Материалы представила Мишакова В.Н.

Оренбургский ИПКРО

 

Программа интегрированного спецкурса   по биологии – литературе к учебнику Сонина Н.И. “Многообразие живых организмов. 7 класс”

 

Авторы программы: Тягина И.А., учитель биологии высшей категории, Антосюк Л.М., учитель литературы высшей категории Оренбургская область

 

Есть две вещи, достойные подлинного удивления и восхищения: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас”

                       И. Кант.

Пояснительная записка

 

Объективная реальность нашего времени -  глобальный экологический кризис. Причиной экологического кризиса следует считать духовный кризис, который характеризуется либерально – потребительским мировоззрением, антропоцентризмом, предполагающим примат личности над религией, государством, нацией и окружающей средой. В связи с этим поиски причин и путей преодоления кризиса выдвигают на первый план совершенствования экологического образования при приоритете духовно – нравственных ценностей. Это предопределяет целесообразность создания интегрированного спецкурса, включающего предметно – экологическое образование и духовно – нравственное воспитание, который должен способствовать формированию у учащихся целостной картины мира (как естественнонаучной, так и гуманитарной), т. е. мировоззрения, противоположного доминирующему в настоящее время потребительскому отношению, ориентированному на “покорение” природы.

Образовательная программа интегрированного спецкурса “Человек и экосистема” предназначена для учащихся среднего звена общеобразовательной школы (7 класс).

Программа подготовлена на основе экологического материала базовых курсов биологии “Живой организм”, “Человек и его здоровье”, “Общая биология” и материала внеклассного чтения по литературе.  Основная часть аспекта спецкурса не изучается в базовых курсах вообще

( например, растительный и животный мир Эдемского сада, флора и фауна сада, сад как агросистема, виды сада, аромотерапия. Образ сада в стихотворениях (Грозовского, Измайлова, Бунина, Джалиля, Пастернака), в Библии, легендах, сказках. Звуки сада, музыка сада: Короленко “Слепой музыкант”, рассказы Пришвина, Паустовского. Проблемы экологии в публисцистике Распутина, Сейсенбаева. Отрицательное воздействие на природу: Троепольский, Васильев. Сад человеческой души: Экзюпери  “Маленький принц”).

Материал данного спецкурса отобран в соответствии с общими целями образования и помогает учащимся овладеть системой основных общеучебных знаний и умений, способствует формированию мировоззрения, основанного на приоритете духовных ценностей, для раскрытия целостной картины мира.

Основной целью программы является развитие целостного взгляда школьников на природу и свое место в ней.

Программа предполагает решение следующих задач:

экологическая  - способствовать формированию правильного взгляда на взаимодействие человека и окружающего мира;

нравственная – воспитать любовь и бережное отношение к природе, уважительное отношение человека к человеку;

эстетическая – способствовать формированию чувства к прекрасному;

развивающая   сформировать навыки исследовательской и творческой направленности через проектно-исследовательскую деятельность учащихся;

здоровьесберегающая – создать предпосылки для укрепления физического и духовного здоровья учащихся.

Для достижения поставленных  общих цели и задач, спецкурс предусматривает трехгодичное обучение. Кроме того, содержание данного трехгодичного курса направлено на создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного или гуманитарного профиля на старшей ступени обучения.

В данном варианте представлена программа первого гола обучения, рассчитанная на 34 часа.

Для реализации обозначенных цели и задач спецкурса “Человек и экосистема”, программа первого года обучения предполагает решение следующих задач:

-        определить место человека на Земле;

-        определить  виды воздействия человека на природу и природы на человека;

-        определить отношения людей друг к другу.

К основным принципам отбора и структурирования матери ала можно отнести следующее:

-        отобранный материал является  основой для изучения места человека в окружающем мире, взаимодействие человека и природы и отношения людей друг к другу в окружающем мире;

-        в основе построения курса лежит изучение отобранной литературы, определение нравственно – экологических проблем и их решение через проектно- исследовательскую деятельность учащимися;

-        использование активных форм обучения: дискуссий, диспутов, мозговых штурмов; индивидуальных и групповых форм работ, через творческую, исследовательскую и проектную деятельность учащихся; создание стихов и сочинений-размышлений;

-        включение в работу школьного научного общества учащихся; участие в работе научно-практической конференции.

 

В реализации цели и задач программы поможет входная и выходная диагностика (помещена в методические рекомендации), целью ее проведения  является  не только “диагностика” мировоззренческой позиции самоопределяющегося человека, но и создание условий для совместного обсуждения этих вопросов.

 

Формы и методы обучения указаны в тематическом плане, а как наиболее отвечающее принципу целостности – это проектное обучение.

Итогом обучения будет считаться участие  школьников с проектной деятельностью на школьной конференции.

 

Предполагаемые результаты заключаются в том, что данный спецкурс будет способствовать:

-        более внимательному отношению детей к окружающему миру, к своей малой родине, к месту, где они живут и друг к другу;

-        осознанному выбору естественнонаучного или гуманитарного профиля на старшей ступени обучения;

-        умению применять алгоритм исследования и проектирования во всех учебных дисциплинах.

Тематический план спецкурса

( первый год обучения, 34 часа)

п/п

Название темы

Количество часов

Формы и методы

Продукт ученической деятельности

1.

Входная диагностика. Введение. Человек и окружающий мир.

2

- диагностика

- рассказ

- работа с книгой

- демонстрация видеофильма

- конспект урока                         / схемы, рисунки/

2.

Эдемский сад

как экосистема.

 

3

- рассказ

- беседа

- работа с книгой

- иллюстрации

- конспект урока                         / схемы, рисунки/

3.

Человек в современной экосистеме.

7

- беседа

- дискуссия

- исследование

- иллюстрации

- работа с книгой

- мини-конференция

- конспект урока                       / схемы, рисунки/

4.

Сад как экосистема.

 

4

- беседа

- рассказ

- дискуссия

- иллюстрации

- исследование

- работа с книгой

- конспект урока                          / схемы, рисунки, сочинения/

5.

Сад человеческой души.

2

- рассказ

- беседа

- демонстрация видеофильма

- дискуссия

- мозговой штурм

- диспут

- исследование

- работа с книгой

- конспект урока                       / схемы, рисунки/

6.

Звуки сада. Воздействие сада на человека.

3

- диагностика (психологические тесты)

- исследование

- работа с книгой

- иллюстрации

- дискуссия

- конспект урока                          / схемы, рисунки/

7.

Лечебное воздействие сада на организм человека.

1

- исследование

- дискуссия

- иллюстрация

- диспут

- мозговой штурм

- конспект урока                               / схемы, рисунки/

8.

Сезонность сада.

4

- рассказ

- беседа

- дискуссия

- работа с книгой

- исследование

- конспект урока                             / схемы, рисунки, стихи, сочинения/

9.

Предпроектная и проектная работа

8

- групповая работа

- исследование

- проектирование

- диагностика

- проекты,

презентация

 

Итого:

34 ч.

 

 

 

Содержание программы

 

I.         Введение. Человек и окружающий мир.

Диагностика. Теории возникновения жизни на Земле /самозарождение, панспермия, теория стационарного состояния,  теория биопоэза, креационизм/. Возникновение человечества. Жизнь человека на Земле. Мифы и легенды о сотворении мира. Библейский взгляд о сотворении мира и человека.

Методическое обеспечение: видеофильмы о сотворении мира.

 

II.        Эдемский сад как экосистема.

Растительный мир Эдемского сада. Животный мир Эдемского сада. Человек  и его жизнедеятельность в Эдемском саду. Библейский рассказ об Эдемском саде. Стихи русских поэтов.

Методическое обеспечение: иллюстрации, детские рисунки.

 

 III. Человек в современной экосистеме.

Отрицательное воздействие человека на неживую природу. Публицистика. В. Распутин “В судьбе природы наша судьба”,                   Р. Сейсенбаев “Крик Земли”.

Отрицательное воздействие человека на живую природу. Стихи С.Орлова, Н. Заболоцкого, Г.Троепольский “Белый Бим Черное Ухо”, Б. Васильев “Великолепная шестерка”, краеведческий материал            (В. Бахревский, В. Одноралов).

Отрицательное воздействие человека на окружающий мир. Конференция. Краеведческий материал  газет.

Методическое обеспечение:

IV. Сад как экосистема.

Понятие сада. Каков мой сад? Образ сада в лирике русских поэтов / Грозовский, Измайлов, Бунин, Джалиль, Пастернак/. Сад в легендах и сказках.

Флора и фауна сада. Сад как агросистема. Взаимодействие живых организмов в агросистеме.

Виды сада: ботанический, зимний, яблоневый, школьный и т. д.

Методическое обеспечение: картинки.

     

V.  Сад человеческой души.

Общение человека с человеком. Школа этикета. С. Экзюпери “Маленький принц”, В. Железников “Чучело”.

Методическое обеспечение: видеофильм.

 

VI. Звуки сада.

Слуховой анализатор. Звуковые колебания. Передача звуковых колебаний. Восприятие звука. Усиленное восприятие при утрате действия какого-либо анализатора. Психологическое воздействие сада на человека. В. Короленко “Слепой музыкант”, рассказы М. Пришвина и  К. Паустовского.

Методическое обеспечение: психологические тесты, аудиокассеты классическая музыка, голоса птиц/.

Интегрированное занятие: биология - литература-физика.

 

VII. Лечебное воздействие сада на организм человека.

Аромотерапия. Здоровый образ жизни. Спорт и сад.

Методическое обеспечение: беседа, посещение ботанического сада, работа над проектами.

 

VIII. Сезонность сада.

Весенний сад. Биологические особенности. Значение сезонности в жизни сада и человека.

Летний сад. Биологические особенности. Значение сезонности в жизни сада и человека.

Осенний сад. Биологические особенности. Значение сезонности в жизни сада и человека.

Зимний сад. Биологические особенности. Значение сезонности в жизни сада и человека.

Стихи русских поэтов.

Методическое обеспечение: аудиокассеты /классическая музыка/

 

IX.       Предпроектная и проектная работа.

Определение темы проектной работы. Работа с алгоритмом проектирования. Анализ информационных источников и ресурсного обеспечения. Планирование дальнейших действий. Защита предпроектной работы. Защита проектной работы. Выходная диагностика.

 

Методические рекомендации

 

Спецкурс “Человек и экосистема” предполагает использование имеющихся знаний экологического содержания  в биологии и внеклассного материала по литературе, его систематизация через интеграцию и выход на более высокий уровень понимания экологического кризиса как следствие кризиса духовного. Это возможно в результате применения следующих  видов деятельности учащихся:

-        самодиагностики;

-        дискуссии  (например, “Воздействие человека на живую /неживую/  природу  возможно только отрицательное?”,  “Экосистема – это система естественного происхождения?”, “Причины отрицательного воздействия человека на природу в публицистических работах Р. Распутина  “В судьбе природы – наша судьба” и Р. Сейсенбаева “Крик земли”);

-        диспуты  (например, “Отрицательные и положительные стороны аромотерапии”, “Экологические проблемы в статьях районной газеты “Прогресс”);

-        мозговые штурмы (например, “Каким образом, за счет звуков сада можно улучшить психологическое состояние человека”, “Как оздоровить экологию нашего поселка”, “Судьба планеты в сказке Экзюпери “Маленький принц”);

-        создание проектов (например, рубрика “Питание – как один из компонентов здорового образа жизни” - “Фруктовый сад”, “Овощной сад”; “Арормотерапия комнатного сада”; “Нравственная категория добра как основа поступков человека” через различные художественные произведения: Экзюпери “Маленький принц”, Короленко “Слепой музыкант”, Троепольский “Белый Бим Черное Ухо”, поэзию местных поэтов Клименко А., Правдина П.,

Коняхина Г.;

-        создание презентации проектов и их защита;

-        создание конспектов на уроках (схемы, таблицы, рисунки, ответы на вопросы, сочинение собственных стихов, сочинений-размышлений)

 

Инструментарий для оценивания результатов обучения:

1.        Проведение входной (“Волнуют ли вас проблемы окружающей среды”, “Ваша позиция по отношению к миру”) и выходной (“Мое отношение к природе”) диагностики позволит получить сведения о развитии знаний, эстетических представлений о природе, природоохранных и потребительских мотивах учащихся.

 

2.        Достижения намеченных образовательных результатов фиксируется по полноте заданий, выходу на более высокий уровень социальной активности и познавательной самостоятельности при выполнении.

Критерии успешности учащихся:

Ученик получает оценку “5”, если выполняет следующее:

1.       выполнение творческих домашних заданий;

2.       создание собственных стихов и сочинений-размышлений;

3.       участия в конференциях;

4.       инициативный поиск необходимого материала через библиотеку и Интернет;

5.       инициативная публичная презентация своей работы на школьном уровне и районном;

6.       результаты диагностик.

При недостатках в выполнении выше указанных критерий ученик получает “4”.

 

3. Итоговой формой работы является создание групповых исследовательских проектов по различным темам и их презентация.

Критерии оценки проектов и их защита:

1.       Постановка задач: четкость формулировки цели и причин выбора темы, пути достижения цели………………………………. 5 баллов.

2.       Решение задачи: четкость формулировок, логичность изложения, самостоятельность суждений, оригинальность, творческий подход, личное отношение к данному вопросу, возможность использования идей и результатов проекта в разных областях знания …  25 баллов.

3.       Оформление………………………………………………… 10 баллов.

4.       Защита: ясность, логика и краткость изложения (не более 10 мин), владение словом, умение заинтересовать аудиторию, техническое обеспечение ………10 баллов.

 

5.        В результате обучения учащиеся приобретут следующие

знания:

1.       Теории происхождения жизни на Земле.

2.       Воздействие человека на неживую и живую природу и их последствия.

3.       Особенности существования экосистем. Взаимосвязи в экосистемах.

4.       Устройство и функционирование слухового анализатора, передачу и восприятие звуковых колебаний, их значение в жизни.

5.       Положительное воздействие сада на организм человека.

6.       Сезонность в экосистеме, ее значимость в жизни системы и человека.

7.       Отражение экологических проблем в художественной литературе.

8.       Понимание причин отрицательного воздействия человека на природу через художественные произведения.

9.       Влияние различных факторов на духовное становление человека через художественную литературу.

умения:

1.       Рассуждать, мыслить логически, творчески.

2.       находить оптимальное решение в нестандартных ситуациях.

3.       работать с информацией – искать, анализировать, отбирать, структурировать.

4.       вести исследовательскую работу – определять цели, ставить задачи, формулировать гипотезу, анализировать полученные результаты, делать выводы.

5.       оформлять работу.

6.       защищать свою точку зрения.

7.       сотрудничать с товарищами при работе в группах.

8.       понимать авторский замысел в художественных произведениях, соотносить с сегодняшней жизнью.

9.       делать интерпретацию стихотворных произведений, писать собственные стихи и сочинения-размышления.

 

Входная диагностика

/допускается неодноразовое применение тестов с целью достижения удовлетворительного результата/

 

ТЕСТ

“Волнуют ли вас проблемы окружающей среды”.

 

Одним из проявлений нашей универсальности является забота о мире, в котором мы все живем. Каждому хочется, чтобы окружающий мир радовал. Для этого нужно лишь понимать важность заботы об окружающей среде и уметь ее проявлять. Удается ли это вам?

 

1.        Вы очень спешите, но, тем не менее, хотите купить газету в киоске. Выключите ли вы при этом мотор автомобиля?

a.       Обязательно (3 балла);

b.       Нет, не считаю нужным (1 балл);

c.       Это зависит от условий парковки машины (2 балла).

2.        При покупке новой бытовой техники, например, стиральной машины, обратите ли вы внимание на расход ею воды и энергии?

a.       Нет, я интересуюсь только ценой (1 балл);

b.       Это важно для меня, даже если такая модель дороже    (3 балла);

c.       Только в том случае, если на этом заострят мое внимание (2 балла).

3.        Занимаетесь ли вы сортировкой своих мусорных отходов?

a.       Да, хоть и не особо тщательно (2 балла);

b.       Я уделяю этому время, несмотря на то, что это довольно  затруднительно (3 балла);

c.       Нет, я считаю это ерундой (1 очко).

4.        Сумели бы вы несколько месяцев прожить в доме без воды и электричества?

a.       Нет, мне для этого пришлось бы полностью изменить свой образ жизни (1 балл);

b.       Конечно, это было бы совсем несложно (3 балла);

c.       Не более 2-3 дней (2 балла).

5.        Оставляете ли вы в магазине дополнительную упаковку от купленного вами товара?

a.       Иногда (2 балла);

b.       Всегда (3 балла);

c.       Никогда (1 балл).

6.        Вы когда–нибудь уничтожали оставленный кем-то мусор (например, в лесу на поляне)?

a.       Иногда бывало (2 балла);

b.       Нет, ведь это не входит в мои обязанности (1 балл);

c.       Мы всегда все убираем, ничего не оставляя после себя (3 балла).

7.        Вблизи вашего жилья планируют построить экологически вредное предприятие. Будете ли вы протестовать?

a.       Нет (1 балл);

b.       Обязательно (3 балла);

c.       Постараюсь сохранить нейтралитет (2 балла).

 

Подсчет баллов. Суммируйте результаты.

7-11 баллов. Складывается впечатление, что вы относитесь к охране природы без должного понимания. Но ведь эта проблема касается всех без исключения, и вас в том числе! Советуем вам, начиная с этой минуты, помнить об этом.

12-16 баллов. Окружающая среда нуждается в гораздо большей помощи, нежели та, какую вы ей оказывали до сих пор. Станьте более активны  в вопросах охраны природы.

17-21 балл. Вы серьезно подходите к вопросам окружающей среды и всеми силами поддерживаете природоохранные мероприятия. Вы живете по принципу: “Мы всего лишь одолжили эту землю у наших детей”, - и потому готовы ради грядущих поколений бороться за то, чтобы им достался чистый мир. Хочется думать, что ваши усилия увенчаются успехом и потомки скажут вам спасибо.

 

ТЕСТ

Ваша позиция по отношению к миру”.

 

Данный тест составлен на основе философского трактата Э. Фромма “Иметь или быть”. Ниже приведены два стихотворения, выражающие две основные позиции отношения человека к миру: английского поэта Теннисона и японского – Басе. По мнению философа, в этих стихотворениях хорошо проявляются западный и восточный способы восприятия действительности. Внимательно прочитайте их и выберите то, которое вам покажется ближе по вашему внутреннему мироощущению.

 

 

Возросший средь руин цветок,

Тебя из трещин древних извлекаю,

Ты предо мною весь: вот корень, стебелек,

Здесь, на моей ладони.

Ты мал, цветок, но если бы я понял,

Что есть твой корень, стебелек,

И чем вся суть твоя, цветок,

Тогда я  Бога суть и человека суть познал бы.

                                           Теннисон

 

Внимательно вглядись!

Цветы “пастушьей сумки”

Увидишь под плетнем!

                            Басе

 

На самом деле в этих двух стихотворениях на примере отношения к цветку выражены, как считает Фромм, два способа отношения к миру: бытие и обладание. Вот как рассуждает об этом автор: “Теннисону, как представляется, необходимо обладать цветком, чтобы постичь природу и людей, и в результате этого обладания цветок погибает. Басе же хочет просто созерцать, причем не только смотреть на цветок, но и стать с ним единым целым – оставить его жить”.    

 

Выходная диагностика

 

Тест “Мое отношение к природе”

Прочтите вопрос в таблице, выберите один из трех ответов и запишите на отдельный листок соответствующую оценку в баллах. Полученные баллы в конце работы сложите.

 

п/п

                 Вопросы

Ответы и баллы

 

 

“Да”

“Нет”

По-разному

1.

Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе?

2

0

1

2.

Делите ли вы природные объекты на привлекательные (“красивые”) и непривлекательные (“некрасивые”)

0

2

1

3.

Всегда ли вы бережно относитесь к природе?

2

0

1

4.

Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая  природа и происходящие  в ней явления?

2

0

1

5.

Всегда ли вы обращаете  внимание на окружающую вас природу?

2

0

1

6.

Все ли в окружающей природе вас интересует?

2

0

1

7.

Проявляется ли этот интерес в ваших поступках?

2

0

1

8.

Цените ли вы разнообразие в природе?

1

2

0

9.

Влияет ли природа на ваше настроение?

2

0

1

10.

Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления?

 

1

0

2

11.

Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями?

2

0

1

12.

Любите ли вы читать описания природы в книгах?

2

0

1

13.

Влияет ли окружающая природа на ваши мысли?

2

0

1

14.

Влияет ли природа на ваше поведение?

2

0

1

15.

Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т.п.)?

1

2

0

16.

Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?

0

2

1

17.

Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы?

2

0

1

18.

Часто ли вы проявляете равнодушие к природе?

0

2

1

19.

Вы начали принимать посильное участие в охране природы в 1- 5 классах?

2

0

1

20.

Или в более старшем возрасте?

0

2

1

21.

Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)?

2

0

1

22.

Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой?

2

0

1

23.

Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом?

2

0

1

24.

Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работе по уходу за окружающей средой?

2

0

1

25.

Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки интегрированного курса “Человек и экосистема”?

2

0

1

 

 

Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство (музыку, литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены ниже.

От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к  природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинам и следствиям. Знакомьтесь с произведениями искусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим вас людям станет более осмысленным и активным.

От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства: читайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников. Это  поможет  сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным.

Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Чаще анализируйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.

                             

4. Критерии  оценки эффективности.

Эффективность спецкурса “Человек и экосистема” можно  проверить с помощью следующих методов:

- педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе и за самим процессом;

- опрос (анкетирование);

- изучение и анализ продуктов деятельности учащихся (сочинение, проектно-исследовательская работа, презентация проектной работы, рисунки).

Критериями оценки эффективности процесса обучения по спецкурсу можно назвать:

-   затраченное время;

-   количество и характеристика ошибок;

-   пропуски в знаниях;

-   полнота и правильность воспроизводимых понятий в сравнении с сообщавшимися;

-   знания и умения учащихся;

-   внешние показатели, связанные с деятельностью ученика за пределом педагогической системы (победы в олимпиадах, посещение кружков, клубов, написание статей в прессу, участие  с проектами в исследовательских конкурсах школы, района, области и т. д.)

Каков же критерий оценки мировоззрения? 

Проблема заключается в том, что его невозможно оценить сразу.  В равновесии и гармонии с биосферой может находиться лишь  тот человек, то общество, идеалы которого нравственны.

 

В результате освоения содержания  спецкурса учащиеся получает возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся.

Познавательная деятельность.

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование не сложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: “Что произойдёт, если…”). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

 Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

 

Информационно-коммуникативная деятельность.

 

Поиск нужной информации по заданной теме в различных источниках. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики, адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создание собственного текста.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

 

Рефлексивная деятельность.

 

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Объективное оценивание своих научных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнёров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Личностные достижения учащихся необходимо рассматривать как результат их участия в проектно-исследовательской деятельности. Если говорить в целом о структуре достижений учащихся, то необходимо отметить такие факторы, как способности и условия, в которых они реализуются.

Как известно, в развитии личности соединены три основных компонента:

1.           Природный  (биологическая сущность);

2.           Социальный  (деятельность, общение, речь, сознание);

3.           Духовный  (потребность в познании мира, себя, смысла жизни)

В этой связи достижения тоже могут быть:

- природными, иногда речь идёт об одарённости;

- социальными: формирование адекватной концепции “ Я-концепции”, жизненное и профессиональное самоопределение;

- духовный: формирование системы ценностных ориентаций, нравственное и культурное развитие.

Если говорить, в частности, о конкретных личностных достижениях, то под этим следует понимать такие изменения, которые произошли в ребёнке по отношению к нему самому, начиная от момента первого взаимодействия с педагогом и с одноклассниками до определённых этапов собственного роста.

Как же измеряются достижения, чем они обеспечиваются? Кто оценивает достижения? Это могут быть педагоги, родители, а может быть самооценка ребёнка.

Проблема заключается в том, что само по себе достижение измерить трудно, его невозможно отрефлексировать, т.к. оно не отражается в каких - либо тестах в отличие от уровня развития интеллекта, способностей, личностных особенностей. Однако существуют методы его фиксации, к которым относятся:

- наблюдение;

- педагогическое и психологическое тестирование.

Критерии, по которым оценивается деятельность учащихся:

1.           Знание. Ученик знает и производит факт, термин, понятие, правило и принцип действия.

2.           Понимание. Ученик понимает факты, правила, принципы. Интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы.

3.           Применение. Ученик умеет применить знания в конкретных условиях или новых ситуациях.

4.           Анализ. Ученик умеет разбить материал на составляющие, чтобы при этом ясно выделялась его структура (выделение частей целого, выявление взаимосвязи между ними, осознание принципов организации целого).

5.           Синтез. Ученик умеет комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной.

6.           Оценивание. Ученик умеет оценить значение того или иного материала (утверждение, исследовательских данных и т.д.) для данной конкретной цели.

Оценка проектно-исследовательской деятельности.

Ф.И.О. _______________________________________________

Класс   ____________________________________________

___

Критерии оценки работ

Баллы

Оценка

 

 

Самоо

ценка

жюри

рейтенговая

 

 

 

1

2

3

 

1. Постановка задач:

-        чёткость формулировки цели;

-        причин выбора темы;

-        пути достижения цели.

2. Решение задач:

-        чёткость формулировок;

-        логичность изложения;

-        самостоятельность суждений;

-        оригинальность;

-        творческий подход;

       личное отношение к данному вопросу,

-        возможность использования идей и результатов проекта в разных областях знаний.

3. Оформление.

4. Защита:

-        ясность;

-        логика и краткость изложения (не более 10 мин.),

-        владение словом;

-        умение заинтересовать аудитория;

-        техническое обеспечение.

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

Суммарная оценка проекта:

Отлично – 40 – 50 баллов (80 -100 %)

Хорошо – 35 – 40 баллов (70 – 80 %)

Удовлетворительно – менее 35 баллов (до 70 %).

 

5.        Диагностика.

Всякое знание о себе меняет субъект: узнав о себе нечто, он становится иным.

 

В качестве входной диагностики были подобранны тесты

Н. Преображенской из темы “Умение жить в гармонии с миром”:  “Волнуют ли вас проблемы окружающей среды” и “Ваша позиция по отношению к миру (см. программа спецкурса)

В беседе с учащимися было выявлено, что каждому хочется, чтобы окружающий мир радовал. Для этого нужно лишь понимать важность заботы об окружающей среде и уметь ее проявлять.

Первый тест помогает выявить, проявляется ли забота о мире, в котором они живут. Тестирование прошли 24 человека.

 

 

Анализ тестирования показал, что  67% учащихся понимают важность заботы об окружающей среде, но не умеют ее проявлять. Эта группа детей получает совет стать более активными в вопросах охраны природы. Выявление данной группы детей показывает необходимость введения интегрированного спецкурса “Человек и экосистема”. 29% опрошенных серьезно подходят к вопросам окружающей среды и всеми силами поддерживают природоохранные мероприятия. Эта группа ребят живет по принципу: “Мы всего лишь одолжили эту землю у наших детей”, - и потому готовы ради грядущих поколений бороться за то, чтобы им достался чистый мир.  Относятся к охране окружающей среды без должного внимания - 4% учащихся.

 

Второй тест “Ваша позиция по отношению к мируфилософского типа, отображающий две позиции отношения человека к миру: бытие и обладание. Учащимся было предложено выбрать взгляд на мир глазами Басе и Теннисона, то, которое ближе к их внутреннему мироощущению.

Тестировалось 24 человека.

 

 

71% учащихся показали потребительское отношение к природе, необходимость обладать цветком, чтобы постичь природу. В результате такого обладания цветок погибает. У 21% ученика выявлено бережное отношение к природе. Они хотят просто созерцать, т.е. стать с цветком единым целым, оставить его жить. 8% - затруднились в выборе взгляда авторов на мир.

После  получения результатов тестирования была  организована встреча с детьми и их родителями, где был показан общий результат класса. Было проведено анкетирование на  определение мотивации курса, где было задано два вопроса:

- довольны ли Вы результатом тестирования?

- видите  ли Вы необходимость  обучению  по программе спецкурса?

 

 

 

Полученные результаты  (по методике Н. Преображенской и тестирование) позволяют сделать вывод о необходимости развития у учащихся эколого–нравственных взглядов на мир.

 

В ходе обучения было проведено промежуточное  анкетирование.  Целью такого анкетирования было выявить отношение  учащихся к спецкурсу “Человек и экосистема”. Учащимся было предложено ответить на вопросы:

1.         Узнаете ли Вы что – либо нового из курса?

2.         Интересен ли для Вас спецкурс?

3.         Стала ли какая – либо проблема, выявленная на занятиях,  значимой для Вас?

4.         Хотели бы Вы серьезно заняться изучением какой – либо из этих проблем?

5.         Что бы Вы еще хотели изучать и видеть на занятиях спецкурса?

 

 

Отвечая на первый вопрос: “Узнаете ли Вы что – либо нового из курса?”, учащиеся называют:

-  как сохранить планету;

-  что сделать, чтобы планета не загрязнялась;

-  к чему приведет загрязнение планеты;

-  какая будет планета, если мы будем так обращаться с ней;

-  разные виды звуков;

-  некоторые “вещи”, о которых я  даже и не задумывалась;

-  влияние человека на природу;

-  загадки природы;

-  разнообразие природы;

-  очень многое и важное для нас;

-  читаем новые книги;

-  об экологическом состоянии Земли и Тюльгане;

-  получаем больше знаний;

-  много интересного и нового о природе и окружающей среде.

Отвечая на второй вопрос: “Интересен ли для Вас спецкурс?”, было предложено, если даете утвердительный ответ, то укажите, чем привлекает. Учащиеся указали:

-  видеть вместе биологию и литературу, как можно связать их вместе, ведь это разные предметы;

-  тайнами природы;

-  творческими заданиями, интересно их выполнять, искать пути решения проблем;

-  интересно!

-  изучать природу;

-  знаниями как вести себя;

-  сочинениями - размышлениями;

-  разговорами о природе, размышлениями;

-  спрашивают наше мнение.

Отвечая на третий вопрос: “Стала ли какая – либо проблема, выявленная на занятиях,  значимой для Вас?”,  при положительном утверждении было предложено назвать эту проблему. Учащиеся назвали:

-  мусор в Тюльгане;

-  вырубка леса;

-  загрязнение пруда;

-  очень грязная планета;

-  загрязнение почвы;

-  вымирание животных.

Отвечая на четвертый вопрос: “Хотели бы Вы серьезно заняться изучением какой – либо из этих проблем?” ребята указали проблемы, выделенные ими в третьем вопросе.

Отвечая на пятый вопрос: “Что бы Вы еще хотели изучать и видеть  на занятиях спецкурса?”, учащиеся ответили:

-  использование компьютера;

-  творческие работы;

-  использование микроскопа;

-  проблемы других населенных пунктов;

-  подробнее о природе;

-  больше информации о животном мире;

-  больше говорить о самом человеке;

-  о  комнатных растениях;

-  о профессиях;

-  об укреплении здоровья;

-  найти пути чтобы:

- был чище воздух;

- вся планета стала чистой;

- все жили по принципу: “Встал, привел себя в порядок, приведи в порядок свою планету”.

 

По  окончании обучения по спецкурсу “Человек и экосистема” в 7 классе необходимо провести тестирование “Мое отношение к природе”. Данное тестирование покажет, изменилось ли отношение, взгляд на природу, на мир у учащихся после годичного  курса обучения. Ожидать высоких результатов тестирования не нужно, т.к. за такой короткий промежуток времени отношение к миру, природе поменяться не может, но небольшие сдвиги, я думаю, будут. Планируется дальнейшая работа по этому направлению.

 

В программе спецкурса  выделено особое место  проектно-исследовательской деятельности.  При обучении учащихся приему оценивать себя предлагается следующий алгоритм рефлексии                     (по Шамовой Т.М.):

Я – как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой.

Мы – насколько комфортно мне работалось в малой группе: я помогал товарищам, они помогали мне.

Что было больше? Авторитетен ли я в вопросе проектного исследования? У меня были затруднения в работе с группой.

Дело – я достиг цели учения; мне этот материал нужен для дальнейшей учебы (практики, просто интересно); в чем затруднился, почему; как мне преодолеть свои проблемы.

 

6. Апробация.

 

Программа спецкурса “Человек и экосистема” в данный момент находится на стадии апробации в Тюльганской общеобразовательной средней школе №2. Апробируется программа на средней ступени образовательного процесса в 7 классе. В классе обучается 25 человек,  из них 17 мальчиков и 8 девочек. Ребята с интересом приходят на занятия.

В ходе апробации проводятся открытые уроки на школьном этапе, уроки  для учителей и родителей.  На районным семинаре  завучей был показан урок  “Сад души человеческой” по  сказке Экзюпери “Маленький принц”.

 

Тема. Сад души человеческой.

Цель: рассмотреть экологические и нравственные проблемы в сказке   

                                                                   Экзюпери “Маленький принц”.

Задачи:

-  выявить философский смысл сказки;

-  определить нравственные воздействия человека на природу, состояние его души;

-  выявить экологические проблемы в нашей жизни, в нашем поселке через подбор краеведческого материала;

-  определить пути решения выделенных проблем.

 

Оборудование: глобус, модели – аппликации планет, памятка для жителей поселка, цитаты, стрелки с проблемами.

Ход урока.

Мы жители одной планеты,

пассажиры одного корабля.

Все, что мне дорого, - под   

угрозой.

                              Экзюпери

Уч. Биол.: урок обобщение темы “Сад моей души”.

Тема урока ……..

Цель урока ……

Уч. Литер:

“Сказка – ложь да в ней намек добрым молодцам урок”

“Маленький принц” - сказка, не такая простая, как кажется.

На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что человек на земле почувствовал себя хозяином и решил подчинить себе природу, мир.

Он достаточно преуспел в этом: эксплуатирует ее недра, освоил космическое пространство, разгадал тайну атома и т.д.

АВТОР СКАЗКИ СКАЗАЛ:

“Я СОВСЕМ НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ МОЮ КНИГУ ЧИТАЛИ ПРОСТО РАДИ ЗАБАВЫ”

 

- как вы понимаете эти слова?

-  как мы называем произведение, которое затрагивает серьезные проблемы, заставляет задумываться, анализировать? (философские)

-  о чем сказка?

- о чем размышляет автор?

- о чем задумались вы, прочитав сказку?

 

Уч. Биол:

В основе сюжета сказки лежит путешествие Маленького принца по планетам

в поисках друга. Давайте посмотрим, а на каких планетах он побывал, с кем

познакомился? Что увидел?

 

(Уч-ся делают сообщения о планетах с использованием макетов планет с

предположением, – какие они были)

 

Планета Короля:   Каждый – подданный,

приказы постановления.

все на планете по приказу короля.

-  Какая будет планета, если на  ней будет хозяйствовать такой человек?

 

Планета Честолюбца:   Эгоизм,

самовосхищение.

чисто только там, где сам  Честолюбец.

-  Какая будет планета, если на  ней будет хозяйствовать такой человек?

 

Планета Пьяницы:    Слабый,

не может ваырваться из пристрастия,

принцу его жаль, 

грязная, неухоженная  планета.

- Какая будет планета, если на  ней будет хозяйствовать такой человек?

 

Планета Делового Человека:    Бессмысленность,           

мечтает  иметь вселенную в собственности.                        

заросшая планета, дикая.

- Какая будет планета, если на  ней будет хозяйствовать такой человек?

 

Планета Фонарщика:   Работает, не покладая рук,

освещает людям путь,

думает не только о себе

чистая светлая планета.

 

- Какая будет планета, если на  ней будет хозяйствовать такой человек?

 

Планета Географа:   Нигде не был,

все знает только понаслышке,

советует принцу посетить планету Земля

хорошая по бумагам, на самом деле запущенная.

 

-  Какая будет планета, если на  ней будет хозяйствовать такой человек?

 

Уч. Лит-ры:    - А с какой планеты прилетел Маленький Принц?

                                (работа с текстом)

 ( рассказ детей о планете, прикрепление макета планеты)

- зачем он чистил вулканы?

- почему он не любил баобабы?

-  вспомните, когда была написана сказка? (1942 – 1943 г)

- что происходило в мире?

- что оказалось для нашей планеты таким же опасным, как баобабы для Маленького принца? (фашизм, агрессия, оружие)

 

Уч. Биол.: (держит глобус)

Вот она летит, маленькая, какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,

Все еще живет! Все еще людям верит.

 (прикрепляется к доске макет  планеты Земля и иллюстрации)

 

Уч. Лит-ры:  - Что увидел Маленький принц, когда попал на Землю? (пустыню, скалы, розы, леса.)

- Почему он заплакал, упав в траву?

Уч. Биол:  Давайте представим, что Маленький принц прилетел на Землю.

- Что бы сегодня увидел Маленький принц на Земле?

- А какие баобабы сегодня угрожают нашей Земле?

 

(Ученики называют проблемы из газетных материалов. Учитель прикрепляет к модели планеты Земля стрелки с написанными на них проблемами)

 

Проблемы:

1. Изменение климата Земли в результате усиления тепличного эффекта.

2. Ослабление озонового экрана образования и озоновых дыр.

3. Загрязнение  атмосферы, образование кислотных осадков.

4 Загрязнение океана, захоронение в нём ядовитых и радиоактивных веществ, поступление в него нефтепродуктов, разрыв нормальных экологических связей – океаном и сушей в связи со строительством плотин на реках.

5. Истощение и загрязнение пресных вод Земли; нарушение баланса между поверхностными   и подземными водами.

6. Радиоактивное загрязнение регионов, в особенности, в связи с эксплуатацией атомных устройств и испытания ядерных оружий.

7. Продолжается накопление  на поверхности суши бытового мусора и промышленных отходов.

8. Опустынивание новых территорий.

9. Сокращение площади лесов, ведущего к дисбалансу состава атмосферы.

10. Усиление процесса исчезновения видов организмов.

11. Ухудшение качества и сокращение площади с/х угодий.

12. Перенаселение Земли и относительное демографическое переутомление в отдельных районах.

 

Уч. Литер:  У всех людей  - одна планета:

                   И ветрам нет на ней границ,

                  Как нет границ потокам света

                  И перелетам диких птиц. 

                  И нам беречь планету надо

                 Для тех, кто будет после нас

                 А мы бездумно сыплем яды

                 И дом свой травим не скупясь.

 

Уч. Биол: Уже все тоньше слой озона,

А он – щит жизни на земле;

Уже растут, как язвы, зоны,

Где смерть таится в дымной мгле;

Текут отравленные воды

По руслам рек и под землей,

Дожди спадают с небосвода

Сернокислотною водой.

Леса свою теряют силу,

Уходит нежный запах лип,

Озера, ставшие могилой,

В себе хоронят стаи рыб.

                       И.И.Ландо.

Уч. Литер:              

-  Почему Маленький принц возвращается на свою планету?

-  В чем состоит мудрость сказки?

После знакомства с Лисом, Маленький принц возвращается на свою планету, к своей розе, потому что он любил свою планету, свою капризную розу. И он понял, что он - в ответе за них.

Надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться к злу, каждый в ответе не только за свою судьбу.

- Что бы нам сказал сегодня Маленький принц, что посоветовал?

Уч. Биол.:

Живя на нашей земле, в нашем поселке Тюльган, мы в ответе за то, что вокруг нас.

Давайте посмотрим, что вы выявили неблагоприятного в нашем поселке.

(На доске проблемы.)

 

- мусор, несмотря на  то, что рядом урны;

-  мусорные свалки около домов;

- мусор в подъездах;

- бездомные животные: кошки, собаки;

- загрязнение водоемов мусором.

 

Давайте посмотрим, совпадают ли выявленные нами  неблагоприятные места,  с выявленными при социальном опросе эколого-биологическим клубом “Наш дом” и обозначенными,  как  важными проблемами .

   (учащиеся обращаются к памятке для жителей Тюльгана, где выявляют совпадения.

Учитель по ходу данной работы обращается к схеме на доске)

 

- Много проблем?

- Нужно решать их?

-  Что мы можем сделать в решении этих проблем?

-  Для чего мы будем это делать?

 

(напротив выявленных проблем  выписанных на доске - пути решения.

Обратиться к сочинениям “Берегите Землю”)

 

Стихотворение детей “Берегите Землю” Дудина.

Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

                           Берегите Землю! Берегите

Чудо песен городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий,

Старости последнюю отраду-

Женщину бегущую к детсаду,

Нежности беспомощное пенье

И любви железное терпенье.

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертие верящую душу -

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю! Берегите
Времени крутые повороты,

Радость вдохновенья и работы,

Древнего родства живые свойства,

Дерево надежд и беспокойства,

Откровение земли и неба –

Сладость жизни, молока и хлеба.

Берегите доброту и жалость,

Чтоб она за слабого сражалась.

Берегите будущего ради…

(Собственные стихотворения)

 

 

Любишь красивое, так люби поддерживать эту красоту.

 

Уч. Лит-ры:

На наших занятиях мы читали произведения, которые заставляют нас задуматься, так ли мы живем на нашей Земле, правильно ли мы относимся к природе, друг к другу. И мы видим, что вокруг нас все не так, как хотелось бы. Хочется, чтобы нам  всегда светило солнышко, чтоб нам улыбались люди, чтоб всем на Земле дышалось как в саду.

“Я знаю одну планету, там живет господин с багровым лицом. Он за свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил”, - печально говорил Маленький принц. Это действительно печально. И потому он говорит: “Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”. Такой простой и полезный совет.

Чтобы изменить что-то в мире, нужно изменить свой внутренний мир. Чтобы создать природный сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе, ведь “мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля”. Вот об этом мы и будем говорить с вами на следующих занятиях.

 

Уч. Биол:  оценка работы учащихся.

 

Д.З.          

Читать произведение В.Короленко “Слепой музыкант”.

 

         Написать сочинение  “На  какой планете я хотел бы жить”.

 

Результаты апробации будут представлены на заседаниях:

- предметных методических объединениях школы;

- методического совета школы;

- педагогического совета школы;

- методического совета РОО.

III. Заключение

 

1. Результаты.

 

Работа над проблемой  “Как через интеграцию двух  предметов повысить эффективность целостного видения мира?” не завершена. Она будет продолжаться еще в течение двух лет, до конца завершения   программы спецкурса “Человек и экосистема”, где будет определена эффективность ведения спецкурса. Но уже сейчас можно говорить о необходимости применения интегрированной технологии на основе эффективных занятий,  основанных на формировании мировоззренческих взглядов на мир.  Систематическая реализация этой технологии на уроках позволяет расширить спектр рассматриваемых  проблем и вопросов, получить глубокие и прочные знания. Эта технология развивает творческую активность учащихся, понижает на основании этого неуверенность учащихся, помогая им найти оптимальное решение в нестандартных ситуациях или адекватное правило поведения.

Анализирую работы школьников, их умение “мыслить естественно”, соотносить разные явления, проектировать,  можно  отметить выросшую свободу в построении логических связей, главной базой для которых является нравственно-экологическая культура, что обеспечивает более высокий уровень обобщения, синтез явлений и их систематизации.

Анализ работ школьников и наблюдение за  их работой на уроках, анализ результатов анкет и тестов, отзывы об открытых уроках от коллег школы и района - все это  говорит об эффективности предложенной модели образовательного процесса. Такая модель, безусловно, будет способствовать формированию целостного видения картины мира, нравственно-экологическому развитию и духовному обогащению школьников.

Обучение  детей по программе спецкурса “Человек и экосистема” будет способствовать:

-  усилению осознанных потребностей в получении знаний;

-  переносу теоретических знаний в практическую деятельность и их использованию в нестандартных ситуациях;

-  улучшению качества знаний по предметам познания;

-  формированию единых знаний о мире и человеке, т. е целостного видения мира;

-  повышению интереса учащихся к урокам, предметам познания.

-  умению творчески применять полученные знания через проектно-исследовательскую деятельность.

-  приобретению знаний, умений и навыков в проектно - исследовательской деятельности.

 

В итоге работы будут получены следующие результата:

-   активизируется образовательный процесс – каждый учащийся будет выступать в роли активного участника познавательной деятельности;

-   будут созданы условия для самостоятельного приобретения знаний учащимися (работа с научно-популярной литературой), для развития коммуникативных навыков, умений работать в сотрудничестве со сверстниками;

-   будут созданы условия для творческого труда с применением проектной и исследовательской  методики.

Практические умения  и теоретические  знания, полученные в ходе обучения учащихся, являются хорошей мотивационной основой для обучения гуманитарным и естественнонаучным предметам, дальнейшей проектно-исследовательской деятельности, а также предпрофильной ориентации школьников.

 

Исследование повлияло не только на деятельность учеников, но и на мою деятельность:

-   обогатила мои методические знания;

-   расширила творческие способности;

-   пополнился запас моих знаний в области литературы, биологии и экологии.

 

Интеграция выступает в  моей деятельности  как определенная система, которая  принесет следующие  результаты:

 

-  изменение уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;

-  нравственно – эстетическое развитие учащихся, основанное на интеграции с литературой и привлечение музыки;

-  рост познавательного интереса школьников, проявляемый в желании активной и самостоятельной работы на уроке и внеурочное время;

-  включение учащихся в творческую, проектно-исследовательскую деятельность, результатом которой могут быть их собственные “творения” (стихотворения, рисунки, проекты), являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам в природе, в мире.

 

Основным положением  исследования является использование технологии интегрированного обучения, что способствует повышению эффективности нового целостного видения мира.

Полученные результаты находятся в логической связи с задачами исследования.

В ходе исследования:

1. проанализирована работа инновационной группы, работающей по проблеме интеграции;

2. изучено мнение  учащихся и их родителей,  в результате чего выявлена потребность  в формировании экологическо-нравственной культуры;

3. определено место интегрированного спецкурса в образовательной системе;

4. проработана педагогическая, психологическая и методическая  литературу по проблеме.

5. произведен отбор содержания данной программы;

6. разработана программа;

7. разработаны критерии эффективности направленные на формирование нравственно-экологическое мировоззрение и навыков проектно-исследовательской деятельности;

8. подобран диагностический инструментарий для определения эффективности данных критерий.

9. ведется апробирование программы с целью определения ее эффективности;

10.         показан анализ апробации данной программы;

11. будут выявлены недостатки и проведена корректировка программы.

если будет использована технология интегрированного обучения, то повысится эффективность нового целостного видения мира.

 

 

2. Вывод:

 на основании результатов исследования разработана

 и  ведется апробация программы  интегрированного спецкурса, которая будет способствовать формированию мировоззрения и навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в области гуманитарного и естественнонаучного направления. Каждая эпоха диктует свои требования к обществу. Социальный заказ общества является отправной точкой для развития педагогической  науки и практики. Перед современной школой стоит задача дать обществу полноценного человека – нового гражданина России, личность, адаптированную к современным условиям жизни. Обществу сегодня нужны грамотные, практичные, творчески мыслящие люди. Современный образовательный процесс – интегрированный спецкурс “Человек и экосистема” - должен  способствовать выполнению поставленной перед нами задачи.

        

                         Список литературы

 

1. Абасов З.А. На пути к профессионализму: Педагогическое проектирование. Научно-методический материал “Химия в школе”. - №9. – 2002.

2. Андреева Н.Д., Левченко А.Л. Профильное обучение: вчера, сегодня, завтра. //Биология в школе, - 2004/ - №5. – с. 21-24. – (Методика преподавания).

3. Арапович Б., Маттелмяки В. Детская библия (Библейские рассказы в картинках). – Стокгольм.: Институт перевода Библии, 1991.

4. Васильев Б. Великолепная шестерка. – М.: Детская литература, 1990.

5. В судьбе природы наша судьба. Писатели об экологических проблемах. М.: Художественная литература, 1990.          

6. Детская библия.- М.: Российское Библейское Общество, 1989.

7. Евдокимов А.Ю. Концепция экологического и духовно-нравственного образования. Образование в современной школе, - №3. – 2004.

8. Железняков В. Чучело. – М.: Детская литература, 1996.

9. Ивич А. Природа. Дети. – М.: Детская литература,1980.

10. Казаринова М.В., Ткаченко К.Г. Здоровье дарят комнатные растения. – СПб.: Изд. Дом “Нева”, 2003.

11. Клименко А. Рябина слаще на морозе. – Ч.: Челябинское книжное издательство, 1994.

12. Короленко В. Слепой музыкант. – Хабаровск, Хабаровское книжное издательство, 1976.

13. Кузнецов В.Н. Справочник и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002..

14. Кучменко Н.Г. Интегрированный подход в обучении естественным наукам.// Научно-практический журнал “Завуч” для администрации школ. - №5. – 2002.

15. Кучменко В.С., Калинова Г.С. Проблемы модернизации биологического образования. // Биология в школе, - 2003. - №5. – с. 18.-23. – (Методика преподавания).

16. Личностные достижения учащихся как критерии результативности деятельности воспитательных систем: Материалы региональной Научно-практической конференции. – г. Оренбург, 20-21 июня 2000г. – В 3-х частях. – ч.3. Психолого-педагогическая сущность развития личности в образовательном процессе. Дополнительное образование. – Оренбург: Изд. ООИПКРО, 2000г.

17. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – ч.2. – Оренбург.: Изд-во ООИПКРО, 2001г.

18. Мифы и легенды Древней Греции. – Новосибирск.: Наука, 1991.

19. Модернизация образования: проблемы и перспективы: Матер. Региональной Н.-п. конф-ии, - г. Оренбург, 28-29 ноября 2002г. – ч.1.– Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002.

20. Модернизация образования: проблемы и перспективы: Матер. Региональной Н.-п. конф-ии, - г. Оренбург, 28-29 ноября 2002г. – ч.3.– Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002.

21. Мухамеджанова Н.М. Национально-региональный компонент государственного стандарта общего среднего образования: культурологический подход. // Образование: - №6. – 2002г.

22. Оренбургский край в русской литературе. – Оренбург, Оренбургское книжное издательство, 2003.

23. Пайгусов А.И. Интеграция в процессе обучения.  / Методист.  Научно-методический журнал, - №6. – 2003г.

24. Паустовский К. Заячьи лапы. – М.: Детская литература, 1987.

25. Педагогические технологии.: Учебн. пособ. для студ. педог. спец. / Под общей редакцией Кукушина В.С.. – Серия “Пед. Образов.”. – Москва.: ИКЦ “Март”; Ростов н/Д:  Изд. центр “Март”, 2004г.

26. Педагогическое мастерство и  технологии  //Под ред. Гребёнкиной Л.К., Байковой Л.А. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2000г.

27. Пономарёва М.Н. Становление и развитие экологического образования в России // Научно-теоретический и методический журнал “ Биология в школе”. - №2. – 2001г.

28. Пришвин М. В краю непуганых птиц. – Петрозаводск.: Петрозаводское книжное издательство, 1957.

29. Преображенская Н.А. Потенциал вашей личности. – Екатеринбург: У- фактория, 2004г.

30. . Романова К.А. Экологическое сознание в системе приоритетов образования. // ж. “Образование”. - №6. – 2002г. (с. 72).

31. Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: Практические занятия для учащихся 9-10-х классов. – М.: Новая школа, 1996.

32. Скок Г.Б., Лыгина Н.И. Как спроектировать учебный процесс по курсу.: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Педагогическое общество России, 2003г.

33.  Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобр. уч. завед. – М.: Дрофа, 2001.

34. Стихи русских поэтов 196. – М.: Просвещение,1989.

35. Троепольский Г. Белый Бим Черное Ухо. – М.: Детская литература, 1987

36. Хейкок Р. Науки о природе (Библейские истины в школьных предметах.) – Киев.: МАХШ, 1995.

37.Е.С. Черченко. Школьный сад.- М.: Просвещение, 1993.

38. Экзюпери С. Маленький принц. – Казань.: Татарское книжное издательство, 1987. 

 39. Яворук О. Интегрированные курсы: классификация, направления, перспективы. // ж. Директор школы. - №7. – 1998г.