МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДИНСТИТУТ
МИЧУРИНСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

П Р О Г Р А М М А ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Подготовлена доцентом кафедры педагогики и психологии, канд.пед.наук Бобылевой Л.Д.
Мичуринск - 1992 год
ВВЕДЕНИЕ
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.
Экологическое образование и воспитание строится на основе рекомендаций, разработанных Международным Конгрессом по образованию и воспитанию в области окружающей среды /Москва,1987/, который проходил под эгидой международных организаций ЮНЕСКО и ЮНЕП.

Основные положения экологического воспитания.

ДЕВИЗ: "Мыслить - глобально, действовать - локально".
ЦЕЛЬ: формирование экологической культуры школьников.
ЗАДАЧИ:
- усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;
- понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;
- овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;
- формирование понятия о взаимосвязях в природе;
- развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;
- формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.

При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
- интерес к природе;
- знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;
- чувства эстетические и нравственные;
- позитивная деятельность и поведение в природе;
- мотивы деятельности в природе /гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др./.


Принципы организации экологического воспитания:

1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.

Систему экологического воспитания составляют звенья:

Экологическое воспитание в семье.
Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях.
Экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе)
Экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях.
Экологическое воспитание в лагерях летнего отдыха.
Самообразование и самовоспитание.

Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают как:
а) традиционные;
б) активные, инновационные.

Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.
Программа предназначается всем организаторам внеурочной работы по экологическому воспитанию школьников. Она содержит перечень возможных форм работы с детьми в указанном направлении.

П Р О Г Р А М М А
экологического воспитания младших школьников

1. БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Экологические беседы /возможная тематика/:
1. Мы - друзья природы.
2. Жалеть надо уметь.
3. Удивительное рядом.
4. Наш друг - лес.
5. Тайны бионики.
6. Звери и птицы зимой.
7. Зеленая аптека.
8. Где живут наши меньшие братья?
9. Как мы помогаем природе?!
10. Растения под нашей защитой.
11. О тех, кого мы не любим.
12. О культуре поведения в природе.
13. Природа - наш дом.
14. Учитесь доброте.
15. Птицы - наши друзья.
16. Природа и искусство.

Турнир-викторина "Охраняемые растения Тамбовской области".
Конкурс загадок о природе. КТД "Мой маленький друг" /о животных, содержащихся дома и в живых уголках/. Круглый стол "Наш помощник - книга" /знакомство детей с книгами о природе и биологическими журналами/. Проигрывание экологических ситуаций. Музей природы на столе. "Зоопарк" на столе. Экологические игры: "Тайны лесной тропинки", "Робинзоны", "Птичья столовая", "Сбор грибов", "По тропе Берендея". Комплексное мероприятие "Человек - природа - искусство". Фестиваль рисованных фильмов "Экомульт". Экологический КВН. Экскурсии: "Музей природы", "Тропинки, тайны, голоса". Эстафета любимых занятий /уход за растениями, животными, выращивание растений, фотоохота, рыбалка, изготовление поделок из природного материала, сбор марок и открыток о природе и т.п./. Устный журнал "В мире природы". Фенологические наблюдения. Составление и отгадывание ребусов о природе. Игра-путешествие "По заповедным уголкам мира". Кружки: "Юные друзья природы", "Флорист", "Юный зоолог", "Орнитолог", "Юные мичуринцы".

2. БЛОК ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Участие в выставках "Природа и фантазия". Конкурсы экологического рисунка и плаката. Стихи и сочинения о природе. Выставка "Зимний букет".

3. БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ.
КТД "Мастерская Самоделкина" /изготовление кормушек, домиков для птиц/. Операция "Первоцвет". Очистка парка или участка леса от сушняка. Заготовка кормов для птиц. Зимняя подкормка для животных. Операция "Муравейник". Операция "Мой двор - моя забота". Озеленение класса, школы, улицы, двора. Участие в охране памятников природы /изготовление и установка плакатов, табличек, призывов/.

4. БЛОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов /по произведениям о природе/. Праздники Весны, Лета, Осени, Зимы. Кольцовка песен о природе. Праздник Цветов. Праздник птиц. Кукольный экологический театр. Экологический "Театр на столе". Вечер экологической сказки. Утренник "Природа и искусство". Лесной карнавал.


П Р О Г Р А М М А
экологического воспитания школьников-подростков

1. БЛОК ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Экологический сбор - "огонек". Разведка экологических бед.
Организация экоцентра. Организация экологического общества.

2. БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Игра-путешествие "Эколог". Заочное путешествие по заповедным уголкам мира. Экологические игры типа КВН, "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?". День экологических знаний. Экологическая неделя. Экологический месячник. "Живая газета" - "Экологический вестник". Встречи со специалистами: охотниками, лесниками, егерями, инспекторами СЭС. Экологическая викторина /темы или разделы: "Охраняемые растения Тамбовской области", "Заповедные территории области", "Редкие и исчезающие животные области", "Предприятия - загрязнители области". Турнир знатоков житейских премудростей /народных примет, лекарственных растений и др./. "Музей природы" на столе. Экспедиция в мир разгаданных и неразгаданных тайн природы. Конкурс неоконченного рассказа по экологической тематике / в жанре детектива, приключения, сказки, романа/. Игры: "Робинзоны", "Лесная аптека", "Путешествие на машине Времени в прошлое, настоящее и будущее Земли", Пресс-бой на темы: "охрана природы в нашей и зарубежных странах", "Острые экологические проблемы в мире","Экология и АЭС", "Искусство и природа","Молодежь и борьба за чистую Землю". Деловые, ролевые игры. Компьютерные игры. Аукцион экологических знаний. Тематические беседы. Экологические клубы. Кружки экологов, аквариумистов, цветоводов-декораторов. Экологические экскурсии. Экологическая тропа /оборудование и проведение экскурсий/. Устный экологический журнал. ЭКТД "Экоград" / с учреждениями: ботанический сад, заповедник, зоопарк, картинная галерея, театр сказки, концертный зал, художественный салон, библиотека, музей природы, дом природы, НИИ продления жизни, конструкторское бюро/. День, неделя, месячник окружающей среды. Конкурсы фанпроекта:"Город будущего", "Транспорт будущего", "Человек в подводном мире".
Экскурсии в музеи, в природу, на предприятия. Дискуссии:"можно ли собирать в букеты красивоцветущие растения?", "Нужны ли заповедники?", "Есть ли в природе вредные животные?".

3. БЛОК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.
Радиопередачи о состоянии природной среды области, города, района школы. Выпуск бюллетеней, листовок, информационных листков, фотостендов. Экологическая агитбригада. Конкурс ораторов в защиту природы. Детские экологические митинги. Выставки филокартические, филателистические, "Природа и фантазия". Конкурс ораторов в защиту природы. Детские экологические митинги. Выставки филокартические, филателистические, "Природа и фантазия". Конкурсы и выставки рисунков, плакатов. КТД "Полиграфический комбинат" /изготовление для дошкольников книжек-игрушек экологического содержания/. Выставки "Зимний букет", "Новогодний букет".

4. БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Изготовление гнездовий, домиков, кормушек для птиц. Обобрудование экологической тропы. Подкормка птиц и зверей. Организация школьных питомников. Рейды "голубых" и "зеленых" патрулей.
Экопосты. Разбивка клумбы "Цветочные часы". Фенологические наблюдения. Озеленение классов и улиц. Учет и закрепление оврагов.
Составление карты муравейников леса или парка, их охрана. Выявление и нанесение на карту участков земли, подверженных эрозии.
Выявление природных объектов, подлежащих охране. Выявление, охрана и разведение лекарственных растений. Школьный мониторинг /слежение за состоянием воды, воздуха, почвы, растений, животных, почвы/. Составление экологической карты района, школы. Участие в экологических операциях: "Подснежник","Первоцвет", "Новый год", "Малые реки", "Муравейник", "Чистый город", "Город - сад", "Родничок", "Птицеград", "Красная тетрадка", "Тропинка", "Зеленый наряд Земли", "Зеленая аптека", "Мой двор - моя забота", "Живое серебро".

5. БЛОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов. Экологический вечер,
Кольцовка песен о природе. Вечер "Человек и природа". Лесной
карнавал. Конкурс "Природа и фантазия". Кукольный театр. Конкурсы
стихов о природе.

6. БЛОК БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Экомарафон. КТД "Подарок друзьям". Программа "Милосердие" /разведение комнатных растений для детей инвалидов, сбор лекарственных растений, изготовление панно и поделок из природного материала, композиций из цветов, проведение аукционов, ярмарок на основе изготовленных или выращенных своими руками поделок и плодов, сбор библиотечных книг о природе для детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей/. Организация фитсбара или "Цветочной чайной".

Работая над программой, следует помнить о том, что деление на блоки условно, что каждое мероприятие экологического содержания решает задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности школьников в природе.
Главное, чтобы работа по формированию экологической культуры школьников конечным результатом имела сохранение и приумножение Природы Земли.
Желаем успеха в работе!

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации