Технология модульного обучения
ИПМ Губий Людмилы Васильевны,
учителя географии Ключевской сш, Беляевского района

Представлено: Доморозов В.А., зав.УМК географии
Дата: 03.02.03

         Парадигма образовательного  процесса  заключается   в  том, что  ученик   должен    учиться  сам,  а   учитель   осуществляет   управление  его   учебной   деятельностью.  Поэтому   традиционные   технологиии   заменяются   новыми  педагогическими   технологиями,  личностно- ориентированными. Где  в  качестве  основной  цели  выделяется  развитие  интеллектуальных  способностей. 

Перед  учащимися  ставятся  задачи:

·        обладание  способами  интеллектуальной  деятельности;

·        развитие  индивидуальных  способностей;

·        развитие  собственных  способов  мышления.

         В  личностно–ориентированных  технологиях обучения  научные  знания  становятся  средством  организации  умственной  деятельности  учеников,   учитель  ее   организатором.  Учитель  выступает   уже  не  только  как  носитель  или  трансформатор  знаний, а в  большей  степени  как  организатор  совместной  деятельности  субъектов  учебного  процесса:

·        ученика  в  его  отношении  к  знаниям  и  к  учителю;

·        учителя  в  его отношении  к  ученику  и  к  предмету;

·        учебного  материала  относительно  к  потребностям и возможностям  ученика  и  учителя;

Конструирование  личностно-ориентированных  технологий  может  и  должно  стать  этапом     перехода  к  личностно- ориентированному  образованию -  образованию,  обеспечивающему  развитие  и  саморазвитие  личности, исходя  из  выявления  его  индивидуальных  особенностей   как  субъекта  познания   и  предметной  деятельности.

         Оно  базируется   на  признании  за  каждым  учеником  права  выбора  собственного  пути  развития  через  создание  альтернативных   форм  обучения.

Образовательный  процесс  личностно-ориентированного  обучения  предоставляет  каждому  ученику, опираясь  на  его   способности, склонности,  интересы,  ценности  ориентации,  субъективный  опыт,  возможность  реализовать   себя  в  познании,  учебной  деятельности.

         Содержание  образования,   его  средства  и  методы   структурируются    так,  что  позволяют  ученику  проявить  избирательность   к   предметному   материалу,  его   виду   форме.  В  этих   целях  разрабатываются  индивидуальные  программы  обучения,  моделируются  исследовательское  (поисковое)  мышление;  организуются  групповые  занятия   на  основе   диалога  и  имитационных  игр,  учебный  материал  конструируется  для  реализации  метода   исследовательских  проектов,  выполняемых  самими  учащимися,  личностно-ориентированные  технологии  относятся  к поисковым  моделям  обучения.   По  мнению   М.  Кларина   поисковый  метод:

- акцентирует   развивающий   потенциал   обучения;

-  исходит  из   самостоятельной   ценности   поисковой   деятельности;

-  ставит   дидактические   цели  высокого  познавательного  уровня;

-  ставит  педагога  в  позицию  партнера  по   учебному  исследованию;

-  предполагает   личностную  включенность  всех   участников   обучения,  высокую  личностно- профессиональную  готовность   педагога  к  гибкому   тактичному   взаимодействию  с  учащимися.

Технология  модульного  обучения   содержит  в   своей  основе  идею   воспроизводимого   обучающего   цикла.

В  его   содержание   входят:

1.        Общая   постановка   цели  обучения.

2.        Переход  от  общей  формулировки   цели   к  ее   конкретизации.

3.        Предварительная  (диагностическая)  оценка  уровня  обученности   учащихся.

4.        Совокупность  учебных  процедур (на  этом  этапе  происходит  коррекция  обучения   на  основе   оперативной  обратной).

5.        Оценка  результата.

Благодаря  такому   воспроизводимому  строению,  учебный  процесс  приобретает  “модульный”   характер,  складывается   из   обособленных   блоков, имеющих   общую  структуру,  но   наполняются  разным   содержанием.

Модуль - это  целевой  функциональный  узел,  в   который   объединены  учебное   содержание   и  технология    овладения  им.  Сущность   заключается  в  том,  что  ученик  самостоятельно   (или    с  помощью  учителя)  достигает  конкретных   целей   учебно-познавательной  деятельности    в   процессе  работы   с   модулем.

Блок – совокупность   моделей  одной  темы.  Уроки   заменяются   на  модули.  Учебный  модуль  состоит из  трех  частей: вводной, диалогической,  итоговой.

Вводная  > постановка цели.

Диалогическая    >            организация    познавательной   деятельности

Итоговая > контроль.

Цикл - последовательность расположения модулей блока по кругу.

           Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов. Это зависит от часов, отведённых по учебной программе на тему, блок тем, раздел. Опыт работы показал, что оптимальным является модуль из 7-10 часов. На вводную тему и итоговую часть по 1 часу, остальное время на диалогическую часть. Это объясняется необходимостью проработки учебного материала на 3-х уровнях сложности, в зависимости от уровня подготовленности, обученности каждого ученика. Неоднократное возвращение к содержанию по “нарастающей” от простого к сложному, от репродуктивных заданий к творческому поиску, даёт возможность каждому ученику усвоить учебный материал. В диалогической части познавательный процесс строится преимущественно на основе взаимодействия уч-ся между собой, группах, на основе диалога. Важным является предварительная работа учителя по конструированию учебного модуля:

·        выявление обязательных умений, навыков, усвоение которых определено программой.

·        изучение всего содержания учебного материала по данному модулю.

·        вычленение ключевых понятий, несущих основную смысловую нагрузку по данному модулю.

·        составление опорных схем по всей теме (на основе ключевых понятий).

·        составление тестовых заданий по всему содержанию учебного материала.

·        составление блоков вопросов и заданий по всему содержанию учебного материала.

·        разработка диалогической части продумывается формы организации уроков, по содержанию разрабатываются задания лёгкой степени сложности и задания повышенной сложности с элементами поискового обучения.

      Роль учителя заключается в следующем:

1.                      Составление инструкций модуля.

2.                      Уточнение конструкций при практической работе с ними.

3.                      Контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков.

Сущность   технологии  модульного   обучения

         Сердцевиной   модульного  обучения   является  учебный  модуль. Он  состоит  из  трех  компонентов:

Первый компонент – информационный  блок.

Второй  компонент – целевая  программа  действия.

Третий   компонент – советы  учителя.

Модульное  обучение    базируется   на  многих  теориях.

1. Теория  развивающего  обучения (ученик  должен   учиться  в  зоне  ближайшего  развития)

2. Программированное  обучение  (ученик  работает  активно  в  своем  ритме)

3. Проблемное  обучение.

4. Интенсивное  обучение.

         Учащийся,  работая  на   таком  уроке, может  дать  оценку себе  и  своему  состоянию,  а  это  очень   важно:

1)         Как   я   чувствую  себя  в  процессе   работы, было  ли   мне   комфортно.

2)          С  каким  настроением   я работал ?

Компоненты  модульного  обучения:

·        мотивационный (потребность,  интересы, мотивы)

·        ориентировочный (принятие  целиком  цели,  ее  планирование  и  прогнозирование)

·        содержательно-операционный  (система  ведущих   знаний, факты,  законы)

·        энергетический (внимание, воля, эмоции)

·        оценочный: самооценка  и  контроль. 

         Модульное  обучение  переводит  авторитарное  управление  в  мягкое. Этот   метод  может  быть  использован  как  при  изучении  нового  материала,  так  и  при  обобщении  ранее   изученного.

         Психологами  установлено, что  для  продуктивного  усвоения  знаний  важно, чтобы   цель  была   принята  учениками,  стала  побудительной  силой, превратилась  в  мотив.  Для   этого,  по  их  мнению,  необходима  четкая  формулировка  цели (что  узнать, чему  научиться),  ее  значения (зачем  и  для  чего  это  нужно),  выделение  способов   достижения  цели.  Необходимо, чтобы  ученики  осознавали  предполагаемые  трудности   в   достижении  цели,    контролировали  себя   в   том,   насколько  успешно   идет  продвижение  к  цели.

         По  мнению  психологов,  мышление  всегда   несколько  опережает  речь,  а  язык  отстает  от  достигнутой  степени   развития. Когда  новое  знание  только  формируется, его  трудно  словесно  оформить. Эксперты  показали,  что  при  формировании   знаний   о  конкретных  свойствах  объектов   эффективнее  начинать  объяснение  с   материализованной  в  виде   схеме  и  знаковых  моделей  формы  действия.

В  процессе  познания  какого-либо  явления  у  человека  должно  появиться   чувство,  что  он  понял,  усвоил  изучаемое.  При   подготовке  диалогической  части  учебного  модуля   учитель  вычленяет  и  структурирует  основное  содержание  учебного   материала  для  разбивки  его  на  части. При  этом   необходимо  учитывать, что подача  учебного  материала   для  проработки   его  учениками  на  каждом  уроке  делится  определенными  порциями,  в  которых  в  краткой, емкой  форме  заключено  содержание  всей  темы. Учебный  материал, требующий  проработки, готовится  учителем  на  трех  уровнях  сложности: простой, средней  сложности  и  сложный.  Право  выбора  одного  из  трех  уровней   остается  за  каждым  учеником. Традиционно  учитель  сам  определяет  степень  сложности  заданий  для  ученика.  Отдельно  готовятся  задания  проблемного  характера, требующие  переноса  знаний. Такие  задания  рассчитаны  на  поиск, исследование. Важным  моментом  является  то, что  задания  исследовательского  характера  предлагаются  ученику, выполнившему  задания  программного  материала  любого  уровня  сложности,  т.е. практически  каждому. При планировании  уроков  этой  части  учитель  обращает  внимание  на  обеспечение  диалогического  общения  учеников.  Содержание  учебного  материала  при  этом  выступает  в  качестве  предмета  средства  диалогического  общения  учащихся. 

Диалогическое  общение - это  деловая  или  дружеская  связь  между  двумя  или  несколькими  людьми  посредством  разговора, беседы, речевого  контакта. Диалогическое  общение  есть  совместное  обсуждение  ситуации,  совместная  направленность  на  разрешение  проблем. Общение  подразумевает  активность  всех  участников.  Эта  активность  направлена  на  предмет  общения, а  не  на  личности  участников.  Учителю  следует  обратить  внимание, что  развивает  личность  не  любая  деятельность,  а   деятельность,  в  процессе  которой  возникают  положительные  эмоции.  Нужно, чтобы  ученику  нравилось  заниматься  учебной, познавательной  деятельностью, чтобы  он  получил  удовольствие  от  умственной  работы. Это  является  наиболее  проблематичной  задачей  в  работе  учителя. Как  сделать,  чтобы  каждый  ученик   был  положительно  настроен  на  учение, чтобы  познавательный  процесс  сопровождался  устойчивым положительным  отношением  со  стороны  каждого  ученика  и  вызывал  у  них  положительные  эмоции? По  мнению  В. Симонова  “учителю  надо  исходить  из  того, что полезным, развивающим  считается  учение  на  пределе  трудности  для  каждого  ученика  и  предел  трудности  должен  определить  сам  ученик, а  не  учитель”. Вот  почему  очень  важным  моментом  диалогической  части  учебного  модуля  является  разработка  учителем  для  каждого  ученика  комплекса  заданий  на  трех  уровнях  степени  сложности. Это  зависит  от  класса.  Например: для  класса  высокого  уровня, задания   рассчитанные  на  перенос  знаний. Задания  средней  степени  сложности - это  задания  требующие  определенных  умений  и  навыков. Задания  низкой  степени  сложности - это  задания  на  понимание, на  воспроизведение  учебного  материала.  В  зависимости  от  формы  организации  урока,  задания   расписаны  на  карточках, где  прописаны  цели  каждого  УЭ: что  сделать, как  сделать,  как  осуществить  проверку (взаимопроверку, самопроверку  по  эталону.)

Следует  отметить  три  особенности  учебного  модуля:

1. Обучение  и  учение  являются  развивающими.

2. Подготовительным    для  выхода   на  итоговую  часть  модуля.

3. Обучение  репродуктивного  характера  сочетается  с  проблемным, поисковым, исследовательским  обучением.

4. Преимущественно  используются  активные  формы  обучения,  построение  на  диалоге, общение учащихся  друг  с  другом.

Важным является разнообразие УЭ в зависимости от носителя учебной информации.

Тип УЭ                                              

            Носитель информации.

Текстовой                                         

Учебники, журналы, газеты, дополнительная литература.

Картографический           

Атлас, карты.

Табличный                               

Таблицы, графики, диаграммы.

Иллюстративный                       

Фото, рисунки, репродукции.

Словесный                               

Учитель, докладчик, лектор.

Компьютерный                                   

База данных.

Аудио-видео                             

Кино, слайды, диски.

Натурный                                          

Ландшафт и его компоненты.

Смешанный                               

Носители типов, названных выше.

Например:

Цель УЭ                                            

Задания

Компьютерный УЭ                      

Прочитать файл

Цель:

                   Файл-карта

Познакомиться с особенностями I и II типа воспроизводства населения.                  

файл-тест

Текстовой УЭ

Цель: познакомиться с разнообразием минеральных ресурсов Зарубежной Азии.                  

Прочитать учебник, ответить на вопросы,  выводы записать в тетрадь.

          Чаще  используется  словесный, текстовой,  компьютерный,  табличный  УЭ. По  форме  учебные  элементы - почти  все  являются   академическими  УЭ.  В  игровом  УЭ – в   основе  лежит   моделирование  ситуаций, чаще – это  деловые  игры  или  ролевые  игры.

          Формы  работы  с  модулем

1.                      Индивидуальная   работа  учащегося.

2.                      Работа  в  парах.

3.                      Групповая.

4.                      Коллективная.

         Итоговой  частью  модуля является  контроль. Эта  часть  предназначена  для  контроля, проверки, оценки  знаний, умений, навыков, сформированных  в  процессе  познавательной  деятельности  учащихся в  диалогической  части.

          Чаще  используют  формы  контроля:

1.                      Самоконтроль.

2.                      Взаимоконтроль.

3.                      Контроль  учителя

         Самоконтроль – осуществляет  сам  ученик. Он  сравнивает результат  с  эталоном и сам  себя  оценивает.

Взаимоконтроль – когда  учащийся  проверяет  работу  партнера  и  оценивает.

Контроль  учителя – входной, текущий, выходной.

Виды  контроля:

1.                      Тестирование. Здесь  есть  свои   плюсы  и  минусы. Плюс – снимает  внутренний  барьер. Минус – не  исключена  возможность  случайного совпадения.

2.                      Зачет (в  виде  билетов – с  ответом  на “5”, “4”, “3”)

3.                      Контрольная  работа.

4.                      Семинар.

5.                      Конференция

         Задания  исследовательского  характера  могут   быть  оформлены  в  виде  рефератов, сообщений, докладов.

В  модульной  технологии оценивается  выполнение  каждого  УЭ. Оценки  накапливаются  в  ведомости,  на  основании  которой  выставляется  итоговая  оценка за  работу  с  модулем. Получить  хорошую  оценку – одна  из  главных  мотиваций  при  модульной  технологии. Ученик  четко  знает, что  его  труд  оценивается   на  каждом  этапе  и  оценка  объективно  отражает  его  усилия  и  способности.

Модульный блок-цикл по теме: Мировые природные ресурсы

Комплексная дидактическая цель:

            В результате овладения содержанием всех модулей вы должны:

Знать: новые понятия «географическая среда», «природопользование», «ресурсообеспеченность».

Уметь: работать с картами, первоисточниками, диаграммами, таблицами; составлять картосхемы, выявлять особенности размещения ресурсов на земном шаре, формировать умения слушать лекцию с целевым заданием, работать в группе, парой, участвовать в обсуждении проблем.

Развивать логическое мышление: устанавливать зависимость между природными ресурсами и экологическими проблемами,

Прогнозировать:  пути решения этих проблем.

№ модуля

Структура МБЦ и тема модуля

Форма учебного занятия

М - 1

Взаимодействие общества и природы. Рациональное и нерациональное природопользование.

Лекция с выполнением целевого задания

М - 2

Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Минеральные ресурсы.

Практикум.

М - 3

Виды природных ресурсов: земельные, водные, их значение, размещение и проблемы рационального использования.

Практикум

М - 4

Виды природные ресурсов: лесные, ресурсы Мирового океана, рекреационные.

Практикум

М - 5

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества.

Семинар

Модуль № 1

Взаимодействие общества и природы. Рациональное и нерациональное природопользование

№ учебного элемента

Учебный материал

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации учителя

УЭ - 0

 

Дидактические цели: познакомиться с этапами взаимодействия природы и общества и проблемами поиска гармоничных отношений между природой и обществом, с новыми понятиями курса "«географическая среда". Углубить знания о природопользовании.

Внимательно прослушать цель.

УЭ - 1

Стр. 31 учебное пособие 10-11 кл. Е.Ю. Мишняева.

Цель: выяснить исторические этапы развития человечества и природы.

1.  Познакомиться с планом лекции на кодопленке.

2.  Прочитать 1-й абзац с. 19 учебника.

3.  Вывод записать в виде схемы

?   >  ?   >   ?  >   ?  >  ?

Слушать лекцию и главную мысль тезисно  записать

УЭ - 2

Справочник школьника с. 425

Цель: определить исходный уровень знаний о природных и антропогенных ландшафтах, ГО.

Ответить устно, при затруднении смотреть справочник.

Подготовиться к контролю знаний

УЭ - 3

С. 32-33 уч. пособие 10—11 кл

Учебник В.П. Максаковский 10 кл. с. 21

Цель: познакомиться с современным периодом освоения Земли.

1.  Выделить эти области на контурной карте.

2.  Прочитать текст о формировании антропогенных ландшафтов.

3.  Виды ландшафтов записать в тетрадь.

1     -   ?    2  -    ?   3  -  ?   4  -  ?   5  -  ?  6  -  ?

Групповая работа с текстом и в тетради.

УЭ - 4

Уч. пособие 10-11 кл. с. 33-34

Учеб. 10 кл. с.21

Цель: выяснить, почему взаимодействие общества и природы нужно рассматривать не как биологическую проблему, а как общественную и социальную.

Вывод записать.

Попытайтесь ответить на эти вопросы самостоятельно. Затем выскажите свою точку зрения товарищу. Если возникнут трудности обратитесь к учебнику или учителю

УЭ - 5

Уч. пособие 10-11 кл с. 34-35

Большой справочник по географии с.57

Цель: углубить знания о природопользовании.

Задание: дополнить схему природопользования

Природопользование

 

 

1  -   ?                                                             1  -  ?

2  -  ?                                                              2  -  ?

3  -  ?                                                              3  -  ?

4   -  ?                                                             4  -  ?

5   -  ?                                                             5  -  ?

При затруднении обратитесь к уч. пособию.

Проверьте ответ с образцом на кодопленке.

УЭ - 6

А.П. Кузнецов. Книга для чтения по географии. Страны, хозяйства, люди.

Р.К. Баландин, Л.Г. Бондарев. Планета и цивилизация.

Выходной контроль.

Цель: проверьте, достигли ли вы поставленной цели данного модуля.

Выполните тестовые  задания и оцените его.

 

Дом.задание: с. 19-21.

1.  Дополнительный текст № 1

2.  Подготовить сообщение

Оцените друг друга в результате взаимопроверки по 5-ти  бальной шкале.

Модуль № 2

Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Минеральные ресурсы

 

Эпиграф.

Как яблоко на блюдце у нас Земля одна

Мы общей жизни зерна одной судьбы родня.

Не торопитесь, люди, все выскрести до дна Нам пировать позорно в счет будущего дня. Не мудрено добраться до скрытых тайников, Разграбить все богатства у будущих веков. Поймите это, люди, как собственный приказ. Не то Земли не будет и каждого из нас.

(М. Дудин)

№ учебного элемента

Учебный материал

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации учителя

УЭ -0

 

Дидактическая цель: в процессе самостоятельной работы изучить минеральные ресурсы стран мира; закрепить новое понятие «ресурсообеспеченность»; развивать навыки сравнительного анализа; анализировать карту.

Внимательно прослушать цель.

УЭ - 1

Уч. пособие  10-11 кл  с. 37

Учеб.10 кл с.22

Цель: изучить особенности природных ресурсов.

1.  Знакомство с понятием «природные ресурсы».

2.  Составить классификацию природных ресурсов по исчерпаемости.

3.  Дополнить схему, изучив материал абз. 2 учебника с. 22.

 

 

 

 

 

Природные ресурсы

 

 

  

                                   1                                1  -  ?

1  -  ?                                                            2  -  ?

2  -  ?                                                            3  -  ?

3  -  ?                                                            4  -  ?

Индивидуальная работа. Сравните ваши ответы с ответом товарища. В случае расхождения мнений, обратитесь к учителю.

 

 

 

 

Проверьте работу. Сопоставьте полученную схему со схемой проекции кодоскопа.

УЭ - 2

Уч. пособие с. 39

Учеб. С. 38

Карта атласа

Цель: знакомство с понятием «ресурсообеспеченность»; учиться анализировать, сравнивать, делать выводы.

1.  Записать определение ресурсообеспеченности в тетрадь.

2.  Оценить ресурсообеспечнность стран мира: анализ табл. № 1 блок 4 и рис. 4 учеб. С.38

3.  Сопоставить статистические данные по таблицам и картам атласа «Минеральные ресурсы»

·  какие условные обозначения выделены на карте;

·  на какие три группы разделены минеральные ресурсы;

·  какие виды минеральных ресурсов вам незнакомы;

·  какие диаграммы врезки помещены на данной карте;

·  какими полезными ископаемыми наиболее богаты Америка, Азия, Европа, Африка и Австралия;

·  какой вывод можно сделать об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов

4.  Выводы записать в тетрадь.

Индивидуальная работа.

 

 

 

Работа в парах.

УЭ - 3

 

Цель: проверьте свои умения применения теоретических знаний на практике.

Выполнить задания по вариантам.

1 вар. – с. 38 задание № 1

2 вар. – с. 38 проанализировать табл. № 1, 4 и 5

№ вар. – анализ размещения топливных полезных ископаемых по карте атласа

Индивидуальный выбор варианта по степени сложности. Консультация учителя в случае затруднения выбора варианта.

УЭ - 4

Учеб. 10 кл с. 24

Цель: совершенствовать работу с контурной картой.

Выделить на карте страны, обладающие разнообразными ресурсами и их значительными запасами: Россия, США, Канада, Австралия, Китай, ЮАР и районы нового освоения: Северное море, Аляска, север и запад Канады и Австралии.

Индивидуально

УЭ - 5

В.Д. Войлошников. Книга о полезных ископаемых.

Цель: выяснить пути использования минеральных ресурсов.

1.  Прослушать сообщения уч-ся по данной проблеме.

2.  Выводы записать в тетрадь.

Делайте тезисные данные, прослушивая сообщения.

Коллективное обсуждение

УЭ - 6

А.П. Кузнецов. Страны, хозяйства люди. Раздел «Ресурсы планеты и экологические проблемы.

Выходной контроль и домашнее зададние.

Цель: проверьте свои знания о видах ресурсов, ресурсообеспечнности.

1.  Выполнить тестовое задание

2.  Проверьте и оцените свою работу по ответам на кодопленке.

 

Дом. задание – дифференцированно:

1.  Ответить на вопрос «Знаете ли вы?»

2.  Повторить записи в тетради, анализ карт.

3.  Углубить свои знания по теме и ответить на вопросы «Как вы думаете?» с.40

4.  Подготовить сообщение.

Каждый правильный ответ – 1 балл.

Оценка «5» - 6 баллов

«4» – 5 баллов

«3» – 4 балла

 

 

 

 

 

 

 

Использовать учебные компьютерные диски

Модуль № 3

Виды природных ресурсов: земельные, водные, их значение, размещение и проблемы рационального использования.

 

Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной и единственной

Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков,

стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся

по-детски беззащитной перед… варваром-человеком.

(В. Астафьев)

№ учебного элемента

Учебный материал

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации учителя

УЭ - 0

 

Дидактические цели: Изучить земельные, водные ресурсы, выяснить их значение. Сопоставить статистические данные, карты. Развивать навыки анализа, учиться прогнозировать.

 

УЭ - 1

Учеб. 10 кл. с. 24-26

Карты атласа 7-10 кл.

Цель: познакомиться с понятием «земельные и водные» ресурсы.

1.  1 группа: прочитать с. 24-25

     2 группа: прочитать с. 25-26.

2.  Ответить на вопросы друг другу устно:

·  каковы особенности земельных и водных ресурсов;

·  обеспеченность земельными и водными ресурсами регионов и стран мира;

·  сопоставьте карты атласа: 7 кл «Почвы» и 10 кл «Земельные ресурсы»; 7кл. «Среднегодовое количество осадков» и 10 кл. «Водные ресурсы». Какую информацию можно получить, сопоставив эти карты. 

Групповая работа.

Каждая группа выполняет задания и результаты обсуждаются коллективно. Выполнение заданий сопровождается записями в тетради.

УЭ - 2

Уч. пособ. 10-11 кл. с.41-42, 45-46.

Цель: изучить структуру земельного фонда и обеспеченность регионов и стран ресурсами речного стока.

1.  Изучить текст учебника, справочной литературы.

2.  Проанализировать рис. 6-9 блок № 3.

3.  Отчет представить в виде схем или таблиц.

Работайте индивидуально, при затруднении обратитесь к учителю.

УЭ - 3

Уч. пособ 10-11 кл с.42-43, 46-47

Цель: закрепить теоретические знания на практике, работая с атласом и контурной картой.

1.  Отметить страны, обладающие наибольшим земельным фондом (6 стран).

2.  По обеспеченности ресурсами речного стока на душу населения: достаточной - ?, средней - ? и недостаточной - ?

Проверь себя по кодограмме.

УЭ - 4

Уч. пособ. 10-11 кл с.44-47

Цель: выяснить причины изменения земельного фонда и использования водных ресурсов.

1.  Назвать причины и привести примеры стран и регионов (5 примеров).

2.  Где используется вода для практических целей:

1   -  ?  2  -  ?  3  - ?  4  - ?

3.  Дополнительно:

1 группа – задание № 4 с.39

2 группа – задание № 5 с. 39 учеб.

Работа в парах.

Ответ сверить с кодограммой.

УЭ - 5

Использование интересных материалов из рефератов прошлых лет

Цель: расширить кругозор, прослушав сообщения учащихся по экологическим проблемам.

1.  Слушая выступления, тезисно записать главные мысли.

2.  Продумать пути решения проблемы пресной воды и сохранения земельного фонда.

Индивидуально. Коллективное обсуждение

УЭ - 6

Учеб. с 25, 28

Уч. пособ. 10-11 кл с.44-45, 48-49

Цель: предложить пути решения экологических проблем.

1.  Прочитать примеры на с. 25, 28

2.  Сделать выводы и записать их в тетрадь.

Индивидуально. Заслушать выборочно.

УЭ - 7

 

Выходной контроль.

1.  Прочитайте все цели, сопоставьте их с общей целью и сделайте вывод об их реализации (устно).

2.  Тестовый контроль.

3.  Взаимопроверка и оценивание.

4.  Дом. задание:  с.36-39, прочитать записи в тетрадях

По желанию: подготовить сообщение по другим видам ресурсов, используя дополнительную литературу и компьютерные диски

 

 

 

Проверит на доске.

Модуль  № 4

Виды  природных  ресурсов: лесные, ресурсы  Мирового  океана, рекреационные,  их  значение, размещение  и  проблемы  использования.

 

Леса топорщатся и лес клубится. Жара изводит, и снега блестят

Богаты мы!…, Но считанные птицы над считанными рощами летят.

Дрожит камыш на считанных озерах, и считанные рыбы ждут в реке.

И восковые считанные зерна неслышно зреют в малом колоске.

Над запахом таежной земляники полночный филин ухает из тьмы.

Неужто внуки лишь по Красной Книге узнают, как богаты были мы?!

№ учебного элемента

Учебный материал

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации учителя

УЭ - 0

 

Интегрирующая цель: выяснить особенности лесных ресурсов, ресурсов Мирового океана и рекреационных, проследить динамику развития. Проблемы в связи с использованием ресурсов и пути их решения в разных странах.

 

УЭ - 1

Учеб. с. 29

Цель: совершенствование работы с текстом учебника.

1.  Изучить состояние лесных ресурсов на основе текста учебника.

2.  Ответить на вопросы:

·  какими показателями характеризуются лесные ресурсы;

·  какие можно выделить лесные пояса

3   Самоконтроль

Индивидуально

УЭ - 2

 

Цель: совершенствовать навык работы с картами.

1.  Проанализировать рис. 9 с. 27 блок 3.

2.  Результаты анализа записать в тетрадь.

3.  Проверить результаты друг у друга

Индивидуально и в парах

 

УЭ - 3

Уч. пособ. 10-11 кл с.52

Цель: формирование умений анализа.

1.  Доказать, почему сокращается площадь лесов:

·  обратиться к тексту пособия.

·  прослушать сообщения по данной проблеме.

2.  Записать выводы: 1  -  ?  2  -  ?  3  -  ?

3.  Ответить на вопросы:

·  в каком регионе наиболее остро стоит проблема сохранения лесов;

·  что предполагает рациональное использование природных ресурсов.

4.  Контроль учителя (проверка тетрадей)

Индивидуально: отметить в тетради основные данные.

Коллективно обсудить результаты.

УЭ - 4

Дополнительный материал, сюжеты видеофильмов, просмотренных ранее

Цель: формирование экологического мышления и умения слушать.

1.  Прослушать сообщения товарищей.

2.  Тезисно записать главную мысль в выступлениях.

3.  Письменно ответить на вопрос: какие группы природных ресурсов объединяет понятие «ресурсы Мирового океана».

4.  Составить схему их классификации:

1  -  ?  2  -  ?  3  -  ?   4  -  ?

5.  Устно ответить на вопросы:

·  почему изучение природных ресурсов Мирового океана и их охрана приобрели острое значение во второй половине XX века;

·  почему нефть является основным загрязнителем океана;

·  какие пути по ликвидации угрозы жизни Мировому океану вы можете предложить.

Учитесь слушать и делать выводы

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждайте и выскажите свое мнение

 

 

Ответы сопровождайте конкретными примерами

УЭ – 5

Компьютерный

Использование компьютера и файла с информацией по данной теме

Цель: формирование умений получения информации и контроля знаний  с помощью компьютера.

1.  Откройте и прочитайте файл «Рекреационные ресурсы».

2.  Познакомьтесь с картой «Природно-рекреационные и культурно-исторические центры».

3.  Выполните тест-контроль – оценку поставит компьютер.

Внимательно выполняйте задания компьютера.

УЭ - 6

 

Цель: формирование навыков самодиагностики.

1.  Сопоставьте цели всех УЭ с общей целью и сделайте вывод об их реализации (устный ответ)

2.  Дом. задание дифференцированное – использовать:

·  компьютерный диск;

·  дополнительную литературу;

·  записи в тетради и учеб с.29 – 31.

Консультация учителя по темам сообщений и рефератов.

Модуль № 5

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества.

Люди! Опомнитесь! Узрите содеянное вами и ужаснитесь!

№ учебного элемента

Учебный материал

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации учителя

УЭ - 0

Оформлена доска, карта мира и на ней различными знаками отмечены зоны бедствия. Иллюстрации национальных парков мира. Антропогенные масштабы

Цель: систематизировать, обобщить и закрепить знания, умения и навыки по данной теме; продолжить формирование экологической культуры и мышления.

Семинар

Вступительное слово учителя. «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо». Неужели человечество уподобилось такой птице?

УЭ - 1

 

Цель: познакомиться с планом семинара.

1.  История загрязнения окружающей среды.

2.  Главные источники загрязнения.

3.  Загрязнение почвенного покрова.

4.  Загрязнение гидросферы.

5.  Загрязнение атмосферы.

6.  Пути решения экологических проблем.

7.  Экологическая политика стран мира.

Индивидуально

УЭ - 2

Уч.пособ 10-11 кл

с. 66-67

Цель: учиться слушать и выделять главное.

1.  Прослушать сообщения товарищей.

2.  Сформулируйте главную мысль и запишите ее в тетрадь.

3.  Заполните схему:

Виды загрязнения

 

           ?

 

                                                                                                                      ?

                      ?

                                                                                                    ?

                                                                  ?

2.  Самоконтроль.

Индивидуально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверьте ответ кодограммой.

УЭ - 3

Справочник школьника

Цель: систематизация знаний и анализ карты.

1.  Прослушать сообщения товарищей.

2.  Записать в тетрадь информацию, спроектированную на доске:

·  о потреблении пресной воды;

·  о проблемах Черного моря, Мексиканского залива, Филиппин, Северной Европы, Средиземного моря.

Коллективно

 

Пользуйтесь предложенной информацией.

УЭ - 4

Уч. пособ. 10-11 кл  с. 66-67

Цель: учиться находить  и формулировать доказательства. Доказать, что атмосфера в опасности.

1.  Прослушать сообщения товарищей.

2.  Проанализировать карту «Экологические проблемы мира».

3.  Составить в тетради схему:

1        -  ?  2  -  ?  3  -  ?

Работа в паре.

Взаимопроверка.

УЭ - 5

Учеб. 10 кл. с. 34-35

Цель: формирование экологического мышления, умения выделять главную мысль в тексте, формулировать выводы  Изучить пути решения экологических проблем в странах мира и предложить свои.

1.  Прочитать с. 34-35 2 абз. Учебника.

2.  Записать пути решения проблем: 1-  ?  2  -  ?  3  -  ?

3.  Ответить на вопрос: возможно ли в наше время осуществить наращивание промышленного производства без отрицательного воздействия на окружающую среду (устно).

Индивидуально.

Коллективное обсуждение.

УЭ - 6

Учеб. 10 кл  с.36

Цель: познакомиться с деятельностью международных экологических организаций.

Ответить на вопрос: почему для решения экологических проблем необходимо экологическое сотрудничество (устно)?

Коллективное обсуждение.

УЭ - 7

 

Подведение итогов урока.

1.  Прочитайте цель урока.

2.  Достигли ли вы поставленной цели? В какой степени?

3.  Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

4.  Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно работали вы на уроке:

·  выполнил все УЭ на «5» – можешь выбрать творческое задание «Как вы думаете?» на с. 40;

·  в работе встречались трудности – повтори учебный материал по записям и выполни задание № 9 с. 39

Консультация учителя.

П Р И Л О  Ж Е Н И Е  № 1

Модуль № 1  (УЭ – 5)

Природопользование

1.     Культурные ландшафты.

2.     Безотходные технологии.

3.     Строительство очистных сооружений.

4.     Разработка новых, экологически чистых видов топлива.

5.     Применение технологий замкнутого водоснабжения промышленных предприятий.

1                    Подсечно-огневое землепользование.

2                    Перевыпас скота.

3                    Вырубка экваториальных лесов.

4                    Неконтролируемый выброс отходов в реки.

5                    Тепловое загрязнение атмосферы, гидросферы.

УЭ – 6

Тесты

1                    Исторические этапы взаимодействия общества и природы
а) охота и собирательство

б) земледелие, ремесло, НТО

в) охота, собирательство, земледелие, ремесло, промышленность,

     НТР.

2                    Современные области освоения

а) Север России, Аляска

б) пустыни: Сахара, Гоби, Виктория

в) влажные экваториальные леса южной Америки

г) все ответы правильные

3                    Антропогенный ландшафт

а) транспортный, городской

б) сельскохозяйственный, лесопромысловый

в) рекреационный, горнопромышленный

г) все ответы правильные

4                    Экологические проблемы, как результат обмена общества и природы

а) истощение природных ресурсов

б) нерациональное природопользование

в) загрязнение окружающей среды

г) истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды

5                    Природопользование может быть

а) рациональным

б) нерациональным

в) все ответы правильные

П Р И Л О Ж Е Н И Е  № 2

Модуль № 2

Тесты

 

6                    Наиболее богаты минеральными ресурсами

а) Россия, США, Канада, Австралия, Китай

б) Япония, Швейцария, Великобритания

в) Ближний Восток

г) ЮАР, Канада, Австралия

 

2.      Дополните…

Соотношение между величиной запасов природных ресурсов и размерами их использования называется …

 

3.      К исчерпаемым природным ресурсам относятся:

а) минеральные и водные

б) водные и лесные

в) лесные и минеральные

 

4.      Большая часть мировых запасов газа сосредоточена

а) в Северном полушарии

б) в Южном полушарии

 

5.      К возобновимым исчерпаемым ресурсам относятся

а) лесные и рыбные

б) рыбные и минеральные

в) минеральные и лесные

 

6.      Какая взаимосвязь существует между двумя проблемами

а) рационального использования природных ресурсов

б) охраны окружающей среды

П Р И ЛО Ж Е Н И Е  № 3

Модуль № 3

Тесты

1.      К многоводным странам относятся

а) Новая Зеландия, Конго, Канада, Норвегия, Бразилия, Россия

б) Китай, Египет

в) Саудовская Аравия

 

2.      Главные районы орошаемого земледелия

а) Азия

б) Африка

в) Европа

г) Южная Америка

 

3.      Доля пресной воды в мировых ресурсах

а) 50 %

б) 10 %

в) 2,5 %

 

4.      Главной причиной уменьшения сельскохозяйственных угодий в мире является

а) эрозия почв

б) заболачивание, засоление

в) опустынивание

 

5.      Эффективная защита почв от эрозии – это

а) сведение лесов

б) засыпание оврагов и балок

в) лесопосадки

 

6.      Расположите земли по мере увеличения их доли в площадях мирового земельного фонда

а) леса и кустарники

б) обрабатываемые земли (пашни, сады, плантации)

в) луга и пастбища

Список  литературы:

 

1.                      Гузеев В.В. Образовательные технологии от приема до философии /Б-ка журнала “Директор школы”. - № 4, 1996.

2.                      Кларин  М.В.  Инновационные  модели  обучения  в  зарубежных  педагогических  поисках – М, 1997 г.

3.                      Пидкасистый П.И., Жайдаров  Ж. С. Технология  игры  в  обучении  и  развитии. - М., 1996 г.

4.                      Салина М.Р.  Методические  рекомендации  к  составлению  тестов. - Алматы, 1994 г.

5.                      Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников. – М.: 1997.

6.                      Хабибуллин Р.Х. Технология совершенствования общеучебных умений и навыков на уроках географии. – М.: 1999.

7.                      Цукерман Т.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993.

8.                      Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология // Биология в школе. -  № 5, 1994.

9.                      Шамова Т.И. Самостоятельно, по индивидуализированной программе // Народное образование. - № 9, 1997.

10.                   Шамова Т.И., Перминова Л.М. Основы технологии модульного обучения // Химия в школе. - № 2, 1995.

11.                   Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации