте гуманистического подхода к развитию личности ребенка

Дата представления материала: 28.04.05 г.

Гуманистическая педагогика считает, что ребенок должен как можно шире раскрыть и реализовать свои способности. Так же и каждый родитель хочет видеть своего ребенка преуспевающим. Как только у нас появляются возможности, мы стараемся развить способности своих детей. Водим ребенка в изостудию, к преподавателю музыки, вместе с ним осваиваем иностранный язык, записываем в спортивную секцию, посещаем театры, музеи, выставки и т.д. В этом изобилии упорно ищем: что же нашему малышу больше нравится, где он сможет реализовать свой внутренний потенциал; что у него лучше получается; в каких видах деятельности раскрываются лучшие качества его личности? И чем раньше взрослые находят направление, в котором ребенок более успешно может себя реализовать, тем легче впоследствии ему будет вступать во взрослую жизнь, так как уверенность в себе, в своих силах помогает сделать общение с людьми приятным, а деятельность – творческой.

Осознаем мы это или нет, но в своих поисках мы используем всю силу своего воображения для того, чтобы помочь ребенку. И часто навязываем ему свои представления, формируя образ его личности, не учитываем его интересов. Прежде чем помогать ребенку в формировании образа его «Я», родителям и педагогам нужно осознать необходимость целенаправленного развития детского воображения, а также развивать умение работать со своим воображением. О.М. Дьяченко отмечает в своих работах, что появление у ребенка в начале дошкольного детства аффективного воображения связано с осознанием своего «Я» и отделением себя от других людей.

Психологи доказывают, что отношение человека к самому себе складывается из отношений с другими людьми. Американский доктор Максуэл Мольц считает, что, когда человек становится снисходительным к другим, он уважительнее относится к самому себе. В воображении необходимо обыгрывать затруднительные ситуации, которые возникли у ребенка в общении с другими детьми или взрослыми и искать положительные решения трудных ситуаций, так как отрицательное возникает само собой. Через культуру уважения и адекватного отношения к образу собственного «Я» мы учимся культуре взаимопонимания и понимания других людей.

Создав в детском коллективе атмосферу уважения и доверия, педагоги, таким образом, создают почву для создания ребенком лучшего образа своего «Я». К шести годам ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого. Его отношения с окружающим миром значительно расширяются, и это создает

Большие возможности для проявления своего «Я». Развивающее воображение способствует формированию моральных качеств личности. В.С. Мухина считает, что «нормально развивающийся ребенок полон благих намерений».

Одним из трудновоспитуемых качеств личности является сочувствие, сопереживание, но если это качество присуще человеку, то его трудно разрушить. В современной педагогике подобные качества называют эмпатией. Одно из определений эмпатии дано Е.Я. Басиным: «Эмпатия – воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу». Из этого определения следует, что эмпатия – это один из механизмов воображения. Также воображение способствует планированию своего поведения согласно первично поставленной цели, в результате правильного поведения появляется позитивное отношение к образу своего «Я». «То, как человек воспринимает себя – это наиболее существенный фактор в прогнозировании его поведения, потому что реалистическому образу «Я» соответствует реалистическое восприятие внешней реальности и ситуации, в которых оказывается индивид» (К. Роджерс, цит. по кн. (2, с. 74)).

Работая с педагогами-дошкольниками над проблемой воображения, мы убедились, что те из них, которые приезжают на курсы повышения квалификации, более осведомлены в этой области знания детской психики, чем педагоги, которых мы опрашивали на рабочих местах, однако интерес к этой проблеме был одинаково высок у обеих групп респондентов.

Родители оказались менее всего осведомлены в этой области знания – из них единицы серьезно относились к развитию у детей воображения и в основном отмечали значительную роль воображения в искусстве. Для остальных ценность этой проблемы сводилась к чтению сказок и фантазерству детей. К сожалению, ни один из опрошенных родителей не отметил важности воображения в познавательной деятельности и в развитии ребенка.

Умение владеть своим воображением поможет педагогам и родителям в их общении с детьми не только в процессе игры или художественного творчества, но и в повседневной жизни, потому что каждый день мы меняем роли, в которых выступаем: то мы учителя, то пассажиры, то покупатели, ученики, родители, дети по отношению к нашим родителям и т.д. Мы не всегда успешно переходим из одной роли в другую, что способствует накоплению стрессов. Наше воображение блокируется стандартными представлениями, становится неспособным отражать реальную действительность в новых сочетаниях и формах. Для того чтобы дети не повторили ошибки взрослый, необходимо целенаправленное развитие их воображения. Оно способствует самостоятельному поиску пути решения вырастающих перед ребенком жизненных задач.

Одним из видов деятельности, способствующих развитию воображения, является ролевая игра, которая дает возможность безболезненно менять маски, стили поведения, создавать новые ситуации. Задача педагога заключается в том, чтобы наполнить игру познавательным содержанием. Умение отделять образ от предмета и обозначать этот образ символом становится залогом успешного обучения ребенка в школе.

В работе по развитию воображения детей необходимо учитывать сиюминутность происходящего. Важно, чтобы педагог умел выделить и акцентировать внимание ребенка на результате его спонтанных действий: «Остановись, мгновенье». Очень часто такие моменты возникают на занятиях по изобразительному искусству, во время которых главное для педагога – умение спонтанность действий ребенка перевести в сферу осознанных действий: «Посмотри, что у тебя получилось, на что похоже? Птица. А здесь что-то круглое? Не получившийся медведь? Что нужно сделать, чтобы его узнали те, кто будет смотреть твой рисунок? Представь, каким бывает медведь. Покажи, как он ходит. А теперь посмотри, что тебе хочется добавить в твой рисунок». Малыш набирает кисточкой краску и пытается передать косолапость медведя. Когда ребенок в своем воображении хорошо «видит» образ изображаемого медведя и может этим образом манипулировать, то ему легко перенести его на бумагу. А видеть его в своем воображении он может только после того, как пропустит этот образ через свои ощущения. Поэтому при развитии воображения ребенка важно учитывать слаженность работы коллектива педагогов. Очень хорошо, когда одни и те же образы прорабатываются на занятии по чтению художественной литературы, затем на музыкальном занятии, и можно этот же образ закрепить на занятиях по изодеятельности. В результате у ребенка складывается четко сформировавшийся образ, который в последствии он может преобразовывать по своему желанию.

Личность развивается в деятельности, а эмоциональным толчком к деятельности служит прекрасный образ, удерживаемый ребенком в воображении. Например: Наташа к празднику мастерит поделку в подарок бабушке, в своем воображении девочка видит, как бабушка с радостью принимает ее подарок. Образ улыбающейся, счастливой бабушки помогает ей справится с трудной работой. Или Саша в своем воображении видит, как отец одобряет его за хорошие оценки в школе, и это помогает мальчику добросовестно относиться к домашнему заданию. Положительные эмоции значительно способствуют развитию продуктивного воображения.

Литература

1. Якрвлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. –М.,:Флинт, 1997.

2. Басин Е.Я. К вопросу о взаимоотношениях искусствознания и психологии художественного творчества // Методология современного искусствознания. –М., 1983.

3. Мухина В.С. Детская психология. –М.,: ООО Апрель-Пресс, ЗАО «Изд-во ЭКСМО-Пресс», 1999.

4. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника -., 1996.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации