Актуальные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
Представила: Зав. УМК дошкольного образования Алексеева Н.М.
Дата: 10.04.02

Обновление работы дошкольного учреждения, диагностика уровня развития и оценка достижений ребенка невозможна без про­фессионального мастерства педагогов, роста их общей культуры и взаимодействия с семьей.

Семья для дошкольника жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности.

Семья - специфический социальный институт, в котором пере­плетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья вы­полняет функции (от лат. functio - действие), важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.

Под функциями семьи понимают направления деятельности се­мейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социаль­ную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования обще­ства, семейное право и нормы морали, реальная помощь государ­ства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, от­мирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.

В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстано­вительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

Любовь родителей обеспечивает ребенку эмоциональную защи­ту и психологический комфорт, дает ему жизненную опору.

Новый тип взаимосвязи детского сада и семьи является решаю­щим условием качества дошкольного образования, выраженное в личностных достижениях.

Типы взаимодействия ДОУ с семьей:

- организационная деятельность по созданию условий в ДОУ;

- индивидуально-личностные посещения семьи, беседы, кон­сультации;

- совместная деятельность ДОУ с семьей по оздоровительной работе.

Совместная деятельность ДОУ с семьей:

- по художественно-эстетической деятельности (праздники, кон­церты, посещения музеев, выставки, творческие встречи с писате­лями, художниками, музыкантами-исполнителями;

- педагогическое просвещение по проблемам (круглые столы, дискуссии, воспитание детей, конференции, лектории и т.д.;

- информационная деятельность с семьей (печать, радио, теле­видение, обобщение опыта воспитания детей в семье;

- творческие отчеты ДОУ и семьи по проблемам воспитания дошкольников,

- семейные клубы "Семья и дети". Задача ДОУ - активизировать и обогащать воспитательные уме­ния родителей: поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Семья как общность людей, связанных отношениями супруже­ства, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основ­ная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции,

играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и обществом, трансля­тором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. Се­мья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности.

В период модернизации Российского образования оказывается неоднозначное, а порой и отрицательное воздействие на семью, что приводит к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государствен­ной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жиз­ни, сформировать необходимые для совей защиты стратегии и механизмы. В настоящее время произошла резкая дифференциация доходов семьи, многие из которых пришли к массовому обнищанию. Из-за невозможности оплаты за содержание в ДОУ, снизилась посе­щаемость детей, что привело к закрытию дошкольных учреждений. Концепция модернизации образования предлагает всеобщую доступность дошкольных учреждений населению, вводится в систему дошкольного образования множество разных услуг для пребывания детей в детском саду).

На фоне долгосрочных неблагоприятных тенденций обществен­ного развития, углубляется кризис здоровья детей дошкольного воз­раста.

Из опыта работы дошкольных учреждений наблюдается дезор­ганизация жизни семей, возрастает нестабильность браков, разру­шаются сложившиеся нравственно-этические нормы и семейные традиции.

Снижается роль семьи в социализации детей. Малообеспеченность и бедность семей, высокий уровень занятости родителей па­губно влияют на их воспитание и развитие, нравственное и физическое здоровье. Помочь семье - основная задача ДОУ.

Воспитание здорового ребенка - основная задача семьи и детс­кого сада. Многие дошкольные учреждения области сегодня уделяют достаточное внимание этой проблеме (г.Орск, Оренбург, Новотроицк, Красногвардейский район, Кувандыкский и др.), стали тради­ционными с системе дошкольного учреждения праздники "День здоровья" с участием родителей, использование фитотерапии, во многих дошкольных учреждениях имеются процедурные кабинеты для долечивания детей.

Особое место во взаимодействии с семьей занимает проблема укрепления Здоровья детей - это обеспечение полноценного физи­ческого и двигательного развития ребенка, закаливание организма, повышение его тренированности и устойчивости к утомлению, совершенствованию физиологических функций. Проблемой остается создание правильного режима ребенка в ДОУ и семье с учетом его индивидуального Здоровья. Остается тревожной тенденция непони­мания родителями значимости режима для здоровья и нормального развития ребенка.

Предлагаются в работе дошкольного учреждения с семьей советы для родителей.

Для нравственного воспитания дошкольников особенно важ­ны сюжетно - образные игрушки: куклы, мишки и другие животные, Че­бурашки, Буратино и т.д. Не следует иметь специально игрушки для маль­чиков и девочек. Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт, двига­тельные игрушки и конструкторы. Если сын не приучен с ранних лет иг­рать сюжетно-образными игрушками, рекомендуется приобрести ему куклу в образе мальчика, космонавта или матроса, а дочери - техническую игрушку. Следует выделить место малышу для игр и найти время поиграть с ним.

Необходимо приучать детей к порядку и бережливости. Для хранения игрушек хо­рошо иметь открытые полки, еще лучше отдельный игровой уголок. Кни­ги, пластинки, карандаш - не игрушки, а пособия для творческих занятий. Выделите для них особое место для занятий ребенка дома. Это учебные пособия развивающие детское мыш­ление, способствующие к систематическим занятиям, усидчивому труду.

Совместные игры не только обогащают игровой и нравственный на­строй, но и повышают их эмоциональный настрой. Взрослым игры с ре­бенком помогают понять их духовные интересы, запросы, лучше изучить характер складывающейся личности своего ребенка.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации