Вопросы для самодиагностики учителей географии, претендующих на категории

Представил: Доморозов В.А., зав.УМК географии

Дата: январь 2005 г.

Часть 1

 

1.      Знаете ли Вы основные направления модернизации российского образования, в реализации которых будете принимать участие как учитель?

2.      Какие критерии Вы используете для оценки результатов своей деятельности (не менее5)?

3.      Каковы основные цели введения ЕГЭ?

4.      Дайте определение профильного обучения, предложенного в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».

5.      Каковы основные цели профильного обучения?

6.      Какие проблемы возникают при переходе старшей ступени общего образования на профильное обучение?

7.      Каковы основные профили, которые могут реализовывать ОУ?

8.      Назовите типы учебных курсов, реализуемые в профильных школах.

9.      Какова, на Ваш взгляд, связь между профильным обучением и ЕГЭ?

10.  Какими  нормативными документами Вы пользуетесь при организации образовательного процесса?

11.  Какое учебно-методическое обеспечение Вы используете при проведении  уроков?

12.  Какие современные технологии Вы используете в преподавании географии?

13.  Сформулируйте научный аппарат педагогического исследования.

14.  Какие особенности работы с одаренными детьми Вы можете назвать?

15.  Назовите современные публикации по актуальным проблемам преподавания географии.

16.  Какие способы для выявления учебных достижений учащихся Вам известны?

17.  В соответствие с представленными требованиями  составьте программу элективного курса по географии?

 

Требования к содержанию программ элективных курсов

Общие положения

  1. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
  2. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, предназначены для содержательной поддержке изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.
  3. Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.
  4. Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:

-          способствовать самоопределению ученика и / или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;

-          создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;

-           познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;

-          активизировать познавательную деятельность школьников;

-          повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

 

Базовые требования к содержанию программ элективных курсов

Программы элективных курсов разрабатываются, принимаются и реализуются образовательными учреждениями самостоятельно.

Базовыми требованиями к содержанию программ элективных курсов являются следующие:

-          ориентация на современные образовательные технологии;

-          соответствие учебной нагрузки учащихся нормативам;

-          соответствие принятым правилам оформления программ;

-          наличие пособия, содержащего необходимую информацию;

-          краткосрочность проведения курса (не более 72 часов).

 

Правила оформления программ

Программа элективного курса должна включать следующие структурные элементы:

-          титульный лист;

-          пояснительную записку;

-          учебно–тематический план;

-          содержание изучаемого курса;

-          методические рекомендации;

-          литературу.

Титульный лист включает:

-          наименование образовательного учреждения;

-          сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;

-          название элективного курса;

-          класс, на который рассчитана программа;

-          ФИО, должность автора программы;

-          название города, населенного пункта;

-          год разработки программы.

Пояснительная записка включает:

-          обоснование необходимости введения данного курса в школе;

-           указание на место и роль курса в профильном обучении;

-          цель и задачи элективного курса;

-          сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);

-          основные принципы отбора и структурирования материала,

-          методы, формы обучения, режим занятий;

-          предполагаемые результаты

-          инструментарий для оценивания результатов.

Учебно – тематический план включает:

-          перечень тем, разделов

-          количество часов на изучение каждой темы;

-           вид занятий.

Содержание изучаемого курса включает перечень тем и их реферативное описание.

Методические рекомендации включают:

-          основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме;

-          описание приемов и средств организации учебно-воспитательоного процесса, форму проведения занятий;

-          дидактические материалы.

Литература включает список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса.

 

 

 

Часть 2

Выполните задания контрольно-измерительных материалов

                                Инструкция по выполнению работы

 

На выполнение экзаменационной работы по географии отводится 3 часа (180 минут).   Работа состоит из 50 заданий, которые разделены на три части.

Часть 1 содержит 32 задания (А1 – А32) с выбором ответа. К каждому заданию дается  4 варианта ответа, только один из которых верный.

Часть 2 содержит 12 заданий (В1 – В12), на которые надо дать  краткий ответ в виде числа или последовательности букв. В этой части используются задания на установление соответствия или последовательности, на выбор нескольких правильных ответов из предложенных, а также задания, в которых требуется самостоятельно записать правильный ответ.

 Часть 3 включает 6 заданий с развернутым ответом (С1 – С6), в которых требуется записать полный ответ на поставленный вопрос.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые  варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

 

Желаем успеха!

 

 

 

Часть 1

 

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А32) поставьте знак « ´ » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

 

 

 

 

A1

 

Какому направлению соответствует направление AD на фрагменте карты мира?

 

1)

юго-восток

2)

северо-запад

3)

северо-восток

4)

юго-запад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A2

 

Какая из точек, обозначенных на карте мира, имеет географические координаты  38˚с.ш.  и 46˚з.д.?

 

 

1)

А

2)

В

3)

С

4)

D

 

 

A3

 

 

 

Какой буквой на рисунке обозначено положение Земли на орбите по отношению к Солнцу 22 декабря?

 

 

1)

А

2)

В

3)

С

4)

D

 

 

 

A4

 

Горы Пиренеи расположены в

 

1)

Австралии

2)

Европе

3)

Южной Америке

4)

Северной Америке

 

 

 

 

A5

 

 

Огромные валуны, встречающиеся на полях Псковской области, попали туда в результате деятельности

 

1)

ледника

2)

ветра

3)

моря

4)

текучих вод

 

 

 

 

A6

 

В составе воздуха кислорода  содержится в среднем

 

1)

78 %

2)

51 %

3)

38 %

4)

21 %

 

 

 

 

A7

 

Бескрылая птица киви обитает в (на)

 

1)

Индо-Гангской низменности

2)

Исландии

3)

Новой Зеландии

4)

Амазонской низменности

 

 

 

 

 

A8

 

Самый крупный район экваториальных лесов занимает

 

1)

бассейн реки Амазонки в Южной Америке

2)

бассейн реки Конго в Африке

3)

северную часть Австралии

4)

юго-восточную часть Евразии

 

 

 

 

 

A9

 

Какой из полуостровов Северной Америки омывается водами Тихого океана?

 

1)

Флорида

2)

Юкатан

3)

Аляска

4)

Лабрадор

 

 

 

 

 

A10

 

При пересечении какого материка с запада на восток на широте Южного тропика высокие горы сменяются низменностью, а затем плоскогорьем?

 

1)

Африка

2)

Австралия

3)

Южная Америка

4)

Северная Америка

 

 

 

 

 

A11

 

Какие горы в России являются линией климатического раздела между областями умеренно-континентального и континентального типов климата умеренного пояса?

 

1)

Кавказские

2)

Алтай

3)

Саяны

4)

Уральские

 

 

 

 

A12

 

Отрицательный естественный прирост населения (– 2 человека на 1 тыс. жителей) характерен для региона

 

1)

Северная Африка

2)

Юго-Западная Азия

3)

Австралия и Океания

4)

Восточная Европа

 

 

 

A13

 

Ислам – религия большинства верующего населения

 

1)

Бразилии

2)

России

3)

Турции

4)

Индии

 

 

 

 

 

A14

 

Какая из перечисленных ниже стран имеет наиболее высокий валовой внутренний продукт на душу населения? 

 

1)

Индия

2)

Нигерия

3)

Китай

4)

Кувейт

 

 

 

 

 

A15

 

Для какой страны характерна структура ВВП, показанная на диаграмме?

 

сельское хозяйство

2%

 

промышленность

29%

 

непроизводственная сфера

69%

 

 

 

 

 

 

1)

Швеция

2)

Танзания

3)

Индия

4)

Индонезия

 

 

 

A16

 

Рур (Германия), Донбасс (Украина), Пенсильвания (северо-восток США) – это районы

 

1)

выплавки алюминия

2)

новейшего машиностроения

3)

целлюлозно-бумажной промышленности

4)

чёрной металлургии

 

 

 

A17

 

Экстенсивное сельское хозяйство характерно для

 

1)

Монголии и Бангладеш

2)

Дании и Швеции

3)

ФРГ и Франции

4)

США и Канады

 

 

 

 

 

A18

 

Примером исчерпаемых невозобновимых природных ресурсов служит

 

1)

пресная вода

2)

почва

3)

железная руда

4)

солнечная энергия

 

 

 

A19

 

 

 

Какая из перечисленных стран обладает наибольшими запасами железных руд?

 

1)

Аргентина

2)

Бразилия

3)

Мексика

4)

Турция

 

 

 

 

A20

 

 

Какая из перечисленных мер способствует охране природы?

 

1)

перевод автомобильного транспорта на газ

2)

осушение болот

3)

сплав леса по рекам

4)

использование на ТЭС дешевого бурого угля

 

 

 

 

 

A21

 

Какое из перечисленных государств находится в Азии?

 

1)

Бангладеш

2)

Либерия

3)

Уругвай

4)

Алжир

 

 

 

 

 

A22

 

К числу «новых индустриальных стран» относится

 

1)

Индия

2)

Сингапур

3)

Япония

4)

Непал

 

 

A23

 

Какое из утверждений о Канаде верно?

 

1)

Природные условия на большей части страны благоприятны.

2)

Страна относится к числу мононациональных государств.

3)

Страна богата минеральными природными ресурсами.

4)

Западные районы страны наиболее высокоразвиты.

 

 

 

A24

 

Производство оборудования для нефтедобычи исторически сложилось в

 

1)

Армении

2)

Киргизии

3)

Молдавии

4)

Азербайджане

 

 

 

 

 

A25

 

Какой буквой на политико-административной карте России обозначен Ненецкий автономный округ?

 

 

1)

А

2)

В

3)

С

4)

D

 

 

 

 

 

 

 

 

A26

 

Какой из перечисленных народов компактно проживает на территории Северного Кавказа?

 

1)

адыгейцы

2)

марийцы

3)

удмурты

4)

чуваши

 

 

 

 

A27

 

В каком из перечисленных экономических районов России средняя плотность населения наибольшая?

 

1)

Дальневосточный

2)

Западно-Сибирский

3)

Восточно-Сибирский

4)

Северо-Западный

 

 

 

 

 

A28

 

Какой экономический район России лидирует в производстве проката черных металлов?

 

1)

Центральный

2)

Поволжский

3)

Западно-Сибирский

4)

Уральский

 

 

 

 

 

 

A29

В каком из обозначенных буквами на карте России регионов наиболее развито овцеводство?

 

1)

A

2)

B

3)

C

4)

D

 

 

 

 

 

 

A30

Главным центром черной металлургии Северного экономического района является

 

1)

Архангельск

2)

Мурманск

3)

Сыктывкар

4)

Череповец

 

 

 

 

 

 

A31

 

Какой из перечисленных городов Поволжья является самым крупным по численности населения?

 

1)

Саратов

2)

Самара

3)

Ульяновск

4)

Астрахань

 

 

 

 

 

 

A32

 

Из какой природной зоны Западной Сибири в какую переместится путешественник, совершив перелет по маршруту, показанному на карте?

 

 

 

1)

из зоны степей в зону арктических пустынь  

2)

из зоны степей в зону тундры

3)

из зоны тундры в зону степей

4)

из зоны пустынь и полупустынь в зону тундры

 

 

 

 

 

Часть 2

 

 

Ответом к заданиям этой части (В1 – В12) является последовательность букв или число. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

 

 

 

 

 

B1

 

Сколько  времени будет в Лондоне, когда в Москве 15 часов?

Ответ: __________ ч.

 

 

 

 

 

 

B2

 

Установите соответствие между территориями Земли и именами исследователей и путешественников, которые их исследовали.

 

 

ТЕРРИТОРИЯ

 

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

1)

Антарктида

А)

Ф. Магеллан и Марко Поло

2)

Алеутские острова

Б)

В. Беринг и А. Чириков

3)

Центральная Азия

В)

Р. Амундсен и Р. Скотт

 

 

Г)

П.П. Семенов-Тянь-Шанский и

Н.М. Пржевальский

 

Запишите в таблицу буквы, соответствующие  выбранным ответам.

 

1

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B3

 

Установите соответствие между республикой Российской Федерации и ее столицей.

 

 

РЕСПУБЛИКА

 

СТОЛИЦА

1)

Калмыкия

А)

Элиста

2)

Коми

Б)

Абакан

3)

Карелия

В)

Петрозаводск

 

 

Г)

Сыктывкар

 

Запишите в таблицу буквы, соответствующие  выбранным ответам.

 

1

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

B4

 

Установите соответствие между народом РФ и языковой семьей, к которой этот народ относится.

 

 

НАРОД

 

ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ

1)

башкиры

А)

индоевропейская

2)

кабардинцы

Б)

алтайская

3)

карелы

В)

северокавказская

 

 

Г)

уральская

 

Запишите в таблицу буквы, соответствующие  выбранным ответам.

 

1

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B5

 

Установите соответствие между видом продукции и регионом России, на  выпуске которой он специализируется.

 

 

ВИД ПРОДУКЦИИ

 

РЕГИОН РОССИИ

1)

целлюлоза

А)

Кемеровская область

2)

уголь

Б)

Архангельская область

3)

нефть

В)

Ханты-Мансийский автономный округ

 

 

Г)

Магаданская область

 

Запишите в таблицу буквы, соответствующие  выбранным ответам.

 

1

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

B6

 

Выберите из предложенного списка три страны, которые в прошлом были колониями Великобритании.

 

А)

Пакистан

Б)

Марокко

В)

Шри-Ланка

Г)

Вьетнам

Д)

Нигерия

Е)

Алжир

 

Буквы, соответствующие выбранным ответам, запишите в алфавитном  порядке без пропусков и знаков препинания.

 

Ответ: ______________.

 

 

 

 

 

B7

 

Установите соответствие между страной и буквой, которой она обозначена на карте Южной Америки.

 

 

 

СТРАНА

 

БУКВА

1)

Колумбия

А)

А

2)

Чили

Б)

Б

3)

Боливия

В)

В

 

 

Г)

Г

 

Запишите в таблицу буквы, соответствующие  выбранным ответам.

 

1

2

3

 

 

 

 

 

 

B8

 

Выберите из предложенного списка три страны, которые по форме правления являются монархиями.

 

А)

Марокко

Б)

Бангладеш

В)

Таиланд

Г)

Сирия

Д)

Оман

Е)

Вьетнам

 

Буквы, соответствующие выбранным ответам, запишите в алфавитном порядке без пропусков и знаков препинания.

Ответ: ________________.

 

 

 

 

 

 

 

B9

 

Выберите из предложенного списка три страны, в структуре электроэнергетики которых преобладают ГЭС.

 

А)

Канада

Б)

Малайзия

В)

Норвегия

Г)

ЮАР

Д)

Бразилия

Е)

Великобритания

 

Буквы, соответствующие выбранным ответам, запишите в алфавитном порядке, без пропусков и знаков препинания.

 

Ответ: ____________.

 

 

 

 

B10

 

Выберите из предложенного списка три страны, являющиеся  членами блока НАТО.

 

А)

Германия

Б)

Израиль

В)

Канада

Г)

Финляндия

Д)

Франция

Е)

ЮАР

 

Буквы, соответствующие выбранным ответам, запишите в алфавитном порядке, без пропусков и знаков препинания.

 

Ответ: ____________.

 

 

 

 

B11

 

Расположите страны в порядке возрастания в них рождаемости (на 1000 жителей).

 

А)

Бразилия

Б)

Эстония

В)

Австралия

Г)

Афганистан

 

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

B12

 

Выберите три высказывания, в которых говорится о процессе урбанизации. 

 

А)

Крупные города образуют зону притяжения, формируя городские агломерации из множества близко расположенных городов и поселков.

Б)

Предгорья Северного Кавказа – один из наиболее густозаселенных районов России с густой сетью крупных сельских поселений.

В)

В России формируется мегалополис вдоль оси Москва – Владимир –Нижний Новгород.

Г)

В Канаде 2/3 населения живет в южной 150-километровой зоне, протянувшейся вдоль границы с США.

Д)

Наиболее высокая доля городского населения в России характерна для Мурманской области.

Е)

В конце ХХ в. за пределами своих стран постоянно или временно работали 35 – 40 млн. человек.

 

Буквы, соответствующие выбранным ответам, запишите в алфавитном порядке без пропусков и знаков препинания.

 

Ответ: _____________.

 

 

 

 

Часть 3

 

Для ответов на задания этой части (С1 – С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем не только ответ на поставленный вопрос, но и весь ход ваших рассуждений. Ответы записывайте разборчиво.

 

 

 

 

C1

 

Определите страну по ее краткому описанию.

 

В июле в этой стране самый разгар зимы. Одна из характерных черт природы – широкое распространение пустынь. Столица – не самый крупный и не самый «старый» ее город. Средняя плотность населения составляет не более двух человек на 1 кв. км. Одним из направлений государственной политики, проводимой с целью ее устойчивого развития, является осуществление равномерного расселения населения по всей территории страны.

 

 

 

 

C2

 

В каком из населенных пунктов, обозначенных на карте острова буквами А, В, С, D, будет выпадать наименьшее количество осадков? Свой ответ обоснуйте.

 

 

 

 

 

C3

 

Иностранным автомобилестроительным корпорациям выгоднее организовывать сборку автомобилей в России, чем ввозить в страну готовые автомобили. Предприятие по сборке корейских автомобилей создано в Ростовской области. Какие факторы способствовали его размещению в ней? Укажите не менее двух причин.

 

 


 

 

 

 

C4

Используя половозрастную пирамиду, характеризующую население Объединенных Арабских Эмиратов в 2000 году, определите специфику половой структуры населения этой страны и объясните ее. Укажите не менее двух причин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C5

На каком меридиане расположен пункт, если известно, что в полдень по времени Гринвичского меридиана местное солнечное время в нем 9 часов? Ход ваших рассуждений запишите.

 

 

 

 

 

 

C6

Почему природа зоны тундр на Восточно-Европейской равнине изменена человеком меньше, чем природа зоны степей? Укажите не менее двух причин.