Развитие творческого мышление и формирование исследовательских навыков у одаренных детей
Обобщение опыта работы
Нестеровой Н.Г.,
учителя географии МОУ «Средняя образовательная школа с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля №57. город Оренбург

Представил: Доморозов В.А., зав. УМК географии
Дата: январь 2005 г.

1.Проблема педагогического исследования: «Развитие творческого мышление и формирование исследовательских навыков у одаренных детей»

2.Условие возникновение проблемы, становление опыта.

Школа № 57 работает в рамках «Личностно - ориентированного образования».

Развить творческое мышление и сформировать навыки исследовательской деятельности по краеведению у одаренных детей можно, если применять урочную форму обучения и дополнительное образование.

На уроках можно применять следующие педагогические технологии:

— Технология дифференцированного обучения;

— Технология коммуникативно-диалоговой деятельности;

— Технология игровой деятельности;

— Технология проектной деятельности.

Эффективность классно-урочной системы заключается в том, что дети получают базовые знания, навыки, предметные умения, которые можно рассматривать как ресурс для формирования исследовательской деятельности.

Дополнительное образование в свою очередь делится на эпизодическое и систематическое. Эпизодическое – экскурсии, семинары, недели географии, встречи с учеными. Это вызывает мотивацию к исследованию. А олимпиады, конференции, заседания клуба «Эко согласие» позволяют реализовать свои возможности одаренным детям.

Систематическое дополнительное образование, а это факультатив и индивидуальные занятия позволяют углубленно изучать природу родного края видеть его проблемы, а так же пытаться их решить.

3. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Изменение в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Становится все более очевидно, что школьное образование, традиционно считавшееся основным, не решает своей главной задачи. Оно не обеспечивает и не может обеспечить ребенка гарантии того, что уровень полученного им образования, достаточен для дальнейшего обучения и успешной творческой реализации в разнообразных сферах деятельности.

Это заставляет усиленно искать дополнительные возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Арсенал этот существенно расширился в последнее время, в него с полным правом могут быть включены государственные дополнительные образовательные учреждения.

Задача развития интеллектуально-творческих способностей выступает в качестве основной линии реорганизации содержания современного школьного обучения.

Актуальность также обусловлена главной задачей муниципального образовательного учреждения « Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля №57 дальнейшее развитие адаптивной модели обучения, поэтому учебно-воспитательный процесс в школе строится на принципах вариативности и непрерывности образования, реализует принципы личносто-ориентированной педагогики.

Главным звеном в образовательном процессе школы является обеспечение оптимальных для каждого ребенка условий для развития индивидуальных способностей, самореализации вне зависимости от его психологических особенностей, способностей и склонностей, индивидуальных различий. В этом заключается гуманизм и демократизм адоптивной модели школы.

Для достижения целей школа выбрала стратегическую идею – реализацию личностно-ориентированного образования.

Методической основой программы является учение о формировании человека – личности, о месте и роли его собственной активности в преобразовании мира и самого себя, о социальной ответственности человека.

Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует учета психофизиологических особенностей обучаемых, использования системно-деятельного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая обеспечивает достижения четко спланированных результатов обучения.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

1) разработана взаимосвязь образовательных педагогических технологий, обеспечивающих личностно-ориентированною направленность, и развитие творческого мышления учащихся;

2) создана ценностная установка на проектно-исследовательскую деятельность;

3) сформулировать навыки самостоятельной работы в исследовательской деятельности учащихся по краеведению;

4) организованы творческие встречи с учеными, направлены на самоопределение в исследовательской работе;

5) участие в конференциях школы, города, будет способствовать формированию проектной, коммуникативной культуры учащихся, а также реализации творческих идей.

4. Теоретическая база опыта

- Сотрудничество детей и взрослых наиболее эффективный и адекватный способ раскрытия потенциала ребенка и оптимизации его взаимоотношений с окружающим миром.

- Одним из наиболее важных условий развития потенциала ребенка является самоактуализация личности педагога.

- Для воплощения программы необходимо реализовать фундаментальные основы сотрудничества детей и взрослых (психологические, нравственные, общекультурные, эстетические).

- Содержание является ключевым фактором образования.

5. Новизна опыта

Поскольку классно-урочная система образования не дает возможность одаренному ребенку развить свои способности, поэтому используется весь арсенал системы дополнительного образования. Применяя педагогические технологии:

- дифференцированного обучения,

- учебно-игровой деятельности,

- коммуникативно-диалоговой деятельности,

- проектной деятельности в классно-урочной системе образования позволяет развить творческое мышление и сформировать исследовательские навыки, а также дает базовые знания, предметные умения, которые можно рассматривать как ресурс для формирования исследовательской деятельности. В свою очередь дополнительное образование позволяет создать мотивацию для исследовательской работы, а также реализацию творческих идей.

6. Технология опыта

Сегодня социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человека, владеющего способами и средствами сохранения и развития себя как личности, преобразования общества и общественных отношений, транслирующем образцы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, с природой. Говоря об актуальном заказе общества к образованию, имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развивать общество» тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства в котором каждый ученик школы может самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций. Для достижения новых целей образовательная школа выбрала стратегическую идею – реализацию личностно-ориентированного образования.

Концепция образовательной программы школы № 57 по теме «Личностно-ориентированная направленность развития школы посредством повышения профессиональной компетентности учителя.

По этому на уроках географии очень важно сформировать личность и развить ее способности. Для этого применяются различные педагогические технологии:

а) Технология дифференцированного обучения.

При помощи дифференцированных творческих заданий можно вовлекать учащихся в творческую деятельность. Одно из важнейших требований педагогики – максимальная активизация самостоятельной творческой деятельности учащихся. Поэтому наряду с восприятием или готового учебного материала его запоминанием и воспроизведением по требованию учителя следует ставить школьников перед необходимостью поиска новых фактов, их объяснений и построения доказательных выводов, использования различной информации – создать условия, при которых часть новых знаний школьники приобретают самостоятельность.

б) Технология учебно-игровой деятельности.

Система творческих заданий может составить основу системы учебных игр.

Игра обеспечивает деятельностный характер усвоения знаний, навыков и умений. Именно в игре строятся непринужденные отношения между учеником и учителем, когда учитель ориентирован не только на школьный предмет географии и на функции ученика, но и на личность ребенка в целом. Таким образом, деловые игры мобилизуют резервы умственной деятельности т.к. усиливают познавательно-оценочное восприятие информации и восполняют пробелы знаний за счет комплексного видения микропроблем, возникающих в процессе игры, что расширяет диапазон мышления.

в) Технология коммуникативно – диалоговой деятельности

Эта технология требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса,

владение приёмами эвристической беседы, умение вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии.

Обсуждение проблем строится на основе конкретных жизненных фактах, которые требуют конкретных жизненных решений.

Решение проблем, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

г) Технология проектной деятельности школьников

Эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых методов, творческих по самой своей сути.

Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности чаще всего на основе краеведческой работы.

Реализация метода проектов требует адекватной формы организации образовательного процесса.

Метод проектов можно применять в сочетании классно-урочной системы с дополнительным образованием:

Выполняя практико-ориентировочный проект, учащиеся достигают поставленной цели средствами различных предметных областей учебного плана, а также информаций и технологий, выходящих за его приделы, поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках урока.

Вместе с тем, эффективность классно-урочной системы достижения других результатов образования базовых знаний, навыков, предметных умений (которые можно рассматривать как ресурс для формирования компетентностей или как самоценный результат образования) не ставится под сомнение.

В этой ситуации основной задачей школы является совмещение классно-урочной системы с дополнительным образованием.

д) Взаимосвязь с системой дополнительного образования

От того, как удастся вызвать интерес учащихся к исследовательской работе, пробудить потребность в познании, во многом зависят результаты исследования. Для этого мы включились в работу туристско-краеведческого движения «Отечество».

В рамках этой программы дети нашей школы совершают экскурсии, походы.

1. Экскурсия в п. Саракташ «Дом милосердия».

2. Экскурсия в п. Октябрьское «Малый Иерусалим».

3. Нугушское водохранилище.

4. Мурадымовские пещеры.

5. Пос. Покровка «Мужской монастырь».

6. Бузулукский бор.

7. Экскурсии по городам Башкортостана.

8. Пос. Красноусольск

9. Пос. Каргала.

Это позволяет сформировать у детей пространственное воображение. А для одаренных детей это является толчком для научно-исследовательской деятельности.

Вот, например, Струпов Алеша, побывав в музее п. Октябрьское, решил для своей научной работы выбрать тему «Древнейшее заселение Оренбургской области».

А Письменюк Аня побывав в доме милосердия п. Саракташ выбрала тему « Служение людям через любовь к богу» про Николая Стремского.

Путешествуя, одаренный ребенок познают мир и это помогает ему увидеть неизвестное в известном.

Дети с интересом занимаются и в кружке «Краеведения» где изучают историю и природу родного края, экономические и социальные связи области. Вот уже много лет наша школа на окружных туристических слетах в номинациях «Краеведение», «Топография» занимают призовые места.

Исследуя растения «Оренбургской области» во время экскурсий на природу Носова Аня стала работать над проблемой Растения Оренбуржья для вегетарианцев.

Активная деятельность за пределами основных учебных занятий всегда рассматривается не только как важный фактор усвоения учебных программ, но и как средство воспитания и развития неординарной творческой личности.

Смотр-конкурс «Хроника 3-их столетий».

В этом конкурсе ученики нашей школы заняли 1 место.

А у Предыбайло Олеси возникла идея исследовать экономику Оренбургской области в военные годы.

Принимали участие в экологическом смотре-конкурсе «Мы дети твои, дорогая Земля!».

В номинации викторины « Зеленый народ Оренбурга» ученики нашей школы заняли 3 место.

А у Яковлева Сережи возникла идея исследовать и написать проект по озеленению степного поселка.

Всевозможные конкурсы, слеты, конференции являются важными компонентами развития таланта. А дух соревнования формирует упорство к победе.

Таки образом, создаются предпосылки к исследовательской работе.

Возрастные способности 9-ых классов позволяют ребятам заняться более глубоким исследованием какой-либо проблемы своей местности.

В сентябре каждому ребенку дается задание определить тему, над которой он будет работать. Темы рефератов ребенок выбирает сам, в связи с его увлечением и литературой, которую он подобрал по данной теме. Единственное, нужно ориентировать учащихся на окружные и городские конференции.

География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки: этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Поэтому диапазон выбора проблем для научной работы огромен.

Правила выбора темы исследования.

- Содержание элементов новизны, творчества, оригинальности.

- Возможность высказать собственную точку зрения.

- Следует объективно представить реальность выполнения намеченной работы, ее объем, строки, доступность источников определения.

Затем организуются мини курсы, в которых идет индивидуальная работа с учащимися по конкретным темам.

7. Результативность

Заключительным этапом исследовательской работы является конференция, где дети имеют возможность реализовать свои творческие возможности.

1 этап: школьная конференция:

- «Россия – Родина моя» 9 кл.

- «Земля – наш дом» 10 кл.

2 этап: окружная конференция «Ты оренбуржец», где дети выступали по разным направлениям.

- Секция «летопись родного края», где Струпов Алексей с работой «История заселения Оренбургской области» занял 3-е место.

- Секция «Наш край в военной истории России» Предыбайло Олеся с работой «Экономика Оренбургской области в военные годы» заняла 4-е место.

- Секция «Этнография» с работой «История татар – история моей семьи» Надршина Аделя заняла 1-е место.

- В экологической секции с работой «Растения Оренбургской области для вегетарианцев» Носова Анна заняла 3-е место.

3 этап: Это городские конференции.

- «Первый шаг к Нобелевской премии» принимали участие:

Антонов Андрей с работой «Экология городов».

Квасова Ира с работой «Защита окружающей среды».

Литвинова Саша с работой «Защита атмосферного воздуха» 3-е место.

- Интеллектуалы 20-го века.

Присс Женя с работой «Урбоэкология» 3-е место.

Надршина Аделя – «История татар – история моей семьи». 2-е место.

- Отечество.

Носова Анна 1-е место.

Надршина Аделя -2-е место.

4 этап: Областные конференции.

Принимали участие Литвинова Саша и Надршина Аделя – 1-е место

Для тех, кто не принимал участие в городских конференциях, есть возможность выступить на заседании круглого стола дискуссионно-пропагандистского клуба «Экосогласия» при ГДТД и М членами которого являются наши ученики. И опять, как нельзя лучше дополнительное образование оказывает услугу одаренным детям, где они могут свободно общаться с Гривко Р.В.-кандидатом педагогических наук доцентом кафедры экология и природопользование ОГУ, Забзеевой В.А. –старший преподаватель ОГПУ, кандидат педагогических наук.

Они также могут выступать со своими докладами. На заседании по теме «Экология и здоровье» выступала Носова Аня и Бережной Владимир, а на заседании по теме «Сбережем природные ресурсы» выступил Гаврилов Андрей.На заседании дети получают исчерпывающие ответы на интересующие их вопросы.

8. Адресная направленность опыта

Представленные материалы могут быть использованы в педагогической практике учителей географии, работающих в старших классах общеобразовательных школ

Развитие творческого мышления на уроках географии и применение его в исследовательской деятельности по изучению родного края будет успешным если:

1) взаимодействие образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированную направленность, и развитие творчества учащегося;

· дифференцированного обучения;

· учебно-игровой деятельности;

· коммуникативно-диалоговой деятельности;

· проектной деятельности.

2) создана ценностная установка на проектно-исследовательскую деятельность.

3) сформулированы навыки самостоятельной работы в исследовательской деятельности учащихся по краеведению;

4) творческие встречи с учеными направлены на самоопределение в исследовательской работе;

5) участие в конференциях школы, города будет способствовать формированию проектной коммуникативной культуры учащихся.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации