Как правильно выполнять задания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по географии

Представил: Доморозов В.А.
Дата: 04.04.05

Данное пособие предназначено для подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по географии. Оно включает перечень основных вопросов содержания школьной географии, общую характеристику экзаменационной работы по географии 2005 года, подборку типичных заданий по всем основным разделам содержания школьных курсов географии и ответы на них.

I. Содержание экзаменационной работы по географии.

1 Раздел "Глобус, географическая карта и план местности"

В ЕГЭ 2005 г. по разделу «Глобус, географическая карта и план местности» проверяются следующие умения: определять направления, расстояния, координаты, азимут и различие в поясном времени территорий. При этом наибольшие трудности вызывает определение направлений по картам полярной проекции.

Типичной ошибкой учащихся при определении азимута является то, что они не обращают внимания на направление стрелки "север-юг", нанесенной на план местности.

При решении задач на умение использовать знания о поясном времени даже сильные учащиеся не учитывают декретное время, действующее на территории России.

2 Раздел "Природа Земли"

По теме «Земля как планета Солнечной системы» в ЕГЭ проверяются следующие знания: размеры Земли - ее средний радиус, различие между ее экваториальным (расстояние от центра Земли до экватора) и полярными (расстояние от центра Земли до полюсов) радиусами, длина экватора; движения Земли и их следствия - направление движения Земли по орбите вокруг Солнца и вращения Земли вокруг ее воображаемой оси, дни равноденствий и солнцестояний, положение Солнца над горизонтом в эти дни над экватором, тропиками и полярными кругами, границы распространения явлений полярного дня и ночи, различие в освещенности и высоте Солнца над горизонтом на разных параллелях в течении года; причины смены времен года и дня и ночи на Земле.

В ЕГЭ 2005 г. знания по теме "Литосфера" будут проверяться выборочно и ограниченно: знание типов горных пород по происхождению, особенностей рельефа материков (в т.ч. умение определить крупные формы рельефа мира по их характерным признакам).

По теме «Атмосфера» проверяются знания об особенностях климата различных частей Земли и России и причинах обуславливающих эти особенности, положении на карте России климатических поясов и т.д.

Содержание темы «Гидросфера» в ЕГЭ 2005 года проверяется не полностью. В части 1 проверяются знания географической номенклатуры. В части 3 проверяется умение устанавливать причинно-следственные связи между особенностями внутренних вод территорий и рельефом и климатом.

По теме «Биосфера» проверяются знания о географическом распространении животных, растений и почв. В заданиях проверяются усвоение фактов – уникальные представители растительного и животного мира материков, типичные растения, животные природных зон мира, почвы, характерные для природных зон, пространственное распространение природных зон.

3. Раздел «Население мира»

Заданиями по этому разделу проверяются знания о численности и географических особенностях воспроизводства населения мира, его половозрастном, религиозном и этническом составе, крупных народах и языковых семьях, знание географии размещения населения мира, его миграций, особенностей современного процесса урбанизации, качества и уровня жизни населения.

4. Раздел «Мировое хозяйство»

В разделе "Мировое хозяйство" проверяются знания о важнейших международных интеграционных группировках; об отраслевой и территориальной структуре мирового хозяйства, об основных чертах географии ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта мира; о географии внешнеэкономических связей и роли России в мировой экономике; умения определять важнейшие факторы размещения отдельных отраслей, определять географические особенности размещения основных отраслей, определять ведущие страны – лидеры по производству основных видов промышленной продукции и выращиванию основных сельскохозяйственных культур, по экспорту основных видов сырья, топлива, готовой продукции; объяснять основные черты размещения ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства, особенности региональных транспортных систем.

Для выполнения заданий базового уровня, проверяющих знания на воспроизведение, необходимо знать определенные факты по темам (страны-лидеры в производстве основных видов продукции ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства, крупнейшие страны-экспортеры основных видов сырья и готовой продукции); в общих чертах представлять себе пространственную структуру мирового хозяйства; роль России в мировом хозяйстве.

5. Раздел «Природопользование и экология»

Задания ЕГЭ 2005 года достаточно полно проверяют основные вопросы раздела. В них проверяются знания об основных видах природных ресурсов, об особенностях размещения основных видов природных ресурсов и обеспеченности ими отдельных регионов мира и России. Также проверяются знания об основных источниках загрязнения окружающей среды, причинах возникновения негативных изменений в ней под влиянием хозяйственной деятельности человека и о мерах по охране окружающей среды.

6. Раздел «Страноведение»

В экзаменационной работе 2005 г. заданиями базового и повышенного уровня сложности проверяется усвоение знаний об этапах формирования современной политической карты мира, о положении крупных стран на политической карте, об основных типах стран; проверяется сформированность умений определять (сравнивать) характерные особенности природы, населения, хозяйства отдельных стран и регионов мира, определять страну по ее краткому описанию.

7. Раздел «География России»

В ЕГЭ 2005 года количество заданий, проверяющих содержание этого раздела остается наибольшим, по сравнению с другими разделами. В этих заданиях, контролируется усвоение знаний об особенностях географического положения, границах, политико-административном устройстве и природе страны. Проверяются знания о численности, составе, естественном приросте и размещении населения; об основных отраслях промышленности, сельского хозяйства и транспорта России. Осуществляется контроль знаний о природе, населении и хозяйстве регионов. Таким образом, заданиями экзаменационной работы практически полностью охватывается содержание курса «География России».

 

II. Типичные задания и тесты ЕГЭ. Общие рекомендации по их выполнению.

Экзаменационные работы ЕГЭ по географии состоят из трех частей, отличающихся типами и уровнем сложности заданий. Часть 1 экзаменационной работы включает 32 задания с выбором ответа базового уровня сложности. Часть 2 - двенадцать заданий с кратким ответом повышенного уровня сложности. Часть 3 содержит 6 заданий с развернутым ответом.

В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ в зависимости от особенностей составления используются следующие задания:

Наиболее применимые в практике ЕГЭ задания, выраженные в закрытой форме. Конструкция таких тестов предполагает выбор, фиксацию правильного ответа. Ввиду определенности вопросов и продуманности предполагаемых ответов на них, от экзаменующихся требуется особенно внимательное прочтение вопроса. При этом следует помнить, что только один из четырех вариантов ответов является правильным. Задания такого типа составляют первую часть контрольно-измерительных материалов (часть А). Таких заданий в ЕГЭ – 2005 будет 32.

Например:

Крупнейший в ближнем Зарубежье ледник Федченко расположен в горной стране

1) Алтае

2) Памире

3) Карпатах

4) Кавказе

В этом задании имеется три важнейших словосочетания: «горная страна», «ближнее Зарубежье» и «крупнейший ледник». Алтай и Кавказ большей частью расположены в России, а не в Зарубежье, а крупнейший ледник должен располагаться в наиболее высоких горах. Ответ становится очевидным – Памир, горная страна в Таджикистане, высшая точка- 7495 метров.

Во второй части экзаменационной работы (часть В), содержатся задания на которые нужно дать краткий ответ в виде числа или последовательности букв. В заданиях, имеющих открытую форму необходимо самостоятельно вписать правильный ответ в бланке ответов.

Например:

Эта страна является самой большой по численности населения страной на континенте. Ее столица – не самый крупный город страны. Основное богатство страны – нефть. Страна входит в состав ОПЕК.

Ответ необходимо формировать поэлементно, исходя из приоритетных признаков. Крупнейшие по численности страны на отдельных материках – Китай в Евразии, США в Северной Америке, Бразилия в Южной Америке, Нигерия в Африке и Австралия в Океании. Во всех этих странах столицы не самые крупные города страны, но значительные объемы добычи нефти имеют только США и Нигерия. Основным богатством нефть является в Нигерии, единственной из предполагаемых стран членом ОПЕК.

В заданиях на установление соответствия требуется установить соответствие между различными географическими объектами, между географическими объектами и их признаками и т.д. Количество элементов, между которыми необходимо установить соответствие не совпадает.

Например:

Установите соответствие между народом и страной его компактного проживания:

Народ: Страна:

1) Каталонцы А) США

2) Алеуты Б) Мексика

3) Бушмены В) Афганистан

4) Ацтеки Г) ЮАР

Д) Испания

Алеутские острова находятся в Северной Америке и, соответственно, алеуты живут в США. Из курса истории и географии известно о государствах индейских народов майя и ацтеков, располагавшихся на территории современной Мексики. Ареал проживания бушменов и готтентотов – Южная Африка, а Каталония одна из административных единиц Испании. Ответ должен быть записан следующим образом – ДАГБ без пробелов и знаков препинания. Помните, что если буквы проставлены в другом порядке или в недостаточном количестве (три вместо четырех), то ответ не будет засчитан.

В заданиях с множественным выбором нужно выбрать несколько верных ответов из нескольких предложенных вариантов. Например:

Выберите три страны, входившие в состав СФРЮ: А) Албания; Б) Словения; В) Словакия; Г) Македония; Д) Хорватия; Е) Румыния.

При выполнении заданий этого типа необходимо внимательно анализировать все варианты, и только потом выбранные ответы в виде последовательности букв в алфавитном порядке занести в бланк ответов. В данном случае Румыния, Албания – страны длительное время имеющие суверенитет, а Словакия входила в состав Чехословакии. Отсюда правильный ответ: БГД.

Задания на установление правильной последовательности имеют свою специфику. Например:

Установите правильную последовательность стран по степени возрастания в них естественного прироста населения.

А) Чехия
Б) Кувейт
В) Уругвай
Г) Австралия

Известно, что наименьший естественный прирост в странах, где низкая рождаемость и высокая смертность из-за большой доли в возрастной структуре населения лиц преклонного возраста. Следовательно, первой в списке окажется Чехия, несколько выше прирост населения Австралии. В Уругвае, как и во всех латиноамериканских странах, значительный естественный прирост, который, однако, существенно ниже, чем в странах Азии и Африки. Правильный ответ: АГВБ.

III. Тренировочные задания по основным темам курса школьной географии

Раздел 1. Глобус, географическая карта и план местности.

1. Установите соответствие между географическими объектами и явлениями и способом их нанесения на карте.
Географические объекты и явления Способы изображения

1) использование земель: леса, пастбища А) ареалы

2) районы распространения кофе Б) качественный фон

3) нефтепроводы В) линейные условные знаки

Г) изолинии

2. Какие три особенности отличают мелкомасштабную карту от плана местности?

А) отображение всех объектов, находящихся на территории

Б) обозначение населенных пунктов внемасштабными условными знаками

В) учет кривизны шарообразной поверхности земли

Г) направление на север – направление вверх

Д) использование определенных картографических проекций

Е) изображение небольших участков поверхности в крупном масштабе

3. Вставьте пропущенное число: «Отрезок длиной 2 см на карте масштаба 1:4500000 соответствует расстоянию в километров на местности

На какой параллели кругосветное путешествие будет короче?

1) 70 с.ш.

2) 60 ю.ш.

3) 30 ю.ш.

4) 30 с.ш.

4. За пять часов Земля поворачивается вокруг своей оси на

1) 250 градусов

2) 50 градусов

3) 75 градусов

4) 90 градусов

Раздел 2. Природа Земли.

Тема 1. Земля как планета Солнечной системы.

Солнце бывает в зените на параллели: а) 90; б) 60; в) 40; г) 20 градусов
22 июня день равен ночи на: а) северном полярном круге; б) северном тропике; в) экваторе; г) южном тропике.

На какой параллели 22 июня наблюдается полярный день: а) 70 сев. широты; б) 60 градусов сев. широты; в) 50 градусов южной широты; г) 70 градусов южной широты.

Солнце бывает в зените над экватором: а) 22 декабря и 21 марта; б) 23 сентября и 22 июня; в) 21 марта и 23 сентября; г) 22 декабря и 22 июня.

22 декабря Солнце бывает в зените над: а) северным тропиком; б) южном полярном круге; в) южном тропиком; г) экватором.

Определите, когда по местному времени совершит посадку самолет в Хабаровске (9 часовой пояс), вылетевший из Иркутска (7 часовой пояс) в 7 часов по местному времени и находившийся в полете 3 часа.

22 декабря день короче ночи на: а) северном тропике; б) экваторе: в) южном тропике; г) южном полярном круге.

Как изменилась бы (увеличилась или уменьшилась) продолжительность дня в декабре в Новой Зеландии, если бы угол наклона земной оси к плоскости экватора составил 60 градусов. Свой ответ обоснуйте.

На какой параллели южного полушария 22 июня угол падения солнечных лучей будет такой же, как на параллели 50 северной широты. Свой ответ обоснуйте.

Укажите отрезки двух меридианов, на которых 22 декабря в полночь по местному времени меридиана 45 градусов восточной долготы тень от Солнца падает на север.

Тема 2. Природа Земли. Литосфера.

Активные вулканические районы России – а) Камчатка и Курилы; б) Урал и Хибины; в) Алтай и Саяны; г) Острова Новая Земля.

Для природы пояса гор Южной Сибири характерно: а) Увеличение континентальности климата с востока на запад; б) вытянутость с севера на юг; в) температурная инверсия в котловинах зимой; г) горообразование в альпийскую складчатость.

Среднесибирское плоскогорье находится: а) между Енисеем и Леной, б) Обью и Енисеем; в) к востоку от Лены; г) к западу от Оби.

Установите соответствие между горами и их характерными признаками Горы: 1) Алтай; 2) Сихотэ – Алинь; 3) Срединный хребет.

Признаки:

А) образовались в палеозое, в кайнозое в результате горообразования в соседних областях были возрождены и подняты на значительную высоту.

Б) богаты месторождениями оловянных руд.

В) представляет собой наиболее приподнятый участок докембрийской платформы

Г) имеется много действующих вулканов.

Для рельефа Средней Сибири характерны: а) траппы; б) аллювиальные равнины; в) карстовые пещеры; г) песчаные бугры.

Установите соответствие между равниной и ее характерными признаками Равнины: 1) Миссисипская низменность; 2) Восточно-Европейская равнина; 3) плоскогорье Декан

Признаки:

А) в основании платформа, возникшая на месте гор после их разрушения, сложена твердыми горными породами, имеет высоту от 500 до 2000 м.

Б) для северной части характерен ледниковый рельеф, для южной-сильное эрозионное расчленение текучими водами.

В) поверхность сильно изрезана речными долинами и уступами, была приподнята во время горообразования в расположенных западнее горах.

Г) образована речными наносами.

На территории какого нагорья выходят на поверхность горные породы, сформировавшиеся в архее и протерозое: а) Колымского; б) Алданского; в) Чукотского, г) Корякского.

Установите соответствие между горами и страной СНГ, на территории которой эти горы расположены Горы: 1) Кавказ; 2) Памир; 3) Карпаты

Страны: А) Таджикистан; Б) Туркмения; В) Грузия; Г) Украина.

Северная часть Западной Сибири расположена в пределах: а) щита древней платформы; б) плиты древней платформы; в) молодой платформы; г) области мезозойской складчатости.

Мантия по отношению к поверхности Земли расположена: а) ближе, чем земная кора и ядро; б) ближе, чем земная кора, но дальше, чем ядро; в) дальше, чем земная кора, но ближе, чем ядро; г) дальше, чем земная кора и ядро.

Тема 3. Природа Земли. Гидросфера

1. Для крупных рек Забайкалья характерно смешанное питание с преобладанием:

1) снегового питания

2) подземного питания

3) ледникового питания

4) дождевого питания

2. Установите соответствие между страной СНГ и рекой, по территории которой она протекает.

Страны: 1. Азербайджан; 2. Украина; 3. Узбекистан.

Реки: А) Днепр; Б) Амударья; В) Аракс; Г) Риони.

3. Озеро Иссык- Куль является уникальным природным объектом:

1) Узбекистана

2) Туркмении

3) Киргизии

4) Таджикистана

4. Установите соответствия между рекой и ее характерными признаками:

Реки: 1. Индигирка; 2) Ниагара; 3) Колумбия.

Характерный признак:

А) бассейн расположен в пределах сплошного распространения многолетней мерзлоты.

Б) сток постоянный в течении года.

В) впадает в Мексиканский залив.

Г) берет начало в Скалистых горах.

5. Острова Сахалин и Хоккайдо разделяет пролив:

1) Вилькицкого

2) Татарский

3) Лаперуза

4) Маточкин шар

6. Установите соответствие между страной СНГ и озером, которое расположено на ее территории.

Страна: 1. Киргизия; 2. Армения; 3. Казахстан.

Озера: А) Балхаш; Б) Балатон; В) Иссык-Куль; Г) Севан

7. Покровное оледенение в России характерно для:

1) Новой Земли

2) Кавказа

3) Камчатки

4) Алтая

8. Какое из перечисленных течений является холодным:

1) Гвинейское

2) Куросио

3) Гольфстрим

4) Канарское

9. В Армении расположено озеро:

1) Иссык-Куль

2) Рица

3) Севан

4) Балхаш

10. Установите соответствие между озером и его характерным признаком:

Озера: 1. Верхнее; 2. Титикака; 3. Эйр.

Характерный признак:

А) меняет свои размеры в течение года.

Б) является самым большим пресным озером.

В) является самым высокогорным.

Г) является самым глубоким.

11. Почему соленость поверхностных вод в Гвинейском заливе ниже, чем в Персидском? Одна из причин – впадение в Гвинейский залив реки Конго. Укажите еще не менее двух причин.

12. Почему воды реки Макензи во время весеннего половодья затапливают обширную территорию? Ответ обоснуйте.

13. Почему в реке Конго равномерный расход воды по сезонам. Укажите не менее двух причин.

 

Тема 4. Атмосфера.

1. Самый маленький по площади климатический пояс Земли на суше:

1) экваториальный

2) тропический

3) умеренный

4) субэкваториальный

2. В каком из городов выпадает наименьшее количество осадков:

1) Москва

2) Калининград

3) Омск

4) Якутск

3. По описанию определите тип климата России: «Зима продолжительная, морозная, лето холодное. Средняя температура июля от +4 до +12, часты заморозки. Максимум осадков приходится на лето, их годовое количество 300-600 мм.

1) арктический

2) субарктический

3) умеренный

4) субтропический

4. В южном полушарии пассаты дуют с

1) севера

2) северо-запада

3) северо-востока

4) юго-востока

5. Какие ветры преобладают на Дальнем Востоке зимой

1) северные

2) южные

3) с океана на сушу

4) с суши на океан

6. Антициклоны – это:

1) воздушные массы, приносящие осадки

2) вихри с низким атмосферным давлением в центре

3) вихри с высоким атмосферным давлением в центре

4) горизонтальное движение воздуха

7. Какой тип климата формируется в умеренных широтах на западных побережьях материков

1) континентальный

2) муссонный

3) морской

4) умеренно-континентальный

8. Резко континентальный климат характерен для

1) Камчатки

2) Чукотки

3) Приморья

4) Забайкалья

9. Атмосферное давление измеряется при помощи

1) гигрометра

2) анемометра

3) флюгера

4) барометра

 

10. Арктический тип климата характерен для:

1) Камчатки

2) Таймыра

3) севера Восточно-Европейской равнины

4) Сахалина

11. Установите соответствие между территорией и режимом выпадения осадков, для которой они характерны

Территория: 1) о-в Калимантан; 2) о-в Крит; 3) п-ов Юкатан

Режим выпадения осадков:

А) 2000-3000 мм, равномерно, максимумы весной и осенью

Б) 500-800 мм, максимум зимой

В) 2000-3000 мм, максимум летом

Г) 1000 и более, равномерно

Установите соответствие между количеством и режимом осадков и типом климата
Количество осадков и режим:

1) 2000-3000 мм и более, равномерно в течение года

2) 1000-2000 мм, максимум летом

3) 500-800 мм, максимум зимой

Типы климата:

А) субтропический муссонный

Б) экваториальный

В) субтропический средиземноморский

Г) умеренно-континентальный

Установите соответствие между территорией и типом климата, характерным для нее
Территория:

1) Большие Антильские острова

2) Полуостров Кейп-Йорк

3) Полуостров Калифорния

Тип климата:

А) субэкваториальный

Б) тропический влажный

В) тропический пустынный

Г) субтропический средиземноморский

Почему при удалении от экватора в растительном покрове саванн Африки постепенно возрастает количество ксерофитов и суккулентов. Указать не менее двух причин.

Почему январские температуры в Мурманске и Санкт-Петербурге одинаковые, а июльские в Санкт-Петербурге выше? Указать не менее двух причин.

Почему в бассейне реки Северная Двина отсутствует многолетняя мерзлота, а в бассейне Енисея она широко распространена. Укажите не менее двух причин.

Почему Антарктида – самый холодный материк?

 

Тема 5. Природа Земли. Биосфера. Почвы. Природный комплекс.

1. Влажные экваториальные леса расположены на:

1) Аравийском полуострове

2) о. Тасмания

3) о. Новой Гвинее

4) Пиренейском полуострове

2. Определите по описанию природную зону: «Растительность: ель черная, ель белая, пихта бальзамическая. Почвы мерзлотно-таежные и подзолистые».

1) тайга Евразии

2) лесотундра Евразии

3) тайга Северной Америки

4) лесотундра Северной Америки

3. Отсутствие гумусового горизонта характерно для почв:

1) хвойных лесов

2) степей

3) экваториальных лесов

4) тундры

4. В тундре преобладают многолетние растения, потому что здесь

1) короткий вегетационный период

2) летом недостает влаги

3) зимние температуры низкие

4) высокий снежный покров

5. Широкое распространение хвойных лесов характерно для:

1) Южной Америке

2) Юго-Восточной Азии

3) Австралии

4) Северной Америке

6. Значительная часть биомассы сосредоточена на шельфах в прибрежной полосе. Почему? Укажите не менее двух причин.

7. На западном побережье Южной Америки, в тропических широтах, расположены:

1) саванны

2) пустыни

3) влажные экваториальные леса

4) степи

8. Наиболее плодородны почвы природной зоны:

1) смешанных и широколиственных лесов

2) тайги

3) степей

4) влажных экваториальных лесов

9. Деревья, у которых отсутствуют годовые кольца, растут в:

1) широколиственных лесах

2) тайге

3) тундре

4) экваториальных лесах

10. Белые медведи обитают на островах:

1) Новосибирские

2) Алеутские

3) Командорские

4) Курильские

Разделы Страноведение и население мира

1) Выберите из предложенного списка три страны, которые в прошлом были колониями Франции. А) Индонезия; Б) Лаос; В) Мьянма; Г) Кот – д – Ивуар; Д) Марокко; Е) Пакистан.

2) Выберите из предложенного списка три страны с федеративной формой политико-административного устройства. А) Франция; Б) Бразилия; В) Италия; Г) США; Д) Испания; Е) Бельгия

3) Выберите из предложенного списка три страны, являющиеся членами блока НАТО. А) Турция; Б) Израиль; В) Норвегия; Г) Франция; Д) Швеция; Е) Швейцария

4) Выберите три страны, являющимися членами ОПЕК. А) Венесуэла; Б) Иордания; В) Ливия; Г) Мексика; Д) Нигерия; Е) Сирия

5) Выберите три страны, являющиеся членами Европейского Союза. А) Исландия; Б) Греция; В) Турция; Г) Бельгия; Д) Норвегия; Е) Дания

6) Выберите три страны – монархии: А) Марокко; Б) Бангладеш; В) Таиланд; Г) Сирия; Д) Оман; Е) Вьетнам

7) Выберите три страны – республики: А) Финляндия; Б) Нидерланды; В) Монголия; Г) Индия; Д) Малайзия; Е) Япония

8) Установите соответствие между народом и страной его компактного проживания:

Народ: Страна

1) кечуа А) Афганистан

2) китайцы Б) Перу

3) пуштуны В) Сирия

4) арабы Г) Испания

Д) Сингапур

9) Установите соответствие между каждым из типов стран и страной, которая к нему относится:

Типы стран: Страна:

1) Новые индустриальные страны А) Италия

2) Страны «переселенческого типа» Б) Малайзия

3) Страны «большой семерки» В) Испания

Г) Новая Зеландия

10) Выберите из предложенного списка три страны, являющиеся членами международной организации АСЕАН: А) Бутан; Б) Лаос; В) Малайзия; Г) Монголия; Д) Филиппины; Е) Тайвань

11. Выберите из предложенного списка три государства Африки, одними из первых получивших независимость: А) Ливия; Б) Ангола; В) Египет; Г) Намибия; Д) Тунис; Е) Мозамбик

12. Установите соответствие между государством и страной – метрополией, колонией которой оно являлось в прошлом.

1) Нигерия А) Франция

2) Марокко Б) Великобритания

3) Ангола В) Португалия

Г) Испания
13. Выберите три страны, которые являются членами Латиноамериканской Ассоциации Интеграции (ЛАИ): А) Чили; Б) Никарагуа; В) Гватемала; Г) Аргентина; Д) Куба; Е) Перу.

14. Эта страна – одна из крупных по площади территории стран ЕС. Она является первой по площади сельскохозяйственных земель. Страна входит в тройку мировых лидеров по выращиванию сахарной свеклы и сбору винограда.

15. Выберите четыре страны, в которых современное население сформировалось в результате иммиграции. А) Новая Зеландия; Б) Италия; В) США; Г) Канада; Д) Португалия; Е) Израиль.

16. Выберите из предложенного списка три изменения, которые произошли на политической карте Европы после второй мировой войны:

А) образовались ГДР и ФРГ
Б) получила независимость Финляндия

В) в состав СССР вошли Эстония, Латвия, Литва

Г) образовался блок социалистических стран в Восточной Европе

Д) присоединена к СССР часть Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом

Е) присоединен к СССР Карельский перешеек с городом Выборгом и Выборгским заливом.

 

Раздел. География России.

Тема. Географическое положение России.

1. Самым западным регионом России является:

1) Карелия

2) Ленинградская область

3) Мурманская область

4) Калининградская область

2. Россия имеет общую границу с

1) Германией

2) Польшей

3) Афганистаном

4) Швецией

3. Самая западная точка России

1) о. Ратманова

2) м. Дежнева

3) м. Флигели

4) Куршская коса

4. Выход к Азовскому и Черному морям имеет

1) Ставропольский край

2) Кабардино-Балкария

3) Ростовская область

4) Краснодарский край

5. Самую протяженную границу с Россией имеет

1) Белоруссия

2) Казахстан

3) Украина

4) Китай

6. Какие экономические районы России не имеют выхода к океану (открытым морям)

1) Дальневосточный и Северо-Кавказский

2) Западно-Сибирский и Северный

3) Уральский и Северо-Западный

4) Поволжский и Центрально- Черноземный

Тема. Население России.

1. Коми и коми-пермяки компактно проживают на территории

1) Восточной Сибири

2) Дальнего Востока

3) Восточно-Европейской равнины

4) Западной Сибири

2. В какой из перечисленных республик Российской Федерации наибольшая плотность населения

1) Карелия

2) Коми

3) Якутия

4) Удмуртия

3. Преимущественно в азиатской части России проживают

1) мордва

2) башкиры

3) тувинцы

4) коми

4. Какой экономический район России относится к зоне очагового заселения

1) Поволжский

2) Северо-Кавказский

3) Северо-Западный

4) Дальневосточный

5. В число трех самых крупных народов России входят

1) белорусы

2) башкиры

3) украинцы

4) якуты

6. Народ России, относящийся к финно-угорской языковой группе

1) буряты

2) башкиры

3) кабардинцы

4) мордва

7. Наименьшая средняя плотность населения характерна для

1) Магаданской области

2) Воронежской области

3) Челябинской области

4) Татарстана

8. Лезгины, аварцы, даргинцы компактно расселены на территории

1) Поволжья

2) Западной Сибири

3) Северного Кавказа

4) Урала

9. Какой экономический район России отличает наибольшая плотность населения

1) Северо-Западный

2) Восточно-Сибирский

3) Дальневосточный

4) Северный

10. Для какого региона в возрастной структуре населения характерна наибольшая доля детей в возрасте до 15 лет

1) Псковская область

2) Республика Коми

3) Магаданская область

4)Республика Дагестан

Выберите из перечисленных субъектов РФ три региона, в которых плотность населения выше среднероссийского показателя
1) Пермская область

2) Республика Карелия

3) Амурская область

4) Республика Адыгея

5) Новгородская область

6) Республика Калмыкия

12. Установите соответствие между народом РФ и языковой семьей, к которой он относится

Народ: 1) калмыки; 2) удмурты; 3) лезгины

Семьи: А) северокавказкая; Б) уральско-юкагирская; В) алтайская; Г) индоевропейская

Тема: История открытий и исследований

5) Кто из исследователей возглавлял работу первой полярной станции на дрейфующей льдине? А) И.Д.Папанин; Б) О.Ю.Шмидт; В) Г.Я.Седов; Г) В.Беринг.

2) Русский ученый, естествоиспытатель, автор идеи освоения Северного морского пути – А) В.В.Докучаев; Б) М.В.Ломоносов; В) С.И.Дежнев; Г) С.И.Челюскин.

3) Какие русские мореплаватели совершили первое кругосветное путешествие на кораблях «Надежда» и «Нева» (1803 –1806 г.г.)? А) Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев; Б) И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский; В) В.М.Головнин и О.Е.Коцебу; Г) В.Беринг и А.И.Чириков.

4) Первооткрыватель пролива между Азией и Америкой – А) С.Дежнев; Б) Д.Лаптев; В) Д.Кук; Г) Ж.Лаперуз.

5) Наибольший вклад в изучение природы Антарктики внес – А) Ф.Врангель; Б) А.Гумбольдт; В) Д.Кук; Г) Д.Росс.

6) Основоположником учения о почвах и географической зональности был русский ученый - А) М.В.Ломоносов; Б) Л.С.Берг; В) В.В.Докучаев; А.Е.Ферсман.

7) Установите соответствие между исследователем и территориями, которые он исследовал:

Исследователь открытия и исследования

1) Н.Н.Миклухо-Маклай А) изучал закономерности климата на

2) А.Е.Ферсман территории России.

3) А.И.Воейков Б) разработал научную классификацию почв

В) проводил исследования в области этнографии

Г) внес большой вклад в развитие геологической химии.

8) Установите соответствие между исследователем и территориями, которые он исследовал:

Исследователь открытия и исследования

1) В.Беринг А) совершил кругосветное плавание

2) И.Москвитин Б) исследовал побережье С.Америки

3) М.Лазарев В) первым достиг Охотского моря

Г) исследовал Центральную Азию

 

IV. Ответы на задания

Раздел 1. Глобус, географическая карта и план местности..

Задание 1. Ответ БАВ. Различные объекты и явления изображаются особыми знаками, искусственным языком. Месторождения полезных ископаемых отмечают условными значками. Линейными знаками изображают границы, реки, дороги, нефте- и газопроводы. Изолинии соединяют точки с одинаковыми значениями; например, изотермы (линии с одинаковыми среднемесячными или среднегодовыми температурами); изобаты (линии с одинаковыми показателями глубин); изогипсы (линии с одинаковыми абсолютными высотами) и т.д.

Задание 2. Ответ БВД. На планах изображают небольшие участки местности; на планах не учитывается кривизна шарообразной поверхности Земли; на планах отсутствует градусная сетка; планы имеют крупный, а географические карты более мелкий масштаб.

Задание 3. Ответ 90 километров. Чтобы перевести численный масштаб (1:4500000) в именованный (в 1 сантиметре 45 километров) надо уменьшить знаменатель в 100000 раз, т.е. мысленно удалить пять нулей.

Задание 4. Ответ 70 градусов северной широты. Длина параллелей изменяется от 40000 километров на экваторе до нуля на полюсах, чем ближе к полюсам, тем короче параллель.

Задание 5. Ответ 75 градусов, так как скорость осевого вращения Земли равна 15 градусов в час.

Раздел 2.

Тема 1. Земля как планета Солнечной системы.

Задание 1. Ответ 20 градусов, так как в зените Солнце бывает только в пределах жаркого пояса освещенности до 23,5 градуса к северу и югу от экватора.

Задание 2. В день летнего солнцестояния Солнце в зените будет на Северном тропике, а значит, именно здесь день будет равен ночи.

Задание 3. Полярные дни и полярные ночи наблюдаются только в пределах полярных областей, к северу от 66,5 градусов северной широты и к югу от 66,5 градусов южной широты. Правильный ответ – 70 градусов северной широты, так как это день летнего солнцестояния.

Задание 4. Над экватором Солнце бывает в зените в дни равноденствий. Правильный ответ – 21 марта и 23 сентября.

Задание 5. Южный тропик.

Задание 6. Зная, что Хабаровск находится восточнее Иркутска и, исходя из нумерации часовых поясов, определяем разницу во времени между этими городами (9 – 7 = 2 часа). Добавим время полета и получим 7 + 2 + 3 = 12 часов.

Задание 7. На северном тропике.

Задание 8. Внимательно прочитайте задание, мысленно смоделируйте положение Земли на орбите в день зимнего солнцестояния. В этот день Солнце находится в зените над южным тропиком, а в полярной области наступил полярный день. Если угол наклона составит 60 градусов, то полярные круги окажутся на параллелях 60 градусов северной и южной широты, а это значит, что Новая Зеландия окажется ближе к полярному кругу на 6,5 градусов. Чем ближе географический объект к полярному кругу, тем продолжительнее день летом, а ночь зимой. (Сравните продолжительность светового дня в Санкт-Петербурге и Оренбурге в день летнего солнцестояния). Отсюда следует, что продолжительность дня увеличится.

Задание 9. Для расчета можно использовать простейшую логическую схему. В этот день Солнце находится в зените над северным тропиком и высота угла падения солнечных лучей зависит от расстояния до северного тропика. Расстояние от тропика до 50-й параллели (50 – 23,5) равно 26,5 градусов. На таком же расстоянии к югу от тропика находится (23,5 – 26,5 = - 3 параллель 3 градуса южной широты.

Задание 10. 22 декабря – день зимнего солнцестояния, а, значит, в полночь тень от солнца может быть только в южной полярной области, где наступил полярный день. Таким образом, первый отрезок – меридиан 45 градусов восточной долготы от Южного полярного круга до Южного полюса. В западном полушарии на меридиане 135 градусов западной долготы ( 180 – 45 = 135) в это время полдень и тень от Солнца будет падать на север на отрезке этого меридиана только к северу от Южного тропика. Таким образом, второй отрезок – меридиан 135 градусов западной долготы от Южного тропика до Северного полярного круга, за пределами которого полярная ночь.

Тема 2. Природа Земли. Литосфера.

Задание 1. Курилы и Камчатка. Все остальные объекты относятся к областям древней складчатости.

Задание 2. Внимательно проанализируйте все предложенные варианты ответов. Континентальность климата в пределах умеренного пояса северного полушария нарастает только в направлении «запад – восток»; пояс гор Южной Сибири распростирается в широтном направлении; эти горы образовались в период байкальской и каледонской складчатости. Правильный ответ становится очевидным – температурная инверсия в котловинах в зимнее время.

Задание 3. Между Енисеем и Леной. Ответ на этот и многие другие задания КИМов предполагает отличное знание географической номенклатуры.

Задание 4. Начинайте выполнение этого задания с объекта, в признаке которого вы полностью уверены. Например: Срединный хребет на Камчатке и признак «Г»; Сихотэ – Алинь в Приморье и признак «Б»; Алтай и признак «А». Помните, что в бланке вы отмечаете ответ в соответствие с требованиями, а именно – АБГ, полученную последовательность букв переносите в бланк без пробелов и знаков препинания.

Задание 5. Обратите внимание на формы рельефа и условия их образования. В формировании аллювиальных равнин, карстовых пещер и песчаных бугров задействованы рыхлые и водорастворимые горные породы и, очевидно, правильный ответ – траппы (см. «Природа России» 8 класс).

Задание 6. Работать нужно в той же логике, что и при выполнении задания 4. Правильный ответ: ГБА.

Задание 7. Для выполнения этого задания необходимо хорошее знание карты «Строение земной коры», потому что породы архейского и протерозойского возраста выходят на поверхность только в щитах древних платформ, этому условию соответствует Алданское нагорье, находящееся в пределах Алданского щита Сибирской платформы.

Задание 8. При знакомой логике выполнения задания получится ответ: ВАГ.

Задание 9. Ответ: в) молодая платформа.

Задание 10. Ответ: в) дальше, чем земная кора, но ближе, чем ядро.

Тема 3. Природа Земли. Гидросфера

Задание 1. К числу крупных рек Забайкалья будет отнесен Амур с его притоками, которые протекают по территории с господством муссонного климата с летним максимумом выпадения осадков. Правильный ответ – дождевое питание.

Задание 2. Ответ: ВАБ.

Задание 3. Ответ: 3) Киргизия.

Задание 4. Внимательно соотнесите объекты и их признаки. В частности многолетняя мерзлота возможна только в бассейне северной реки – Индигирки; постоянный сток может быть обеспечен для Ниагары, вытекающей из озера Онтарио, а река Колумбия берет начало в Скалистых горах и относится к бассейну Тихого океана.

Задание 5. Пролив Лаперуза.

Задание 6. ВГА.

Задание 7. Покровное оледенение возможно лишь в условиях отрицательных годовых температур воздуха, которые имеются в самом северном из названных объектов – Новая Земля.

Задание 8. Ответ: Канарское течение.

Задание 9. Ответ: 3) Севан.

Задание 10. Ответ: БВА

Задание 11. Необходимо учесть все возможные причины. Во-первых: названные заливы находятся в пределах различных климатических поясов – экваториального и тропического; во-вторых Гвинейский залив – открытый водоем, соединенный с Мировым океаном, а Персидский – изолирован от него. Таким образом, в ответе необходимо отметить следующее: в районе Гвинейского залива выпадает много осадков, а в районе Персидского залива осадков мало, а испаряемость с поверхности значительна.

Задание 12. На масштабы весеннего половодья оказывают влияние количество и режим осадков, коэффициент увлажнения, испаряемость, характер подстилающей поверхности и даже направление течения. В данном случае известно, что бассейн реки Макензи находится в области сплошного распространения многолетней мерзлоты, препятствующей просачиванию талых вод; в области субарктического климата испаряемость не превышает объем осадков и коэффициент увлажнения больше 1; река Макензи течет с юга на север и вскрытие начинается в разное время в верховьях и низовьях; Макензи протекает по плоской равнине.

Задание 13. Кроме понятного влияния большого годового количества осадков, характерного для экваториального типа климата, необходимо учитывать, что Конго принимает притоки, начинающиеся как в северном, так и в южном полушариях, которые разливаются в летнее время соответствующего полушария.

Тема 4. Атмосфера.

Задание 1. Все климатические пояса на земном шаре дублируются в северном и южном полушариях, исключение составляет только экваториальный пояс, существующий в единственном «экземпляре».

Задание 2. В умеренном климатическом поясе Евразии степень континентальности климата нарастает с запада на восток. Это означает увеличение годовых амплитуд температур и уменьшение годовой суммы осадков в соответственном направлении. Определите, в каком пункте выпадает наибольшее количество осадков.

Задание 3. Предложенным признакам полностью не соответствует субтропический пояс. Зимние характеристики могут соответствовать и арктическому и умеренному климатическим поясам. Ключевым признаком становятся летние характеристики, которые слишком суровы для умеренного и достаточно мягки для арктического. Правильный ответ: субарктический.

Задание 4. Ответ: 4) юго-восток.

Задание 5. Дальний Восток находится в области умеренного муссонного климата, в котором зимой воздушные массы движутся с суши на океан.

Задание 6. Правильный ответ 3.

Задание 7. Морской.

Задание 8. Чукотка и большая часть Камчатки находятся в пределах субарктического климатического пояса, а Приморье – в области умеренного муссонного климата. Соответственно, верно Забайкалье.

Задание 9. Барометр.

Задание 10. Самый северный из представленных географических объектов – Таймыр.

Задание 11. Для успешного решения задания нужно иметь четкие представления о географическом положении объектов. Калимантан пересекается экватором, Крит - в акватории Средиземного моря, а Юкатан в тропических широтах восточного побережья Северной Америки. Отсюда правильный ответ: АБГ.

Задание 12. БАВ.

Задание 13. БАВ.

Задание 14. Ксерофиты это засухоустойчивые растения, а суккуленты – влагонакопляющие (верблюжья колючка или кактус). Понятно, что при удалении от экватора годовое количество осадков уменьшается, а продолжительность сухого периода года увеличивается.

Задание 15. Зимой на температурный режим Мурманска влияет наличие теплого течения и западный перенос воздушных масс, а летом сказывается различный угол падения солнечных лучей (Санкт Петербург находится южнее).

Задание 16. В бассейне Северной Двины зимние температуры воздуха выше, чем в бассейне Енисея, а высота снежного покрова в бассейне Енисея значительно меньше.

Задание 17. Антарктида – самый высокий материк Земли, покрытый мощным ледником, который обладает высоким альбедо (способностью отражать солнечный свет).

Тема 5. Природа Земли. Биосфера. Почвы. Природный комплекс.

Задание 1. Выполнить задание можно только при условии четкого представления географического местоположения объектов. Единственный из перечисленных объектов, находящихся в экваториальном поясе – Новая Гвинея.

Задание 2. В данном случае перечислены представители флоры тайги Северной Америки, которая по видовому составу очень похожа на тайгу Евразии.

Задание 3. Сравните с ответом на задание 8. Главные условия образования гумуса (перегноя), являются обилие растительности и относительно теплые и влажные периоды в течение года. Все эти условия отсутствуют в природной зоне тундры.

Задание 4. Короткий вегетационный период.

Задание 5. Зона тайги характерна только для материков северного полушария. Правильный ответ: Северная Америка.

Задание 6. Требуется вспомнить важнейшие и оптимальные условия биологического существования: солнечный свет, который пронизывает весь прибрежный слой воды; тепло, в наибольшей степени возможное на мелководье; обильное питание, которое приносят воды впадающих рек и насыщенность кислородом, обеспеченное постоянным перемешиванием вод.

Задание 7. Вдоль западных берегов южных материков проходят холодные течения, что и предопределяет формирование природной зоны пустынь и в Австралии, и в Африке, и в Южной Америке.

Задание 8. Для выполнения задания требуется тщательный анализ природных условий в каждой из зон. Есть соблазн, не задумываясь назвать влажные экваториальные леса, в которых богатейший видовой состав растений, жаркий и влажный климат в течение года, но образованию гумуса в верхних слоях препятствует слишком обильное увлажнение, вмывающее перегной в нижние слои. В степях растут однолетние травянистые растения, которые отмирают ежегодно, обеспечивая постоянное пополнение продуктов гниения.

Задание 9. Годичные кольца древесных растений – свидетельство сезонных изменений климата. Их отсутствие указывает на равномерное распределение тепла и влаги в течение года, что характерно для влажных экваториальных лесов.

Задание 10. Еще одно задание из серии «вспомни, что севернее, южнее, западнее и т.д.». Белые медведи, обитатели Арктики и живут на самом северном из объектов – Новосибирских островах.

Разделы Страноведение и население мира

Задание 1. Видимо, сложно запомнить все колониальные владения всех стран-метрополий, но необходимо знать о сферах влияния крупнейших стран- метрополий. Сфера влияния Франции – Северная и Западная Африка, Юго-Восточная Азия (полуостров Индокитай), Ближний Восток и острова Меланезии. Сфера влияния Великобритании – Центральная и Южная Африка, страны Персидского залива, Южная Азия, англоязычные страны «переселенческого типа», острова Океании и Карибского бассейна, полуостров Малакка. Испания владела большинством стран Латинской Америки (кроме португальской колонии – Бразилии). Отдельные крупные колониальные владения Нидерландов (Индонезия), Бельгии (Демократическая Республика Конго), Португалии (Ангола и Мозамбик). Ответ: БГД.

Задание 2. Федеративных государств на политической карте мира значительно меньше, чем унитарных. Как правило, это крупные по площади территории и многонациональные страны. В данном задании заложен подвох – многонациональная Испания является унитарным государством, а небольшая, двуязычная Бельгия – федеративное государство. Ответ: БГЕ.

Задание 3. Можно предложить несколько логических ходов. Во-первых: в состав военного Североатлантического союза не могут входить нейтральные государства. В Европе это Швеция, Швейцария, Финляндия, Австрия. Во-вторых: маловероятно нахождение в составе НАТО Израиля, который географически не относится к северной Атлантике. Ответ: АВГ.

Задание 4. Из крупных нефтедобывающих стран не входят в ОПЕК США, Россия, Мексика, Великобритания и Норвегия. На ближнем Востоке не имеют запасов нефти Израиль, Ливан, Сирия, Иордания, Йемен и Оман. Ответ: АВД.

Задание 5. В Европейский Союз входят 25 государств Зарубежной Европы. Стоит запомнить, что не входят в ЕС Швейцария, Норвегия, Исландия, Турция и большинство постсоциалистических стран. Ответ: БГЕ.

Задание 6. Ответ: АВД.

Задание 7. Ответ: АВГ.

Задание 8. По географическому признаку китайцы могут составлять население Сингапура, арабы – население Сирии, индейский народ кечуа живут в Перу, а пуштуны – большинство населения Афганистана. Ответ: БДАВ.

Задание 9. Предполагается знание типологии стран современного мира. Правильный ответ: БГА.

Задание 10. АСЕАН – это ассоциация стран Юго-Восточной Азии. По географическому принципу в ее состав должны входить Лаос, Малайзия и Филиппины. Бутан находится в Южной Азии, Монголия в Центральной, а Тайвань в Восточной. Ответ: БВД.

Задание 11. Ответ: БГЕ.

Задание 12. Ответ: БАВ.

Задание 13. В ЛАИ входят материковые страны Южной Америки и Мексика. Правильный ответ: АГЕ.

Задание 14. К числу крупных по площади территории стран ЕС можно отнести Германию, Францию, Испанию, Польшу, Швецию. По характеру производимой продукции растениеводства исключаем из списка Швецию и Польшу, в которых не выращивается виноград. Из оставшихся стран заданным признакам в наибольшей степени отвечает Франция.

Задание 15. В предложенном списке названы Италия и Португалия – страны, сформировавшиеся в средневековье и находящиеся в Европе, наиболее освоенной и заселенной части планеты. Ответ: АВГЕ.

Задание 16. Ответ: АГД.

 

Ответы. Тема История открытий и исследований

Задание 1. И.Д.Папанин.

Задание 2. М.В.Ломоносов

Задание 3. И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский.

Задание 4. С.Дежнев

Задание 5. Дж. Росс.

Задание 6. В.В.Докучаев

Задание 7. Ответ: ВГА.

Задание 8. Ответ: БВА.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации