О взаимодействии семьи и дошкольного учреждения в воспитании ребенка.
Опыт работы ДОУ № 169

Представила: Алексеева Н.М., зав. УМК дошкольного образования
Дата: 16.04.2004 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 169» с группами для детей с нарушением слуха открыт в 1985 году. В дошкольном учреждении функционирует 11 групп. Из них 6 групп общего типа и 5 групп для детей с нарушением слуха (4 – для глухих детей, 1 – для слабослышащих детей).

В МДОУ работает 33 педагога и специалисты. В детском саду есть закрытый бассейн, фитобар, спортивный зал, классы для занятий с учителем - дефектологом, преподавателем иностранного языка, психологом, музыкальный зал.

Для полноценного развития личности ребенка необходимо взаимодействие педагогов с семьей. Детство - это особый период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом всю жизнь.

В дошкольное учреждение составлен план работы по взаимодействию ДОУ с семьей. Знакомство родителей и детей с детским садом, режимом пребывания, условиями начинается примерно за 2 недели до начала посещения ребенком ДОУ. Когда малыш поступает в детский сад, претерпевает сильные стрессы, так как его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал. Ему будет не страшно, если рядом его родители. В первые дни пребывания в детском саду дети находятся в группа вместе с мамой. Первые дни пребывание в ДОУ непродолжительные. Легче, если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду и дома, что, в свою очередь, способствует развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками, что обеспечит в будущем подготовку к школе. Адаптационный период в ДОУ способствует охране здоровья ребенка, воспитанию культуры поведения и нравственности.

Общими усилиями родители и педагоги нашего ДОУ добиваются желаемого результата. Основными задачами совместной работы являются следующие: укрепить здоровье детей, их физическое и эмоциональное благополучие, развивает творческие способности, познавательную и коммуникативную активность, интеллектуальное развитие, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Основными задачами являются понимание того, что:
- ребенок – уникальная личность, индивидуальная;
- в родителях и педагогах ребенок должен видеть близких людей, готовых оказать поддержку;
- педагоги должны воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много усилий для их развития, чтобы они росли и были счастливы;
- родители должны внушать ребенку доверие к педагогам и активное участие в делах детского сада;
- родителям и педагогам признать приоритет воспитания детей как основы формирования личности ребенка;
- родителям и педагогам проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается ребенком (рассказ, песенка, рисунок, постройка), одобрить его инициативу и самостоятельность, что способствует формированию у ребенка устойчивых навыков;
- родителям и педагогам проявлять понимание, деликатность, терпимость, такт при воспитании и обучении детей, учитывая точку зрения самого ребенка и не игнорируя его чувства и эмоции.

В основе взаимодействия нашего дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество с семьей. Педагоги осознают, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и в этом они стараются убедить и родителей. Успех сотрудничества зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания. Но главное, ценили его личностные качества – заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость. Нужны культура общения, тактичность, взаимопонимание, доверие.

Формы сотрудничества:
— посещение семьи;
— беседы;
— консультации;
— родительские собрания, семинары-практикумы;
— дни открытых дверей;
— занятия с участием детей и родителей;
— педагогическая гостиная с участием семьи и детей;
— анкетирование;
— дискуссия за круглым столом;
— вечер встречи со специалистами детского сада (психолог, учитель-дефектолог, врач и др.);
— библиотеки-передвижки;
— спортивные развлечения;
— посиделки с чаепитием;
— ярмарки;
— народные праздники (общее участие родителей, детей и педагогов в них).

Наиболее действенными формами сотрудничества с родителями становятся беседы за круглым столом, обмен опытом, анкетирование, знакомство с новинками методической литературы, день открытых дверей, индивидуальные консультации, аукционы, викторины, педагогические калейдоскопы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, "Вечера вопросов и ответов" и др.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, вселяет доверие и уверенность дошкольному учреждению и педагогам, решает многие проблемы по воспитанию детей.

В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей в нашем ДОУ используются следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями, собеседование и др.

Перед каждой встречей организуются просмотры занятий согласно темам. Используемые многообразные формы воздействий на этих занятиях основываются на доверии. Организация взаимодействия направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований модернизации образования.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.

Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях мы используем такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Все это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку (многие стали посещать собрания семьями), активизирует родителей на решение проблем воспитания. Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями по развитию личности дошкольника.

Темы родительских собраний и конференций, где может быть использована нетрадиционная методика

Ясельная группа
"О здоровье — всерьез"
"Зачем детям нужна мама?"
"Об упрямстве и капризах"
"Игра — не забава"

Младшая группа
"Будем знакомы".
"О гигиене и правилах хорошего тона за столом".
"О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма"
"Истоки доброты".

Средняя группа
"Мужская рука" — собрание отцов.
"Путь к здоровью, силе, бодрости".
"Пока не поздно" — о воспитании любви к природе
"О любви к живому".

Старшая группа
"Труд — лучший воспитатель'.
"Семейные традиции".
"Азы воспитанности".
"О слове, о речи, о культуре общения

Подготовительная группа
"Помочь учиться".
"О воспитании интереса к чтению".
"Искусство хвалить".

Собрание бабушек и дедушек
Такой подход позволяет давать родителям более глубокие знания по вопросам воспитания соответственно возрасту детей.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

I. Анкетирование родителей по теме конференции.
Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

II. Изготовление приглашений каждой семье в виде аппликаций,
конструкций с учетом темы конференции.
Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети.
Приглашения раздаются за неделю до конференции.

III. Изготовление оригинальных памяток с советами на тему
собрания.
Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

IV. Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания.
В конкурсах участвуют дети и родители.
Педагог знакомит родителей с образцами работ. Все работы выставляются до начала собрания. Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз.

V. Запись ответов детей по теме конференции на магнитофон.

IV. Подготовка конкурсов, выставок по теме (конференции или собрания).
В конкурсах участвуют дети и родители.
Педагог знакомит родителей с образцами работ. Все работы выставляются до начала собрания. Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз.

V. Запись ответов детей по теме на магнитофон.

VI. Приглашение сказочного героя на конференции.

VII. Написание плакатов по теме конференции.

VIII. Проведение заседания родительского комитента за месяц до собрания.
Распределение обязанностей по подготовке конференции, ответственные за музыкальное оформление, организацию конкурса, проведение рейдов проверки выполнения рекомендаций по работе с семьей, оформление выставок детских работ.
Хорошо, если до начала конференции звучит музыка.
На столах, расставленных по кругу, необходимо выставить карточки с именами, отчествами родителей, конверты с цветограммами, памятки, фишки красного, желтого, синего цветов, а также - карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.
На столе педагога: магнитофон, настольная лампа или подсвечник со свечами, материалы для проведения конференции.
Время проведения мероприятия — 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

I. Вступление.
Музыкальный фон: слушание музыки перед проведением мероприятия. Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора.

II. Дискуссия.
Важно, чтобы ведущий не затягивал беседу, не рассматривал большое количество вопросов и ситуаций. Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их имена и фамилии. Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой. Разбираемые ситуации по возможности инсценировать.

III. Магнитофонные записи.
Включаются на разных этапах собрания.

IV. Самоанализ.
Педагог зачитывает пункты из общепризнанных правил воспитания. Если в семье выполняется данное правило, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, если не всегда – желтого, не выполняются – синего. Количество фишек не подсчитывается. Подытоживая этот этап, педагогу следует подчеркнуть значимость этих правил и выразить надежду, что все родители будут ими руководствоваться.

V. Практическая часть.
Выполнение практических заданий всеми родителями (складывание одежды, изготовление гирлянд, игрушек, сервировка стола, разучивание точечного массажа, гимнастики для глаз, др.) соответственно теме собрания.

VI. Вручение призов, грамот за активное участие родителей в жизни детского сада.

VII. Высказывания великих людей – в теме конференции.
На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишиями, высказываниями великих людей в соответствии с темой собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом, родители знакомятся с содержанием каждой карточки.

VIII. Работа с памятками.
Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение темы, во время которого родители высказывают свое мнение по данному вопросу и раскроют свой опыт перед другими.

IX. Инсценирование педагогами фрагментов из практики воспитания детей как положительного, так и отрицательного характера.

X. Конкурс на лучшее название.
Родителям предлагается подписать рисунок, ведущая зачитывает вслух ответы. Самому остроумному вручается приз.

XI. ОКНО – очень короткие новости.
Педагог знакомит родителей с новой литературой по вопросам воспитания детей.

XII. Слово – эстафета (деловая игра).
Родители должны продолжить начатое ведущей предложение («Мой ребенок будет успешно учиться, если я …»).

XIII. Подведение итогов.
Необходимо определить тему следующей конференции, сроки его проведения и запланировать участие родителей в его подготовке.

XIV. Заключительный этап конференции.
Совместная работа родителей с детьми, выполнение практических заданий, конкурсы с участием сказочных героев. Чаепитие, дегустация новых блюд из овощей, фруктов, выращенного урожая, целебных чаев, витаминных конфет, коктейлей и т.д.

Чтобы узнать, насколько темы и содержание родительских конференций отвечают требованиям семьи, родителям можно предложить анкету.

Уважаемые родители!

Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам лучше увидеть положительные
и отрицательные стороны взаимодействия детского сада и семьи.

Нам очень хочется с учетом Ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество проведения наших совместных мероприятий.

I. Что побудило Вас прийти на родительскую конференцию (Нужное подчеркнуть).
1. Ваша дисциплинированность.
2. Интерес к поднятой теме.
3. Просьба ребенка.
4. Уважение к воспитателям.
5. Текст приглашения.
6. Возможное душевное успокоение после собрания.
7. Любопытство.
8. Личное участие в подготовке к собранию.
9. Совместное с ребенком участие в конкурсе.
10. Настойчивое требование родственников.
11. Неоднократное приглашение воспитателей.
12. Не знаю.

II. Как вы считаете, есть ли необходимость посещения таких конференций всей семьей? Почему?

III. Ваши предложения в адрес деятельности детского сада.

IV. Что Вам больше всего понравилось в процессе подготовки к родительскому собранию? (Нужное подчеркнуть).
1. Подготовка к конкурсу с участием детей и взрослых.
2. Дни открытых дверей.
3. Анкетирование по теме конференции.

V. Пожалуйста, оцените, насколько Вам понравилась та или иная часть мероприятия в баллах:
удачно – 2, частично – 1, не удачно – 0.
1. Вступительная часть –
2. Дискуссия –
3. Магнитофонная запись с выступлениями детей –
4. Музыкальное оформление –
5. Работа с памяткой –
6. Рубрика «Ваши дети – наше мнение» -
7. Слово – эстафета –
8. Конкурс на лучшее название –
9. ОКНО – очень короткие новости –
10. Работа с фишками –
11. Участие детей в собрании –

VI. Было ли у Вас желание участвовать в дискуссии, разговоре? Почему?

VII. Ваши предложения, дополнения, пожелания по вопросам подготовки и проведения мероприятий детского сада совместно с семьей.

Благодарим за помощь!

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации