Занятие в 9 классе на курсах по выбору “Основы растениеводства”

Материал представила: Мишакова Валентина Николаевна, методист кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ

Материал составлен учителями биологии г. Бузулука Оренбургской области на практических занятиях КБПК, совмещенных с аттестацией на 1, высшую категории.

 

Занятие в 9 классе на курсах по выбору “Основы растениеводства”

Тема занятия: “Путешествие по стране Легумии”.

 

Цели и задачи: познакомить учащихся с одной из отраслей растениеводства – овощеводством, классификацией и многообразием овощных культур, развивать у школьников интерес к сельскохозяйственному труду.

Оборудование: таблицы, плакаты с овощами, муляжи овощей и натуральные овощи.

Ведущий. Здравствуйте, приглашаю вас совершить путешествие в страну, которой на географической карте нет. И все же она существует. Иногда она огромная – глазами не охватить, иногда крохотная – такая, что уместится на подоконнике. Страну называют Легумией. Это страна полной тишины. Когда ее жители болеют или хотят пить, помощи они просят беззвучно. Если вы позаботитесь о них, они в долгу не останутся: неблагодарных среди легумов нет. Но заботиться о них надо больше всего весной и летом. Поздней осенью в Легумии почти никого не остается. Путешествовать по этой стране можно только пешком, и может так случиться, что левая нога у вас окажется на севере, а правая – в тропиках.

"Легум" в переводе с французского – "овощ", а страна Легумия, как вы уже догадались, – огород. Появилась Легумия очень давно, примерно 9-10 тыс. лет назад.

Итак, в добрый путь для знакомства со страной Легумией.

Тур 1. Проблемы страны Легумии Задание 1.

Ведущий по очереди задает командам вопросы. Каждый правильный

ответ оценивается в 10 баллов (или в 10 лего).

1) Растения, выращиваемые ради сочных частей, получили название? ... (Овощные культуры.)

2) Овощные культуры, у которых в пищу употребляют бобы (плоды и семена), называют... (бобовыми),

3) зелень... (зеленными),

4) кочан или утолщенный стебель ... (капустными),

5) клубни... (клубневыми),

6) корнеплоды... (корнеплодными),

7) плоды... (плодовыми).

8) Какие бывают легумы по отношению к теплу? (Холодостойкие и теплолюбивые.)

9) По срокам созревания семян овощные культуры делят на одно- и ... растения. (Двулетние.)

Задание2.

Из предложенных вариантов ответов надо выбрать верные. Окультуривание диких овощных растений началось:

1.1-3 тыс. лет назад.

2. 4-6 тыс. лет назад.

3.9-10 тыс. лет назад. (Правильный ответ оценивается в 10 летнего.)

"Русским чудом" называли этого петербургского огородника-самоучку в Кельне, Вене, Филадельфии, Брюсселе, Париже. Одиннадцать золотых, сорок одну серебряную, а всего шестьдесят три медали получил он на международных выставках, был избран членом парижской Академии сельского хозяйства, промышленности и торговли, заседал на собраниях петербургского Вольного экономического общества и Российского общества садоводства наряду с профессорами. Как зовут этого человека, проживавшего в Петербурге полтораста лет назад?

1.Ефим Грачев. (50 лего.)

2. Алексей Смирнов.

3. Павел Иванов.

В С.-Петербурге на Исаакиевской площади есть скромное с виду здание с лаконичной надписью: "ВИР". Организатором и первым директором его с 1920 по 1940 г. был выдающийся ученый, ботаник, генетик, агроном. Под его руководством из 70 стран мира, со всех континентов сотрудниками ВИРа было привезено в Ленинград свыше 180 тыс. образцов семян, создано уникальное собрание возделываемых растений. Благодаря его работам стало известно, откуда родом многие важнейшие сельскохозяйственные культуры. Кто этот человек?

1. Иванов СП.

2.Вавилов Н.И. (50 лего.)

3. Петров М.В.

Чайный сервиз, изготовленный по заказу одного крупного ученого-ботаника в Китае, украшало его любимое растение – лилия северная. Кто этот ученый? (Ученый жил в 1707-1778 гг.)

1. Ламарк Ж.Б.

2. Брем А.Э.

3.Линней К. (100 лего.)

Где установлен памятник картофелю?

1. Под Парижем, на том месте, где впервые был посажен картофель.

2. В г. Мондидье, на родине Пармантье, военного аптекаря, распространившего картофель во Франции.

3.В Германии, в г. Гарце, где был поставлен первый опыт по разведению картофеля. (100 лего.)

Тур П. "Парад Легумов"

Путеводителем на этом этапе игры будет табло, на котором изображены семь категорий вопросов разной степени сложности. Участники игры имеют возможность сами открывать те или иные вопросы-задания, соответствующие определенной категории (рингу).

Ринг 1. "Самые древние".

(Легумы, у которых в пищу употребляются бобы – плоды и семена.)

Этот овощ – герой множества морских приключений. Из-за него океанский пароход "Днепр", севший на рифы около пролива Босфор, был переломлен пополам. Виновником оказались семена растения, которыми были набиты трюмы парохода: вода, проникшая в трюмы, намочила груз. Семена стали разбухать все больше и больше. И железная арматура корабля не выдержала.

Известна история, что это растение спасло ледокол "Седов", который был "заперт" льдинами в северных морях. Ростки его спасли команду. Растение это холодостойкое. Семена его содержат много белка, крахмала, разнообразных витаминов. Недозрелые плоды очень любят дети. (Ответ: горох. 20 лего.)

Из всех овощных растений этот овощ имеет самые крупные и самые тяжелые семена. Человек начал возделывать его еще в каменном веке. Овощ холодостоек, влаголюбив. Сложно найти огород, где бы его не выращивали. (Бобы. 40 лего.)

Это растение возделывали с незапамятных времен. На Руси оно известно с XIX в. Растение однолетнее. Различают кустовые формы растения, кустовые с зависающими верхушками тонких побегов, полувьющиеся и вьющиеся. Семена – блестящие, лакированные, с разным рисунком, как речные камешки. В сыром виде их употреблять не рекомендуется. Что это за растение? (Фасоль. 60 лего.)

Что за "лопатка" растет на грядках? (Молодые плоды мотыльковых растений. 80 лего.)

Различают два типа прорастания семян растений: надземный (семядоли выносятся на поверхность почвы) и подземный (семядоли остаются в земле). Какой тип прорастания семян более совершенен и почему?

(Подземное прорастание семян считается более совершенным, так как обеспечивает семядолям защиту от поедания животными, вытаптывания, колебаний температуры и т.д. 100 лего.)

Ринг 2. "Чудо-зелень".

(Легумы, у которых в пищу употребляют зелень, т.е. листья.)

Выросла травка, к пище приправка. Все ее пожитки – душистые нитки. Что это за растение? (Укроп. 20 лего.)

Этот овощ – выходец из Древней Персии. На Востоке его называют "золотым овощем". В Россию попал в середине XVIII в. Листья его полезны в любом возрасте, аппетитны во все времена года. Римский врач Гален (II в. н.э.) писал: "Когда я начал стареть и хотел выспаться, я мог себе доставить покой, только съедая на ночь порцию..." С итальянского языка название овоща переводится как "солены". Что это за растение? (Листовой салат. 40 лего.)

Какой овощ считают "царицей зелени"? В старину на Руси его называли драгун-трава. (Эстрагон (тархун). 60 лего.)

Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей (укроп, шпинат, салат и т.д.) и временем суток? Если да, то почему?

(Вечером в клетках листа содержится максимальное количество органических веществ, образованных днем в процессе фотосинтеза. Ночью происходит отток этих веществ из листьев в другие органы. Следовательно, сбор листовых овощей необходимо производить вечером. 100 лего.)

Ринг 3. "Где щи, там и нас ищи!"

(Легумы, у которых в пищу употребляют кочан или утолщенный стебель.)

Что собой представляет кочан капусты, как он формируется?

(Кочан – разросшаяся верхушечная почка. Он формируется в результате быстрого нарастания новых листьев и медленного роста кочерыжки, вследствие чего листья не успевают разворачиваться и образуют крупную почку массой 10 кг и более. 20 лего.)

Родина этого овощного растения – побережье Средиземного моря. Начали возделывать его еще в конце каменного века. В Россию оно попало в XVII в. В Древней Греции считали, что растение обладает всеми известными на Земле "семью благами": горячим, холодным, сухим, влажным, сладким, горьким, острым. В нашей стране под эту культуру отведено 30% площади, занимаемой всеми овощами. Что это за растение?

(Капуста белокочанная. 40 лего.)

Назовите родственника белокочанной капусты, про которого говорится в загадке:

Корень, стебель, лист, плоды -

Все негодно для еды,

А засажен огород!

Что же мы положим в рот?

(Цветная капуста. 60 лего.)

Оно совсем не похоже на капусту, хотя это один из ее видов и тоже входит в капустное семейство. Знали его и употребляли в пищу еще древние римляне, которые называли это растение "каулорепа", т.е. стеблевая репа. Отсюда и произошло современное название этого овоща: римское "каулорепа" превратилось в....

(Капуста кольраби. 80 лего.)

Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли сделала хозяйка? (Нет, неправильно. Органические вещества, образующиеся в зеленых листьях в процессе фотосинтеза, оттекают в белые листья кочана, где и накапливаются. 100 лего.)

Ринг 4. "Второй хлеб".

(Легумы, у которых в пищу употребляют клубни.)

Когда это овощное растение привезли в Европу, в каждой стране его называли по-своему: англичане – "потато" (им показалось, что новинка сродни батату, тоже чужеземному растению со сладкими съедобными клубнями), голландцы – "аардантель" – "зеленое яблоко", французы– "поль", "де терр", - "земляное яблоко", итальянцы – "тартуфель" (поскольку клубни, как и грибы трюфели, выкапывают из земли), финны – "тарту". Как это растение называют у нас? (Картофель. 20 лего.)

Ты любишь картошку? А знаешь ли ты,

Как пахнут ее молодые цветы?

В.Харитонм

Какую ошибку допустил поэт?

(Цветы образует картофель, а не картошка. Картошка – кушанье, полученное из клубней картофеля. 40 лего.)

Этот овощ известен как земляная груша. Растение клубненосное. Клубни грушевидные, белые, желтые, розовые, красно-фиолетовые. Растение холодостойкое. Овощ очень полезен. Назовите это овощное растение.

(Топинамбур. 60 лего.)

Надо ли скашивать ботву картофеля перед уборкой?

(Ботва картофеля стареет после созревания клубней. В это время она особенно быстро поражается грибными болезнями, которые передаются потом на клубни. Поэтому ботву необходимо скосить и удалить с огорода. После скашивания прирост клубней прекращается, кожица их становится более плотной. 80 лего.)

Почему семенные клубни картофеля необходимо озеленить после уборки? (Свет способствует образованию в клубнях картофеля соланина. Это вещество предохраняет их от проникновения и развития бактерий, предотвращает преждевременное прорастание клубней, повреждение их вредителями (особенно мышами). Такие клубни употреблять в пищу и на корм скоту категорически запрещается, так как соланин ядовит. 100 лего.)

Ринг 5. "Запасливые корни".

(Легумы, у которых в пищу употребляют корнеплоды).

Ее изображение имеется на пирамиде Хеопса. В Египте она культивировалась как масличное растение. Сейчас ее разводят из-за мясистых корней (корнеплодов), а как масличное растение оно возделывается в Китае и Японии. Что это за растение?

(Редька. 20 лего.)

Это овощное растение с корня завивается, с маковки расстилается. Одомашнено оно примерно сорок веков назад. Приручение, по-видимому, происходило на побережье Атлантического океана и Северного моря. У нас в стране этот овощ разводится чуть ли не с возникновения хлебопашества. Ели его пареным, вареным с квасом, с маслом и просто так. Овощ часто упоминается в русских народных сказках и загадках. Русским исстари хорошо была известна целительная сила этого овощного растения. Назовите его

(Репа. 40 лего.)

Этот легум можно увидеть на рынках всех стран. У него вкусный и сладкий корнеплод оранжевого, красного, желтого и даже белого цвета. Легум богат витаминами, сахарами, минеральными солями и другими

биологически активными веществами. Особенно много в его корнеплодах каротина, из которого в организме человека и животных вырабатывается витамин А. Что это за овощ?

(Морковь. 60 лего.)

У этого овощного растения все ценно: и корешок, и вершок, и семена, из которых приготавливают лекарство аниол. Оно может заменить хинин тому, кого мучает малярия. Овощ – целая маленькая аптека. Растение холодостойкое. Назовите его.

(Петрушка. 80 лего.)

В нашей стране этот корнеплод занимает место после капусты и моркови. Про него сложено много загадок. Отгадав одну из них, вы сумеете узнать этот корнеплод.

А что такого: в огороде зелено,

Собой красно, с конца востро,

В землю вросло?

(Свекла. 100 лего.)

Ринг 6. "От семи недугов".

(Легумы, у которых в пищу употребляют луковицы.)

Какой овощ три раза меняет имя?

(Лук. Мелкие черные, как уголек, семена – лук-чернушка; маленькая луковка, выросшая из семечка – лук-севок; посаженная в грядку луковка потолстеет и превратится в лук-репку. 20 лего.)

Почему лук назвали луком?

(Вылезая из-под земли, петелька его ростка изгибается, как тетива лука. Отсюда и название. 40 лего.)

Какой лук никогда не цветет?

(Многолетний многоярусный. Вместо цветов у этого лука на стебле повисают воздушные луковки-бульбочки в три-четыре яруса, одна связка над другой. В нижнем ярусе самые крупные, величиной со сливу, в верхнем ярусе – как горошины. Так они и поспевают в воздухе, не касаясь земли. 60 лего.)

Овощ называют змеиной травой, так как издавна его применяли как средство, отпугивающее змей. В одном из старинных русских травников можно прочесть, что этот овощ "почитается всеобщим предохранительным лекарством от яда, угрызения змей, прилипчивых и заразительных болезней, а иначе от чумы".

(Чеснок. 80 лего.)

"Кто его раздевает, тот слезы проливает". Почему?

(Секрет "горя лукового" заключается в слезоточивом веществе лакриматоре (от латинского "лакрима" – "слеза"). Для того чтобы его обнаружить, лук пришлось заморозить, так как вещество летучее. При резке лука происходит освобождение спрятанного в нем лакриматора. Последний, растворяясь в воде, которая омывает глаза, образует кислоту. Она-то и щиплет глаза, доводит до слез. Поэтому перед чисткой лук лучше заморозить: "унять" лакриматор. 100 лего.)

Ринг 7. "Разноцветные плоды".

(Легумы, у которых в пищу употребляются плоды.)

Что за ягода; горька, да не рябина,

черна, да не черника,

растет не в лесу, а на огороде

и не помещается во рту?

(Баклажан. 20 лего.)

Плод этого растения прославил себя как военное средство. В 1532 г. испанские конкистадоры вступили в сражение с индейцами. Испанцы превосходили индейцев в численности войска, вооружении, боевой выучке. Но бой закончился победой не испанцев, а индейцев. Индейцы победили, прибегнув к помощи этого плода. Назовите растение.

(Красный, стручковый горький перец. Вблизи расположения войск испанцев индейцы насыпали на тлеющие угли жаровен молотый перец, который содержит горькое вещество капсанцин. От жаровен в сторону противника стелился белый едкий дым. Дым вызывал чиханье, кашель и слезотечение у солдат. Солдаты, побросав оружие, обратились в бегство. Так перец помог индейцам одержать победу над испанцами. 60 лего.)

Сотни лет ведется эта война без ружей, без пушек, без единого выстрела. И нет ей и не будет конца. Война человека с погодой из-за овощного растения, которого ни в одной стране не едят столько, сколько в России. Прохладный запах его плодов возбуждает аппетит. Ценен он и тем, что его можно заготовить впрок. Для этого растения человек построил дом. Плоды его употребляют в пищу в недозрелом виде.

(Огурец. 80 лего.)

Трудно входило в мир это овощное растение. Еще в середине прошлого века оно именовалось "зловонным". А большая часть человечества его даже не пробовала. Даже на родине, в Южной Америке, индейцы им не соблазнились. Никто до сих пор не разобрался, что произошло. И почему вдруг в наши дни это растение с последнего места в хороводе овощей переместилось на первое. Его окрестили Клеопатрой растительного мира, намекая на то, что никто не может устоять перед его чарами. В разных странах плоды этого растения называют по разному: итальянцы зовут "золотым яблоком", французы – "яблоком любви". Как называют это растение у нас?

(Томат (помидор). 100 лего.)

Тур III. "Страна Легумия нуждается в помощи"

Задание 1. Друзья и враги легумов.

По фотографиям назовите сорные растения, мешающие легумам развиваться. За каждое правильно названное сорное растение команды-участницы получают по 10 лего.

(Пырей ползучий, редька дикая, щетинник сизый, лебеда раскидистая, метлица полевая, пастушья сумка обычная, горец вьюнковый, осот огородный, мокрица, чистец, бодяк полевой.)

По фотографиям назовите опасных для легумов насекомых. За каждое правильно названное насекомое команды-участницы получают по 10 лего.

(Крестоцветная блошка, капустная моль, капустная белянка, луковая муха, капустная совка, свекличная тля, белокрылка, земляная блоха, колорадский жук.)

Добро пожаловать в страну Легумию! На листах бумаги за одну минуту игроки должны написать как можно больше животных - друзей страны Легумии. За каждое написанное животное команды получают по 1 лего.

(Скворец, жаба, божья коровка, дождевой червь...)

Ведущий. Вот и кончилось наше путешествие. А может, и нет? Страна Легумия будет вспоминаться вам и в поле, и на огороде, и в овощном магазине, и на кухне. Сейчас очень просто сварить борщ или щи, приготовить салат. Но чтобы это время наступило, сколько открытий сделано, сколько труда потрачено! Так скажем спасибо всем, кто создал страну Легумию, кто расширял ее границы, умножал ее богатства: смелым мореходам, неутомимым охотникам за растениями, мудрым ученым, неизвестным индейцам, терпеливым бабушкам и дедушкам, умельцам и еще многим другим безымянным людям, всем, кто искал, открывал, сеял, сажал, растил.

Скажем спасибо и тем, кто, придя им на смену, снова ищет, проводит опыты, творит, и тем, чьи трудовые руки в земле, кто сажает, сеет, растит для себя, для вас.

А может, вам захотелось научиться самим сажать и сеять? Вы не раскаетесь. Это одна из самых больших человеческих радостей - увидеть, как семена, которые вы бросили в землю, дают ростки.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации