Занятие в 9 классе на курсах по выбору “Комнатные растения”.

Материал представила: Мишакова Валентина Николаевна, методист кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ

Материал составлен учителями биологии на практических занятиях КБПК, совмещенных с аттестацией на 1 категорию.

 

Занятие с учащимися 9-х классов на курсах по выбору “Комнатные растения”

Тема: “Знакомые незнакомцы”

Цель: Расширение кругозора учащихся через знакомство с комнатными растениями, особенностями их строения и произрастания и интересные факты из жизни растений.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с многообразием комнатных растений.
  • Углубить знания школьников о приспособлениях растений к определенным условиям жизни.
  • Познакомить учащихся с интересными фактами из жизни растений.
  • Способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся.
  • Через общение с живыми объектами продолжить воспитание бережного отношения ко всему живому на планете, любви к живым существам.

 

Оборудование:

  • Оформить выставку книг;
  • Выпустить газеты соответствующей тематики;
  • Подготовить кроссворд для команды соперницы;
  • Подобрать коллекцию кактусов.

 

Ход занятия

1. Приветствие команд.

2. Разминка.

  • Какое комнатное растение называют цветком алхимиков? (Фуксию).
  • Какое комнатное растение очень ядовито? (Олеандр).
  • Назовите комнатные растения, у которых нет настоящих листьев.(Кактус, аспарагус, иглица.)
  • Какое комнатное растение, широко используемое на уроках биологии, “переплыло” океан? (Элодея).
  • Чем объяснить, что комнатные растения размножают главным образом вегетативно?
  • На каком растении писали древние египтяне? И как называлась та бумага, которую из него изготавливали? (Циперус, папирус) .
  • В какое время суток поливают комнатные растения летом, а в какое время суток зимой?
  • Какое комнатное растение называют “Огонек” назовите его биологическое имя? (Бальзамин)

Ведущая. Сейчас мы с вами отправимся на родину кактусов в Центральную Америку. Полет будет проходить на борту мыслелета.

Ведущий. Командир корабля и его экипаж приветствуют вас на борту мыслелёта. Наш полет будет проходить на высоте фантазии со скоростью полета мысли. Послушайте правила, которые необходимо соблюдать. На борту мыслелета запрещается шуметь и скучать! Разрешается принимать активное участие в программе полета, приветствовать участников аплодисментами.

Ведущая. А теперь - внимание! Мы с вами на Мексиканском плоскогорье, в пустыне, где и находиться родина кактусов.

3. Проверка домашнего задания.

-- 1 команда - Внешний вид кактусов .

Кактусы, растущие на Мексиканском плоскогорье, поражают своими размерами и разнообразием форм. Ребристые шары 1,5м высотой и 2,5 м в обхвате лежат на желтом песке, как огромные дыни или зелёные ежи. Особое впечатление производят столбовидные кактусы- цереусы.

Многогранные зеленые колонны поднимаются на высоту 15 м.

Цереус – один из наиболее эффективных видов кактусов. Растут они большими группами, образуя непроходимые заросли.

В этой пустыне встречается и другой вид кактусов – опунции, которые имеют форму круглых плоских лепешек.

У всех кактусов – мощный ребристый стебель, в котором содержится много влаги, листья превратились в колючки. Все их строение приспособлено к сохранению воды, ведь они растут в пустыне, где 3/4года не бывает дождей. Кактусы, как и все покрытосеменные растения, имеют цветы, семена, плоды.

Надо сказать, что цветы этих растений очень красивы. Одни кактусы цветут только ночью, например змеевидный кактус – Селеницереус – Царица ночи. Среди ночи раскрывается бело – золотистый цветок, который достигает 25 см в диаметре. Он состоит из 75 золотистых чешуй, 25 снежно- белых длинных заостренных лепестков и из 600 изящных, почти светящихся тычинок. Цветы этого вида кактусов распространяют запах ванили. Цветет Царица ночи с 10 часов вечера до 2 часов ночи. Утром цветок увядает.

Другие вид кактусов цветут днем, цветки у них желтые, зеленые, красные, часто имеют не приятный запах.

(Во время выступления учащихся демонстрируются слайды или рисунки различных видов кактусов, а так же иллюстрации цветущих кактусов и коллекция школьных кактусов.

2 команда - Значение кактусов. На своей родине кактусы используются очень широко. В их сочных стеблях находится крепкая древесина, похожая на кружева. Используется эта древесина как строительный материал, для изготовления украшений, а раньше из нее делали манжеты и воротники к платью. Местными жителями кактусы используются в питании. Мексиканцы, например, пекут и варят стебли опунции так же, как мы жарим и варим кабачки. Плоды опунции солят, маринуют, получают из них сок. Плоды некоторых видов кактусов имеют вкус земляники, апельсина. Используют кактусы и в медицине.

Кактусы приносят пользу не только людям, но и животным. Так, внутри ствола цереуса, где температура на несколько градусов ниже наружной, поселяется большой пестрый дятел. За сезон он строит несколько гнезд, превращая растение в колючий многоквартирный дом. Как только дятел покидает гнездо, его тут заселяют другие пернатые жильцы – совы, мухоловки, пурпурные ласточки. Таким образом, в одном растении цереуса может одновременно обитать несколько видов птиц.

Комнатные кактусы, конечно , не достигают размеров дикорастущих собратьев. Наши окна украшают небольшие зеленые “ежики”.

(демонстрируют коллекцию кактусов и дают им названия).

4.Конкурс “Кто больше”.

Ведущий. От каждой команды нам понадобится по одному игроку. Условия конкурса. Представители от каждой команды выходят на сцену и встают в одну линию. Участники по очереди называют комнатное растение и делают шаг вперед. Названия растений повторять нельзя. Выигрывает тот, кто больше назовет видов комнатных растений и первым пересечет финишную линию.

5 . Конкурс “Поставь на свое место”.

Команды получают однотипные карточки, куда занесены в произвольном порядке названия растений, например: сурепка, яблоня, герань, томат, хризантема, цинния, огурец, ярутка, слива, бальзамин, диффенбахия, пырей , абрикос, кольраби, магнолия, патиссон, хлорофитум, камелия, лебеда, айва, осот, алыча, перец, флокс, гладиолус, амброзия, черешня, лук, аспарагус, циперус.

Играющие, получив такие карточки, должны сгруппировать названия растений в пять колонок, заполнив графы: плодовые растения, сорные растения, декоративные растения, комнатные растения, овощные растения.

На выполнение задания дается время - 8 минут.

Даем образец заполненной карточки:

Плодовые Сорные Декоративные Овощные Комнатные
Яблоня Сурепка Хризантема Томат Герань
Слива Ярутка Цинния Огурец Бальзамин
Абрикос Пырей Магнолия Кольраби Хлорофитум
Айва Лебеда Камелия Патиссон Диффенбахия
Алыча Осот Флокс Перец Аспарагус
Черешня Амброзия Гладиолус Лук Циперус

 

6. Конкурс “Практики”

Участники получают билеты, в которых дано задание практического характера, например:

-- Найдите в коллекции комнатное растение аспарагус и расскажите о нем.

  • Покажите приемы правильного полива комнатных растений.
  • Правильно произвести черенкование традесканции.
  • Покажите правильный уход за листьями фиалки.

Задание выполняется в присутствии членов жюри.

7. Конкурс “Ты – мне, Я- тебе”.

Представители команд обмениваются кроссвордами. Кроссворды состоят и 10 слов. Пока команда отгадывает кроссворд, Болельщики команды зарабатывают для нее баллы.

Вопросы для болельщиков:

  • Под листьями какого растения нельзя садиться в пасмурную погоду, даже в комнате вы рискуете попасть под дождь? Покажите это растение в коллекции. (Монстера).
  • Какое растение умеет шагать по стенам? ( Плющ).
  • Муха – муха Цокотуха, позолоченное брюхо.
    По стеклу она пошла и растение нашла.
    Муха на цветок взглянула и обратно повернула.
    Что же это за цветок? Угадай – ка , мой дружок!
    (Плектрантус, “Мухогон”., “Мольное дерево” )
  • Почему Гиацинт называют “цветком дождей” ? (У себя на родине (Южная Европа) Гиацинты распускаются и обильно зацветают после весенний дождей)
  • Почему кустарник дикой розы называют Шиповником? (Кустарник получил такое название за шипы, которыми густо усыпаны его стебли).
  • Почему Пеларгонию называют журавлиным носом? (Плоды пеларгонии похожи на журавлиный нос).

Ведущий. Участники закончили разгадывать кроссворды . Жюри подведет итог конкурса и всей игры. А мы ребята с вами послушаем занимательные факты из жизни растений.

Ведущая . А знаете ли вы ЧТО…

--Ботаники насчитывают более 3 тыс. видов кактусов. Это самые жароустойчивые растения на Земле, они выдерживают температуру более 60*С.

--Самые крупные кактусы- Цереусы гигантские – достигают высоты 20м.

--Гигантский кактус высотой 15 – 20 м. Содержит до 3 тыс. литров воды и может обходиться без нее до двух лет.

--Сок Олеандра настолько ядовит, что негритянские племена смазывают им наконечники стрел.

--Цветовод Д. Мансуино из итальянского города Сан – Ремо, проведя более тысячи скрещиваний, получил %0 кустов роз, Совершенно не имеющих шипов. Цветок с абсолютно белыми лепестками он назвал “Чистота”. Этот сорт роз уже официально зафиксирован.

Ведущий. Сейчас, ребята мы послушаем с вами итоги игры. (Подводятся итоги , вручаются подарки)

 

Ведущая: Что ж, дорогие пассажиры, наш полет завершен. Надеемся, что путешествие было для всех нас приятным и интересным. До скорого свидания!.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации