Программа пропедевтического курса «Начальная География»
автор
Алешина Татьяна Геннадьевна,
учитель географии и биологии Трудовой средней общеобразовательной школы Ташлинского района

Цель развития школы:(на год)-видоизменить содержание образования, воспитания и оптимально сочетать традиционные и развивающие методы и формы обучения и воспитания для ориентации на творческую деятельность.

Цель программы:- добиться усвоения основ географических знаний на более ранних этапах обучения.

Задачи:

1. Развить у учащихся устойчивый интерес к предмету.

2. Способствовать развитию географического мышления.

3. Расширить кругозор учащихся.

4. Выявить и развивать географические способности.

5. Подготовить к обучению на второй ступени.

Межпредметная связь: история, пропедевтика географического курса, русский язык.

Объяснительная записка.

В современных условиях работы Трудовской средней общеобразовательной школы, учитывая региональные и местные особенности, при наличии различных вариантов учебных планов возникает проблема нового подхода обучения географии.

Преподавание географии на более ранних этапах носит актуальный характер, т. к. технический прогресс и огромный поток географической информации неизбежно приводят к тому, что современные школьники кажутся более развитыми, чем их предшественники.

Искусственное сдерживание познавательного интереса детей может привести к невосполнимым потерям в их развитии в будущем. На преподавание пропедевтического курса «Начальная география» есть заказ со стороны преподавателей гуманитарного цикла( история, география) и родителей.

Введение данного курса не столько желательно, сколько необходимо,в особенности это касается учащихся сельских школ, которые зачастую не имеют условий для общего развития. Организация такого обучения не только обеспечивает учащихся знаниями, но и развивает их. Главная идея курса- создание базового комплекса опорных знаний по географии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся.

Поэтому в первую очередь нами отобран материал, адекватный возрасту учащихся и способствующий развитию их интереса к географии.

Программа курса расчитана на 34 учебных часа, она включает 7 тем, 12 практических работ, в том числе одна работа на местности, 4 контрольных работы, программа дополнена списком географической номенклатуры.

Проведение и организация некоторых практических работ предлагается одновременно с изучением нового материала, они нацеливают учителя на использование практического метода обучения в сочетании с наглядным и словесным, при этом учащиеся работают с моделями географической действительности и средствами наглядности, на местности -непосредственно с географическими объектами и явлениями. Данный пропедевтический курс – первый этап в системе географического образования в средней школе. При его изучении учащиеся должны усвоить в элементарном содержании основные географические понятия и представления, а также обобщенные приемы:

ориентирование по карте, изучение объектов местности, чтение крупномасштабных картографических изображений, соответствующие приемы ознакомления с рельефом, водами, взаимосвязями «природа-человек».

В целях обеспечения приемственности при реализации данной программы необходимо особое внимание уделить систематизации и обобщению знаний на завершающем этапе.

Данная программа является практическим претворением решения школьных задач (см. цель развития школы).

Преподавание пропедевтического курса по географии нацелено на формирование необходимых умений и навыков учебного труда учащихся, развития у них логического мышления, памяти, речи, воображения, умения создавать образ территории, эстетического восприятия окружающей среды и в конечном итоге- творческого отношения к жизни и стремления к постоянному развитию и самообразованию.

Начальная география. 4 класс.

(34 часа, 2 часа резерв).

Тема 1. Введение. 1ч.

География- наука о природе земной поверхности, ее разнообразии, о населении и его хозяйственной деятельности

Тема 2. Географическая карта. 8 ч.

Форма и размеры Земли. Карта- условное изображение Земной поверхности. Условные обозначения.Ориентирование по карте. Использование карт в практической деятельности человека.

Практические работы: 1.Ориентирование по карте.

2.Обучение приему показа направлений по карте.

3.Чтение карты по условным обозначениям.

Тема 3. Материки и океаны. 7 ч.

Изображение сушы и океанов. Материки. Части света.

Океаны. Моря. Их географическое положение на карте

Полушарий. Суша в океане.

Практические работы: 4.Обучение приему показа материков, океанов, заливов, проливов, Островов, полуостровов на карте Полушарий.

5.Определение ГП материков, океанов.

6.Оформление карты полушарий: надписывание на ней названий материков, океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов.

Номенклатура: моря- Черное, Средиземное, Красное; океаны- все, материки- все, заливы- бискайский, Бенгальский, проливы- Берингов, Дрейка, полуострова- Гренландия, Гавайи.

Тема 4. Земная поверхность. 9 ч.

Породы, слагающие Землю. Рельеф-совокупность неровностей земной поверхности. Основные формы рельефа: плоские, выпуклые(холм, гора), вогнутые (котловина, овраг,

горная долина). Изображение рельефа на карте. Шкала высот. ГП гор, равнин.

Практические работы: 7.Обучение показу гор, равнин на физической карте.

8.Определение ГП гор, равнин.

9.Нанесение на контурную карту гор, равнин.

Номенклатура: горы- Уральские, Гималаи, Кавказ; в океане-Срединный Атлантический хребет; равнины- Восточно-Европейская, Великая Китайская.

Тема 5. Вода на земле. 4 ч.

Воды суши. Река и ее части. Речная система. Искусственная река- канал. Подземные воды. Озера.

Практические работы: 10. Обучение приему показа реки, речной системы на карте.

11. Обозначение на контурной карте рек: Волги, Нила, Амазонки.

Тема 6. Воздух. 2 ч.

Атмосфера и ее части. Формирование погоды. Климат.

Практическая работа на местности: 12. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом, сезонными изменениями в природе.

Тема 7. Роль географии в жизни человека. 1 ч.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

-форму и размеры Земли, глобус- модель земного шара, карту – условное изображение земной поверхности, условные оьозначения, название и расположение материков и океанов, некоторых морей, заливов, проливов, островов, полуостровов, части света, название сторон горизонта, назначение компаса, породы слагающие Землю, основные формы рельефа, шкалу высот, воды суши- реки , подземные воды, озера, атмосферу и ее части, понятие о климате.

Учащиеся должны уметь:

-ориентироваться по глобусу и карте, показывать на глобусе полюсы Земли, экватор, параллели, меридианы, определять по карте стороны горизонта, положение своего населенного пункта, России, пользоваться условными знаками,определять географическое положение материков, океанов и показывать их на карте полушарий, называть и показывать крупные реки, озера, моря, самые обширные низменности и некоторые горные системы, пользоваться шкалой высот и глубин, называть полезные ископаемые своего края, уметь читать крупномасштабные картографические изображения, правильно показывать географические объекты на карте.

Каждое учебное занятие начинается с географической разминки, которая проводится в форме мозговой атаки, это позволяет активизировать учащихся, повторить изученный материал, лучше отработать понятийный аппарат. Оценивание с помощью рейтинговой системы, а не привычными оценками, позволяет снять излишнюю эмоциональную напряженность на уроке, так как при таком подходе исключается положение двоечника, если сегодня ученик не смог набрать большое количество баллов, то на следующем занятии он может исправить ситуацию и подняться в рейтинге.

Чтобы избежать перегрузок и способствовать созданию благоприятной атмосферы мы практически не задаем домашних заданий /за исключением случаев, когда нужно запомнить смысл какого-нибудь нового термина/.

На уроках учащиеся ведут тетради, в которых записывают значения непонятных для них терминов, рисуют схемы, таблицы, выполняют задания.

Большое влияние на усвоение знаний у четвероклассников оказывают игровые технологии обучения. Мы заметили, что в процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре- соревновании, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Другими словами игра на уроке является комплексным носителем информации.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации