Организация самостоятельных работ на частично поисковом уровне, как способ развития мышления учащихся
Из опыта работы
Рашниковой А.И.
учителя географии СОШ № 5 г. Кувандыка

Представил: В.А.Доморозов, заведующий учебно – методического кабинета географии ООИПКРО
Дата представления материала – 19 ноября 2004 года

Категория потребителя материала – учителя географии ОУ области

Стаж работы в должности: 17 лет

Преподаваемые предметы: география

Стаж преподавания по данному предмету: 17 лет

Специальность по диплому: учитель географии и биологии

Имеет: высшую квалификационную категорию

Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач. Различные формы самостоятельного использования системы заданий и упражнений по географии дают возможность учащимся применять свои теоретические знания на практике в процессе непосредственной учебной деятельности и формировать необходимые им географические умения. Реализация деятельного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности, в частности - сдачи ЕГЭ. Новизна опыта заключается в системе организации работы от начального обучения физической географии до заключительного этапа экономической и социальной географии мира.

Разработана комплексная система самостоятельных работ с использованием контурных карт, атласов, учебников, дополнительной литературы, рабочих тетрадей, статистических материалов, исследовательских и реферативных работ.

Урок – экскурсия в осеннем лесу.

Цель и задачи:

1. Знакомство с животным и растительным миром ближайшего природного окружения к окружающей среде, осознанного стремления к сохранению природы.

2. Формирование у детей эстетического и эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде, осознанного стремления к сохранению природы.

3. Развитие речи, творчества.

Ты пришел в лес. Он дружелюбно и приветливо принял тебя в свои владения: приютил, защитил от палящих лучей солнца, раскрыл множество загадок, угостил лесными дарами. Итак, дорогие ребята, мы отправляемся вместе со знатоком леса, который расскажет нам о его обитателях. Разные виды растений, животных, грибов и бактерий приспосабливаются к своему месту обитания в лесу, на лугу или на своем болоте. Расселение обитателей лесного дома по этажам (ярусам) является одним из таких приспособлений, при этом каждое растение получает столько солнечного света, сколько оно любит, а каждое животное - достаточно пищи

В смешанном лесу 5 этажей. Основу лесного дома составляют деревья.

Ель: Зеленая красавица издавна считается особым деревом. Стройная и гордая, эта представительница зеленого царства хвойных служит украшением леса и вызывает к себе чувство уважения и преклонения. Недаром древние германцы считали, что в ели живет добрый дух леса, сохраняющий все растения, оберегающий зверей и птиц. В старину к этому дереву приходили вожди воинственных германских племен, чтобы молитвой умилостивить духа, добиться его расположения. Они произносили таинственные заклинания, развешивали на еловых ветках различные украшения – свои дары лесному духу.

Но ель не только украшение новогоднего праздника, еловая смола – ценное сырье для химической промышленности. Кора используется для приготовления дубителей для кож, а древесина имеет широкое применение.

Еловые балансы – бревна определенной длины – главное сырье для целлюлозно – бумажной промышленности, выработки бумаги, вискоза, пироксилина, кино и фотопленки, целлюлозы и др.

Знатоки леса загадывают ребятам загадки.

Стоят дома высокие,

Этажи несчетные

Шпили колючие

Под тучами летучими.

(ель)

Что же это за девица

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках целый год

(сосна)

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Много - много желудей.

(дуб)

Стоит красавица –

Косы зимние, платье белое

Кора горючая

Ветки плакучие, семя летучее.

(береза)

Сосна: во всем мире насчитывается около 100 видов сосен. Сосна – крепкое дерево, достигает в высоту до 30 м., в диаметре до 1,5м. Она легко переносит северные зимы. Если ее поранить начинает вытекать живица (смола) – сырье для производства скипидара, эфирных масел, красок, лаков, канифоли, смола содержи витамин С, ее перемалывают в муку и используют на корм скоту.

Осина: дерево первой величины, достигают в высоту 35м. Ствол цилиндрический, кора гладкая, зеленовато – серая, с глубокими трещинами, побеги блестящие, красно – бурые. Осина живет 30 – 100 лет как и береза пионер леса, первая быстро заселяет свободные места, чаще всего в примеси с другими породами, но редко образует сплошные насаждения.

«Дерево – гидра» - корни осины тянуться в стороны гораздо дальше, чем восковые сучья. Поэтому и отпрыски отбегают от материнского дерева довольно далеко на 25-30 м. Таким способом размножение дает осине большое преимущество перед многими другими деревьями. Она удивительно живуча. «Осина - ветропад» у осины есть еще одна тайна. Осенью теряя листву вместе в веточками, которые имеют почки с зачатками будущих листьев, дерево следующей весной будет иметь много ростков.

Береза: символ нации «Русская береза» - легко переносит суровые зимы, знойное лето юга. Древесина высоко цениться, особенно цениться карельская береза с извилистыми строением древесины, напоминающим лучшие сорта мрамора.

Ольха черная – на влажных, сырых мокрых почвах растет ольха черная. В десять лет она достигает роста. В это время она имеет высоту 30м. Диаметр 50-60 см.

Ольха серая – редко достигает высоты 20м. Корневая система разветвлена и ее можно использовать для закрепления оврагов и берегов рек. Ее листва богата азотом и быстро разлагается. Где ольха там и трава – говорит народная мудрость.

Задание знатока леса.

Хоть неплохо я одета

Бьет озноб меня всегда!

И весной дрожу, и летом,

Вся дрожу как в холода.

(осина)

Осенью, как только свистнет

Зыбкий ветер – дождевик

У него зеленые листья

Покраснеют в тот же миг.

(клен)

Есть сережки, но не девочка

Есть шишки, но не сосна,

А живет в низинке, около лещинки.

(ольха)

Весной растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается.

А цветок – то медок.

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа.

(липа)

А теперь отгадаем растения 3 яруса.

Ягода – не сладость,

Зато глазу радость.

И лесам – украшенье,

И дроздам угощенье.

(рябина)

Белые душистые цветы

Дают черные вязкие плоды.

(черемуха)

Кроме кустарников третьего этажа можно видеть молодые деревья, родители которых растут на первом и втором ярусах. А под ногами растет земляника, ландыши, черника, малина, брусника, клюква, рябина красная.

Знаток леса задает загадки.

У кого одна нога,

Да у то без башмака?

(гриб)

На лесных полянах, в рощах,

Средь грибов расту и я.

По натуре, между прочим,

Ядовита как змея

(бледная поганка)

В шапке красной

Враг опасный.

Полюбуйся, погляди

До скорее отходи.

(мухомор)

Заканчивается экскурсия игрой - учитель произносит названия кустарников, цветов и деревьев, а ученики одновременно выполняют разные движения: прыгают, хлопают в ладоши, топают ногами.

Школьная геологическая экскурсия.

Задачи: познакомить учащихся с окружающей действительностью, собрать материал для уроков и практических занятий; сравнивать природные объекты, выделять существенные черты и признаки, устанавливать между ними связь, повышать интерес учащихся к познанию природы, и к другим. Разнообразным сторонам человеческой деятельности. Выполнение практических работ на экскурсии учит школьников ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связь явлений, находить нужные объекты, приобретать навыки самостоятельной работы – навыки будущего исследователя природы.

Методические рекомендации.

1. Изучить место проведения экскурсии, наметить тему и составить ее план.

2. Заниматься только тем, что можно конкретно изучить.

3. Активно руководить экскурсией.

4. Внимание учащихся должно быть сосредоточено на объяснениях.

5. Избегать излишней терминологии.

6. Заострять внимание на основных выводах.

7. Избегать слишком больших физических нагрузок.

8. Научить правильно вести полевые записи.

9. Определить связь материалов экскурсий с широкими вопросами учебного курса важность проведенных наблюдений для между народного хозяйства.

10. Экскурсия занимает не более 6-8 ч.

11. Время проведения экскурсии зависит от местных погодных условий.

12. Подготовить инструментарий.

13. Провести технику безопасности.

Изучение генезиса осадочных образований, палеонтологических.

Маршрут экскурсии.

Юго- западное направление от здания школы, в пределах 400 м, обнажение холма, имеющие ярко выраженная осадочных происхождение.

Внешней задачей во время проведения экскурсий является сбор ископаемы остатков пород или условий их образования.

Лучшими местами для сбора ископаемых являются естественные обнажения и в особенности выступы, которые подверглись длительному выветриванию, удобны для сбора ископаемых выемки шоссейных и железных дорог, бездействующие карьеры. Ископаемые остатки находятся среди всевозможных пород осадочного происхождения. Ископаемые остатки находят среди всевозможных пород осадочного происхождения.

Наиболее богат ископаемыми породы, образовавшиеся в глубоководных частях морей, известняки, мергели, глинистые сланцы. Породы песчанистого характера – пески, песчаники, песчанистые сланцы – обычно менее богаты ископаемыми.

Начало работы:

1. осмотр внешних поверхностей отдельных глыб и кусков породы;

2. если при первоначальном осмотре ископаемых не видно, то следует разбить глыбу на куски;

3. зарисовать положение глыбы и ископаемые по отношению к соседним остаткам.

Правила сбора:

1. крупные глыбы дробят молотком, на мелкие куски, затем разбивают по плоскостям напластования;

2. нужно быть очень осторожным;

3. ископаемые следует собирать в наиболее доступным для переноски количестве.

Среди песчано – глинистых отложений можно встретить разнообразные ископаемые растительные остатки. Особенно богаты отпечатками растений сланцы и глины, залегающие в кровле угольных пластов. В подошве угольных пластов, наоборот, встречаются не отпечатки листьев, а корни растений. Великолепные отпечатки растений можно встретить в железисто-глинистых стяжениях, встречающихся среди глин и глинистых сланцев.

1. Найденное стяжание необходимо развивать молотком и посмотреть, не содержат ли оно остатки растений или животных.

2. Отшлифовывать одну из поверхностей корундовым бруском.

3. На пришлифованную поверхность полить разбавленный 10%-ой соляной кислотой, составленные органикой стенки клеток проступят наружу, для их сохранения необходимо протравленную поверхность залить бесцветным лаком. После высыхания на пришлифовке останется тонкая и прозрачная пленка, в которую впаялась все стенки клеток, пленка эластична, прочна, прозрачна и легко снимается с породы.

4. После изучения в обнажении ископаемых их отбирают, снабжают этикетками и упаковывают, необходимо заботиться о маркировке, которая заключается в нанесении на образец его учетного номера, следует краску наносить на породу, а не на отпечаток.

5. Каждый образец необходимо заворачивать отдельно.

6. При сборе ископаемых остатков необходимо обращать внимание на так называемые «руководящие ископаемых».

Обработка материалов полевых наблюдений.

1. Оформление геологических коллекций.

2. Составление сводных сфатиграфических колонок.

3. Составление геологических карт и разрезов к ним.

4. Составление карт полезных ископаемых с элементами прогноза.

5. Составление отчета.

Отчет должен быть записан лаконично и содержать основные сведения о геологическом строении. Отчет подразделяется на ряд глав:

1. Во ведение указывают положение обследованного района, цели и задач работ, составлять участников экспедиции.

2. Глава, посвященная физико – географической характеристики района работ – описание рельефа, сведения о степени пересеченности, растительном покрове, климате, характеристике обнаженности и т.д.

3. Глава стратиграфии – характеристика выделенных в районе геологических образований, провести описание обнажений, в которых наиболее полно представлены характеризуемые подразделения, дается характеристика магматических образований.

4. В главе «Полезные ископаемые» приводятся характеристика всех месторождений, известных в районе экскурсий, а так же проявлений полезных ископаемых.

5. В Заключении отличается основные результаты экскурсии и намечают задачи их дальнейшего исследования.

Отчет не должен превышать объема школьной тетради, разделы иллюстрируются зарисовками, фотографиями, схемами. Материалы геологических экскурсий, могут служить основой для подготовки стендов и выставок и экспонируются в географическом кабинете.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации