Использование проектно-исследовательского подхода в обучении биологии:
из опыта работы учителя биологии Курманаевского района
Родионовой С.Н.

материалы представила ст. методист по биологии ООИПКРО В.Н. Мишакова

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:

• совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно— педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно—учебную, экспериментально — исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся на основе реализации возможностей средств новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая том самым синергизм педагогического воздействия.

Информатизация образования затрагивает такие важные компоненты образования, как цели и содержание. Одним из главных компонентов, составляющих модель выпускника школы, становится информационная культура. Это требует не только введение специальных предметов в школе, но и пересмотра содержания традиционных школьных дисциплин; и характер этих изменений пока еще не изучен.

Выход из создавшегося положения в настоящее время может быть найден при использовании в процессе преподавания биологии информационной технологии обучения, позволяющей создать методически обоснованный поток информации. Понятно, что создание информационного потока невозможно без использования персональной электронно-вычислительной машины. Информационная технология открывает для учащихся возможность лучше осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования.

В связи с этим, информационная технология не только может оказать положительное влияние на понимание школьниками строения и сущности функционирования объекта, но, что более важно, и на их умственное развитие.

Использование информационной технологии позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала учащимися, что весьма существенно в процессе обучения.

Чем помогут компьютерные технологии учителю и учащимся?

- Они помогут учителям учить, а детям интереснее учиться.

- Сам учитель побуждается работать в командах, решает проблемы и участвует в деловых обсуждениях своих материалов.

- Технологии начинают восприниматься как средства поддержки и организации учебного процесса, а не как “вещь в себе”.

Наиболее эффективные педагогические технологии:

- обучение в сотрудничестве;

- метод проектов;

- проблемное обучение;

- исследовательский метод.

Девизом для использования компьютерных технологий может служить цитата из выступления генерального директора Intel Craig Barreta “Чудеса творят не компьютеры, а учителя”.

Значительный вклад в теорию и практику использования информационной технологии обучения (компьютеризации обучения) внесли: А.П.Беляева, В.П.Беспалько, Я.А.Ваграменко, А.П.Ершов, М.И.Жалдак, В.М.Зеленин, В.А.Извозчиков, А.А.Кузнецов, Ю.К.Кузнецов, В.В.Лаптев, М.П.Лапчик, А.Е.Марон, И.В.Марусева, Е.И.Машбиц, А.Г.Мордкович, И.А.Румянцев, М.В. Швецкий, а также программа Intel “Обучение для будущего” в России, созданная под руководством Я.Быховского.

В работах этих авторов рассмотрены пути повышения эффективности обучения с использованием различных технических средств, некоторые способы классификации педагогических программных средств, проблемы компьютеризации естественных дисциплин и др.

Наиболее удачно программа Intel “Обучение для будущего” позволяет разрешить противоречия:

- между необходимостью использования новых информационных технологий в преподавании биологии и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке;

- между пассивным изучением, основанным на теории и активным “извлечением информации”, основанной на самостоятельной творческой работе

- между необходимостью организации такой работы и недостаточным уровнем обеспечения педагогических условий.

Так в традиционной школе один источник информации, а при использовании компьютера - много, работа не изолированная, а совместная, происходит не передача информации, а обмен, учащиеся не просто изучают факты, сведения, критически мыслят и вырабатывают решения. И наконец, в центре процесса – ученик, а не учитель.

В результате возникших несоответствий между существующей традиционной технологии обучения и использованием новых компьютерных технологий обучения была определена актуальность настоящего исследования.

Теоретические основы проектного метода

Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии. Эти технологии позволяют применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Реализуя на практнке исследовательский метод учащиеся кружка “Юный эколог” изучили состояние воды в реке Бузулук, подземные воды Курманаевского района, сделали анализы воды и составили паспорта родников “Сычева”, “Паровой”, “Моргунов”, “На пасеке”, “Мостовой”, “Родничный лес”. Данная работа была представлена на районный конкурс и заняла второе место.

Понятийный словарь
* "Педагогическая технология - это системный метод создания, приме­нения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставя­щий своей задачей оптимизацию форм образования; это описание процесса достижения плани­руемых результатов обучения".

* Технология "Обучение в сотрудничестве":

"Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни".

*Технология "Метод проектов": "В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей".

*Учебный проект - организационная форма работы, которая (в отличии от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Основные этапы проектной деятельности

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4. Реализация проектов.

5. Презентации.

Выбор темы

Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Например, в теме “Вода” могут быть подтемы: “Жизнь в океане”, “Плавающие динозавры”, “Глубоководные животные”, “Морские профессии”, “Блюда из морепродуктов”, “Морской стиль в моде и дизайне”, “Писатели об океане”, “Океан на полотнах художников” и т.п.

Критериями выбора темы могут быть и специфические источники информации (возможность экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация города, опыт учителя по работе с конкретной темой). Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками, подсказками).

Совершенно иная картина с выбором подтем – здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно.

Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов – энциклопедий и картотек.

Сбор сведений

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио- и видеозаписи, дискеты, компакт-диски и т.д.).

Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность на самостоятельный поиск информации.

В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя старших классов).

Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в карточке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску информации.

В информационном проекте должны быть предусмотрены средства систематизации информации (оглавление и т.п.). Задача информационных проектов – формирование навыков организации приобретенной информации. В структуре информационного проекта будут отражены все выбранные детьми области интересов внутри темы. В дальнейшем в процессе работы над другими, самыми разнообразными, проектами дети смогут обращаться к информационным проектам для получения требуемых сведений.

Выбор проектов

После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям принять участие в реализации проектов. При этом он знакомит детей с множеством проектов, которые можно выполнять по изучаемой теме, представляя детям возможность самим придумать свои проекты.

На первом этапе следует, не озадачивая детей придумыванием своих проектов, предложить им на выбор доступные, реально выполнимые проекты. Было бы хорошо, чтобы в любой момент в классе выполнялось параллельно несколько проектов.

Составляя список проектов, рекомендуется ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разнообразные виды деятельности. Например, для темы “Логические биологические игры” дети могут:

а) получить некоторые новые сведения о логических и биологических играх (из разных источников), занести эти сведения в “информационный проект”;

б) отразить новые знания какой либо совместной или индивидуальной изобразительной деятельности (рисунки, скульптура, коллажи, мозаики и т.д.);

в) сделать своими руками какие либо поделки, в данном случаи – самостоятельно изготовить реквизит для игр;

г) поучаствовать в концертно-драматической деятельности (что-то рассказали другим детям и родителям или инсценировали какую-то историю и получили свою долю аплодисментов).

Кроме того, желательно, чтобы предлагаемые проекты относились к разным видам по следующей классификации:

В коллективных проектах дети могут выступать как “ специалисты” по выбранным ими ранее аспектам темы. Понятно, что при определении видов деятельности при работе над темой и при их выборе детьми будут учитываться те умения, которые у них есть к этому моменту.

В этом случаи при составлении книги дополнительно будут отрабатываться навыки коммуникации.

Реализация проектов

На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уровнях и после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случаи острой необходимости, если есть опасения, что ребенок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом. Но это не в коем случаи не должны быть работы взрослых, как это парой случается. Напоминание о добровольности участия детей в описываемой деятельности, мы хотели бы сформулировать основные принципы работы над проектами.

Презентации

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущения гордости за полученный результат. Для этого в процесс работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям надо предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы “самопрезентующимися” - это спектакли, концерты, живые газеты и т.д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением поделок, надо организовывать специальным образом.

Какие бывают типовые проекты?

Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты - это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показ моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.)

К представлениям можно отнести:

-спектакли (в том числе кукольные);

-концерты;

-устные журналы (аналоги телепередач);

-викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телеигр);

-показы моделей одежды.

К изготавливаемым изделиям можно отнести:

-тематические выставки рисунков, скульптур, поделок;

-газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);

-видеожурнал или видеофильм;

-макеты;

-модели (действующие);

Урочное или внеурочное время лучше использовать для проектной деятельности?

Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над темой и проектной деятельности может быть отведено следующее время:

- все время урока;

- часть урока по основным учебным предметам;

- любое время, отводимое для внеурочной деятельности школьников.

Строгая добровольность участия школьников в работе над темой и в проектной деятельности решает проблему проектных опасений о перегрузке школьников.

1) при первом упоминании о работе над очередной темой, обменяться темами, обсудить возможные аспекты темы, дать детям возможность выбрать интересующий их аспект темы, зафиксировать выбор детей;

2) в процессе работы над темой и реализации проектов делать обзор текущего состояния дел, предоставляя детям возможность сделать промежуточные презентации своей деятельности; кроме того, в это время можно решать различные организационные вопросы.

Примеры проектов:

- Исследовательское направление – “Школьная исследовательская лаборатория”;

- Наука экология

- “Защитим Урал”;

- Наука ботаника – “Пригласим природу в дом”;

- Наука анатомия – “Клетка – единица строения организма человека”;

- Наука бионика – “Как и почему мы стареем?”.

Заключение

Создание проектов повышает интерес к предмету и знаниям, вырабатывает самостоятельность и самооценку собственного труда.

Систему внеурочной проектной деятельности, позволяющую сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов, можно рассматривать как альтернативу детским молодежным организациям с фиксированным распределением социальных ролей.

Иерархическая структура ролей, меняющаяся от проекта к проекту, позволяет детям пробовать себя в разных социальных ролях, проявлять инициативу по созданию новых временных иерархий (на время работы над проектом) и более адекватным сегодняшним реалиям, чем жесткие иерархические структуры общества.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации