Планирование контроля в дошкольном образовательном учреждении
Из опыта работы
Колисниченко Т.Н.,
старшего воспитателя ДОУ№126 г.Оренбурга

представила: Клименко

Дата: 31.01.05

Сущность опыта: заключается в создании системы научно- обоснованного демократического контроля, как одной из основных функций управления ДОУ.

На современном этапе развития системы дошкольного воспитания повышение его качества в соответствии с планируемыми целями является одной из приоритетных задач управления ДОУ. В этой связи важнейшее значение приобретает внедрение новейших практических достижений в области управления.

Контроль – специфический вид управленческой деятельности, результатом которого является сбор, систематизация и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса. Контроль способствует глубине анализа воспитательно-образовательной деятельности педагогов, оценке деятельности с целью принятия конструктивных оперативных решений по дальнейшей оптимизации управления и самоуправления в дошкольном образовательном учреждении.

Новизна опыта: в полноте охвата изучения актуальных проблем обучения и воспитания в ДОУ, в системном подходе к планированию контроля, информированности субъектов контроля, привлечении участников образовательного процесса к контролю, в обеспечении качества и эффективности контроля.

Доступность опыта достигается: наличием у руководителя знаний, умений и навыков в разработке системы контроля и точном определении приоритетных объектов контроля, в тщательной разработке критериев оценки видов деятельности, ориентации контроля на результативность, гласность, открытость и демократичность контроля.
Главное в опыте: гласность и действенность контроля отражается в анализе результатов контроля. Одна их сильных сторон изучаемого опыта планирования контроля является его своевременность. В плане заложена оценка всей педагогической деятельности коллектива, совершенствование педагогического процесса в ДОУ и оказание конкретной помощи каждому педагогу на основе тщательного планирования, выявления в процессе контроля причин, вызывающих затруднения, выработке эффективных мер, предусматривающих их устранение.
Результативность опыта заключается:
в подходе к контролю как деятельности, а значит можно говорить об одной из характеристик деятельности - продуктивности, то есть соотношений между результативностью контроля и эффективностью педагогической деятельности.

Описание опыта: данный опыт работы представляет собой графическую схему контроля, в которой заложены виды контроля (тематический, целевой, оперативный, сравнительный), указаны функции контроля, содержание контроля, методы изучения деятельности педагогов и детей, сроки, ответственные за исполнение контроля, результаты контроля в форме аналитических справок, собеседований, отчетов, оценочных листов, рекомендации.

Ожидаемые результаты и методы изучения результативности контроля: качественные изменения в сфере взаимоотношений педагогов с детьми, родителями, в педагогическом коллективе за счет разнообразия форм контроля (административный, взаимоконтроль, самоконтроль), в повышении профессионального уровня педагогов. Методы изучения: педагогическое обследование.

Принципы:

- гуманизации требует в процессе контроля установления между субъектом и объектом отношений взаимопонимания и сотрудничества;

- интеграции предусматривает объединение усилий всего педагогического коллектива и родительской общественности при условии приоритетного права руководителя ДОУ на координацию этого контроля;

- индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения личности;

- дифференциации предполагает взаимосвязь уровня контроля от результатов работы всего педагогического коллектива, отдельных его групп и членов педагогического коллектива, отличающихся по уровню профессиональной квалификации. В условиях демократизации управления образовательным учреждением реализация этого положения должна способствовать переходу педагогов, добивающихся стабильно высоких результатов, к высшей форме контроля- самоконтролю, то есть работе на доверии

ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Октябрь, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) наличие планов;

б) качество планов (мотивация и разнообразие деятельности детей на занятии)

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Ноябрь, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) игровые методы и приемы в процессе обучения дошкольников (наблюдение практической деятельности);

б) мотивация учебной деятельности дошкольников (наблюдение практической деятельности);

в) качество планирования образовательной деятельности.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Декабрь, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) качество изготовления и эффективность использования наглядного и раздаточного материалов;

б) соответствие развивающей среды изучаемым темам (организация самообучения)

в) качество проведения итоговых мероприятий.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Январь, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) анализ результативности образовательной деятельности за первое полугодие;

б) формы ознакомления родителей с достижениями детей в первом полугодии;

в) изучение рейтинга предметов.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Апрель, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) анализ результативности образовательной деятельности за второе полугодие;

б) сравнительный анализ достижений детей разных возрастных групп по изучаемым предметам.

 

ЦЕЛЕВОЙ КОНТРОЛЬ Ноябрь, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) выполнение санитарно-гигиенических требований к организации учебных занятий;

б) осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения на занятиях

 

ЦЕЛЕВОЙ КОНТРОЛЬ Ноябрь, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) соответствие подобранных диагностических методик возрастному периоду развития детей;

в) учет индивидуальных особенностей детей.

 

ЦЕЛЕВОЙ КОНТРОЛЬ Декабрь, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) выполнение требований к процедуре диагностирования.

 

ЦЕЛЕВОЙ КОНТРОЛЬ Апрель, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) выполнение требований к процедуре диагностирования.

 

МОНИТОРИНГ Декабрь, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) изучение качества диагностических мероприятий (контрольный срез)

б) соотнесение результатов педагогической диагностики и контрольных срезов;

в) соотнесение результатов педагогической и психологической диагностик

 

МОНИТОРИНГ Апрель, май 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) изучение качества диагностических мероприятий (контрольный срез)

б) соотнесение результатов педагогической диагностики и контрольных срезов;

в) соотнесение результатов педагогической и психологической диагностик

 

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Сентябрь, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) собеседование с педагогами по планированию образовательной деятельности;

б) обсуждение приемов мотивации учебной деятельности дошкольников;

в) осуществление личностно-ориентированного подхода в заданиях на дом.

 

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ декабрь, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) собеседование с педагогами по проведению экскурсий в каникулярные дни;

б) обсуждение сценариев развлекательных программ в каникулярное время;

в) индивидуальная работа с детьми, требующими особого внимания педагогов (одаренные дети и дети с замедленным темпом усвоения учебного материала).

 

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Апрель, 2004-2005 учебный год

Контролируемые вопросы

а) собеседование с педагогами по процедуре педагогической диагностики;

б) обсуждение сюжета выпускного бала.

 

Литература:

1.Ангеловски К.Учителя и инновации.- М.,1991,- 58 с.

2.Белая К.Ю. Руководство ДОУ: Контрольно – диагностическая функция.- М.: ТЦ Сфера, 2003. – 64 с.

3.Денякина Л.М. Контроль как инструмент управления. М., 2000 г., - 87 с.

4.Дошкольное образование на селе. Под редакцией Н.С.Морозовой, - М.: Владос, 2002. – 215 с.

5.Дошкольное образование России в документах и материалах. Редактор – составитель Т.И.Оверчук. – М.: Издательство Гном и Д., 2001 – 472 с.

6.Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки, М.:Образовательный центр "Педагогический поиск", 1998 – 170 с.

7.Зубов Н. Как руководить педагогами., - М.:АРКТИ, 2002. – 144 с.

8.Комплексная региональная программа.Под редакцией Г.И.Радвил. - Орел,1999.- 64 с.

9.Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении / Автор – составитель О.А.Скоролупова. – М.: Издательство Скрипторий 2000, 2003. – 104 с.

10.Контроль функционирования и развития ДОУ. Составители В.Корепанова, И.А.Липчанская, - М.: ТЦ Сфера, 2003.- 80 с.

11.Л.М.Денякина Контроль как инструмент управления, Минск – 1998. – 87 с.

12.Л.П.Ильенко. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях, - М.: АРКТИ, 2001 – 64 с.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации