Современные педтехнологии на уроках биологии  как средство творческого саморазвития личности учащихся
опыт исследовательской работы учителя биологии г. Бузулука
Шаруды Надежды Константиновны

Представила: Мишакова В.Н., зав. УМК биологии

 

Российский учитель XXI века только в том случае выполняет свою ответственную миссию, если его педагогическими приоритетами станут духовность, здоровье и творчество, а базовой закономерностью гарантированного качества образования станет создание условий каждому ученику для перехода обучения в самообучение, воспитания в самовоспитание, а развития в творческое саморазвитие личности.

В.И. Андреев

Учебный процесс является неразрывным единством трех составляющих: информационной (передача, прием, накопление, преобразование, хранение и применение информации), психологической (становление и развитие человеческой индивидуальности) и кибернетической (управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых).

Информационная функция образования по мере того, как мы увереннее входим в информационное общество, все более тускнеет и отходит на задний план. Следовательно, необходимо перейти от репродуктивного обучения набора знаний к реконструктивному обучению способами получения их.

Ставя во главу образовательной системы цель – «решение задач развития человеческой индивидуальности и образование в смысле становления личности», педагог получает ориентиры. В этом случае ученик осваивает систему способов деятельности по отношению к себе, семье, обществу, природе, науке, технике, искусству. Современные педагогические технологии ориентированы именно на  формирование общих способов действия, поэтому наиболее актуальным для учителя направлением научно-исследовательской деятельности стало: Разработка и внедрение современных технологий обучения, ориентированных на творческое саморазвитие личности.

С точки зрения кибернетики происходящее в классе можно рассматривать как сложную систему с регулированием вариаций, где учитель с его образовательной технологией является управляющей системой, а ученики – управляемым объектом. Функционирование таких систем подчинено принципу ограничения разнообразия У.Р. Эмби: сложная система с регулированием вариаций имеет стабильно высокий выход тогда и только тогда, когда разнообразие управляющей системы не ниже разнообразия управляемого объекта. Ясно, что разнообразие класса велико, более того, в каждой параллели нет одинаковых классов. Принцип требует, чтобы «разнообразие» учителя было не ниже. Традиционная система преподавания действовала путем снижения разнообразия в классе – учитель работал на «среднего», не существующего в природе ученика, что приводило в результате к нивелированию личности способных, одаренных учеников.

Но на современном этапе в интересах общества на первый план образовательного процесса следует выдвигать личностное развитие учащихся. Вот почему так важно, чтобы учитель овладел максимальным разнообразием имеющихся технологий обучения, отсюда и вытекает тема эксперимента:

Применение современных технологий обучения как средство творческого саморазвития личности учащихся.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в классах гимназической вертикали.

Предмет исследования – процесс творческого саморазвития личности учащихся.

Цель эксперимента:  создание оптимальных условий для интеллектуальной и духовной самореализации личности учащихся.

Задачи исследования:

1.  Овладеть максимальным набором моделей обучения.

2.  Осуществление дифференцированного подхода к обучению.

3.  Обеспечить достижение учащимися нового качества образования – уровня интеллектуальной компетентности и креативности.

4.   Реализация целостно-ориентационного подхода к личности учащихся.

 

Исходным пунктом работы была гипотеза:

Школьник может достичь уровня когнитивной компетентности при целенаправленной реализации комплекса условий:

1)    фундаментальности содержания образования;

2)   высокой профессиональной компетентности педколлектива;

3)    использование образовательных технологий, стимулирующих познавательную активность и развитие аксиологичекого потенциала личности.

База эксперимента:

Эксперимент проводился и проводится на базе муниципальной средней школы № 6 г. Бузулука Оренбургской области. Школа с 1992г. находится в режиме экспериментального исследования по отработке стандартов образования на основе учебных планов трехуровневых программ - углубленных, общеобразовательных и коррекционных. В настоящее время перед педагогическим коллективом поставлена задача совершенствования приемов и методов обучения и активных форм ведения урока на основе методической проблемы «Развитие и саморазвитие личности ученика и учителя как условие эффективности образовательного процесса»

В процессе работы выработались принципы и положения, определяющие концепцию школы,  основная мысль которой такова:

«Соединение в опыте работы школы дифференцированного подхода к обучению и ценностно-ориентированного подходов не противоречат цели развития творческого потенциала личности, напротив, происходит достраивание учебного процесса до ценностной системы управления, уравновешивания различие и общность психологических закономерностей развития личности школьника»

 

На основе закона возвышения потребностей при ценностно-ориентационном развитии личности была составлена следующая система целей воспитания:

1 – 4 классы

5 – 7 классы

8 – 9 классы

10 – 11 классы

Развитие любознательности

Развитие познавательного интереса

Развитие познавательной активности

Познавательная  активность

Развитие трудолюбия

Развитие интереса к труду

Развитие потребности к труду

Готовность к само-определению

Развитие любви к природе

Развитие экологической грамотности

Развитие экологической культуры

Экологическая потребность

Уважение к школе

Уважение к людям

Уважение к обществу

Гражданская позиция

Формирование чувства прекрасного

Формирование эстетического вкуса

Формирование эстетической культуры

Эстетическое отношение к действительности

Формирование позиции

Я - человек

 

Я - личность

Формирование самоуважения

Честь и

достоинство человека

 

Необходимо указать принципы, которыми руководствуется педагогический коллектив в своей работе:

1.   Принцип гуманизации

2.  Принцип демократизации учебно-воспитательного процесса.

3.   Принцип интегративности

4.  Принцип интенсификации интеллектуального развития личности

5.     Принцип рефлексии

6.    Принцип интеллектуальной (когнитивной) компетентности

7.   Принцип максимальной дифференциации и индивидуализации обучения

 

Попав в творческую атмосферу коллектива школы, учитель практически сразу включилась в  научно-исследовательскую деятельность. В настоящее время Надежда Константиновна преподает во всех 11-х, 9-х и 8-х классах  школы, учащиеся гимназической вертикали в данных классах с самого начала изучения биологии обучались в экспериментальном режиме. В 2001-2002 уч. году учителю предложили преподавать в 10-х классах, которые обучались у другого преподавателя биологии по традиционной методике с наиболее частым использованием так называемых «комбинированных уроков». Была предоставлена возможность наглядно убедиться в положительной динамике творческого развития учеников.

 Итак, в качестве экспериментального класса, был выбран 11 «Б» класс, но представленные результаты личностных достижений учащихся будут характеризовать их уровень на момент обучения в 10ом классе, а в качестве контрольного класса выбран 10 «Б» класс этого учебного года. Оба эти класса составляют гимназическую вертикаль в школе, но у учеников 10 «Б» класса отмечается «низкий» и «ниже среднего» уровень творческого потенциала личности, по сравнению с 10 «Б» классом прошлого года, учащиеся которого имеют «высокий» и «выше среднего» уровень творческого потенциала. Для точности обозначений  в дальнейшем будем пользоваться абревиатурой:

10бк  - контрольный класс;

10бэ  - экспериментальный класс.

 

Организация эксперимента:

1.    Основные понятия.

Аксиологичекий потенциал личности – совокупность ориентации личности как реализованных возможностей и неудовлетворенных пока потребностей личности в саморазвитии и самореализации

Креативность – творческое начало

Модель обучения  - комплекс, состоящий из дидактической основы (методы и формы организации обучения) и педагогической техники (средства и приемы ведения процесса обучения), используемый в данном учебном периоде.

Образовательная технология – система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения  и критерии выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Итак, когда имеешь дело с учениками гимназической вертикали, необходимо учитывать, что это учащиеся с высоким уровнем интеллекта, с уже развитыми в начальном звене общеучебными навыками, что это способные к творчеству и потенциально одаренные дети. Задача учителя  - обеспечить творческое саморазвитие личности таких учеников, создать условия для их интеллектуальной и духовной самореализации. Для этого необходимо использовать комплекс всех возможных и доступных средств учебного процесса.

Прежде всего – форма организации обучения. Ознакомясь с массой литературы по данному вопросу, можно сделать вывод, что это урочная или внеурочная форма организации обучения. Внеурочная – это разработка проектов, рефератов, зачеты, участие в различных конкурсах, организованных экоцентром – «Брейн-ринг», «Интеллектуальное казино», «Слет юннатов», экологическая деятельность и многое другое. Факультативные занятия также проводятся во внеурочное время –учитель не ограничивает себя академическим часом, а занимается «методом погружения» - столько, сколько сохраняется устойчивое внимание – по 3-4 часа.

Что же касается организации обучения в урочное время, надо отметить, что в школе практикуется «спаренные» уроки, что оказалось очень удобным для организации учебного процесса в рамках интегральной технологии обучения. Прежде чем описать опробированные учителем технологии обучения и, более подробно вышеуказанную, как наиболее оптимальную для обучения учащихся гимназической вертикали,  представляем матрицу разнообразия методов и форм обучения, осваивая которую любой учитель, особенно в сочетании с накопленным им арсеналом приемов педагогической техники, может бесконечно повышать своё педагогическое мастерство.

 

Форма / метод

 

 

ОИ

 

ПГ

 

Э

 

ПБ

 

М

Рассказ

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

Лекция

 

 

 

 

 

Семинар

 

 

 

 

 

Семинар – практикум

 

 

 

 

 

Практикум

 

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

 

Лабораторная работа

 

 

 

 

 

Экскурсия

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

Надо отметить, что в матрице не указаны все формы изучения и закрепления нового материала, а произвольно выбраны лишь десять. Наиболее интенсивно закрашены те клетки, сочетанием форм и методов которыми учитель пользуется наиболее часто. Легко заметить, что матрица разнообразия представляет различные модели обучения, если её дополнить характеристикой педагогической техники учителя.

 

Схема метода

 

 

Название

 

 

Обозначение

 

 

Объяснительно-иллюстративный

Программированный (репродуктивный)

Эвристический

Проблемный

Модельный

ОБ

ПГ

Э

ПБ

М

Следует отметить, что средства и приемы ведения процесса обучения учитель также стремится максимально разнообразить. Рассмотрим, например, применяемые учителем  режимы обучения:

    Интроактивный режим – все информационные потоки замкнуты внутри обучаемых или направлены от них вовне. Ученики выступают здесь как субъекты учения, то есть учащиеся. Этот режим характерен для самостоятельной учебной деятельности.

   Экстраактивный режим – все информационные потоки циркулируют вне объекта обучения или направлены к нему. Ученик выступает в роли обучаемого. Этот режим характерен для лекции.

   Интерактивный режим – информационные потоки двухсторонние (диалог), ученик выступает в постоянно флуктуирующем субъект-объектном отношении относительно обучающей среды, периодически становясь её автономным элементом. Режим характерен для таких форм организации обучения, как беседа.

    Разнообразие,  лежащее в основе эффективности обучающей среды, состоит в том, что учебный курс можно построить из блоков уроков, блоки – из уроков разных типов, уроки – из различных модулей в разных режимах, с соответствующими формами, методами и педагогическими приемами.

Тогда встает вопрос – что же такое тип урока? Тип урока определяется ведущей целью, то есть соответствующим ей модулем урока. Модули учебного процесса – это структурные единицы, которые выделяют в соответствии с дидактическим предназначением:

 

Орг – организация деятельности;

П       повторение;

ИНМ – изучение нового материала;

З – закрепление;

Кон – контроль;

Кор – коррекция.

 

Из таких модулей может строиться как урок, так и блок уроков (что гораздо целесообразнее) по определенной теме. В моей педагогической практике тип урока определяется ведущим модулем.

Теперь переходим к характеристике классов образовательных технологий, которые представляем в виде сравнительной таблицы, которая наглядно показывает преимущества интегральной технологии, особенно для организации процесса обучения в классах гимназической вертикали.

Классы образовательных технологий.

 

Основной учебный период

 

Методы объяснения

Преобладающая форма организации обучения

 

Средства диагностики

Тради-ционные методики

 

 

Урок

Объяснительно-иллюстративный и эвристический (частично поисковый)

 

 

Беседа,

рассказ

Текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные тематические контрольные работы

Модульно-блочные  технологии

 

 

Модуль или урок

Объяснительно-иллюстратив-ный, эвристичес-кий  и програм-мированный (репродуктивный)

 

 

Беседа, практикум

Текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, зачеты, тематические контрольные работы (программированные и письменные)

Центрально--блочные  технологии

 

Блок уроков

Объяснительно-иллюстратив-ный, эвристичес-кий, репродуктивный и проблемный

 

Лекция,       беседа,             практикум

Текущие устные опросы или тематические контрольные работы

Интеграль-ная

технология

 

Блок уроков

Объяснительно-иллюстративный, эвристический, репродуктивный, проблемный и  модельный

Семинар,   практикум,

Cамостоя-тельная работа,     семинар-           практикум

Текущие устные опросы или письменные контрольные работы с фиксацией и обработкой  результатов

Итак, на протяжении последних 3-х лет обучения в классах гимназической вертикали  применяют интегральную технологию,  которая позволяет максимально разнообразить элементы образовательного процесса, что в наибольшей степени способствует стимулированию познавательной активности учащихся и развитию аксиологического потенциала личности.

Поэтому считаем необходимым пояснить генеральные идеи и признаки интегральной технологии обучения.

Четыре генеральные идеи:

1.      Укрупнение дидактических единиц;

2.      Планирование результатов обучения (многопрофильное и многоуровневое. Собственно планирование результатов обучения – это и есть технология постановки целей. Процесс, который ведет к достижению планируемых результатов – это и есть дифференцированное обучение)

3.      Психлогизация образовательного процесса (построение учебного процесса на основе психологических феноменов) – использование ведущей деятельности и мотивации подростков и, как следствие, целесообразность группового обучения (снижение «разнообразия» класса).

4.      Компьютеризация – компьютер – это не объект изучения и не обучающая машина, а средство усиления интеллекта обучаемых, их развития.

 

Признаки интегральной технологии:

1.      Представление планируемых результатов обучения в виде многоуровневых систем диагностично и операционно заданных целей.

2.      В качестве минимальной единицы обучения – крупная структура образовательного процесса с блоком уроков.

3.      Групповое обучение с четко построенной динамикой в составе и деятельности групп на основе мониторинга успешности процесса: каждый следующий шаг проектируется в зависимости от результатов предыдущего.

4.      Компьютерная поддержка обучения и управления образовательным процессом.

 

И, чтобы полнее описать систему работы учителя в классах гимназической вертикали, необходимо остановиться на характеристике системы задач – совокупности заданий к блоку уроков по изучаемой теме, удовлетворяющих требованиям:

1.      Полнота. Наличие задач на все изучаемые понятия, факты, способы деятельности, включая мотивационные, подводящие под понятие, на аналогию, следствие из фактов и прочее.

2.     Наличие ключевых задач, имеющих принципиальное значение для усвоения предмета.

3.     Связанность. Вся совокупность задач представляется связным графом, в узлах которого – ключевые задачи, выше них - подготовительные и вспомогательные, ниже – следствия, обобщения и т.д.

4.     Возрастание трудности в каждом уровне. Система состоит из трех подсистем, соответствующих минимальному, общему и продвинутому уровням планируемых результатов обучения.

5.   Целевая ориентация. Для каждой задачи определено её место и назначение в блоке уроков.

6.    Целевая достаточность. Достаточно задач для тренажа в классе и дома, аналогичных задач для закрепления, задач для индивидуальных и итоговых заданий, задач для самостоятельной (в том числе исследовательской) деятельности, для текущего и итогового контроля с учетом запасных вариантов и т.д.

7.      Психологическая комфортность. Система задач учитывает наличие разных темпераментов, типов мышления, видов памяти.

 

Так как экспериментируется методика обучения, то критерии результативности могут отслеживаться:

а) в ходе сравнения настоящих и прежних результатов моих достижений как учителя;

б) в ходе отслеживания оптимальных, то есть максимально возможных достижений конкретных учащихся, что определяется по совпадению реальных знаний и умений учащихся с их учебными возможностями, определенными в зоне ближайшего развития.

 По обоим из вышеназванных пунктов прослеживается положительная динамика год от года (см. достижения моих учеников на городских олимпиадах), причем прослеживается как количественная, так и качественная динамика. Поскольку время является  хронически дефецитным ресурсом, то критерий «затрата времени» является также одним из основных. В результате применения интегральной технологии обучения наблюдается большая экономия времени на уроке, что дает возможность углубленного изучения материала.

При выборе конкретных методик и методов исследования учитель остановила свое внимание на следующих:

1)     изучение литературы по теме эксперимента;

2)     анализ школьной, учительской и ученической документации;

3)     анкетирование («Метод изучения познавательного процесса»);

4)     тестирование (методика Лачинса).

 

В конце каждого года обучения проводилась оценка уровня творческого потенциала личности учащихся 10бэ  класса [1, с.550], а также оценка способностей к принятию творческих ответственных решений [1, с.563].

Проведя аналогичные измерения в 10бк классе,  получена следующая картина:

Результаты  эксперимента:

В процессе работы учитель старается достигнуть приоритета понимания над знанием и узнаванием. Особенное внимание уделяется развитию у учащихся общеучебных умений, таких как умения анализировать и систематизировать, отбирать нужную информацию, составлять краткий и развернутые планы. На основе именно этих умений у учащихся формируется способность к творческому переосмыслению информации и в идеале к дальнейшему творческому применению при решении нестандартных задач (принцип когнитивной компетентности).

Таким образом, подбирая оптимальную модель обучения для каждого класса в отдельности, дифференцируя планируемые результаты обучения и средства диагностики, используя максимальное разнообразие средств и приемов работы, учитель стремится овладеть максимальным разнообразием имеющихся моделей обучения. Через решение этой задачи в результате осуществления личностно-ориентированного подхода к учащимся, данная педагогическая система работы достигает цели: создание оптимальных условий для интеллектуальной и духовной самореализации личности каждого учащегося.

В настоящее время осуществляется переход на интегральную технологию обучения во всех классах гимназии и уже прослеживается позитивная динамика учащихся и, как следствие, повышение качества знаний.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации