Урок в 6 классе “Фотосинтез” по учебнику Н.И.Сонина

Материал представила: Мишакова Валентина Николаевна, методист кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ.

Материал составлен учителями биологии г. Бузулука Оренбургской области.

 

Тема урока: Фотосинтез

6 класс

Задачи урока: расширить знания о питании растений, раскрыть суть фотосинтеза и его значения для жизни на Земле в доступной для учащихся игровой форме.

Оборудование: к арточки-тесты, дидактические карточки, плакат с изображением процесса “Фотосинтеза”, Красная книга Оренбургской области, карта Оренбургской области, плакат с растениями Красной книги, реквизит для спектакля, кинофильм “Бузулукский бор”, кинофильм “Все о фотосинтезе”, кассета с музыкой для минутки отдыха, книжечка-путеводитель “По Бузулукскому бору” под редакцией В.М.Невзорова и А.А. Хирова; портрет К.А.Тимирязева.

Ход работы

I. Oprанизационный момент.

II. Проверка изученного материала.

1. Словарная работа Игра: “ Что это? Где это?” На плакатах-таблицах слова Устьица. Сосуды. Ситовидные трубки. Хлоропласты. Хлорофилл. Питание.

2. Тест-игра: “Найди правильный ответ”.

III. Изучение нового материала.

1. Значение слова “Фотосинтез”, перевод с греческого “фотос”-свет и “синтез”-соединение, образование.

2. К.А.Тимирязев-русский ученый, посвятивший всю свою жизнь изучению “Фотосинтез” .

3. Высказывание К.А.Тимирязева.

4. Правила поведения на спектакле.

5. Правила поведения в лесу. Красная книга. Ядовитые растения.

6. Отрывок из кинофильма “Бузулукский бор”.

7. Минутка аутотренинга.

8. Спектакль-представление.: игра учащихся “Необыкновенное приключение Хлорофилла” Действующие лица и исполнители:

Автор, Судья, Адвокат, Хлорофилл.


Тест №1

Выбери правильный ответ

1) Ситовидные трубки находятся в:

а) древесине;

б) сердцевине;

в) лубе и жилках листа.

2) По сосудам двигаются:

а) органические вещества;

б) только вода;

в) вода с минеральными веществами.

3) Устьица - это:

а) органы воздушного питания и испарения воды;

б) органы почвенного питания;

в) только органы испарения воды.

4) Хлоропласты содержат:

а) зелёный пигмент - хлорофилл;

б) оранжевый пигмент;

в) белый пигмент.

5) Хлорофилл - это:

а) зелёный пигмент;

б) оранжевый пигмент;

в) белый пигмент.

6) При почвенном питании растения поглощают из почвы воду с минеральными веществами:

а) через устьица;

б) через корневые волоски;

в) через хлоропласты.


Тест №2

Выбери правильный ответ

1) Сосуды находятся в:

а) древесине и жилках листа; б)сердцевине; в) лубе.

2) По ситовидным трубкам двигаются:

а) только вода;

б) органические вещества растворённые в воде;

в) минеральные вещества.

3) Хлоропласты - это:

а) зелёные пластиды;

б) оранжевые пластиды;

в) белые пластиды.

4) Больше всего хлорофилла в:

а) кожице листа покровной ткани;

б) в столбчатой ткани листа;

в) в рыхлой ткани листа.

5) У наземных растений устьица находятся:

а) только на нижней стороне листа;

б) только на верхней стороне листа;

в) на нижней стороне листа, но могут находится и на верхней стороне.

6) Питание - это процесс поглощения организмами

а) только воды;

б) только энергии;

в) питательных веществ и энергии.


Действие происходит на лесной поляне

От автора. Однажды, лет двести тому назад, на небольшой, но солнечной поляне произошли странные события. Они могли привести к гибели всего живого на земле. Но, к счастью, этого не произошло. В те времена тоже жили добрые и умные люди, которые думали о будущем.

Появляется Хлорофилл.

Хлорофилл: Здравствуйте! Я Хлорофилл. Почему у меня такое странное имя? Да потому, что я зеленый!

Я хлорофилл, всегда зеленый.

(поют) Пускай прохлада или зной.

Но я тружусь. Как заведенный.

И каждый раз иду как в бой,

Лишь только солнышко проглянет.

(2 раза)

Я первый луч его ловлю,

И сразу воздух чистым станет,

И сразу всех я накормлю.

 

Автор: Что он такое говорит? Как он может всех их накормить? Как он может очистить воздух?

Хлорофилл: О, это очень сложный и таинственный процесс

Появляются Судья, Прокурор и Адвокат.

Судья: Кто здесь произнес слово процесс? Какой процесс может происходить без нас?

Прокурор: (разгневанно) Какой-то ФОТОСИНТЕЗ. Слово не понятное, да и процесс вредный.

Судья: Кто его главный виновник?

Прокурор: Его главный виновник он, хлорофилл!

Судья: Странное имя.

Адвокат: Его имя в переводе обозначает “Зеленый”.

Судья: А отчество у него есть?

Прокурор: да его отчество еще более странное-Хлоропластович.

Судья: Хлорофилл Хлоропластович? Интересно. А место жительства?

Адвокат: В хлоропластах листьев, зеленых стеблей и зеленых плодов.

Судья: Род занятий?

Прокурор: Род занятий странный. Ничего у него нет, а питательные

вещества рекой текут. Колдун, наверное. Может его на костре сжечь?

Судья: Нет, надо расследовать дело. Из чего ты готовишь пищу?

Хлорофилл: О, господин судья! Мне для работы всего то нужно, что

углекислый газ и...

Судья: Откуда ты его берешь?

Хлорофилл: Из воздуха, господин судья.

Прокурор: А по какому праву ты расхищаешь природное добро?

Адвокат: Но господин судья, углекислый газ вреден для живых существ. Я могу это доказать.

Судья: Каким образом?

Адвокат: А вот каким. Я накрою Вас и прокурора стеклянными

колпаками. Только рядом с Вами поставляю зелёное растение и вы

сможете нормально дышать. А прокурор останется под колпаком один.

Накрывает судью и прокурора колпаками

(поют) Сидят под колпаками

Судья и прокурор,

А мы, ребята, с вами

Продолжим этот спор.

Прокурор: А-а-а-а-, я не хочу быть под колпаком. Это Штирлиц был под колпаком. Я не Штирлиц, я прокурор. Мне дышать нужно.

Судья: Всем дышать нужно.

Хлорофилл: Господин судья, теперь Вы поняли, для чего мне нужен углекислый газ. Химики о нём говорят проще – СО2.

Судья: Конечно, ведь я мог дышать даже под колпаком. Значит, растение помогло мне выжить... Суд принимает ваши доводы относительно углекислого газа. А что ещё вам нужно для работы?

Хлорофилл: Ещё мне нужна вода... Чистая.

Прокурор: Вот-вот я же говорил. Ворует нашу воду! Разбазаривает

наше богатство, в тюрьму его!

(поют) Ворует нашу воду

И углекислый газ,

Но как же быть народу

Хочу спросить я вас.

Нет я не понимаю

И в толк я не возьму.

Сейчас тебя поймаю

И посажу в тюрьму

Хлорофилл: Но я беру совсем не много воды.

Адвокат: Но зато, используя воду, углекислый газ и энергию солнца, он дарит всему живому пищу и кислород, а значит... Жизнь.

Прокурор: Как это, как это, как это, не понимаю!

Хлорофилл: Но это же так просто.

(поют) Вода, по стеблю поднимаясь,

Идёт к зелёному листу,

И с СО2 соединяясь,

Даёт нам сахар на свету.

Вот так творение природы-

Волшебный, добрый хлорофилл

Способен прокормить народы

Хотя уж к вечеру без сил.

Судья: Как это? Ты, такой маленький, зелёненький, из углекислого газа и воды, на солнышке? Ты что маг?

Хлорофилл: Маг не маг, но могу.

Адвокат: Это ещё не всё. Он и кислород из воды добывает. Вот почему вы под колпаком остались живы, а прокурор орал как резаный.

Судья: Ну и как же всё это называется?

Адвокат: Да фотосинтезом это называется, фотосинтезом. Ведь что

происходит то Новые вещества образуются: сахар, крахмал и выделяется кислород. Образуются, значит, синтезируются.

Все:

Фотосинтез идёт

На свету круглый год

Из простых минеральных веществ.

Солнце свет свой прольёт,

Луч на лист упадёт

Что бы всем подарить кислород.

И никак не поймёт

Наш упрямый народ

Что он дышит, ест и живёт,

Потому что с утра,

Лишь приходит пора,

Сладкий сок производит листва.

 

Прокурор: Наконец то я понял. Ты хороший. Я не буду тебя обвинять.

Хлорофилл: Многоуважаемый суд! То, что я создаю, разрушает другой процесс.

Судья: Какой процесс? Какое право он имеет что-то разрушать? Почему я в нём не участвую?

Адвокат: Участвуете, ещё как участвуете. Мы все соучастники.

Хлорофилл: Этот процесс - дыхание. Вы все дышите, а значит, разрушаете органические вещества, которые я создаю.

Судья: Что-то я ничего не понимаю. Без фотосинтеза жить нельзя, это ясно. Он созидатель. Но ведь не дышать тоже нельзя. Так и помереть можно. Почему же дыхание – разрушитель?

Хлорофилл: Вам двигаться нужно?

Судья: Необходимо.

Хлорофилл: Разговаривать вы должны?

Судья: Конечно. Я разговорами на хлеб зарабатываю.

Хлорофилл: А энергию на движение, размышление и разговоры где берёте?

Судья: Не знаю. Сама как то берётся.

Хлорофилл: Сама, сама. Ничего не сама. Кислород, которым вы дышите, разрушает вещества которые я создаю. А при этом выделяется энергия. Вот откуда вы её берёте. Из пищи. Только вы за пищей и энергией в магазин ходите. А я её из солнца беру.

Все:

(поют) И в зной и в непогоду

И вечером и днём

Нельзя без кислорода

Иначе мы помрём

Мы дышим, дышим, дышим

И он, и ты, и я

Энергию из пищи

Берём себе друзья.

Что б бегать, прыгать, плавать,

 

Смеяться и гулять, И очень важно, право Учится размышлять.

Адвокат: Господа, я надеюсь, теперь вы поняли, что кислород, которым вы дышите поступает в ваши клетки. Там он разрушает органические вещества пищи до углекислого газа и воды. При этом выделяется энергия. Энергия нужна вам для хорошей жизни. А лишняя вода и углекислый газ удаляются в окружающую среду.

Судья: Следовательно, при дыхании выделяется углекислый газ и вода, а это то, что нужно для фотосинтеза.

Прокурор: Правильно, господин судья. Фотосинтез и дыхание - противоположные процессы. Колесо жизни. Замкнутый круг. А запускает его Солнце.

Хлорофилл: Я без дыхания никак не могу, да и оно без меня не обойдётся. Мы вместе делаем одно общее дело.

Судья: Значит так. Фотосинтез происходит на свету, в листьях и других зелёных частях растений. Дышим мы каждой клеточкой своего тела. Фотосинтез обеспечивает нас и всё живое пищей, а дыхание - энергией. И всё это благодаря солнцу и тебе хлорофилл. Прекрасно. Ты оправдан, и это решение окончательно и обжалованию не подлежит.

Все:

(поют) Фотосинтез - дружочек

Вот твой домик - листочек

Там творишь ты свои чудеса.

Очень нужен ты людям,

Мы тебя не забудем,

И запомним тебя навсегда.

Пусть нам солнышко светит,

Что бы взрослым и детям

Было радостно, ясно, светло,

Что бы каждый цветочек,

Даже малый листочек,

Нам давал и еду и тепло.

Мы играли понарошку,

У народа на виду, К сожаленью, мы играем,

Только раз в году.

К сожаленью, мы играем,

Только раз в году.

 

9) Отрывок из к/ф. "Всё о фотосинтезе"

10) Запись определения в тетради.

Фотосинтез- это процесс образования органических веществ и выделение кислорода на свету, под действием углекислого газа и воды

 

IV Закрепление знаний о фотосинтезе.

1) Работа в группах, парах - дифференцированное задание по карточкам.

2) Чтение вывода о значение фотосинтеза по учебнику на стр. 58

3) Выставление оценок

 

V Домашнее задание: стр. 58-59 учебника авт. Н.И. Сонина “Биология. Живой организм”

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации