Дайджест

Представил: Доморозов В.А., зав. УМК географии ООИПКРО
Дата: 27.04.04

 

1. Исаченко А.Г., География в современном мире., 160 с., М:, «Просвещение, 2003

Основная задача книги – помочь учителю сориентироваться в наиболее актуальных проблемах географической науки и познакомить с ее ролью в решении задач рационального природопользования. Опираясь на опыт отечественной географии, автор попытался показать пути органического перехода от изучения физико-географических явлений через ресурсную и экологическую оценку природной среды к географическому изучению населения и хозяйства. Книга адресована прежде всего учителям географии, а также учащимся профильных школ и студентам географических факультетов вузов.

2. Машбиц Я.Г., Основы страноведения.-256 с., М: «Просвещение», 2003

В книге рассматривается история, географическая сущность и функции комплексного страноведения, раскрываются основные элементы комплексных страноведческих характеристик, предлагается их авторская схема.

Пособие адресовано учителям географии и студентам, содержит большой фактический материал, который может быть использован в комплекте со школьными учебниками при изучении экономической и социальной географии России и мира.

3. Современный урок географии. Ч. 1: методические разработки уроков. Сост. И.И.Баринова., 128 с., М:, «Школьная пресса», 2003

В пособии рассматриваются особенности нетрадиционных уроков: лекций, экспедиций, конференций, деловых игр. Даются рекомендации по использованию развивающих методических приемов: «мостик», «репортаж», «золотое слово», и др. Приводятся примеры разных видов уроков с 6 по 10 класс.

4. Современный урок географии. Ч. 3: методические разработки уроков географии в 10 классе. Авт. А.В.Шатных. 128 с., М:, «Школьная Пресса», 2003

Пособие посвящено социальной и экономической географии мира. Здесь даны варианты тематического планирования, подробное поурочное планирование, на примере отдельных тем представлены лекционно- семинарская система, логические опорные конспекты, а также практикумы.

5. Современный урок географии. Ч. 4: методические разработки уроков географии в 9 классе. Авт. А.В.Солонько., 96 с., М:, «Школьная Пресса», 2003

Пособие содержит общую характеристику курса географии в 9 классе, тематическое планирование по курсу, а также подробную методику создания и проведения деловых игр. Эта методика позволит повысить познавательную активность школьников и сформировать у них ведущие экономические понятия.

6.Современный урок географии. Ч. 5: методические разработки уроков географии по курсу «Природа России». 8 класс. Сост. И.И.Баринова., 96 с., М:, «Школьная Пресса», 2003

Книга содержит характеристику образовательно-воспитательных задач, планируемые результаты, а также методические разработки уроков по разным темам курса и методику проведения наиболее сложных практических задач.

7. Современный урок географии. Ч. 6: методические разработки уроков для 7 класса. «Материки и океаны».,112 с., М:, «Школьная Пресса», 2003

Книга содержит методические разработки уроков по разным темам курса. Авторы – творчески работающие учителя и методисты – предлагают не только обычные уроки, но и уроки – игры, уроки – пресс – конференции, интегрированный урок географии и музыки и другие находки. Этот опыт поможет учителям сделать уроки более живыми и увлекательными, а школьникам – лучше усвоить знания по географии и научиться применять их в разных жизненных ситуациях.

8. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А.. ГЕОГРАФИЯ: НАШ ДОМ - ЗЕМЛЯ: МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ. 7 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений - М.Дрофа,2001-416с:ил.,карт.

Учебник содержит сведения о нашей планете, о строении и особенностях её оболочек, о географической карте. Страноведчес-кий подход отражает идею гуманизации образования. Приведены описания отдельных стран мира, в том числе и стран нового зарубежья. Содержание включает весь необходимый текстовый и иллюстративный материал (большое количество карт, цветных рисунков, фотографий, схем) и сведения для дополнительного изучения. Пособие снабжено развернутым методическим аппаратом. В приложении учебника, кроме указателя терминов и понятий, авторы приводят сведения о важнейших событиях в истории географии, предлагают различные планы характеристик географических объектов, географические задачи и тестовые задания пяти уровней подготовки учащихся по содержанию курса “География материков и океанов”.

Структура и содержание учебника предполагает возможности работы школ по разным учебным планам, полностью отвечает современным образовательным стандартам, он одобрен Феде-ральным экспертным советом и рекомендован к изданию Министерством образования России. Включен в состав Феде-рального комплекта учебников на 2003-2004 учебный год.

9. Баринова И.И. ГЕОГРАФИЯ РОССИИ, ПРИРОДА. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.:Дрофа,2001-288с.: ил.,карт.

В учебнике дан общий обзор природы России, подробно охаратеризованы природно-территориальные комплексы Восточно-Европейской равнины, Северного Кавказа, Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Учебник освещает историю изучения территории России, богатое разнообразие природы. Особое внимание уделено вопросам охраны природных ресурсов и экологическим проблемам. Пособие отражает новые гуманистические тенденции школьной географии. Оно содержит текстовый материал и иллюстри-рованный материал (большое количество схем, карт и цветных иллюстраций), необходимый для изучения школьного курса. Автором составлены входные и текущие вопросы и задания к параграфам, итоговые задания по темам.

Учебник полностью отвечает современным образовательным стандартам, одобрен Федеральным экспертным советом и рекомендован к изданию Министерством образования России. Он включен в состав Федерального комплекта учебников на 2003-2004 учебный год.

В комплекте с учебником выходит Атлас и Рабочая тетрадь с контурными картами, а так же методическое пособие для учителя.

10. А.И.Алексеев, В.В. Николина. ГЕОГРАФИЯ РОССИИ: НАСЕЛЕНИЕ, ХОЗЯЙСТВО. 9 кл. М.:Просвещение, 2001-320 с.: ил.

Издательство “Просвещение” в 2001 г. выпустило новый учебник “География России: Население, хозяйство. 9 класс” как продолжение учебника “Природа России”.

Особенностью содержания учебника является его ориентация на личность учащегося, учет его индивидуальности. Учебник изначально является субъектом познания. В то же время учебник нацелен на отражение идей современной географической науки с её проблемами, приоритетами, ценностными ориентирами. В построении учебника осуществилась попытка реализовать концепцию личностно-ориентированного образования в авторском, ценностном, личностно-коммуникативном подходе к конструированию учебника.

В качестве базовых принципов, отражающих идеи географической науки, назовем следующие: проблемность, историцизм, интегративность, регионализация, а также ценностный, культурологический принцип, позволяющий рассматривать особенности размещения населения, хозяйства на основе тенденций, вызванных развитием цивилизации, а свою страну, район проживания - как часть мировой культуры.

Учебник имеет ряд функций, в том числе познавательную, деятельностную. Методический аппарат (внетекстовый компонент) учебника представлен аппаратом организации усвоения в виде отдельных рубрик.

Рубрика “Вопросы для самооценки” ориентирует ученика на самопроверку содержания параграфа.

Учебник рассчитан на 68 часов, содержит “Введение, две части: “Общий обзор России” и “Районы России”, “Заключение”. Имеется “Словарь терминов”. При делении учебного материала предпринята следующая трехступенчатая иерархия: часть (раздел) - тема - параграф.

11. Баринова И.И., Ром В.Я. ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8-9 кл.: Методическое пособие.- М.: Дрофа,2001.-144с.:ил., карт.

Методическое пособие знакомит учителей с особенностями новых учебников по курсу “География России” для 8-9 классов и предлагает методические рекомендации по организации изучения этих курсов. Оно может быть полезно и для учителей, которые используют другие учебники, так как содержит новый дополнительный материал по экономическим системам в истории России, современной региональной политике, представляет актуальную для современного географического образования экономическую теорию Н.Д.Кондратьева. Учителя найдут здесь и методические разработки по проведению зачетов, географических игр, изучению важнейших географических понятий.

Важно, что на примере учебников по курсу “География России” показана специфика работы с учебником географии в условиях современной школы, выявлены общие закономерности влияния учебника на организацию процесса обучения.

Новые подходы в учебниках (исторический, проблемный) усиливают интегрирующую роль курсов “География России” в гуманизации современного образования.

В данном учебном пособии и пойдет речь о том, как более рационально использовать учебник, как лучше организовать процесс обучения.

12. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

Книга представляет собой полный свод документов и комментариев к ним, необходимых в повседневной работе учителю географии.

Сборник состоит из четырех разделов. В первый и второй вошли нормативные документы и рекомендации Министерства образования по основной и старшей школе. Третий раздел содержит характеристики основных учебных материалов по географии. Четвертый посвящен критериям оценки результатов обучения. Книга адресована руководителям общеобразовательных учреждений и учителям географии.

13. Программы общеобразовательных учреждений : География: 6-11 классы/ Сост. В.И.Сиротин. М.:Просвещение. 2003-304 с.

В сборник включены действующие программы, подготовленные авторскими коллективами географического факультета МПГУ (под редакцией И.В.Душиной), географического факультета РГПУ им. А.И.Герцена (под редакцией Е.Я.Черниковой), лабораторией ИОСО РАО (под редакцией Н.Н.Петровой). Программы подготовлены с учетом всех достижений в методике преподавания географии за последнее десятилетие.

14. Учебно-методический комплект Н.Ф.Винокуровой и др. Природопользование. М.:Просвещение.2003.-256 с.: ил.

Учебный комплект «Природопользование» для школ естественно-научного профиля интегрирует знание о взаимоотношениях общества и природы. Обучение предполагает участие в ролевых играх, дискуссиях, «мозговых атаках», моделировании и практической деятельности.

15. Учебно-методический комплект В.Н.Холиной.

География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: 10-11 классы. М.:Просвещение.2003.- 320 с.: ил.

Учебно-методический комплект по географии человеческой деятельности предназначен для школ гуманитарного профиля. Комплект заинтересует всех, кто хотел бы узнать о географических аспектах основных проблем окружающего мира, о пространственной логике размещения хозяйства и развитии общества. Материал для проведения самостоятельных и практических работ (таблицы, карты, задания по каждой теме) позволит учителю строить работу в диалоге с учеником. В помощь учителю предлагаются методические рекомендации по преподаванию курса и организации работы на уроке.

16. География Оренбургской области. Учебник для 8-9 классов общеобразовательной школы. А.А.Чибилев и др.-М.:Издательство МГУ,2002.-192 с.

В учебнике дана комплексная географическая характеристика Оренбургской области. Он является частью учебного комплекта, который включает в себя также «Учебные материалы по географии Оренбургской области» , «Рабочую тетрадь по географии Оренбургской области» и «Программно-методические материалы для учителя». Наибольшей эффективности в обучении географии своей области можно добиться при использовании всего комплекта учебных пособий, хотя они могут использоваться и отдельно друг от друга. Предназначен для учащихся 8-9 классов школ Оренбургской области, учителей географии, краеведов и всех тех, кто интересуется географией родного края. Включен в региональный комплект учебников на 2003-2004 год.

17. А.А.Чибилев. “ПРИРОДА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ”. (Часть I. Физико-географический и историко-географический очерк). Оренбургский филиал Русского географического общества. Оренбург,1995.

Книга в доступной форме знакомит читателей с особенностями рельефа, геологии, климата, водных ресурсов, почв, растительности и животного мира Оренбургской области. Дается характеристика ландшафтов, описываются наиболее интересные природные объекты края. Рассматриваются аспекты исторической географии и этнографии Оренбуржья. Приводятся сведения об естествоиспытателях края.

Автор, доктор географических наук, председатель Оренбургского филиала Русского Географического Общества, заведующий Оренбургским отделом института экологии УрО РАН, в течение многих лет занимается изучением природы и разработкой мероприятий по охране и рациональному использованию природ-ных ресурсов Оренбуржья.

Книга адресована учителям географии и естествознания, студентам, учащимся, краеведам, специалистам-экологам.

18. Мусихин Г.Д. МИНЕРАЛЫ ОБЛАСТИ: В СЕРИИ “ПРИРОДНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ЮЖНОГО УРАЛА”. Екатеринбург: УрРАН, 1996.

Настоящая книга открывает серию изданий ОфРТО и ОоИзОРАН, посвященную описанию природного разнообразия Южного Урала. Предлагаемое издание - первый опыт обобщения сведений о минералах Оренбургской области. Школьные программы последнего времени предусматривают более детальное изучение природы своего края, в том числе и геологии. В пособии собрана информация, рассеянная в многочисленной специальной литературе, отдельных учебных пособиях, фондах и архивах, сопоставленная с собственными полевыми наблюдениями автора. Эта книга посвящена минералам Оренбургской области и, по мысли автора, должна стать начальным звеном в серии геологических пособий. В следующих книгах должны быть изложены сведения о горных породах, полезных ископаемых, геологических достопримечательностях, геоморфологическом и геологическом строении области в целом. Это учебное пособие представляет интерес для школьников, студентов естественного факультета, учителей географии и химии, специалистов и краеведов.

19. Климентьев А.И., Блохин Е.В. ПОЧВЕННЫЕ ЭТАЛОНЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ: Материалы для Красной книги почв Оренбургской области, 1996.

Книга подготовлена по материалам исследований почв лаборатории экологии сельскохозяйственных ландшафтов Оренбургского отдела степного природопользования Института экологии растений и животных УрО РАН.

Предлагаемый труд - логическое завершение многолетних исследований оренбургских естествоиспытателей, направленных на изучение почвенного покрова степной и лесостепной зон Урала и Приуралья. Первые сведения о почвах края содержатся в трудах П.И.Рычкова. Выдающийся вклад в изучение почв Оренбуржья внес Э.А.Эверсманн, В.В.Докучаев, С.С.Неуструев вместе с Л.И.Прасоловым и А.И.Бессоновым.

Авторы книги, последователи В.В.Докучаева и С.С.Неуструева, ученики Оренбургской почвоведческой школы В.Д.Кучеренко, член-корреспондент РЭА, доктор сельскохозяйственных наук, заведующий лабораторией экологии сельскохозяйственных ландшафтов Оренбургского отдела степного природопользования Ур.ОРАН А.И.Климентьев, член-корреспондент РАЕН, профессор, заведующий кафедрой почвоведения и агрохимии Оренбургского аграрного университета Е.В.Блохин - в течение многих лет целенаправленно работали над проблемами экологии и защиты почв от эрозии, занимались вопросами географии и картографии оренбургских черноземов.

Предлагаемая монография может стать незаменимым пособием для начинающих почвоведов и агрономов, работников сельскохозяйственных предприятий и фермеров, а также студентов вузов, техникумов и учащихся школ.

20. ПРОБЛЕМЫ СТЕПНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (экология, плодородие и рацинальное использование почв)

(Сборник научных трудов, посвященный 150-летию со дня рождения В.В.Докучаева. - Оренбург: ДиМур, 1996-140с.

В сборнике содержатся статьи по проблемам почвоведения, агрохимии, рационального природопользования, охраны природы и заповедного дела. Основу сборника составляют материалы научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения В.В.Докучаева.

Издание рассчитано на специалистов в области экологии, почвоведения, природопользования и сельского хозяйства. Будет полезно студентам экологических и аграрных специальностей.

21. СТЕПНОЙ ЗАПОВЕДНИК “ОРЕНБУРГСКИЙ”: Физико-географическая и экологическая характеристика. Екатеринбург: УрОРАН, 1996.

Монография посвящена комплексной ландшафтно-экологической характеристике государственного степного заповедника “Оренбургский”, созданного в 1989 г. Авторы принимали непосредственное участие в проектировании заповедника, сохранении его экосистем до 1991 г., организации и проведении научно-исследовательских работ по программе ландшафтно-экологического мониторинга. Книга содержит основные материалы и документы, связанные с историей создания заповедника.

Адресована специалистам, занимающимся вопросами экологии и заповедного дела.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации