Формирование профессиональной ориентации одаренных учащихся через развивающее обучение на основе краеведческих исследований
из опыта работы
Галкина Ю.В.,
учителя географии МОУ СОШ № 54 г. Оренбурга
Представил: Доморозов В.А. заведующий УМК географии ООИПКРО

Дата: 22.04.2005 г.

Категория потребителей подготовленного материала: учителя географии региона

Актуальность проблемы творческой деятельности обучения продиктована следующими факторами:

• изменениями ценностных установок современного образования, которое нацелено на формирование проектно-ориентированного интеллекта учащихся, на основе знаний, которые не устареют в обозримом будущем;

• то, что большим препятствием к ее распространению является отсутствие дидактического обеспечения этой технологии;

• данная технология способствует развитию познавательных процессов личности (памяти, мышления, восприятия, воображения), логики, речи, а также формированию толерантности (терпимости к иной точке зрения), эмпатии (способности к сопереживанию), открытости, творчества;

• необходимостью внедрения современных образовательных технологий.

Проект исследования таков, что профориентационные планы учащихся реализуются в общеобразовательной школе оптимально, если: выявить, развить учебные, творческие и предметно-деятельностные способности, оптимизировать исследовательскую деятельность учащихся; создать школьникам условия «с начальных классов» апробации своих сил в разных видах деятельности, в выполнении конкретных самостоятельных и творческих работ; на основе анализа самостоятельной исследовательской деятельности школьников вести целенаправленно профильную подготовку (сверх учебной программы); в ходе всего обучения в основной школе формировать учебно – воспитательный потенциал развивающейся личности, закладывать фундамент географической культуры; обеспечивать органическое единство психодиагностического и формирующего аспектов; единство и взаимосвязь всех типов дифференциации обучения; обеспечить тесное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса (педагогов школы, работников ВУЗов, научных учреждений, родителей и самого школьника); организовать соответствующую систему организационно-методического обеспечения (подбор педагогических кадров, подготовка и внедрение методических рекомендаций, проведение конференций, психолого-педагогических семинаров и т.д.).

Практика нашей школы убедительно показывает, что начиная с подросткового возраста в образовательных учреждениях необходимо создавать условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. Социологический опрос показывает, что большинство старшеклассников (более 70 %) отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться. Иными словами «профилизация» обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности, при этом примерно 70-75 % учащихся в конце 9 класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности. В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения итоговой аттестации в виде ЕГЭ и получение дальнейшего образования в ВУЗах страны. Большая часть выпускников школы считает, что существующие профильные классы позволят им в дальнейшем успешно обучаться и строить профессиональную карьеру.

Профильное обучение дало свои плоды. Во-первых, в этих классах успеваемость выше, чем в общеобразовательных. Уровень подготовки по профильным и прикладным предметам высокий. У ребят стойкий познавательный интерес к данным предметам. Это подтверждают результаты олимпиад (призовые места по экологии, географии, химии, экономике), участие в научно-практических конференциях «Интеллектуалы XXI века», «Первые шаги к Нобелевской премии», «Горизонты XXI века», Российских конкурсах по экономике и т.д., работы учащиеся печатаются в сборниках научных конференций. 90 % учащихся выбирают профессии, связанные с профильным обучением (эколог-инженер, врач, учитель биологии, географии, химии, технолог-лаборант, инженер лесного хозяйства), успешно учатся в ВУЗах, техникумах.

О необходимости работы по данной проблеме говорят результаты исследовательской деятельности учащихся МОУ «СОШ № 54».

1 место на 8 открытой конференции учащихся «Интеллектуалы «XXI Века»

секция «экономика» Рожкова Татьяна «Малый бизнес в Оренбургской области»- 2002г. Диплом Всероссийского конкурса «Экономический рост России» 3 место. «Юность Наука Культура» Российский заочный конкурс секция Экономика и управление 2003 г., Ферафонтов Сергей занял 1 место в секции «К туристическому мастерству» на городской краеведческой конференции«Отечество» 2002 г., 1 и 3 места по технике пешеходного туризма – Северный округ 2000г.

Слет юных туристов – краеведов 2002 г. Второе место – округ, 3 место команда школы заняла на туристических городских соревнованиях 2002,

на городских соревнования по спортивному ориентированию «Снежинка- 2002 г.

Параллельно с этим и во взаимосвязи с ним идет другой, не менее важный процесс формирования приемов учебного труда, определенных умений, дающих возможность учащимся усваивать знания легко и, более того, приобретать их самостоятельно. Навыки исследовательской, творческой работы позволяют учителю создать условия для формирования учебных умений и навыков; вместе с тем сформированные умения и навыки дают возможность пополнять этот фонд новыми знаниями. Обладая данными навыками учащиеся будут лучше подготовлены к жизни и возможности достичь благополучия, у них будет больший шанс для трудоустройства, поступления в вузы, они лучше поймут суть изменений, происходящих в обществе и будут способны принять в этих изменениях участие. Формирование навыков исследовательской творческой деятельности учащихся имеет большую практическую направленность, т.к. готовит выпускника к жизни.

Говоря о ценности образования в современном мире: ориентация на будущее означает приоритет не репродукции, а исследования, творчества, поиска, самоопределения, освоения способов мышления и деятельности; интеграция знаний в целостную картину мира; содержанием образования становятся не только социально-культурный опыт человечества, но и его сегодняшние, еще не решенные проблемы и сама познающая личность; личностная направленность обучения и воспитания, личностный характер взаимодействия педагогов и учащихся.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации