О едином государственном  экзамене  по географии

Представил: В.А.Доморозов, зав УМК географии
Дата: 19.12.02

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года «школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения.

Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного разви­тия российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Важной задачей также явля­ется формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

Роль географии в системе школьного образования обусловлена её значением в формировании общей культуры подрастающего поколения, воспитании творческой личности, осознании своей ответственности перед обществом за сохранение  жизни на Земле.

Существенное влияние на определение целей, содержания и структуры школьного кур­са географии оказывают достижения науки о Земле. Основные идеи концепции модернизации образования:

- обновление структуры и содержания биологического образования;

- введение профильного обучения в старшем звене;

 - введение ЕГЭ;

 - разработка и внедрение новых педагогических технологий, направленных на формирование умений самостоятельного поиска и использование информации из разных источников, включая internet.

 Модернизация образования предусматривает введение единого государственного экзамена, который проводится независимыми комиссиями. Как выглядит ЕГЭ по географии? В основу структуры заданий был положен обязательный минимум содержания географического образования и требования к уровню подготовки учеников для основной и старшей школы. Контрольно-измерительные материалы, разработанные для проведения ЕГЭ по географии, включает в себя следующее:

1)   Спецификацию, содержащую сведения о назначении, апробации, условиях применения, валидности и надежности, требованиям к кадрам на различных этапах проведения работы;

2)   Организационно-деятельностную матрицу-план теста с указанием группы вопроса, его содержательных характеристик.

3)   Инструкцию для учащихся;

4)   Комплект заданий;

5)   Ключи для всех заданий;

6)   Инструкцию по проведению работы;

7)   Инструкцию по проверке работ учащихся;

8)   Инструкцию по обработке результатов и выставлению оценок.

   

 КИМы по географии отвечают следующим условиям:

n    объективности получаемых оценок;

n    равенству условий для всех экзаменующихся;

n    соответсивию существующей законодательной базе;

n    соответствию структуре и содержанию среднего географического образования;

n    возможности выставления оценок в пятибалльной и стобалльной шкалах.

Экзаменационная работа по географии 2002 года состоит из 72 заданий, которые разделены на три части. Часть А содержит 60 заданий с выбором ответа, часть В-7 заданий, требующих дать краткий ответ (одно слово или число) и записать его в бланк. Часть С включает 5 заданий требующих дать развернутый ответ на поставленный вопрос и записать его на отдельном бланке. Задания 1-37 первой части проверяют знания фактического материала изложенного в учебниках, расположения на картах географических объектов. Следует внимательно прочитать каждый вопрос и предлагаемые к нему варианты ответов, не следует пропускать задания или пытаться выбрать ответ наугад.Необходимо постараться найти верный ответ не только вспоминая соответствующий материал, но и благодаря способности рассуждлать, отвергнуть невереые варианты ответа. Так, например, при выполнении задания №3 демонстрационного варианта, Вы можете прийти к выводу, что правильным является второй вариант ответа даже если Вы точно не помните где расположены Великие равнины. Действительно, если Вы знаете, что Кордильеры расположены в Северной, а не в Южной Америке; что вулкан Килиманджаро расположен в Центральной, а не в Северной Африке и что между Обью и Енисеем находится Западно-Сибирская равнина, а не Среднесибирское плоскогорье, то варианты ответа 1;3;4 очевидно неверны.

Задания 38-60 имеют повышенный уровень сложности. Многие из них проверяют понимание Вами полученных в школе теоретических знаний, понятий, закономерностей. Так, например, при выполнении задания 40 демоварианта Вам необходимо вспомнить, что климат местности, в отличии от погоды в данном месте, характеризуется изменением состояния атмосферы в течении года. Проанализировав затем варианты ответа, Вы можете прийти к выводу, что в трех из них (1;2;4;) говорится о погоде, и только в № 3 говоритсяоб особенностях состояния атмосферы в течении всего года. Задания, в которых надо дать ответ на вопрос «почему», требуют понимания причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. Так при выполнении задания № 59 нужно вспомнить, что является причиной, а что следствием при закономерном изменении компонентов природы. Тогда станет ясным, что верным является ответ № 2, хотя в вариантах ответа 1 и 3 тоже называются действительно имеющие место изменения компонентов природы. Задания частей В и С более сложные. Для получения ответа они требуют от Вас применить на практике все то, чему Вы в школе. Вы должны уметь не только определять географические координаты, направления и расстояния, но и читать карты, рассуждать нестандартно. При выполнении заданий 68-72 необходимо учитывать их специфику-необходимость дать развернутый обоснованный  ответ на поставленный вопрос. Так, например для ответа на вопрос «Почему страны Северной Африки экономически более развиты по сравнению с остальными странами этого континента?» требуется вспомнить, что уровень экономического развития формируется под воздействием нескольких факторов. В данном случае необходимо сделать вывод об экономико-географическом положении этого субрегиона в сравнении с другими, о климатических различиях субрегионов Африки и истории развития этого региона, обусловивших хозяйственное освоение этих территорий.

На выполнение экзаменационной работы по географии дается 180 минут. Для получения оценки «3» достаточно правильно выполнить любые 20 заданий. Для получения оценки «4» или «5» необходимо выполнять задания из частей А, В и С. При этом не требуется выполнить все задания задания работы, но для получения отметки «5» среди верно выполненных должно быть хотя бы одно задание из части С. При этом оценка выставляется следующим образом:

-выполнено более 56 (из них одно из части С) - пять.

-от 40 до 56                                                          - четыре.

-20-39                                                                   - три

-менее 20                                                              - два.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации