Материалы подготовлены зав. УМК биологии ООИПКРО Мишаковой В.Н.

 

Биология.

Рекомендации к формированию Регионального Базисного Учебного плана.

 

Учебная дисциплина “Биология” - одна из основных базовых в структуре содержания основного общего и среднего (полного) образования, неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях школы.

Роль биологии в системе школьного образования обусловлена её значением в формировании общей культуры подрастающего поколения, воспитании творческой личности, осознании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле.

Существенное влияние на определение це­лей , содержания и структуры школьного курса биологии оказывают достижения науки о жизни. В настоящее время в биологической науке приоритетными направлениями, имею­щими принципиальное теоретическое и прак­тическое значение, являются следующие:

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

Распределение нагрузки по биологии в неделю

Биология

Количество часов в неделю

 

Классы

5

6

7

8

9

10

11

Базовый уровень

2

2

2+1

2

2

1

1

Профильный уровень

-

-

-

-

 

3 - 5

3 - 5

Углубленное изучение

 

 

 

 

 

5

5

 

Распределение нагрузки по биологии в год

Биология

Количество часов в год

 

Классы

5

6

7

8

9

10

11

Базовый уровень

70

70

70+35

70

70 +курсы по выбору

35

35

Профильный уровень

 

 

 

 

 

105 - 175

+ элективные курсы

105 - 175

+ элективные курсы

Углубленное изучение

 

 

 

 

 

175

+ элективные курсы

175

+ элективные курсы

 

Программно-методическое обеспечение регионального школьного биологического образования

 

Программа, 5-11 кл.., вариант 1, авторы Сонин Н.И., Плешаков А.А., Захаров В.Б..

Данный вариант программы и учебников построен с учетом уровневой организации живой природы, рассмотрения ее как сложной системы, включающей такие элементы, как клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера.

Учебники написаны на основе оригинальной авторской программы, в основу которой положены такие цели как:

Учебники к использованию:

1.Природоведение, 5 кл. Плешаков А.А., Сонин Н.и. - М.: Дрофа.

2.Биология: Живой организм, 6 кл. Сонин Н.И. - М.: Дрофа.

3.Биология: Многообразие живых организмов, 7 кл. Захаров Б.Б, Сонин Н.И. - М.: Дрофа .

4.Биология: Человек, 8 кл . Сонин Н.И., Сапин М.Р. - М.: Дрофа.

5.Биология: Общие закономерности, 9 кл. Захаров В.Б. и др. - М.: Дрофа.

6.Общая биология. 10-11 кл.

 

Тематика курсов по выбору для 9 кл.

"Познай себя”;
“Проблемы века”;
“Основы медицинской генетики”;
“Загадки уникальной жидкости”;
“Это неповторимое “Я”;
“Эликсиры жизни”;
“Экспериментальная биология”;
“В гармонии с миром и собой”;
“Я здоров, а значит счастлив”.

Информация об изучаемых курсах по биологии.

Курс V класса - интегрированный, пропедевтический.

Курс VI класса предлагает интегративное изучение живого организма, что позволяет школьникам познать целостность природы, подвести их к выводу о единстве органического мира. В основу его положен функциональный подход. Структура и содержание курса способствует развитию познавательного интереса к биологии. Практические и лабораторные занятия позволяют развивать воображение, самостоятельность мышления и творческий потенциал. Учебник “Живой организм” стал победителем Всероссийского конкурса учебников, организованного Банком международного развития и МО РФ.

В VII классе на базе знаний об организме предусматривается знакомство с многообразием организмов всех царств живой природы на основе эволюционного подхода.

Рекомендации: Так как программа авт. Сонина Н.И., Захарова В.Б. в 7 классе предполагает 2 часа в неделю и 1 час факультативных занятий, рекомендуем ОУ выделить этот час из школьного компонента.

Программа VIII класса предполагает изучение организма человека. Курс значительно разгружен от второстепенного и сложного материала. В нем делаются аспекты на привитие школьникам норм здорового образа жизни, гигиеническое и половое воспитание.

В IX классе учащиеся знакомятся с общими биологическими закономерностями и заканчивают изучение биологии в первом концентре.

В X-XI классах (второй концентр) предполагается изучать общую биологию с учетом разноуровневой подготовки учащихся, в том числе углубленной, уделяющей значительное внимание мировоззренческим и экологическим проблемам.

Все учебники учебно-методического комплекта отличает оригинальность структуры и логика изложения материала, методическая проработка заданий, которая позволяет учащимся пройти сложный путь познания от эмпирического мышления к творческому. Оформление учебников не только иллюстрирует и дополняет текст. Оно несет огромную функциональную нагрузку, вызывая эмоциональное восхищение и интерес к предмету.

Учебно-методический комплект Сонина Н.И. включает кроме программы и учебников рабочие тетради, дидактические материалы и методические рекомендации учителю. Этот комплект, как никакой другой отличается разнообразием учебно-методических материалов, куда входят:

 

Нормативные документы:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 “Об утверждении федерального государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования”).
  2. Федеральный базисный учебный план (приказ Минобразования России от09.03.2004 № 1312 “Об утверждении федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования).
  3. Программа по биологии авт. Плешаков А.А., Сонин Н.И, Захаров В.Б. (Дрофа, 1999 г.-2004г., изд-во "Просвещение" 1999г.-2004г);
  4. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 класс. М: Дрофа 2001-2004г.
  5. Программно-методические материалы по биологии. Изд. Дрофа. 2001 год.
  6. Козлова Т. А. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина “Общая биология” 10-11 классы при изучении биологии на базовом, профильном уровне. - М.: Дрофа,2004.