Материалы предоставила : Мишакова Валентина Николаевна, методист кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ

 

ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Типовое положение об учебно-опытном участке

(выписка основных положений):

1. На учебно-опытном участке школ организуются отделы:

В состав участка входят защищенный грунт, “зеленый класс”, подсобное помещение, географическая площадка. На учебно-опытном участке могут создаваться и другие отделы: производственный, дендрологический.

2. Учебно-опытный участок обеспечивается сельскохозяйственным инвентарем.

3. Вокруг участка создается естественная (из зеленых насаждений) или искусственная изгородь. Участок обеспечивается водой для полива растений.

4. Учебно-опытный участок городской школы, в которой трудовое обучение не предусматривает с/х работ, может иметь следующие отделы:

В настоящее время по ряду причин работы на пришкольном участке некоторых ОУ не ведутся. Из вышеназванных отделов поддерживаются и обновляются только дендрологический и цветочно-декоративный.

С учетом сегодняшнего дня точнее говорить об организации садово-паркового комплекса вокруг школы.

Древесно-кустарниковые посадки производят по периметру пришкольного участка. Небольшие деревья и высокие кустарники (рябина, чубушник, клен, гиннала, сирень, вишня, можжевельник) можно высаживать вокруг здания, но не ближе, чем 5 метров от окон, а высокие деревья (белая акация, береза, дубы, клены и др.) – 10 метров во избежание затемнения учебных помещений.

Вокруг пришкольной территории целесообразно создать плотную многорядную живую изгородь из колючих кустарников (акация желтая, терн, боярышник). Здесь же можно посадить такие деревья, как дубы, ели, клены, березы, каштаны, орех маньчжурский, пирамидальные тополя. Эти зеленые насаждения хорошо защитят школьное здание от пыли и ветра, приглушат уличный шум. Если есть возможность, деревья лучше вынести за ограду, это увеличит площадь посадок.

Для создания садово-паркового комплекса совсем не обязательно использовать обширный ассортимент древесно-кустарниковых пород, цветочных растений и газонных трав. Достаточно 80-100 видов. Но при этом надо хорошо знать эколого-биологические свойства этих растений (их отношение к свету, воде, их пыле- дымо- газостойкость и т.д.)

Наиболее пригодными для оформления пришкольных территорий являются березы, липы, дубы, рябины, клены, ели, туи. Кустарники желательно подбирать с таким расчетом, чтобы основная масса их цвела в апреле-июне и выглядела привлекательно в осенний период при изменении окраски листьев. Желтые листья растений красиво смотрятся на зеленых газонах.

В период пробуждения природы – весной необычайно привлекательны цветущие форзиции, черемухи, рододендроны, айва японская, вейгела. Отлично выглядят букетные посадки и биогруппа из яблонь, слив, груш, облепихи, лещины, смородины, аронии, ирги, вишни.

Для цветников хорошо использовать многолетние и однолетние цветочные растения.

В цветниках школы регулярно высаживаются и цветут эшшольция калифорнийская, ромашки, ирисы, шафраны, мальвы, ноготки.