Проектное обучение учащихся на основе литературных источников краеведческого содержания
Из опыта работы Петрушиной Л.П.,
сш. № 2 г. Кувандыка

Представил: Доморозов В.А., зав.УМК географии
Дата: 08.05.03

Учебники, учебные пособия и другая литература не только обеспечивает усвоение знаний, но и организует самостоятельную учебную деятельность школьников, организуют разнообразную познавательную деятельность, приобретение навыков самостоятельного учебного труда, нацеливает на практическое применение знаний.

   Работа с литературой способствует развитию и совершенствованию операций анализа и синтеза, умению выделять главное, делать выводы, участвовать в диалоге, споре, формулировать четко положения (т.е. общеучебные умения).

     По тексту надо научиться делать выписки, составить план, тезисы, конспекты, схемы, диаграммы и т.д., что способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных умений.

    Работу с литературными источниками следует тщательно планировать, включать ее одним из видов самостоятельной деятельности учащихся, подбирать удачные темы для такой работы.

   Проблемно-реферативные творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников. И на основе этого собственно трактовку поставленной проблемы, развивают исследовательские умения.

Хорошая работа этого жанра (проект) при наличии общепринятой структуры, вполне может считаться исследовательской.

  Метод проектов помогает решить проблемы развития у учащихся самостоятельности, творческого отношения к делу, привычки к обучению на протяжении всей жизни.

    Проект, как считал Дж. Дьюи, позволяет преодолеть разрыв между школьным образованием и жизнью, и является связующим звеном между учебной и научно- исследовательской работой. При этом самостоятельное добывание знаний делает процесс обучения географии активным и личностно значимым.

   Проект может быть индивидуальным, но чаще проект есть результат совместной работы группы учащихся. Каждый школьник становится субъектом деятельности, равноправным, но и ответственным членом творческого коллектива. Кроме этого для метода проектов характерны: диалогичность, креативность, контекстность, интегрированность, технологичность.

   Проекты могут быть различными по содержанию (экологические, физико-географические, социально-экономические, краеведческие и др.); по продолжительности выполнения; по количеству участников; по интегрированности (монопредметные, межпредметные, надпредметные); по способу деятельности (исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные); по использованию средств обучения.

  В полной форме работа над проектом проходит шесть стадий:

·          подготовка;

·          планирование;

·          исследование;

·          результаты, выводы;

·          представление или отчет;

·          оценка результатов и всего процесса работы;

(оценивать могут и учащиеся, а не только учитель).

Достижение положительных результатов при использовании метода проектов возможно, если правильно выбраны темы проектных заданий, методы и формы организации работы, реальные сроки выполнения; создана учебно-материальная база, осуществляется контроль за выполнением со стороны учителя, выражающийся в большей мере, в консультировании.

Объем работы по проекту часто достаточно большой и детям помогают родители (другие взрослые), появляется возможность общения детей с родителями на качественно новом уровне. В совместных делах появляются взаимопонимание, уважение, доверие.

В тематике проектов очень важен учет региональных особенностей. В курсе «География России» есть прекрасная возможность использовать метод проектов. В тематических планах к этому курсу учителем указываются темы, которые лучше других позволяют использовать сведения о своем крае, темы возможных проектов.

Примерные темы проектов:

«Оценка географического положения Кувандыкского района»

«Природно-ресурсный потенциал района. Его влияние на хозяйственную занятость населения»

«Закономерности размещения полезных ископаемых от рельефа и геологического строения территории района»

«Естествоиспытатели Кувандыкского района»

«Мое открытие Кувандыка» (а также любого другого географического обекта) – работа по топонимике района и т.д.

Для выполнения проекта по каждой теме дается список литературы, который конечно же не ограничивает учащихся в использовании и другой литературы. По Максаковскому В.П. «Ориентация в рекомендуемой учащимися литературе и работа  с нею относятся к числу важных учебно-информационных и учебно-коммуникативных умений. Усиление акцента на самообразование только повышает их роль». (69, с.14)

 Эта литература должна быть доступна учащимся, она собирается в школьной библиотеке, в кабинете географии, в школьном музее (если она в одном экземпляре).

 В работе над проектом учащимся необходимо включать вопросы не только описательного характера, но и проблемного исследовательского.

 

В проекте на тему «Гидрографические особенности района» учащиеся выявляют:

-           густоту речного стока (количество рек и речушек; их названия);

-           их принадлежность к бассейнам, описание крупных рек;

-           характер, режим рек;

-           свойства воды;

-           роль в природе района, их использование;

-           состояние поверхностных и подземных вод района;

-           проблемы охраны чистоты вод и пути их решения.

Рекомендуемая литература:

1.      Генейзер Г.Е. Реки нашей страны. Книга для учащихся.-М: Просвещение, 1975.

2.      Бассейн Урала: проблемы и перспективы. Оренбург,1979

3.      Поляничко В.П. река весны: по Уралу от истока до устья. – Челябинск: Южно-Уральское изд-во, 1983

4.      Чибилев А.А. Река Урал.- Л: Гидрометеоиздат, 1987

5.      Чибилев А.А. Дорога к Каспию.-Алма-Ата:Кайнар, 1988

6.      Чибилев А.А. Природа Оренбургской области. –Оренбург, 1995

7.      Стрельников С.М. Кувандыкский край в географических назаваниях.-Златоуст, 1994

8.      Кириков С.В. По Южному Уралу и Башкирии. -Издательство Московского университета, 1989

9.      Голубеев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и транспорт. –М.: «Транспорт», 1987, глава 5 «Речной транспорт».

 

Тема «Естествоиспытатели Кувандыкского края»

Вопросы, которые выясняют учащиеся:

-           вклад российских, советских ученых в исследование Оренбуржья (работы Рычкова П.И., Палласа П.С., Эверсмана Э.А. и др.);

-           естествоиспытатели, изучавшие Кувандыкский район (Хоментовский А.С., Кириков С.В., Рудницкий Л.И., Чибилев А.А. и др.);

-           воспоминания кувандычан о встречах  и работе с ними;

-           выявить участки района, достаточно изученные комплексно, либо в каком-то направлении;

-           участки района, требуещие более полного изучения (почему?).

Рекомендуемая литература:

10.    Альтов В. Медногорск. –Челябинск: Южно-Уральское издательство, 1989.

11.    Воронцов Н.Н. Сергей Васильевич Кириков – натуралист и историк в книге «По Южному Уралу и Башкирии». ИМУ, 1989.

12.    Чибилев А.А. Природа Оренбургской области. – Оренбург, 1995.

13.    Большаков Л.Н. Притяжение земли. – Челябинск: Южно-Уральское изд-во, 1985.

14.    Рычковские чтения. Тезисы докладов. – Оренбург, 1989.

15.    Любимов Б. На Южном Урале: ОГИЗ –Чкаловское изд-во, 1947

16.    Проблемы степного природопользования. Сб.статей под ред. Климентьева А.И., Чибилева А.А. – Оренбург, 1996.

17.    Чибилев А.А. Степь и степное природопользование // Научные чтения, посвященные 80-летию со дня рождения члена-корр. АН СССР А.С.Хоментовского. – Оренбург, 1988.

 

 Темы: «Мое открытие Кувандыка» или «Топонимика края как источник информации о нем»; и т.п. требуют:

-           выяснить область исследований топонимии;

-           источником каких знаний о родном крае могут служить топонимические словари;

-           выявить типичные и уникальные объекты района, их размещение, особенности;

-           провести классификацию топонимов на примере местности Шайтантау (Айтуарской степи или др.): ойконимы,  гидронимы, оронимы и др.;

-           на основе опроса своих близких, знакомых, старожилов края дополнить сведения о топонимах своего города, района.

 Литература:

18.    Стрельников С.М. географические названия Оренбургской области.-Златоуст, изд.Стрельникова, 1996.

19.    Стрельников С.М. Кувандыкский край в географических названиях.-Златоуст, изд-во Стрельникова, 1994.

20.    Стрельников С.М. Географические названия Оренбургской области. Топонимический словарь.-Кувандык, изд-во Стрельникова, 2002.

21.    Зеленая книга Оренбургской области. Кадастр объектов Оренбургского природного наследия. Под редакцией А.А. Чибилева. –Оренбург «Димур», 1996.

22.    Степной заповедник «Оренбургский». Под ред. Чибилева А.А. – Екатеринбург, 1996.

23.    Кириков С.В. По Южному Уралу и Башкирии. Изд-во Московского университета, 1989.

24.    Чибилев А.А. Зеленая книга Оренбуржья. – Оренбург, 1997.

25.    Моисеев Б.А. Месные названия Оренбургской области. – Оренбург, 1989.

 

При изучении тем «Черная и цветная металлургия», «Машиностроение» наряду с экскурсиями на предприятия этих отраслей г.Кувандыка учащиеся дополняют свои знания, изучая литературу и выполняют проект «Характеристика ПО «Долина» по плану:

-           история создания завода «Красный штамповщик», его роль во время Великой Отечественной войны;

-           современная продукция завода;

-           связи завода по сырью и продукции;

-           проблемы и перспективы развития.

Литература:

26.    Колодина О.А. Социально-экономическая география Оренбургской области. – Оренбург, 1994.

27.    Оренбургская область. Путеводитель бизнесмена. – Москва, 1993.

28.    Экономическая и социальная география Оренбургской области. Под ред. Колодиной О.А. – Оренбург, 1992.

29.    Колодина О.А. Промышленность оренбургской области: современное состояние и перспектива развития. География, экономика и экология Оренбуржья. Материалы конференции. – Оренбург, 1994.

30.    Вичканов С.И. Производственному объединению «Долина» - 50 лет. Кувандык, 1992.

31.    Атлас Оренбургской области, Роскартография, Омск, 1993.

32.    Географический атлас Оренбургской области,.Москва, 1999.

33.    Ломакина Н.Т. Социально-экономическое положение Оренбургской области. Оренбург, 2001.

 

Очень интересна ребятам работа над проектом «Уникальность растительного и животного мира Кувандыкского края»- материалы для пропаганды бережного отношения к природе  родного края.

Изучаемые вопросы:

-           чем объяснить большое разнообразие видов растений и животных (степные и лесные виды); редкие и исчезающие виды;

-           в какие времена года природа района находится под наибольшей антропогенной нагрузкой? Как ее уменьшить?

-           сбор лекарственных растений – благо или вред для человека?

-           ваше отношение к охоте на животных;

-           предложить наиболее эффективные формы пропаганды бережного отношения к природе.

В этот проект ребята включают плакаты, рисунки, буклеты, сочинения-размышления, фото-плакаты и т.д.

                                                Литература:

34.    Чибилев А.А. Природа Оренбургской области.

35.    Немков В.А. редкие виды насекомых Оренбургской области и их охрана. – Екатеринбург, УИР «Наука», 1995.

36.    Чибилев А.А. Птицы Оренбургской области и их охрана, Екатеринбург, 1995.

37.    Чибилев А.А., Симак С.В., Юдичев Е.Н. Млекопитающие Оренбургской области и их охрана. – Екатеринбург, 1993.

38.    Рябинина, З.Н. Редкие виды растений Оренбургской области и их охрана. – екатеринбург, 1995.

39.    Красная книга Оренбургской области.

40.    Брэм А.Э. Жизнь животных 1и 2 том. – М: Терра, 1992.

41.    Жизнь растений. Под ред. Федорова А.А..- М: Просвещение, 1980.

42.    Атлас Оренбургской области, Роскартография. Омск, 1993.

43.    Географический атлас Оренбургской области. Москва, 1999.

 

Представление проектов или отчет можно проводить в различной форме:

-           защита проекта;

-           конференция по данной теме;

-           диалог или дискуссия;

-           презентация и т.д.

Учащимся с различными учебными возможностями можно дать задания различного уровня сложности и самостоятельности. К тому же. Работая в группе с учащимися с более высокими интеллектуальными умениями, ребята развивают свои умения.

Таким образом, литературные источники играют очень важную роль в учении. Они являются одним из основных источников знаний и средством организации самостоятельной познавательной деятельности, ориентирует учащихся на развитие творчества и приобретение навыков исследовательской работы, самостоятельного учебного труда.

  Краеведческое содержание литературы способствует повышению познавательного интереса учащихся, нацеливает их на практическое применение полученных знаний и умений, воспитывает чувство ответственности за состояние дел в своем крае.

Очень высокий дух совместного творчества (и учащихся, и учителей) наблюдается в работе над интегрированными проектами по тематике «География Пушкинских мест». В курсе «География России» выполняется проект по теме «Пушкин – географ (Кавказ)» и по теме «Путешествие из Петербурга в Оренбург».

Во второй проект включаются вопросы, характеризующие природно-географические особенности Кувандыкского района. А.С.Пушкин в осенней поездке в Оренбург увидел, а затем описал в своих произведениях Оренбуржье как унылый одноообразный ландшафт.

В проекте ребята ставят своей целью обосновать следующее предположение: у А.С.Пушкина было бы другое впечатление от нашего края, если бы он путешествовал весной-летом и не только в западной части области, но и восточной и особенно по Кувандыкскому району, который образно называют «Оренбургской Швейцарией» за красоту природы.

Поэтому в проекте учащиеся отражают природные особенности района по плану:

-           отличие рельефа Кувандыкского района от западных (подчеркивается горный рельеф) районов;

-           лесистость в северной его части;

-           чистота горных родников и речушек;

-           пышность и красота природы в весенне-летний период и т.п.

Тематика исследовательских работ в курсе «География России» (в сфере дополнительного образования)

1.      Моё открытие Кувандыкского района (описание какого – либо места)

2.      Времена года в крае (фенологические наблюдения и художественное описание).

3.      Лекарственные растения Кувандыкского района.

4.      Памятники природы района.

5.      Промысловые животные.

6.      Редкие растения, редкие животные.

7.      Особенности рельефа. Минералы и п. и.

8.      Экологическая обстановка в городе, районе.

9.      Проблемы транспортного обслуживания в Кувандыкском районе (в Кувандыке).

10.    Герб Кувандыка.

11.    Составление викторин, кроссвордов.

12.    Сочинение «Какой полезной деятельностью я мечтаю заняться в родном городе».

Формы творческих работ: сочинения, рефераты, сообщения, описания, карты, коллекции, рисунки, стихи.

 

Система уроков – исследований в курсе «география России. Население и хозяйство» может включать темы:

1.        Оценка географического положения Кувандыкского района. (Урок географической экспертизы)

2.        Обеспеченность страны трудовыми ресурсами, проблемы и пути их решения.

3.        Уровень и проблемы развития инфраструктурного комплекса страны (района).

4.        Размещение трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения на примере Оренбургской области (своего района).

5.        Размещение центров чёрной и цветной металлургии. Анализ факторов, позволивших сформировать их в нашем крае.

6.        Основные районы возделывания сельскохозяйственных культур, разведения сельскохозяйственных животных. АПК Кувандыкского района.

7.        Предприятия пищевой промышленности города Кувандыка. Обоснование факторов их размещения.

8.        Производственные сферы Уральского региона (своего района) и перспективы его экономического развития.

9.        Экологические проблемы города Кувандыка и возможные пути их решения.

Экологическая тропа 1.

          «Река Кураганка – пример отрицательного антропогенного ландшафта».

Цель: определить природно-экологические особенности реки, протекающей по городу; воспитать бережное отношение к природным объектам; развивать навыки экологически правильного поведения.

Пункты «тропы»

1.    Лесные тропинки и поляны – обращается внимание на сломанные ветки, вытоптанные и оборванные растения, мусорные кучи разрозненный мусор.

2.  Берег реки – старые кострища, различные упаковки, банки, бутылки (часто разбитые).

3.   Русло реки, вода – Обращается внимание на загрязнения на поверхности воды; цвет и прозрачность воды; мусор на дне реки; интенсивность загрязнения водорослями; наличие (и количество) живых организмов в реке.

В ходе экскурсии и последующей работе на уроках обсуждаются наблюдения учащихся, их предложения по решению проблем охраны природы родного края.

Одного урока достаточно для прохождения данной тропы (р. Кураганка близко к школе №2).

Экологическая тропа №2.

Городской парк.

Цель: знакомство с особенностями положительного антропогенного ландшафта; воспитание чувства прекрасного и потребности создавать его, Развитие навыков экологически правильного поведения.

Пункты тропы:

1.   Пустырь близ школьного стадиона – обращается внимание на мусор, сломанные деревья, кусты, кучи земли.

2.  Парк близ ДК «Криолит» - обращается внимание на ухоженность насаждений (с деревьев удалён сушняк, кустарники обрезаны), цветочные клумбы; фонтан, чистые тропинки и площадки.

Наблюдения и ощущения наблюдаются в ходе экскурсии и на уроках. Делаются выводы о значении бережного отношения к природе.

Экскурсия так же укладывается в один урок.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации