Компъютерный вариант курса лекций
«Семейная педагогика и домашнее воспитание»

Автор: Клименко В.М., зав. УМК дошкольного образования
Дата: февраль 2005 г.

Целью данного курса является оказание помощи слушателям в рефлексии и осмыслении их собственного опыта по воспитанию детей, а также освоение совре­менных подходов к организации семейного воспитания и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи , формирование на этой основе профессионального педагогического мышления.

Курс имеет два основания — историческое и педагогическое. Представленные в курсе проблемы изложены с позиций прикладной педагогики и психологии, насыщены педагогическим и психотехническим инструментарием. После изучения лекции выполните практические задания.

Курс лекций предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, детских домов, санаториев, домашних гувернеров.

Лекция №1

1. Семья и ее социальные функции.

2. Брак как основа семьи в историческом контексте.

3. Предмет и задачи дисциплины семейной педагогики.

4. Основные понятия предмета семейной педагогики.

Семья, с позиции социологов, представляет собой ма­лую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития от родоплеменных форм общежи­тия до современный форм семейных отношений. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщи­ной возник в родовом обществе.

Зарубежные социологи рассматривают семью' как со­циальный институт лишь в том случае, если она характе­ризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».

Начало изучения семейных отношений можно отнести к 20-30 годам 20 вв.(США), 60-70 г 20 вв. возник вопрос о выделении в самостоятельную науку.

Семья- ячейка общества (малая соц. Группа), важнейшая форма организации семейного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях (родители, дети, родители супругов).

А. Платон считал неизменной патриархальную семью и называл ее исходной общественной ячейкой.

Ж.Ж. Руссо считал семью самой древней и единственно естественной из всех обществ.

Брак- это исторически изменяющаяся историческая форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает и супружеские, и родительские права и обязанности ( Харчем А.Г.).

Тарархий В.С., обобщая результаты исследований в области семейных отношений, отмечают, что современные семьи отличаются друг от друга по признакам:

- по количеству детей;

- по составу (полная, неполная, сложная, материнская, нукмарная, смешанная (повторный брак, дети от первого брака);

- по типу главенства в семье: эголитарные, авторитарные;

- по характеру проведенного досуга: открытые и закрытые.

Возможные варианты брачно-семейных отношений, распространенных на современном этапе:

- брачно- семейные отношения на основе контрактной системы (оба супруга знают, что они хотят от брака и рассчитывают на определенные материальные выгоды);

- брачно- семейные отношения по принуждению ( беременность женщины);

- брачно- семейные отношения на основе нечестного контракта (попытка одного извлечь выгоду из брака);

- брачо-семейные отношения как ритуальное исполнение социальных установок (соц. принуждение);

- брачно-семейные отношения по любви.

Брак - явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития - от полигамии к единобрачию.

Исторически более ранней формой является полигам­ный или групповой брак, состоящий из нескольких муж­чин и нескольких женщин. Основными разновидностями таких брачных отношений являются многомужество и многоженство. Многомужество (полиандрия) характеризуется наличием нескольких мужей у одной жены, при многоженстве (поли­гинии) у одного мужа имеется несколько жен.

Моногамные браки как союз между одним мужчиной и одной женщиной являются более поздней и наиболее рас­пространенной в настоящее время формой брака.

Первичной формой семейных отношений является патриархальная, или родст­венная, семья. Для нее характерны не только супружеские отношения, но и кровное родство. Такие семьи прожива­ли, как правило, в одном доме, сообща воспитывали детей и вели хозяйство. Патриархальный тип семейных отноше­ний чаще встречался в сельской местности, где многочис­ленная семья являлась достаточно самостоятельной и при­способленной к условиям крестьянской жизни. В россий­ской глубинке до сих пор сохранились селения и деревни, жители которых приходятся друг другу родственниками, хоть и дальними.

Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлек­ло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ори­ентированная на самостоятельность и независимость, пере­шла в следующую фазу своего развития. На смену патри­архальной семье пришла супружеская. Такую семью при­нято называть нуклеарной (от лат. ядро); в ее состав вхо­дят супруги и их дети (И. М. Майдиков).

Слабая социальная защищенность, материальные труд­ности, испытываемые семьей в настоящее время, привели к сокращению рождаемости в России и формированию нового типа семьи - бездетной.

По типу проживания семья подразделяется на патрилокальную, матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Рассмотрим каждую из этих форм.

Матрилокальный тип характеризуется проживанием се­мьи в доме жены, где зятя называли «примаком». Длитель­ный период на Руси был распространен патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме мужа и нарекалась «невесткой».

Нуклеарный тип брачных отношений находит отраже­ние в стремлении молодоженов жить самостоятельно, от­дельно от родителей и других родственников. Такой тип семей называют неолокальным.

Для современной городской семьи характерным типом семейных отношений можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем.

Современные браки «постарели». Средний возраст всту­пающих в брак за последние 10 лет увеличился среди жен­щин на 2 года, среди мужчин - на 5 лет. Тенденция, харак­терная для западных стран, создавать семью, решив про­фессиональные, материальные, жилищные и др. пробле­мы, наблюдается и в России.

Браки в настоящее время, как правило, разновозрастные. Обычно при этом один из членов брачного союза, чаще старший, берет на себя ответственность за решение эконо­мических, хозяйственно-бытовых и других проблем. И хотя семейные психологи считают оптимальной разницу в воз­расте супругов 5-7 лет, для современных браков характер­на разница в 15-20 лет (причем не всегда женщина является моложе мужчины). Изменение общественных отношений коснулось и проблем современной семьи. В практике се­мейных отношений имеют место фиктивные браки. В такой зарегистрированной форме брак характерен для столицы и крупных промышленных и культурных центров России, основой их становится получение определенных выгод.

Семья - сложная многофункциональная система, она вы­полняет ряд взаимосвязанных функций. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную или психологическую, репродук­тивную, воспитательную. Социолог А.Г.Харчев считает ре­продуктивную функцию семьи главной общественной функ­цией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли «биологической» фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, пси­хическое и интеллектуальное развитие ребенка, она высту­пает своеобразным регулятором рождаемости. В настоящее время демографы отмечают снижение рождаемости в Рос­сии. Так, в 1995 году новорожденные составили 9,3 на одну тысячу населения, в 1996 - 9,0; в 1997 - 8 новорожденных.

Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематического воздействия. Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и психологическую функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка- все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Сущность экономической функции состоит в ведении общего хозяйства, экономической поддержки детей. В настоящее время экономическая функция перетерпела изменения. Наиболее полно представлены функции семьи финским педагогом Ю.Хамяляйнен.

Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.

Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что в различные периоды становления и развития семьи функции ее членов меняются. Изменения происходят в отношениях мужчин и женщин в семье. Их взаимоотношения не заданы жестко их положением в семейном клане. Теперь трудно выделить «кто главнее в семье». Изменяется сам тип зависимостей от людей друг от друга. Социологи говорят, что мужские и женские роли тяготеют к симметрии, меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена. Социологи отмечают тот факт, что семья особенно чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба (безработица, рост цен). Социальные потрясения сказываются на увеличении количества разводов. Увеличение числа разводов негативно сказывается на воспитании детей.

Влияние распада семьи на детей дошкольного возраста изучалось в частности Т.П.Гавриловой. Она выявила, что при нарушении контактов с родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для ребенка распад семьи- это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Развод ставит перед ребенком непосильные для него задачи: ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности, принятие новых отношений с разведенными родителями. Дети 2,5- 3 лет реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти, внимания, расстройством сна. Снижение рождаемости и высокий уровень разводов- показатели кризиса семьи.

Семья была и всегда остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей.

Семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется следующими причинами:

-первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;

-максимальной возрастной чувствительностью (сензитивностью) в период раннего и дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая возникает раньше потребности в общении со сверстником;

-длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно- эмоциональной атмосферой семейных отношений: кровным родством, любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.

Семейная педагогика - отрасль педагогической науки, выделенная по институциональному признаку, то есть по тому соци­альному институту - семье, который занимается воспита­нием и обучением подрастающего поколения. Таким об­разом, семейная педагогика - это наука о воспитании в семье. Она изучает специфику условий семейного воспи­тания, их потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по фор­мированию личности ребенка. Именно наука позволяет решать многие вопросы воспитания, обнаруживает труд­ности и помогает найти верное решение.

На наш взгляд, справедливо сказал о предназначении семейной педагогики С. Л. Соловейчик: она не предписы­вает, как жить и каким быть, а исследует, при каких об­стоятельствах с детьми все будет хорошо, а при каких -непременно возникнут трудности. Научные знания нельзя заменить ни опытом, ни житейской мудростью.

Цели воспитания ребенка в семье и в детском саду еди­ны - всестороннее развитие личности. В семье воспитание осуществляется постоянно при помощи авторитета взрос­лых, их примера, семейных традиций. Но в ней нет четких организационных форм, как, например, организованные виды деятельности в ДОУ, занятие или уро­ки. Воспитание осуществляется через жизнедеятельность семьи путем индивидуального воздействия на ребенка.

О необходимости придания семейному воспитанию це­ленаправленности, научной обоснованности, о важности сочетания знания и опыта говорили классики отечествен­ной педагогики. К.Д.Ушинский считал, что пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которой не предшествует опыт и за которой не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли.

Это утверждает и П.Ф.Каптерев: цель педагогики - вспо­моществование правильному развитию сил детей, их нор­мальному физическому и психическому росту. Родители могут рассчитывать на успех в воспитании детей только тогда, когда они твердо знают, чего добиваются, ясно ста­вят перед собой определенные педагогические задачи.

П.Ф.Лесгафт - основоположник отечественной теории се­мейного воспитания - писал, что «испорченность» ребенка школьного или дошкольного возраста есть результат сис­темы семейного воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник. По мнению П.Ф.Лесгафта, сплошь и рядом "приходится наблюдать, как родители в семье, так и воспитатели в школе воздействуют на ребенка, совершенно не отдавая себе отчета, почему именно следует применять к нему те или другие воспитательные меры.

Семейное воспитание - это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целена­правленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, то есть стихийным. Стихийные – это неопознанные, неконтролируемые воздействия, напри­мер манера поведения, укоренившиеся привычки взрослых, их распорядок жизни и многое другое. Такие воздействия повторяются и влияют на ребенка изо дня в день. Часто родители недооценивают этот фактор воспитания. В семье происходит ни с чем не сравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребен­ка, что предполагает разностороннее познание им окру­жающей социальной действительности, овладение навы­ками индивидуальной и коллективной работы, приобще­ние его к человеческой культуре. Ведущими в формирова­нии личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимо­отношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семей­ные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка -первый специфический образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений. В семьях с прочными контак­тами между взрослым и ребенком, уважительным отноше­нием к детям у последних активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, само­стоятельность.

Особую роль играет семья в воспитании ребенка-до­школьника, поскольку это первая и часто почти единст­венная среда, формирующая его личность. Дошкольное детство - период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. В этом 'возрасте создается основа, на которой строится все после­дующее воспитание и обучение. По образному выражению А.Г.Харчева, семья для дошкольника - «социальный мик­рокосм», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. В семье ребенок опосредствует нормы челове­ческого общежития, усваивает нравственные ценности. Ее воспитательные воздействия определяют характер поведе­ния ребенка вне семьи.

О том, что семья играет особую, незаменимую роль в формировании личности, говорят сравнительные исследо­вания, посвященные проблеме осознания детьми своего опыта в семье и детском доме. Так, в семье ребенок полу­чает представление о семейных ролях, супружеских, роди­тельских функциях, он усваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей. Ребенок в детском доме лишен возможности усваивать первичные представления о своих будущих семейных обязанностях и функциях, ролевом поведении в семье. Наблюдаются различные отклонения у детей, воспитывающих без родителей, среди которых особое место занимают дефекты эмоциональной сферы, что негативно сказывается на культуре чувств, поведении, межличностные общения. В условиях детского дома затруднено формирование о «Мужественности» и «Женственности», воспитание необходимых семейно- бытовых навыков, связанных с ведением хозяйства. У детей, воспитывающихся в детском доме, часто оказывается неразвитым или деформированным пристрастное отношение к миру, окружающим людям и к себе, что ведет, в свою очередь, к отсутствию привязанностей, дефициту любви и ласки, снижению познавательных интересов и.т.д.

Многочисленные исследования, проведенные в России и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Семейное воспитание- это наиболее характерный способ отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия .

Семья не всегда оказывает положительное влияние на детей. Отрицательно сказывается конфликтная атмосфера семьи, постоянные ссоры между членами семьи. Существует парадоксальная ситуация, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошим материальным достаком, относительно высокой культурой родителей, и, наоборот, в плохо обеспеченных семьях, с низким уровнем образования, воспитываются хорошие дети. Очевидно, что ни материальные условия, ни педагогические знания родителей не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой напряженной атмосферы семьи. Статистически доказано, что лишь 22% аномалий психики проявляются в раннем детстве, 88% отклонений возникают в результате неблагоприятных условий семейного воспитания. Если в семье царит напряжение, постоянные ссоры, ребенок чувствует себя несчастным. В таких условиях развод- необходимое решение. Проживание ребенка в повторнобрачной семье порождают новые проблемы ( взаимотношения взрослых и детей). Иногда такая семья может стать «Зоной риска». Микроклимат семьи непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того , как ведут себя с ребенком взрослые , какие чувства и отношения прояляются с их стороны, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон)

Исследователями семьи выделяется целый ряд причин, влияющих на результативность семейного воспитания:

- отсутствие у родителей программы воспитания, стихийный характер воспитания и обучения ребенка,

- отрывочность педагогических знаний, непонимание возрастных особенностей, потребностей ребенка, представление о дошкольнике, как об уменьшенной копии взрослого;

- однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье, недостаток общения взрослых с детьми;

- неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Что такое «Педагогический всеобуч»? Современные подходы к организации педагогического всеобуча на этапе модернизации дошкольного образования.

2. Назовите фамилии исследователей семейного воспитания.

3. Составьте библиографию публикаций в журнале «Дошкольное воспитание» по проблемам работы ДОУ с семьей за последние два года. проанализируйте, изменилась ли тематика, подходы к проблеме. Выделите основные темы, сгруппируйте по рубрикам, например, «В кругу семьи», «Вопросы теории» и.др.

 

Литература:

Зверева О.Л. , Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.

Зверева О.Л. работа детского сада с молодой семьей. М., 1986.

Петровский В.А. , Виноградова А.М., Кларина Л.М. Учимся общаться с ребенком. –М., 1993.

Арнаутова Е.П. «В гостях у директора».-М., 2004.

Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем, как? М., 1993.

Кошелева А.Д., Перегуда В.И. Эмоциональное развитие дошкольников. М., 2003.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |