Программа курса по выбору для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки -
Биодизайн нашего дома

Представила: ст. методист ООИПКРО В.Н. Мишакова

Автор курса: Сверчкова Татьяна Алексеевна, учитель биологии Привольненской СОШ Илекского района Оренбургской области

Пояснительная записка

Образовательная программа по выбору “Биодизайн нашего дома” предназначена для учащихся 9-х классов и помогает им сориентироваться в выборе дальнейшего обучения.

Программа подготовлена на основе содержательного материала базовых курсов биологии “ Многообразие живых организмов”, “Человек и его здоровье”, где вопросы этой тематики изучаются в 7 и 8 классах. Многие вопросы курса не изучаются в школе вообще (например, условия содержания домашних животных, аквариум как искусственная экосистема, фитодизайн, вопросы гигиенического характера и др.) или изучаются обзорно.

В программе рассматриваются аспекты положительного влияния комнатных растений и домашних животных на здоровье человека, как физическое, так и психологическое и эмоциональное. Программа включает новые для учащихся знания, которые актуальны для формирования эстетической культуры подростков, бережного отношения к окружающей среде. Она позволяет приобрести опыт практической деятельности по оформлению своего дома, рабочего места (школы), способствует формированию ценностной ориентации, социально значимых качеств личности.

Основной целью программы является создание ориентационной основы для осознанного выбора учащимися 9-х классов естественнонаучного профиля обучения в старшем звене. Данная программа направлена на углубление и расширение знаний учащихся о жизнедеятельности растительного и животного организмов, многообразии домашних животных и комнатных растений, их роли в жизни человека как здоровье сберегающего фактора, и источника эстетического наслаждения и нравственного воспитания.

Для реализации обозначенных целей программа предполагает решение следующих задач:

1. предоставить учащимся возможность познакомиться с основными принципами биодизайна помещений различного типа;

2. повысить качество знаний о животной природе, познавательный интерес к биологическим и практическим знаниям;

3. привить трудовые навыки по выращиванию комнатных растений и уходу за домашними питомцами;

4. способствовать профессиональной ориентации учащихся, выбору будущих специальностей биологической направленности (фитодизайнер, учитель биологии, ветеринар, врачи и др).

Программа курса рассчитана на 12 часов, 1 час в неделю.

Для программы был отобран наиболее интересный, познавательный материал, содержащий прогрессивные научно-популярные знания, а также опыт практической деятельности человека по конструированию и проектированию “экологически чистого” жилища, в котором есть место не только человеку, но другим живым организмам, приносящим пользу.

Порядок расположения тем в программе обусловлен необходимостью осуществления творческой и проектной деятельности учащихся, результаты которой впоследствии могут войти в “Портфолио” учащихся.

Программа предполагает использование семинарских занятий, практических работ, дискуссий, диспутов, мозговых штурмов, решение проблемных заданий, написание рефератов учащимися, организацию выставок творческих работ.

Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования на первом занятии, выходного контроля (тесты) на последнем, собеседований в процессе работы, после выполнения обязательных работ (практикумы).

В качестве формы итоговой отчётности в конце курса проводится итоговая конференция учащихся, на которой презентуются творческие работы (рефераты, проекты и др.)

Предполагаемые результаты:

самоопределение ученика, выбор дальнейшей, индивидуальной образовательной траектории;

создание положительной мотивации обучения на естественнонаучном профиле;

усвоение учащимися ведущих видов деятельности на данном профиле, повышение информационной компетентности учащихся.

Критерии успешности учащихся:

Отметка как форма оценивания ЗУН не используется.

Ученик получает “зачёт” (оценка не ниже “4”) при условии:

- выполнения не менее 3-х обязательных работ, предоставленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением требований к их оформлению.

Дополнительные баллы выставляются за качественное выполнение выходной диагностики, вопросов для самоконтроля, использования дополнительной литературы, статей из СМИ, Интернет – технологии, презентацию своей работы в школе или за ее пределами.


Тематический план курса

Содержание программы курса.

1. Дом как экосистема.

Входная диагностика.

Является ли дом экосистемой? Понятие об “Экологически чистом” жилище. Составляющие экосистемы жилища. Продуценты (комнатные растения и растения аквариума), консументы (человек, домашние питомцы, незваные гости), редуценты (микроорганизмы, плесневые грибы, сапротрофные клещи, личинки моли).

Понятие о дизайне помещения. Место живых организмов в нашем доме.

2. Зелёный оазис в доме. Фитодизайн.

История возникновения комнатного цветоводства. Аптекарский огород Петра 1 – первая русская оранжерея. Фитодизайн – целенаправленное введение растений в интерьер жилища. Производственный и медицинский фитодизайн. Как подбирать и размещать растения в помещениях.

Растения в композициях: уголок пустыни, тропического леса, кактусарий, эпифитное дерево, фиториум.

Практическая работа. Аранжировка – композиция из цветов. Букет по настроению.

Реферативная работа “Искусство икебаны и бонсая”

3. Здоровье дарят комнатные растения.

Открытие фитонцидов – летучих фитоорганических веществ (ЛФОВ). Фитонциды на страже нашего здоровья.

Здоровье сберегающие растения на рабочем месте, кухне, в спальне, около компьютера.

Фитотерапия – лечение травами. Роль комнатных растений в профилактике лёгочных, сердечно – сосудистых, психических заболеваний. Влияние комнатных растений на психо – физическое состояние организма человека.

Практическая работа. Уход за комнатными растениями. Размножение комнатных растений.

Реферативная работа. 1. Выращивание комнатных растений без почвы. Гидропоника.

2. Мифы и правда о вредных и полезных комнатных растениях.

4. Наши домашние любимцы: кошки и собаки.

Знакомство с породами кошек и собак. Особенности ухода, лечение.

Лечебные свойства домашних питомцев.

Оформление фотогазеты “Мы в ответе за тех, кого приручили”

5. Жизнь птиц в доме.

Певчие и декоративные птицы. Анатомические и физиологические особенности птиц. Содержание и уход.

Реферативная работа. 1. Болезни птиц, их предупреждение и лечение.

2. Наблюдение за сезонными изменениями в жизни декоративных птиц в доме.

6. Кусочек моря за стеклом.

Аквариум – искусственная мини экосистема. Размещение аквариума, грунт, вода. Подбор растений и животных для аквариума.

Практическая работа. Оформление аквариума. Заселение его организмами.

Правила ухода за аквариумом.

Реферативная работа. 1. Скрещивание и выведение новых форм, пород аквариумных рыбок.

2. Террариум.

7. Профессия дизайнера – мода или дань времени.

Практическая работа. Благоустройство школы и территории вокруг нее.

Дизайнер интерьера.

Дизайнер – флорист.

Класс – дизайн. Изготовление любительского макета помещения, составление композиции интерьера.

8. Класс – дизайн “Как изменить облик помещения своими руками”

Наш вернисаж. Картины из природного материала и живых цветов.

Изменение интерьера нашей школы.

Экскурсии в мастерскую по аранжировке цветов, либо к жителям села или города, увлекающимся биодизайном помещения (выращиванием комнатных растений, разведением аквариумных рыбок)

9. Итоговая конференция “Дом моей мечты”

Защита проектов, рефератов, исследовательских работ.

Примерные темы творческих работ:

“Дом моей мечты”

“Биодизайн школы”

“Уголок живой природы дома и в школе”

“Влияние комнатных растений на чистоту воздуха помещения” и др.

Выходная диагностика.

Методические рекомендации

Курс предполагает обобщение знаний о биодизайне, прирост новых для обучающихся знаний и выход на более высокий уровень понимания проблемы использования живых организмов в интерьере дома, школы. В связи с этим возможны следующие виды деятельности учащихся:

- Практические работы (например, “Аранжировка комнатных растений”, “Создание аквариума – миниатюрного водоема”)

- Дискуссии (например, “Влияют ли комнатные растения на психологический климат в семье?”)

- Диспуты (например, “Зоотерапия – новый метод лечения животными”)

- Мозговые штурмы (например, “Каким образом комнатные растения нейтрализуют источники загрязнения среды в жилище?”)

- Создание проектов, написание рефератов, их защита;

- Творческие работы (например, оформление фото газеты “Мы в ответе за тех, кого приучили”, оформление выставки “Наш вернисаж” и др.)

- Экскурсии (например, в зоомагазин, в мастерскую по аранжировке цветов)

 

Входная диагностика (анкета)

1. Считаете ли Вы свое жилище экосистемой? Ответ обоснуйте.

2. Что Вы знаете о понятии “дизайн”?

3. Считаете ли Вы нужным поселять в доме живые организмы? Какие?

4. Какие домашние животные есть в твоём доме?

5. Какие комнатные растения являются лекарственными?

6. Какой профиль обучения Вы выберите в 10 классе:

А) математический;

Б) естественнонаучный;

В) основной;

Выходная диагностика.

1. Дизайн – это искусство…

а) оформления предметов быта;

б) проектирование, конструирования чего- либо с помощью различных предметов;

в) составления букетов их сухих цветов и различных предметов.

2. Где впервые появилось комнатное цветоводство?

а) в России;

б) в странах Западной Европы;

в) в древнем Китае.

3. Кто создал первый в Европе зимний сад?

а) Альберт Манус;

б) Карл Линней;

в) король Голландии Вильгельм;

4. Кому принадлежит идея создания Аптекарского огорода в России?

а) Ивану Грозному;

б) Петру Первому;

в) Владимиру Путину.

5. Какие растения наиболее подходят для размещения на кухне, т. к. являются природными репеллентами (отпугивают насекомых):

а) алоэ, зигокактус, монстера;

б) бегония; пеларгония, опунция;

в) жасмин, лаванда, розмарин.

6. Какие группы животных можно содержать в живом уголке дома:

а) страус, певчий дрозд, кошка;

б) дворняжка, волнистый попугайчик, питон;

в) канарейка, пекинес, гуппи.

7. Кого можно встретить в террариуме?

А) аксолотль, тритон гребенчатый, черепаха болотная;

Б) озёрная лягушка, пиранья, уж;

В) муха дрозофила, меченосец, жерлянка.

8. Какие животные не существуют в природе и поэтому никогда не украсят наш дом:

а) золотая рыбка;

б) чеширский кот;

в) чебурашка;

г) мягкотелая черепаха;

д) юла;

е) скворец розовый;

ж) жар-птица;

з) конёк – горбунок.

Используемая литература для учителя:

1. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. – Л.: Детская литература, 1970г.

2. Голубев В. Экологическая культура помещений // Флора, ЗАО “Интер-ова-пресс”.-2002. - № 3.

3. Евродизайн. Ваш дом.М.: АСТ “Астрель”, 2004 г.

4. Капронова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: 1989 г.

5. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1986 г.

6. Мусская И.А. Домоводство. – Ижевск, 1992 г.

7. Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн.- М.: Олма-пресс, 2001г.

8. Тавлинова Г.К. Комнатные растения . – С –П : Лениздат, 1995 г.

9. Трайтак Д.И. Кабинет биологии. – М.: Просвещение, 1976 г.

10. Цирлинг М.Б. Аквариум и водные растения. – С-П.: Гидрометеоиздат, 1991 г.

11. Цыбуля Н.В., Фершалова Т.Д. Фитонцидные растения в интерьере. – Новосибирск,2004 г.

Литература для учащихся:

1. Гавриш В.Г., Калюжный И.И. Жизнь птиц в доме. – Саратов: ИИЦ ГКПО “Заволжье”, 1992 год.

2. Кливенская Т.М. Цветы в интерьере. – М.: ВО “Агропромиздат”, 1990 г.

3. Кудрявец Д.Б. Петренко Н.А. Как вырастить цветы: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1993г.

4. Махлин М.Д. Путешествие по аквариуму. – М.: Колос, 1993 г.

5. Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природных материалов. – Ярославль: Академия развития, 2000г.

6. Трайтакт Д.И. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 классов. – М.: Просвещение, 1985 г.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации