Представил: Доморозов В.А., зав. УМК географии

Дата: 01.03.02.

Авторская программа

Литвиновой Г.П. учитель географии сш № 10 г. Бузулука

по курсу

«Экология и рациональное природоиспользование Оренбургской области»

для учащихся X-XI классов (интегрированный курс экологии, экономики и географии)

 «Природа, как  бесценный дар, и человек-это единое целое. Только в общении с природой человек может достигнуть нравственного совершенства».

В.И.Вернадский

1. Актуальность введения программы.

Гуманизация географии как учебного предмета в реформируемой средней школе требует разработки новых общегеографических, интегральных курсов, главное внимание в которых должно быть уделено человеку, условиям его жизни, взаимодействию в системе «природа- население- хозяйство». С интенсивным распространением научно-технического прогресса, проблемы взаимодействия природы и общества становится всё острее. Ряд природных ресурсов истощаются, нередко приходится использовать полезные ископаемые с предельно низким содержанием полезных компонентов, что увеличивает затраты труда. Наряду с этим увеличиваются отходы и загрязнение окружающей среды, ухудшаются условия существования живущих на Земле. Всё это вызывает необходимость усиления охраны природы, земли, её недр, атмосферного воздуха, водоёмов, животного и растительного мира, их рациональное использование во всех сферах деятельности человека.

Рациональное природопользование при организации производства, породило понятие «экология и экономика использования природы».

Процесс труда - есть взаимодействие между людьми, обществом и природой. В период интенсивного использования природных ресурсов развивается необходимость поведения природовосстановительных работ в больших масштабах.

Курс «Экология и рациональное природопользование» рассматривается как инновационный, признанный обобщить знания учащихся, связанные с освоением, использованием и охраной природных условий и ресурсов живой природы и окружающей человека среды.

Формирование представлений городских школьников о территориальном разнообразии мира в природном, хозяйственном, социальном, этническом, религиозном и иных отношениях на локальном уровне (своя область) позволяет сделать процесс обучения географии более значимым для личности учащихся, повысить уровень общей культуры, расширить краеведческие знания о родной области и городе. Преподавание экологии допускает многообразие подходов, суть этого заключается в следующем.

Для того чтобы понять место человека в природе, познать принципы взаимодействия человека и окружающей среды, необходимы знания о природе Земли, её прошлом, настоящем, прогнозируемом будущем, об основных закономерностях природных процессов, об истории взаимодействия человека с природой. Природопользование представлено как прикладная область эколого-экономических знаний и достаточно широкая практическая деятельность. Рациональное природопользование рассматривается как: 1) охрана ресурсов; 2) охрана живой природы; 3) охрана окружающей среды.

Важнейшим условием эффективности изучения курса является законченность географического и экологического образования старшеклассников.

2. Цели и задачи программы.

Целью изучения программы является формирование экологической культуры личности, которая рассматривается как целостная система, вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего края, создавать объективную основу патриотизма и любви к родной местности в неразрывной связи с интернациональным и широким взглядом на мир.

Экологическая культура личности - это целая система, включающая ряд элементов:

-            экологические знания о путях извлечения и переработки природных ресурсов, их возобновлении или воспроизводстве, об использовании и охране природных условий - среды жизни человека, об использовании и охране живой природы.

-            экологическое мышление, которое характеризуется  следующими чертами: комплексностью, территориальностью, глобальностью, проблемностью, конкретностью.

-            культура чувств: сочувствие, сопереживание, гражданственности и др.

-            культура экологически оправданного поведения.

Все элементы одинаково равнозначны, но среди них мало изучено экологическое мышление.

Исследованиями Николина В.В. установлено, что модель экологического стиля мышления образуют три компонента:

- гносеологический.

Он включает средства, создающие представления об окружающем мире. Здесь представления об окружающей среде, понятия, методы науки, принципы, образующие аппарат мышления. К нему относится система основных понятий: виды природопользования, природные условия, природные ресурсы, антропогенный фактор, экологический кризис, качество окружающей среды, охрана ресурсов, охрана живой природы.

Основными научными принципами проблем природопользования являются: единство природы и общества, приоритет  общечеловеческих ценностей и др.

- методологический.

Он включает познавательные средства развития мышления (анализ, сравнение, систематизация, классификация, общение). Для формирования экологического стиля мышления необходимо овладеть способами мышления. Основными способами являются: системность, комплексность, глобальность, проблемность, социальность.

Систематичность и комплексность объединяются спецификой содержания природопользования в области экологических знаний. Она связана с познанием, характеризующим восхождением от абстрактного общего к конкретному всеобщему. Поэтому главные методы здесь, методы синтеза, дедукции, обобщения.

Глобальность – отражает специфику географического опдхода. Развитие этих способов способствует рассмотрение проблем природопользования на различных территориальных уровнях.

Проблемность становится специфической чертой экологического мышления. С ней связаны следующие особенности, как причинность, способность к прогназированию и моделированию природных процессов.

Социальность – определяет разносторонние потребности человека и человечества по отношению к природной среде. Окружающая среда – это фактор, влияющий на здоровье человека, возможности функционирования его хозяйства, духовное развитие.

Компоненты экологического стиля мышления реализуются в познавательном цикле, представляющем совокупность стадий процесса познания, начиная от постановки познавательной задачи и кончая сделанными выводами. Все этапы познавательного цикла подчинены решению познавательной задачи. Экологический цикл мышления представляется таким образом: накопление фактов, наблюдение – постановка проблемы -  выдвижение и решение гипотезы – оценка.

В познавательном цикле осуществляется связь между эмпирическим и теоретическим познанием. Поставленные цели обуславливают специфику содержания курса «Экология и рациональное природопользование своей области».

Вступив в третье тысячелетие, человечество всё отчётливее осознаёт изъяны технократического типа мировоззрения. В связи с этим подлинным гарантом конституционного права личности на благоприятную окружающую среду и достоверную экологическую информацию, должно стать экологическое сознание людей. Поэтому назрела потребность экологической культуры общества и личности.

Задачи данного курса – формирование новых ценностных ориентаций по отношению к природе, населению, хозяйству, человеку, экологического мышления, выработка навыков экологически оправданного поведения.

Кроме этого необходимо продолжить развитие картографических умений, навыков ведения визуальных наблюдений, инструментальных измерений, умение обрабатывать и анализировать результаты наблюдения, пользоваться источниками географического и краеведческого содержания.

Содержание программы курса.

Введение (1 час)

Для чего необходимо изучение природопользования и путей его рационального использования.

Значение природы в жизни человека.

Влияние деятельности человека на негативные изменения в природе.

Состояние природной среды в Оренбургской  губернии, а затем в Оренбургской области и в Бузулукском районе.

Раздел 1. Теоретические основы природопользования и природоохранной деятельности (9час).

Тема 1. Предмет и задачи курса «Экология и рациональное природопользование Оренбургской области» (2 ч).

Понятие об экологии, экономике природопользования как особой отрасли науки, изучающей проблемы оптимизации взаимодействия природной среды  и производственной  и  непроизводственной  деятельности  общества, эффективное  использование  природных  ресурсов,  экономические  и  экологические   методы  предотвращения  или  ликвидации  загрязнения  природной  среды   Положение  работы  по рациональному  природо -пользованию  на  стыке  экономических  и  естественных  наук.  Связь  курса   с  общественными  науками,  общеэкономическими и социальными  дисциплинами.                                        

(см.  Приложение  №13)

Практическое   занятие №1 (семинар)

Рациональное и  нерациональное   природопользование.

Задания и  вопросы:

1)    Примеры двух различных подходов к природопользованию рационального и нерационального.

2)    Роль экологических законов в рациональном природопользовании.

3)       Направления рационального природопользования.

4)       Экологический кризис как результат нерационального природопользования.

Тема 2. Взаимодействие общества и природной среды в процессе жизнедеятельности человека.

Понятие природной среды как сферы взаимодействия природы и общества.

Взаимодействие и взаимосвязь общества и природной среды в процессе производственной и непроизводственной деятельности человека.

Естественная, преобразованная, искусственная среда.

Антропогенное воздействие на природу, их характеристика, нарушение равновесия природной среды. Понятие об экологии как науке, экологии человека  и экологии как общенаучном подходе к проблемам  взаимодействия природы  и общества.   Задачи экологизации науки и производства.

Природоохранная деятельность как одна из составных частей природопользования. Понятие охраны природы и основные принципы охраны окружающей среды. Рост населения области и его влияние на природную среду. Обострение проблем рационального природопользования в связи с усилением антропогенного воздействия на природную среду в современное время. Увеличение загрязнений окружающей среды и возможное истощение природных ресурсов в результате работы промышленных предприятий.

Влияние сельскохозяйственных объектов на окружающую среду. Урбанизация и её влияние на окружающую среду. Рост промышленных, коммунальных бытовых отходов в городах области. Новые пути и методы решения экологических проблем.

Практическое занятие 2 (семинар).

Взаимодействие общества и природной среды.

Вопросы: 1)  Понятие природной среды.

2)    Понятия рационального природопользования и охрана окружающей среды.

3)       Экологизация науки производства.

Экологическое образование и воспитание в школе (Приложение №  ).

Практическое занятие 3 (семинар).

Проблемы рационального природопользования.

Вопросы: 1) Роль великих географических открытий в расширении

                     территории интенсивного природопользования.

2)       Особенности проблем природопользования.

3)    Пути решения этих проблем.

4)    Причины и следствия экологических кризисов и аварий в области (примеры).

Тема 3. Природные ресурсы области, как важнейшие    проблемы окружающей среды (2 ч.)

Природные ресурсы Оренбургской области. Роль природных ресурсов в формировании общего богатства области. Экономическая оценка природных ресурсов области. Необходимость платы за пользование природными ресурсами. Система оценок природных ресурсов области.

Практическое занятие 4 (семинар).

Комплексное использование природных ресурсов области.

Вопросы: 1)  Исчерпаемость природных ресурсов.

                 2) Комплексное использование ресурсов-естественная

                     основа формирования межотраслевых комплексов.

      3)Роль природных ресурсов в экономике области.

Раздел 2. Рациональное использование и охрана природной среды (30 час)

Тема 1. Полезные ископаемые Оренбургской области (5 ч.).

Основные месторождения полезных ископаемых Оренбургской области. Добыча и использование полезных ископаемых. Суть проблемы их использования: сроки возможного исчерпания, возможности замены исчезающих полезных ископаемых. Запасы нефти и газа в области. Влияние на окружающую среду быстрых темпов добычи полезных ископаемых.

 Практическое занятие №5 (семинар).

Общая характеристика минеральных ресурсов.

Вопросы: 1) Классификация природных ресурсов.

                2) Основные месторождения области.

                           3)Общая характеристика минерально-сырьевой базы

                   области.

Практическая работа №1.

Ознакомление с минеральными ресурсами  Оренбургской области и Бузулукского района.

-           анализ карт (физической, геологической, тектонической)

-            определение видов минеральных ресурсов.

Практическая работа №2.

Эколого-экономическая оценка добываемых ресурсов:

- способы добычи.

- применение мер по восстановлению территории в районе добычи.  

-           пути рационального использования добываемых ресурсов.

Тема 2. Водные ресурсы нашей области (5 ч.).

Вода-богатство природы. Гидрографическая сеть Оренбургской области (бассейны рек Урала, Волги, Тобола). Водные ресурсы и их использование. Рост потребления воды. Качественное истощение водных ресурсов вследствие их загрязнения. Очистные сооружения и их строительство. Нормирование водопотребления и водоотведения. Внедрение водосберегающих технологий и оборотного водоснабжения.

Практическое занятие №6-7 (семинары).

Оценка вод Оренбургской области и оценка вод Бузулукского района.

Вопросы:1) Определение водообеспеченности (виды вод,

                    неравномерность их размещения.).

2) Значение местных вод в мировом круговороте воды в 

                   природе. Живописность территории, места отдыха.

3) Хозяйственное использование воды.

4) Водоохранные мероприятия (санитарные зоны, загрязняющие объекты, укрепление берегов, наличие очистных сооружений и т.д.).

Практическая работа №3.

Оценка вод Бузулукского района.

-            определение физических и химических свойств одного из видов водных источников(t,прозрачность, цвет, вкус, запах, минеральный состав).

-            выявление источников загрязнения вод исследуемой территории (механическое, бактериальное, химическое).

-            выполнение работ по улучшению состоянию водного источника (самого доступного для учащихся) в течение года.

Тема 3. Биологические ресурсы области (6 ч.).

Растительный и животный мир Оренбургской области. Их значение в природопользовании. Уменьшение лесистости в лесостепных районах и в Бузулукском бору и её влияние на окружающую среду. Мероприятия по охране лесов и животного мира.

Практическое занятие №8 (семинар).

Растительный и животный мир Оренбургской области.

Вопросы: 1) Лесные ресурсы и их проблема сохранения.

                            2) Красная книга Оренбургской области (редкие виды    

                    растений, рыб, птиц, млекопитающих и их охрана).

Практическое занятие № 9 (семинар)

Зелёная «жемчужина» Оренбуржья – Бузулукский бор

Вопросы: 1) физико-географическое положение бора.

2) природные условия.

3) растительный мир.

4) животный мир.

5) охрана бора (Просмотр видеофильма,

         радиопутешествие) (см. приложение№9)

Практическое занятие №10 (конференция).

Промысловое природоисследование «Охотничий промысел»

                                          (см. приложение№10 )

Практическая работа № 4.

Оценка лесных ресурсов Бузулукского района.

-            эстетическая

-            экономическая (определение возраста основных пород деревьев (300-летние сосны), наличие лесных хозяйств, обновление леса).

-            Экологическая (сохранение оздоровительных функций леса, рациональное использование лесных ресурсов, осуществление строгого надзора, проведение мер по восстановлению леса и ухода за ним).

Тема 4.  Земельные и почвенные ресурсы Оренбургской области. ( 4 г)

Земельные ресурсы области. Нагрузка на землю (использование мощной техники, увеличение объёмов вносимых минеральных удобрений и ядохимикатов). Почвенные ресурсы. Значение почв в жизнедеятельности человека. Плодородие почв - естественное и искусственное. Земельное законодательство в Р. Ф. Воспроизводство плодородия почв. Экологизация сельского хозяйства. Влияние изменённого почвенного покрова на природу отдельных территорий.

Практическое занятие №11. Земельные ресурсы Оренбургской области и Бузулукского района.

Вопросы: 1. Земельный фонд области и района.

                 2. Почвенные ресурсы.

                 3. Меры улучшения земельного фонда.

Практическая работа №5.

Выявление источников загрязнения почв исследуемой территории.

-           Где?

-            Сколько?

-           Чего?

-            Откуда?

-           Что нужно сделать? 

Тема 5. Чистота атмосферного воздуха в области. (5 ч)

Состав воздуха. Ресурсные возможности воздуха. Пылевое и газовое загрязнение. Источники загрязнения воздушного бассейна Оренбургской области. Ущерб от загрязнения атмосферного воздуха. Санитарно-гигиенические последствия загрязнения атмосферы. Предельно- допустимые выбросы загрязняющих веществ.

Глобальные проблемы и последствия загрязнения атмосферы: разрушение азонового слоя, увеличение кислотности, накопление диоксид углерода.

Способы борьбы с загрязнениями воздуха.

Практическое занятие №12 (семинар).

Вопросы:

  - Значение воздуха для жизни на земле.

-            Ресурсные возможности воздуха.

-            Глобальные последствия загрязнения атмосферы.

Практическая работа №6.

-            Выявления источников загрязнения атмосферного воздуха в     г. Бузулуке и Бузулугской района.

-            Тоцкий синдром. Влияние Тоцкого взрыва на атмосферу, здоровье людей. (см. приложение №11)     

-          

  Тема 6. Топливно-энергитические ресурсы области.(5 ч)

Виды энергии. Их рациональное использование в хозяйстве, экономия топлива.

Проблема охраны окружающей среды при добыче, транспортировке, использовании топливно-энергетических ресурсов. Открытый способ добычи ресурсов и его последствия.

Последствия добычи нефти в области, потери нефти.

Трубопроводная транспортировка нефти и газа.

Улавливание и обезвреживание вредных веществ.

Повышение экономичности и экологичности автотранспорта. Возможные пути решения проблем природопользования (утилизация отходов, очистка сточных и сбросовых вод, опреснение вод из солёных озёр и т.д.)

Практическое занятие № 13.

Возможны ли в нашей области нетрадиционные виды энергии.

Вопросы:

1)            Использование солнечной энергии.

2)            Использование ветра.

Практическая работа № 7.

Определение  энергетического   потенциала   области.

- выявление видов топливно-энергетических ресурсов   Оренбургской   области.

- эффективность  их  получения  и   использования.

Меры  предотвращения   вредных   последствий   топливно-энергетических   производства  на   окружающую  среду.

Раздел 3. Хозяйственный   механизм    природопользования. (20 часов)

Тема 1. Экономические эффективность осуществления природоохранных мероприятий (4 ч).

Экологический ущерб от загрязнения природной среды. Классификация отраслей и производств по их воздействию на окружающую среду. Состав природоохранных затрат. Экологические требования при   размещения, проектировании, строительстве.

Практическое занятие № 14 (семинар).

Основные загрязнители окружающей среды области: металлургический комплекс (на примере  ОХМК), транспортно – дорожной комплекс (см. приложение № 12).

Практическое занятие № 15 (семинар).

1.            Экономический и социальный ущерб от загрязнения природной среды. 

2.            Затраты на охрану природной среды.

Тема 2. Планирование рационального природопользования и охрана окружающей среды (2 ч).

Новый механизм  рационального природопользования. Уравновешивание экологических, экономических, социальных факторов. Анализ и оценка отечественного и мирового опыта планирования природопользованием.

Тема 3. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды и рационального природопользования. (3 ч)

Источники финансирования природоохранных мероприятий. Роль государственного и областного бюджета в финансировании природоохранных мероприятий. Спонсорская  помощь в природоохранных мероприятиях. Резервный фонд охраны природы.

Практическое занятие № 16 (семинар)

1.            Природоохранительные основные фонды:

-определение

-расчет

     2.  Планирование  и  финансирование  мероприятий   по  охране             

         окружающей  среды.

Тема 4.Социальные  аспекты  экологии  и  экономики   природопользования. (3 ч) 

Социальные  аспекты: здравоохранительный, эстетический, воспитательный, социально - политический.  Ущерб  от  загрязнения  природной    среды.  Экономические  показатели  социального ущерба.  Последствия  заболеваний,   затраты  на  лечение и т.д.                                                                                     Практическое   занятие № 17. (семинар)

Здравоохранительный аспект.

Последствия Тоцкого взрыва. Влияние тоцкого взрыва на рождаемость и детскую заболеваемость Оренбургской области.

Тема 5. Органы управления природопользованием и правовая защита окружающей среды в Оренбургской области.

Органы управления. Задачи совершенствования организационно-правовых основ природопользования. Ответственность местных органов власти по рациональному природопользованию за экологические правонарушения. Виды ответственности. Регулирование природоохранной деятельности.

Практическое занятие № 18 (семинар).

Рациональное природопользование Оренбургской области.

1.                            Развитие охранной деятельности в области.

2.                            Мероприятие (предложения) по рациональному

     природопользованию. 

Практическая работа № 89. 

Экскурсия на предприятия (БЗТМ). 

Ознакомления с мерами борьбы за рациональное использование природной среды. Знакомство с мероприятиями, проводимыми на машиностроительном заводе, по очистке окружающей среды.

Тема № 6. Внутриобластные различия и направления улучшения природопользования (2 ч ).       

Эффективная работа по охране природы в области.   

Применение малоотходных и безотходных технологий- главный фактор охраны природы.       

Дополнительные меры, направленные на улучшение природопользования.   

Раздел 4. Региональные эколого - экономические  проблемы Оренбургской области. (5 ч)     

Экологические  факторы размещения предприятий области. Понятия эколого- экономическая система. Проблемы охраны окружающей среды в крупных городах Оренбургской области. Понятия чрезвычайных экологических ситуациях.

Практическое занятие 20- 21 (семинары). 

Экологические проблемы Оренбургской области.

1)                            Нарушение земель. Гора Магнитная (железная руда).

2)                            Объёмы выбросов в атмосферу заводами области. Экологическая ситуация в городах. 

3)                            Сточные воды в реке Урал. «Чрезвычайно грязные « река Илек.  

    Практическое занятие 22 (семинар)  

Проблемы охраны окружающей среды в Оренбургской области и           в г. Бузулуке.

  

Раздел № 5. Межрайонное сотрудничество природоохранной деятельности. (3 ч ).

 Организация рационального природопользования в Оренбургской области. Формирование системы межрайонного сотрудничества по охране природы.   

Практическое занятие 23 (семинар)   

1)                    Международные организации по охране природы. Их задачи и  цели.  

2)                    Действующие организации области, занимающиеся вопросами рационального природопользования.     

Практическое занятие 24(семинар) 

Решение задачи: «Почему одна область не может решить все проблемы по охране окружающей среды?» Предложить конкретные мероприятия по улучшению и сохранению природы своего родного края.    

Требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь: 

-            рассказывать о природных особенностях области и о значении окружающей среды в жизни человека;  

-            характеризовать Оренбургскую область (по плану: географическое положение,  ресурсы,  охрана   окружающей   среды);

-            подготовить   рассказ (сообщение)  об   экологических  ситуациях  в  области. 

-            оценивать  проблемы,  связанные с  хозяйственной  деятельностью  человека  в   природе,  на   основе  различных источников информации.

-            оценивать  состояние  вод   своей  местности.

-            характеризовать  и   оценивать  причины  основных загрязнителей воздуха, выявлять источники загрязнения атмосферы в своей области (или местности).

-            оценивать земельные ресурсы своей местности.

-            оценивать состояние лесных ресурсов области (и Бузулукского бора).

-            определять меры охраны окружающей среды.

-            определять меры экономического стимулирования природоохранной деятельности предприятий своей местности.

-            приводить примеры  кризисных экологических ситуаций в области.

1.            Учащие должны знать:

-            историю освоения Оренбургской области.

-           связь между человеком и природой.

-            взаимосвязь экологии и географии.

-            причины экологического кризиса.

-            уникальные объекты природы области.

-            значение почв, воды, леса, воздуха в жизнедеятельности человека.

-            памятники природы области и района.

-            особенности  работы экологических организаций по охране окружающей среды.

-            современную экологическую ситуацию области и своего района.

-           о влиянии транспорта на окружающую среду и здоровье людей.

-            предприятия области сильно загрязняющие окружающую среду.

-           меры  и  мероприятия по рациональному  использованию  окружающей среды.

Апробация программы.

1. Результативность.

Работа над  курсом  ведется  почти  четыре  года. Срок  небольшой, но трехлетний  опыт  преподавания, апробации отдельных  фрагментов курса дал  возможность  построить   достаточно  логичную концепцию  экологического  образования школьников. Методическая  база   курса  достаточная. Уроки строятся  на  основе  диалога  с  детьми. Формы  его  самые  разнообразные.  По мере  усложнения  материала  используются  лекции, семинары,  совместное  обсуждения  ключевых  вопросов  и проблем. Особое  внимание  уделяется  умению работать с  различными источниками  информации: картами  специальной и  художественной  литературой,  фильмами,  слайдами. В данном  курсе  много c практических  заданий и  работ. Значительную  часть  их  составляют  групповые  задания.   Практические работы на местности и экскурсии предусмотрены для закрепления знаний и приобретения практических навыков.

Опыт преподавания курса показал, что он вызывает большой интерес у старшеклассников, это связано с остротой проблемы и необходимостью получить более расширенные знания по своей области и своему району. Учащиеся должны хорошо знать где они живут, какие проблемы возникают в области в связи с интенсивной эксплуатацией природной среды. Материал преподносится в наиболее интересной форме (стихи, музыка), работая в режиме диалога  с учащимися (сидя), когда решение проблемы проходит при совместном обсуждении. Кстати, в таких случаях нередко вывод оказывается не совсем таким, к какому первоначально хотели подвести. В творческой атмосфере урока у ребят подчас возникают интересные вопросы, поднимаются самые разные проблемы, находятся неожиданные решения. Обстановка на уроке часто требует привлечения знаний из других дисциплин. Вот здесь и решаются проблемы и задачи интегрированного курса нашей области. Необходимо периодическое проведение тестов по текущему материалу и зачётов в конце основных тем. Обязательно проведение творческих работ. Первой такой творческой работой была школьная эколого-краеведческая экспозиция. Она создавалась в целях совершенствования экологического обучения и воспитания. Основной экспозицией стало географическое краеведение, так как местные, примеры близки и понятны учащимися. Экспозиция состоит из четырёх структурных частей, вступления и заключения. Она открывается словами: «Как прекрасно создана Земля! Какое великолепие форм и красок! И всё это для человека. Но и сам человек часть  природы и обязан беречь её в своих интересах и интересах будущих поколений.»

Далее идёт стенд, раскрывающий понятия экологии как науки и объясняющий выбор школой экологического направления изучения своей области.

Первая часть экспозиции отражает географическое положение, рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, подземные и поверхностные воды. В ней обосновывается неблагоприятное в экологическом отношении географическое положение области в глубине континента. В результате формируется сложная роза ветров. В степях, слабо покрытых растительностью, ветер, получая дополнительное ускорение, разрушает верхний слой почв, происходит запыление воздушных масс, создаётся дефицит кислорода. Хрупкость геологического строения территории области, вызывает необходимость строгого соблюдения научнообоснованных  технологий разработки полезных ископаемых. Большие площади области испытывают дефицит пресной воды. Реки области сильно загрязнены промышленными и бытовыми стоками, стоками с животноводческих ферм и размыва рыхлых берегов.

Вторая часть экспозиции посвящена климату Оренбургской области. Климат зависит от географического положения, а от климата-почвы. Умеренно-континентальный климат создаёт условия для формирования характерных для степей типов почв: Чернозёмы выщелочные, чернозёмы обыкновенные, чернозёмы южные, тёмно-каштановые, алмовиальные, солонцы и солончаки. Экологическая система степи хрупка. И почвы при неправильной эксплуатации беднеют и разрушаются.

В третьей части   экспозиции представлены типичные растения и животные области, показана уникальность флоры и фауны, обоснована необходимости охраны всех животных и растений области, Бузулукского бора. Эта часть экспозиции обучает школьные навыки экологической культуры.

Четвёртая часть экспозиции - экономическая. В ней представлены все виды промышленных производств области, показано их влияния на экологию. Обращается внимание на наиболее опасные в экологическом отношении: добывающая, химическая и др. Широко представлено сельское хозяйство, его влияние на экологию. В этой части экспозиции логически выводится и обосновываются…необходимость рационального ведения хозяйства в области.

 При таком построении экспозиции все структурные части логически связаны, завершены, охвачены общими идеями, а главное-это охрана природы - наше общее дело, необходимо иметь хорошие знания о природе своего края.

   Эта экспозиция готовилась учениками X и XI классов, но она предназначена для всех  школьников школы. В заключительном стенде написана: «Заканчивая школу, вы вступаете в самостоятельную жизнь. Но какую профессию вы не изберете каждая из них так или иначе связанна с природой  Мы обязаны охранять ибо от каждого из нас зависит красота и благополучие той земли на которой мы с вами живём.» 

Экспозиция занимает  весь коридор второго этажа (где расположен кабинет географии). Состоит она из 20 стендов, окраска стендов светло-зелёная сочетается с цветом стен.  Экспозиция содержит много карт Оренбургской области.  Эту идею мы взяли у Астраханских коллег и очень рады этому, так как итоги работы  позволяют  сдёлать  вывод  о правильности пути решения проблемы  совершенствования экологического  обучения и воспитания школьников на основе географического краеведения.

Второй творческой работой стало оформления кабинета географии согласно методической теме. Одна из стен нарисована  на  ней  показана  карта оренбургской области  (экономическая,  показаны  наши  соседи).

По  левую  сторону показана  специализация области,  зерновое хозяйство  и  нефтяные  вышки.  По  правую  сторону показана зеленая жемчужина  Оренбуржья  - Бузулукский бор. И слова  над этой  картиной  предостерегают людей и  говорят о  том,  что  он еще  пока  есть, но его  может и  не  быть т.к. решается вопрос о  добыче  нефти  в  бору.

  Учебные  занятия проводятся с  учетом уровня подготовленности  учащихся. Если  класс слабый, то разумнее строить урок по классической  схеме:  объяснение, закрепление, повторение, опрос. Если  же  класс сильный, то  лучше пойти  путем  проблемного обучения. На уроках проблемная ситуация  создается тогда,  когда обнаруживается несоответствие  между имеющимися  знаниями и  новыми фактами, между  знаниями  более  низкого и  более  высокого уровня, между житейскими и  научными знаниями.

   Поэтому стараемся давать как можно больше новых  цифр (статистических данных) по области.

Проблемные ситуации возникают в результате противоречий между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа. Проблемная ситуация, возникающая в учебной деятельности вызывает эмоциональный подъём, активность школьников, повышается интерес к обучению. Приведем некоторые примеры проблемных заданий: 

1.              НТР превращает человека во властелина природы или ещё больше усиливает зависимость человека от природы?

2.                 Можно ли судить о загрязнении окружающей среды только по одному источнику загрязнения? Многие города России решением правительства РФ названы эталонными городами.

3.                 Оренбург  (или г. Бузулук) назвать эталонным. Проект «эталонный город» включает в себя несколько направлений: решений экологических задач, связанных с рациональным водопользованием, экологическим мониторингом, экологическим обучением, использованием чистых технологий в сельском хозяйстве; создание образцового фермерского хозяйства, фермерской школы. В результате работы пришли к выводу, что взаимодействие природы и общества, рациональное природопользование возможны лишь при условии овладения экологическими знаниями как составной частью общечеловеческой культуры.

Ежегодно (в конце учебного года) проводится экологический митинг. «Защитим свой край». Заранее вывешивается объявление, приглашаются интересные люди. Ребята разучивают стихи, пишут плакаты, работают по заданиям.

Географические названия каждой области формируются на протяжении сотни лет. Они являются отражением природных условий местности, её ресурсов. Изучением таких названий занимается наука – топонимика. Изучение темы Географического положения области связываем с топонимией Оренбуржья, у учеников возникает желание узнать, почему реки, сёла, города, так называются. Проводится совместная внеклассная работа «Книжная экспедиция». Ребята работают во всех библиотеках города, используют газетный материал. Затем полученные данные систематизировали и теперь собранный материал используют на уроках.

Например, Аксу, Сарыбулак (белая вода, жёлтый ручей – слова казахского происхождения, означают качество воды и цвет слагающих берега отложений Емианка – от старорусского «ольха», место где много ольхи.

Бузулук – в переводе с тюрского  «бунтарный», «мятежный». Сидорхино – дано в честь себя переселенцем Сидорхиным, первым получившим землю. Лисья Поляна  - название села где много было лис. Черталык – название реки, щучья река – от балукирского чертанила и т.д.

В конце изучения курса учащимся представляется работа «Своя область», где затрагиваются экологические проблемы Оренбургской области. Для упрощения этой работы предлагается ученикам заполнить таблицу.

Острые экологические ситуации в пределах Оренбургской области.

                                    

Районы и населённые пункты области

Экологические проблемы

Рекомендации по их устранению

     

Здесь есть не только наличие той или иной проблемы, но и показаны  возможные пути её решения.

Вся эта работа приносит результаты моментально. У детей появляется интерес к предмету. Разнообразные методы проведения уроков делают их интересными. Ученики стали лучше знать свою область (чего не было видно ранее). После изучения такого курса выпускники школы чувствуют себя хозяином своего края, и к тому же заботливым хозяином своей земли, готовым в любой момент встать на защиту окружающей среды. А это самое главное.

Очень часто выставляется оценка «5» за выступление на семинарах, участие в дискуссиях, подготовку доклада или сообщения, участие в конкурсах, викторинах, выполнение практических работ.

С целью повышения оценки (если получил «3», «4»)ученик может сдать зачет.

В кабинете географии вывешивается график всех  видов  работ.

В конце года проводится   контрольные срезы знаний.

Результаты  среза  знаний учащихся по изучению  интегрированного курса «Экология и география Оренбургской области.»

Учебный год

класс

Всего уч-ся

Оценки «5»

Оценки «4»

Оценки «3»

Оценки «2»

1999-2000

2000-2001

10а

11а

25

25

12

16

7

9

6

-

-

-

1999-2000

2000-2001

10б

11б

28

27

13

15

10

10

5

2

-

-

Анализ результатов показывает рост качества знаний и уровня обученности.

Также показателем устойчивого интереса старшеклассников к курсу «Экология и  рациональное природопользование  Оренбурской  области» является  результаты городских  школьных олимпиад. В течении трёх последних лет учащиеся X и XI классов занимают призовые места в городских олимпиадах по географии, экологии, экономике. Одной из результативных работ считается практическая работа-экскурсия  в  Бузулукский  бор. Там  учащиеся  получили  возможность  применить  на  практике  теоретические  знания, полученные  при  изучении  этого  курса. Смогли  увидеть  всё  своими  глазами, сфотографировать  экологически - грязные  места, и  в  результате  выполнили  работу  по  написанию  рефератов. Важным  результатом  считаем  тот  факт, что  выпускники  нашей  школы  поступили  на экологическое  отделение  БГТИ. Таких учеников  уже  шесть.

Опыт  работы  по  данной  программе  позволяет  сделать  вывод  о  благоприятном  влиянии  подобных  занятий  экологии  и  рациональных  природопользовании  своего  края  и  на  общее  интеллектуальное  развитие  школьников.

Заключение.

1.            Практическая значимость курса.

Курс ориентирует учащихся  включаться в практико-ориентированную деятельность по изучению региональной экологической ситуации своей области, выявлению источников загрязнению улучшению среды обитания.

Ученики на практике научились давать эколого-экономическую оценку ресурсов области, находить пути решения проблем рационального природопользования. Ознакомились с составом воздуха, воды, почв своей области  и района. Научились выявлять источники загрязнения и пути борьбы с ними.

2.         Задачи на будущие.

Процесс изменения природы закономерен и, конечно должен изучаться. Вряд ли можно надеяться на сохранение девственных участков территории области в условиях глобального изменения параметров географической среды. И поэтому каждый житель нашей области в той или иной степени причастен к состоянию природы, территории своего края. Причастен либо отношением к событиям, либо поведением, либо принятием решений.

Общество ответственно за уровень экологической культуры населения, и чем раньше будут прививаться её основы, тем лучше должен быть результат. При этом должны использоваться различные формы и способы просвещения. Кроме обучения по данному курсу в этом году планируется неформальные образования, получаемые подростком летом в условиях экспедиций, походов. Опыт такой деятельности подсказывает необходимость разработки общих дидактических основ геоэкологического образования в полевых условиях. Это позволит предать ему не случайный характер, а создать педагогическую систему экологического воспитания на территории своего района. Руководителей таких отрядов стационаров предполагается пригласить студентов старших курсов (желательно бывших учеников нашей школы) БГТИ, отделения «Экологии».

Педагогическая идея содружества учителей, студентов и учеников, объединённых общим делом, живущих в одинаковых условиях, считается  главной в этой работе. Активное пребывание в лагере экспедиции, поливом семинаре в конечном итоге позволяет учащимся осознать систему принципов и норм поведения по отношению к среде обитания, понять значение персональной деятельности и ответственности за неё, знание и любовь к Малой Родине. Это в свою очередь ведёт к повышению общей культуры и этики отношений с природой.