Нетрадиционные формы контроля знаний и умений как средство развития познавательного интереса учащихся
из опыта практической деятельности
Чекрыжевой Ольги Петровны
учителя географии муниципальной общеобразовательной школы №5,
почетного работника общего образования РФ

Представил: Доморозов В.А., зав. УМК географии
Дата: 28.11.03

Учитель, работая над проблемой, как профессионал реализуется в педагогической практике и владеет всем многообразием форм и методов работы в области географического образования.

Основными задачами педагогической деятельности учителя являются: создание оптимальных условий выявления задатков развития интересов и способностей каждого школьника; подготовка учащихся к самостоятельному, творческому труду.

Система работы О.П.Чекрыжевой направлена на развитие функциональной грамотности учащихся, общегеографической культуры учащихся, и совершенствование процесса обучения в целом.

В своей работе педагог использует методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей; а также традиционные методы: беседа, наблюдение, опыт, практические работы с преобладанием эвристического характера познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений, учат принимать самостоятельно новые решения.

Посещенные уроки и наблюдения за деятельностью учителя показали, что Ольга Петровна не просто создает благожелательную творческую атмосферу, а постоянно обращается к субъектному опыту школьников, т. е. к опыту их собственной жизнедеятельности, признает самобытность и уникальность каждого ученика.

Планируя педагогическую деятельность, педагог учитывает последние достижения естественных наук, ставит задачи реализации целей обучения развивающими методами, позволяющими формировать у учащихся потребности к саморазвитию, овладению различными способами мышления и самое важное – интеллект.

Теоретическую основу педагогического исследования учителя по проблеме составляют работы Г.И. Щукиной (развитие познавательного интереса), Л.В. Занкова (целостное развитие личности), И.С. Якиманского (личностно-ориентированное развивающее обучение).

Методическая система учителя опирается на индивидуализацию обучения, создание положительного эмоционального фона, методы проблемного обучения, использование нетрадиционных форм обучении.

Актуальность и новизна исследовательской работы Ольги Петровны проявляются в том, что при традиционной слабой ориентации стадии контроля на развитие познавательного интереса предлагает анализ условий, позволяющих стимулировать познавательную активность школьников на уроках географии. Ею разработаны методические рекомендации по использованию нетрадиционных форм контроля знаний и умений учащихся на уроках физической географии.

Методы контроля учителя разнообразны: используются индивидуальные карточки, терминологические географические диктанты, картографические диктанты, зачеты, экспресс-опросы, тестовый контроль, взаимоконтроль учащихся (в паре), письменные контрольные работы и устный опрос.
Также для контроля используются кроссворды, ребусы, составленные учителем и учениками, образцы горных пород и минералов, собранные учащимися во время экспедиций.
Стихи, загадки, видеосюжеты, интересный занимательный материал из дополнительной научно-популярной и художественной литературы часто используются на уроках, что вносит элемент яркости, новизны, занимательности, способствуя развитию познавательного интереса.

Большое внимание уделяется творческим работам учащихся: составление сценария «Путешествие капельки», пробуют написать учебник «Остров Мадагаскар», сочинения: «Мое первое географическое открытие», памятки экскурсантам, отправляющимся в Австралию, страны Южной Америки, на Южный полюс, проекты гипотетических (несуществующих) материков.
Такое творчество не только развивает мыслительную деятельность, творческую активность учащихся, но и познавательный интерес, который выходит за рамки школьной программы.

Особый интерес учащихся вызывает проведение нетрадиционных уроков (уроки путешествия, интеллектуальные брейн-ринги, «Счастливый случай», деловые игры, КВН, устные журналы, уроки-ярмарки), которые вносят разнообразие в учебную деятельность.
В традиционные уроки учитель вводит игровые моменты, игры, такие как: «Что лишнее?», «Кто лишний?», «Найдите ошибку», «Географическое лото», «Составьте телеграмму» и т.д.

Владея методами научно-исследовательской, экспериментальной работы, Ольга Петровна включилась в 2001-02 учебном году в эксперимент по переходу на 12-летнее образование, профильное обучение географии в старшей школе, апробирование нового учебника под редакцией В.Н. Холиной «География хозяйственной деятельности».

Результаты контрольного среза в 10Г классе по теме «Население мира» (основным знаниям и умениям):

 
%успев.
%качества
СОУ
Основные знания (тесты)
100
75
63
Основные понятия
100
96
76

Пятый год учитель работает в классах, обучающихся по программам центра непрерывного образования института новых образовательных систем, апробируя учебники под редакцией Т.В. Кучер и Н.Н. Петровой.

Показателями продуктивности работы учителя являются данные диагностики.

Результаты обучения учащихся:

Год
%успев.
%качества
СОУ
1999-2000
100
64
61
2000-2001
100
65
63
2001-2002 (2 четверть)
100
61
58

На повышение качества подготовки школьников существенное влияние оказывает проводимая педагогом внеурочная деятельность.

В рамках реализации образовательного проекта «Одаренные дети» ею было организовано в мае 2000 года на базе школы при Оренбургском отделении РГО школьное географическое общество (ШГО). Организуя экспедиции, совместные заседания с учеными, научно-исследовательскую деятельность учащихся, Ольга Петровна, тем самым, обеспечивает максимально эффективное творческое раскрытие школьников на пути индивидуального движения к успеху, осуществляет взаимодействие: «Ученик – ученый», «ученик – научный сотрудник» и т.д., способствует расширению образовательного пространства ОУ в целях эффективного развития интеллектуального потенциала учащихся. На базе государственного заповедника «Оренбургский», совместно с институтом степи, организовала полевой экологический лагерь «Орхидея».

Члены ШГО уже в 2001-02 учебном году показали высокие результаты:

Научно-практическая конференция «Интеллектуалы XXI века»:

лауреат – Коваленко Е. 9 класс.

III место – Русаков Вс. 9 класс.

Городская научно-практическая эколого-биологическая конференция «Первый шаг к Нобелевской премии»:

I место – Русаков Вс. 9 кл.

III место – Коваленко Е. 9 кл.

IV место – Кирчанова А. 9 кл.

Областная эколого-биологическая конференция:

II место – Русаков Вс. 9 кл.

III место – Коваленко Е. 9 кл.

Областная краеведческая конференция в г. Акбулак (2000-01гг):

II место – Васильева Л. 8 кл.

III место – Травкина И. 8 кл.

Окружная олимпиада по географии (2000-01гг):

I место – Миронова Д. 9 кл.

II место – Покусаева О. 9 кл.

Материалы совместного заседания ШГО с президиумом Оренбургского отделения РГО «Рычковские чтения»: Атласы оренбургского края (1745-2000), собранные Ольгой Петровной – опубликованы. Находятся в печати статья – выступление на научно-практической конференции 24 декабря 2001 г в ОГПУ «Экологическое образование: интеграция школьной, вузовской, академической науки в практике».

Опыт учителя обобщался методическим кабинетом Южного округа (2001) «Успехи передового опыта», УМК географии ООИПКРО в виде посещения уроков (2002) и материалов в информационном сборнике – Школа Оренбуржья: учителя высшей категории (1996). В апреле 2001г. выступала с опытом организации работы с одаренными детьми, научно-исследовательской деятельности школьников на всероссийской научно-практической конференции: «Развитие и саморазвитие ученика и учителя» в г. Орске.

Ежегодно у педагога проходят практику студенты естественно-географического факультета ОГПУ.

По результатам собеседования и представленного материала можно предположить, что профессиональная компетенция учителя географии Чекрыжевой Ольги Петровны – это совокупность общей культуры личности и профессиональных знаний по основным направлениям педагогической деятельности – теории и методики преподавания предмета, педагогики, психологии и экологии и умении применить эти знания в педагогической науке.

Ольга Петровна обладает способностью критически оценивать объект и научный уровень учебного материала в соответствии с состоянием географической науки и дидактическими требованиями; умением провести анализ и дать общую научную и методическую оценку школьной программы, учебника, статьи, методической литературы и наглядности, организаторскими способностями. Ольга Петровна умеет организовать целенаправленное наблюдение за деятельностью обучаемых, провести микроэксперимент, направленный на апробацию нового метода, подхода, педагогической технологии, провести обработку данных педагогического эксперимента и сделать на их основе выводы; анализировать и обобщать опыт своей работы и других преподавателей, творчески перерабатывать и применять его.


Пример практического занятия

Интеллектуальный ринг "Гондвана" (7 кл.):

ЦЕЛЬ: обобщение знаний по теме "Южные материки", расширение и углубление знаний учащихся, развитие интересов учащихся к предмету, активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта мира, карты материков, карточки для жеребьевки, картины природы материков, магнитофон.

ОРГАНИЗАЦИЯ

1. Предварительная подготовка учащихся: выполнение творческих заданий (кроссворды, викторины, рефераты и т.д.), учащиеся готовят название команд, эмблемы.

2. Игра проводится на уроке в одном классе или между классами во внеурочное время. Игра проводится в три раунда.

Разделить учащихся на четное число групп.

I раунд - разминка.

Провести жеребьевку (2 первых номера, 2 вторых, 2 третьих и т.д.). Команды, имеющие одинаковые номера, задают друг другу вопросы (2-3 вопроса - теоретические по карте). За каждый правильный ответ команда получает жетон.

II раунд.

Учащиеся отвечают на вопросы ведущего. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку.

III раунд.

В третий раунд выходят три команды , набравшие наибольшее количество жетонов. Учащиеся получают задание - составить прогноз. Над которым работают 5-7 минут. Заслушать прогноз.

Во время подготовки команд, провести конкурс на лучшего знатока карты.

ИТОГ.

Подвести итоги, наградить победителей.

Примерные вопросы II раунда | Ответы

1. Какая река в Африке дважды пересекает экватор /Конго (Заир)

2. Какое озеро в Африке называют сестрой Байкала |Таганьика

3. Где водится птица-секретарь. |в Африке

4. Какой "иглой" нельзя уколотся. /м. Игольный (Африка)

5. Материк богат залежами алмазов. |Африка

6. Кто такие пигмеи/ аборигены Африки

7. Назовите самое холодное место на Земле. |ст. Восток, Антарктида

8. Что такое Сахара. |пустыня Африки

9. Что такое Калахари? пустыня Африки

10. Что такое Патагония? |степь Южной Америки

11. Что лишнее: бутылочное дерево, скрэб, гевея, эвкалипт. |гевея

12. Что лишнее: слон, лев, крокодил, жираф, кенгуру. |кенгуру

13. Что лишнее: индейцы, метисы, мулаты, арабы, самбо? /арабы

14. Америка - почему так называется материк? | по имени Америго Веспуччи (1507 г.)

15. Антарктида - почему так называется материк? | (анти) - против Арктики

16. Африка - почему так называется? | авриго - племя в Африке

17. Австралия - почему так называется? | в переводе - южная земля

18. Назовите родину картофеля, подсолнечника и др. растений /Южная Америка

19. Самая крупная птица на Земле. |страус

20. Самая маленькая птица на Земле. коллибри, Юж.Америка

21. Что общего у рек: Конго и Амазонка. |положение, питание, режим

22. Что лишнее: Атласские горы, Драконовы, Анды, Капские?|Анды

23. Почему в Антарктиде лед не тает? |75-90% отражения с поверхности

24. Что лишнее: коала, кенгуру, ехидна, пекари, утконос.|пекари

25. Что лишнее: Йорк, Альмади, Хафун, Париньяс, Ла-Плата.|Ла-Плата

26. Что лишнее: море Росса, море Уэделла, Карибское море, море Амундсена. /Карибское

27. Самый широкий пролив. /Дрейка

28. Самый длинный пролив. |Мозамбикский

29. Какие общие черты рельефа позволяют судить о единстве происхождения материков. | платформы, конфигурация, равнинность.

30. Почему пустыня Сахара увеличивает свои раз меры, что сделано, чтобы ее остановить? /непр. земледел., вы рубка лесов; создан "зеленый пояс"

31. "Серенгетти", "Рувензори" - что это за тер ритории, где они расположены? |нац. парк, Африка

32. Назовите решающие факторы образования пустыни Атакама и пустыни Намиб. |холодное течение, троп. климатич. Пояс

33. Что лишнее: Чили, Эквадор, Сомали, Перу, Колумбия.|Сомали

34. Назовите русских исследователей материков Южного полушария. |Вавилов, Юнкер, Ковалевский, Миклухо-Маклай, Беллинсгаузен, Лазарев

--------------------------------------------

III раунд

Задание - прогноз.

1. Составьте прогноз: как изменилась бы природа отдельных материков, если бы все материки сошлись вместе вокруг Африки.

2. Подумайте: как изменится природа материков в результате хозяйственной деятельности человека, что необходимо сделать, чтобы сохранить уникальную природу материков.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации