Представила: Мишакова В.Н., зав. УМК биологии ООИПКРО                               

Использование видеоматериалов в процессе преподавания биологии
(из опыта работы Олейник С.С. учитель биологии средней общеобразовательной школы
имени М.И.Калинина г. Бугуруслана)
Методические рекомендации начинающему учителю по использованию видеофильмов на уроках биологии

В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того , что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Мне хочется остановиться на применении видеофильмов, которые дают возможность повысить степень активности школьников. привлечь внимание учащихся.

 Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации. позволяет выделить видеометод в качестве отдельного метода обучения Видеометод можно использовать для преподнесения знаний , для организации контроля, закрепления, повторения, обобщения, он успешно выполняет все дидактические функции. Метод покоится преимущественно на наглядном восприятии информации. 

 Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. 

 Использование видеометода в учебном процессе обеспечивает возможность :

·  дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

·  повысить роль наглядности в учебном процессе;

·  удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;

·  освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний; 

·  наладить эффективную обратную связь; 

·  организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.

 С помощью видеометода эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. Он полезен, когда происходит 

1.изложение новых знаний;

2.рационализация учебного процесса, повышение его продуктивности, обеспечение

 оптимального объема передачи и усвоения научной информации путем повыше -

 ния качества педагогического управления.

 Эффективность данного метода находится в прямой зависимости с качеством видеопособии и применяемых технических средств. Видеометод предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью целесообразностью. От учителя, использующего видеометод, требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь

 На уроках биологии используя различные экранно - звуковые средства обучения, предпочтение отдается учебным видеофильмам, так как телепередачи о животных, транслируемые по телевидению, по времени не совпадают с учебным расписанием и содержанием урока. Многие учебные кинофильмы морально устарели, от длительного использования ухудшилось качество изображения, звука, отсняты в черно-белом изображении, что плохо воспринимается учащимися, трудоемко в эксплуатации, шум мотора работающего киноаппарата мешает восприятию, быстро приходят в непригодность. 

 Видеофрагменты представляют собой короткие фильмы, посвященные отдельным вопросам программы. Время демонстрации видеофрагмента от трех од пяти минут.

 Учебные видеоленты обладают рядом специфических качеств, делающих их незаменимыми средствами обучения на уроках биологии.

 В первую очередь следует отметить особую выразительность учебного видеофильма. Объекты, явления, процессы даны таким образом, что предоставляется возможность рассмотреть любые необходимые для изучения элементы.

 В учебных видеофильмах широко используются специальные виды съемок - цейтрафер (замедленная съемка) и рапид ( ускоренная съемка ). Эти виды специальных съемок дают возможность рассмотреть на экране те процессы или явления, которые не доступны для прямого восприятия человеческим глазом. Это чрезвычайно важно при изучения биологии. Так в фильме "Сезонные изменения в жизни растений" благодаря цейтраферной съемки становится возможным рассмотреть процесс распускания почек ивы и ольхи, распускание бутонов тюльпанов. 

 Рапидная съемка делает возможным изучение на экране тех процессов ,которые протекают очень быстро. Например, в фильме "Отряд Приматы" - поединок двух молодых павианов. 

 Микросъемка делает учебный фильм наиболее ценным на уроках биологии при изучении цитологии и процессов, протекающих на уровне клетки, позволяет проникнуть в микромир клетки и наблюдать жизнь клетки в движении.

 Широко используется мультипликация, что облегчает восприятие сложного учебного материала,так как мультипликационные схемы подают материал в упрощенном виде, где выделяются самые существенные детали и моменты.

 Важной особенностью учебного видео является возможность показа такого материала, который не может быть продемонстрирован учащимися никаким другим средством обучения. Я имею в виду съемки, проведенные в научных лабораториях в ходе биологических экспедиций. При демонстрации видеофильмов, имеющих такой материал, учащиеся становятся соучастниками биологических экспериментов. Таким образом, учащиеся знакомятся не только с результатами эксперимента, но и с процессом научного исследования, а это очень важно для формирования научного мировоззрения.

 Хочется сказать и о натуральной съемке, демонстрирующей природу различных зон земного шара, она позволяет познакомить учащихся с флорой и фауной тех территорий , где они никогда не бывали. Ознакомление школьников с красотами природы родной страны, многообразием растительного и животного мира положительно сказывается на их эстетическом воспитании и развитии чувства любви к Родине, ее природе, вызывает стремление к охране ее богатств.

 В настоящее время учителями биологии накоплен опыт использования экранно-звуковых средств. Однако учебные видеофильмы используются не достаточно эффективно или совсем не применяются, то ли из-за отсутствия самих фильмов , то ли аппаратуры , то ли нежелания самого учителя. 

 Для достижения высокого педагогического эффекта при использовании видео - фильмов на уроках необходима специальная подготовка учителя и учащихся.

 Первым этапом подготовки учителя к урокам с использованием видеоматериалов является ознакомление с фондом видеолент, имеющихся в школе . При составлении тематических планов следует учесть возможность демонстрации видеофильмов. Для этого необходимо предварительное знакомство с содержанием фильма. Знать, какую информацию несет данный фильм и как целесообразнее его использовать - в качестве источника информации при изучении нового материала, для закрепления , при обобщении полученных знаний. Знание содержания фильма позволяет определить , на каком уроке целесообразнее продемонстрировать данный видеофильм.

 Часть видеофильмов предназначена для использования на одном уроке ,и их содержание соответствует содержанию темы одного урока, например "Тип Губки"

- 2 мин, "Тип Круглые черви" - 3 мин, "Тип Кольчатые черви" - 4 мин, 

"Кровообращение" - 4 мин., "Отряд Сумчатые" - 6 мин Достаточно большое количество видеофильмов, материал которых охватывает содержание нескольких уроков. В то же время по своей методической направленности они предназначены для использования в качестве источника новой информации. Большинство таких фильмов построено фрагментарно и наиболее целесообразна их демонстрация по фрагментам на каждом уроке К таким фильмам следует отнести :"Тип Членистоногие", "Класс Рыбы", "Класс Млекопитающие", "Кожа", "Сенсорные системы", "Нервная система", "Коралловый риф". 

 Во время просмотра видеофильма происходит не толь ко зрительное и слуховое восприятие изучаемого материала, но и эмоциональное, что способствует лучшему усвоению материала.

 Определив место видеофильма в системе уроков , необходимо найти их место в структуре конкретного урока. Несмотря на то , что большая часть видеолент предназначена для использования в качестве источников новой информации, часто учителя, не учитывая этого, демонстрируют фильм после объяснения нового материала. Такую методику использования учебных фильмов нельзя считать правильной. Место фильма на уроке определяется в каждом конкретном случае и зависит от методической направленности киноленты, ее содержания, логики изложения учебного материала учителем, избранных методов.

 Перед демонстрацией видеофильма учителю необходимо самому внимательно его просмотреть, отметить узловые моменты, на которые следует обратить внимание учащихся. Демонстрация фильма без предварительного знакомства пре - 

вращается в развлекательную часть урока, эффективность использования киноматериала резко снижается, учитель не может дать задание учащимся перед просмотром.

 Важным моментом является предварительная установочная беседа. Не проведя такой беседы, учитель ставит перед учащимися непосильную задачу: запомнить содержание всей киноленты и осмыслить ее. В таком случае школьники запоминают лишь знакомый им материал и упускают значительный объем новой информации.

Фильм привлекает непроизвольное внимание только в первые моменты его демонстрации, для установления произвольного внимания необходимо волевое усилие, и здесь главная роль принадлежит мотивации. Во время беседы учитель должен поставить перед учащимися точную цель просмотра фильма, дать задание к нему. Также следует разъяснить наиболее сложные моменты фильма и тем самым облегчить его восприятие и незнакомые термины. 

 Задание к видеофильму может быть дано в форме вопросов, составления схем, заполнения таблиц. Лучше всего если задание напечатано на карточке и перед просмотром фильма будут раздаваться на столы учащимся. Каждый ученик может внимательно с ними ознакомиться, и оно воспринимается как индивидуальное. Учащиеся выполняют задания после просмотра фильма. В качестве примера приведу несколько заданий : 

 Перед просмотром видеофильма "Приматы" задаю следующие вопросы:

1.  Как устроена семья павианов ?

2.  Кто составляет основу семьи?

3.  Что такое груменг?

4.  Какое положение в семье горилл занимают самцы?

По окончанию просмотра учащимся предстоит составить эволюционную ветвь развития обезьян.

Общий предок 

 полуобезьяны

 обезьяны нового света

 обезьяны старого света

 гиббоны 

 орангутанги

  шимпанзе 

 человек

По окончании просмотра видеофильма "Вегетативное размножение" учащимся можно предложить заполнить следующую таблицу:
 Вегетативное размножение
 Названия растений
1. Размножение с помощью подземных побегов

а) луковицы 

б) клубней

в) корневища

2.Размножение с помощью надземных побегов

а) усов

б) прививкой

в) черенками 

г) отводками 

 

 

 После просмотра видеофильма учащиеся заполняют таблицу. Результаты работы проверяю в беседе , делаем выводы о разнообразии способов вегетативного размножения растений, их биологическом значении и использовании в хозяйственной деятельности человека. 

 Не советую при демонстрации фильма выключать фонограмму и самому комментировать зрительный ряд . Как бы вы хорошо не запомнили содержание киноленты, вы не в состоянии запомнить все планы фильма и их последователь ность, и ваш комментарий будет запаздывать, при этом внимание учащихся будет переключаться с экрана телевизора на вас , а это отрицательно скажется на результате. Ваш комментарий будет сводиться к словесному описанию того, что школьники видят на экране. Дикторский текст богаче и краше вашей речи, и он содержит определенные понятия. 

 Немало важно другое : на ряду с дикторским текстом идет музыкальное сопровождение, фонограммы содержат природные шумы : голоса зверей, пение

 птиц, шум леса, шорох листвы, а также звучание красивых музыкальных произведений. Все это положительно сказывается на эмоциональном настроении учащихся и имеет познавательное значение.

 Просмотр видеофильма лучше всего производить в том кабинете , где вы постоянно проводите занятия , это имеет свою положительную сторону.

 Использование видеоаппаратуры имеет преимущество перед кинофильмом, это наличие стоп - кадра, что позволяет акцентировать внимание на определенных моментах. Стоп-кадр дает возможность приостановить демонстрацию видеофильма , произвести уточнение или обсуждение определенного эпизода, возвратиться к его просмотру еще раз , а затем продолжить просмотр.

 По окончании просмотра произвести обсуждение и выполнить задания, поставленные перед началом просмотра. 

 Всю работу по использованию видеофильмов на уроке можно разделить наряд этапов:

·  ознакомление учителя с существующим фондом видеолент для определения их места в системе уроков;

·  подробное ознакомление учителя с содержанием видеофильмов для определения их места на уроке и разработки заданий к ним;

·  разработка заданий к видеофильмам;

·  подготовка учащихся к восприятию видеофильма - установочная беседа;

·  демонстрация видеофильма;

·  переработка материала видеофильма. 

Для успешного усвоения знаний по анатомии и физиологии человека можно использовать видеофильмы студии "Кварт".

1.  Общее знакомство с организмом человека.

2.  Нервная система.

3.  Опора идвижение.

4.  Кровь.

5.  Кровообращение.

6.  Дыхание.

7.  Пищеварение .

8.  Размножение и развитие.

9.  Кожа.

10. Выделение.

11. Сенсорные системы.

12. Поведение (высшая нервная деятельность )

 Общее знакомство с организмом человека 

 Содержание. Человек - одно из удивительных творений природы, он не просто песчинка 

В первых кадрах фильма говорится о древности врачевания и передачи накопленного опыта от поколения к поколению.

 Клетка основная фундаментальная единица строения организма человека. Кадры показывают 3-х мерное изображение клетки под электронным микроскопом, разновидности клеток, составляющих организм человека, органоиды клетки, строение хромосом. Упоминается о генной инженерии. Показаны механизмы взаимосвязи клеток друг с другом, деления клеток

 Следующие кадры фильма демонстрируют виды тканей, их места расположения, даются понятия ткани, органы, показаны внешние и внутренние органы. Органы образуют системы органов. Перечисляются и демонстрируются системы органов, которые под воздействием нервной и гуморальной регуляции, обеспечивают работу организма как единого целого.

Кадры фильма показывают работу человека в космосе, под водой, под землей.

 Фильм заканчивается словами : "Человек - часть природы, и он должен жить с ней в гармонии". 

 Рекомендации : данный фильм возможно использовать на первом вводном уроке, а также при изучении тем "Строение клетки" и "Системы органов"

 Нервная система.

 Содержание. В начале фильма звучит вопрос: "Что координирует работу всех частей организма, что делает человека человеком ?"

 Показан общий план построения нервной системы, строение нервной клетки : нейрона, дендриты и аксоны и отличие нервной клетки от других клеток, составляющих организм человека.

 Передача нервных импульсов от клетки к клетке через синапс в одном направлении. Движении нервного импульса по рефлекторной дуге.

Соматическая и автономная нервная система

 Показано строение спинного мозга, поперечный разрез, расположение белого и серого вещества, ответвление нервов.

 Головной мозг, дана характеристика каждого отдела, их взаимосвязь между собой и со спинным мозгом. Особо выделены функции мозжечка, кадры фильма показывают людей с нарушением координации движения. 

Большие полушария. Расположение белого и серого вещества, мозговых ядер, борозд полушарий, показано расположение зон, отвечающих за определённые виды деятельности человека. Отличительные черты левого и правого полушарий.

 Демонстрируется опыт по изучению биотоков головного мозга и роли полушарий в восприятии природы.

 Рекомендации: фильм можно использовать при общем обзоре нервной системы, а также при изучении головного и спинного мозга.

 Опора и движение.

 Содержание. Фильм начинается с показа кадров, в которых производится таможенный осмотр при посадке в самолет, они проходят через рентгеновскую камеру, на экране можно наблюдать движение скелета человека. 

 Следующие кадры показывают деление скелета человека на 3 части.

Скелет головы , его значение, выделяются лицевой и мозговой отделы, называются кости, образующие эти отделы, подвижную нижнюю челюсть и неподвижные соединения костей - швы.

 Дается сравнение черепа новорожденного и взрослого человека, затем показана динамика роста черепа новорожденного за счет соединительной ткани, заполняющей "роднички".

 Скелет туловища. Демонстрируется позвоночник, его отделы, затем верхний плечевой пояс, нижний пояс и свободные конечности. Строение сустава, его работа, показаны плечевой, коленный и локтевой суставы.

 Мультипликация - движение скелета.

 Мышцы и движение.

Показан общий обзор мышц человека, затем строение мышцы, способы ее крепления. На экране появляются люди с разными выражениями лиц, это за счет мимических мышц лица, так как они крепятся одним концом к кости , а другим к кожи лица.

 Показано строение скелетной мышцы, работа сгибателей и разгибателей, демонстрируются упражнения для тренировки мышц и обнаженный торс человека, занимающегося спортом.

 Работа мышц осуществляется под воздействием нервной системы. Демонстрируется опыт с лягушкой, лишённой головы, доказывающий, что работу мышц контролирует спинной мозг. Следующий опыт выявляет причины утомления мышц.

 Управление движением. 

Показаны выступления гимнастов, силачей на арене цирка, сравнение скелета обезьяны и человека. Весь механизм сложности движений контролируется отделами головного мозга. Показаны сиамские близнецы Маша и Даша, сросшиеся боковой частью и с 3 ногами на 2-х, способных осуществлять согласованные движения, благодаря согласованной работе 2-х нервных систем.

 При недостаточном питании наступает дистрофия мышц. 

Демонстрируется красивая осанка балерин, гимнасток, даются рекомендации по формированию красивой, правильной осанки.

 Рекомендации: первую часть фильма эффективней использовать при изучении темы "Опора" , часть фильма с подзаголовком "Мышцы и движение " использовать при изучении строения мышц, а "Управление движением" при изучении нарушений опорно-двигательной системы. 

Кровь.

Содержание, В фильме освещены следующие вопросы: кровь - носительница жизни, движение крови по сосудам, поддержание температуры тела, состав крови, разделение крови при центрифугировании на два слоя, плазму и форменные клетки крови, плазма, ее состав, вид клеток крови под электронным микроскопом. Микрокиносъемка позволяет увидеть место положения эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов при движении по кровеносному руслу. 

 Клетки крови, эритроциты и роль в переносе кислорода от легких ко всем клеткам организма, газообмен в легких и тканях, основа эритроцита - белок, гемоглобин, от него зависит цвет крови человека, показан механизм разрушения старых эритроцитов в печени и селезёнке и рождение новых эритроцитов в красном костном мозге используя освободившееся железо.

 Недостаток гемоглобина приводит к анемии, показаны дети с данным заболеванием и пути выздоровления.

 Тромбоциты -пластинки, отщепившиеся от больших клеток , они играют большую роль в защите организма, образуют сгусток - тромб. Под электронным микроскопом показан тромб, хорошо видны нити фибриногена и застрявшие в них клетки крови. 

На фотографии семьи королевы Виктории в основном женщины, так как мужчины их рода получили в наследство страшное заболевание гемофилия - кровь не способ

на свертываться. 

 Лейкоциты, показано несколько видов лейкоцитов и механизм воздействия на чужеродные тела, выработка антител, образование обезвреженных комплексов, образование иммунитета. Виды иммунитетов- врожденные и приобретенные. 

 Показана жизнь американского мальчика Деви, рожденного с отсутствием иммунной системы, в пластмассовой камере. 

 СПИД - чума 20 века, возбудитель выявлен, ученые в поиске путей лечения.

Группы крови, способ определения, консервирование крови, переливание от донора реципиенту. 

 Рекомендации. Видеофильм можно использовать при изучении параграфов 17, 18, 19, Состав и функции крови. Эритроциты. Переливание крови. Лейкоциты. Иммунитет.

Кровообращение

 Содержание. Видеофильм раскрывает следующие вопросы: работа сердца, его строение- 2 предсердия, 2 - желудочка. Уникальные кадры, работа изолированного сердца в питательной среде, доказывают возникновение нервных импульсов в самой сердечной мышце. Фазы работы сердца. Влияние на работу сердца импульсов симпатической и парасимпатической нервной системы. Методы исследования работы сердца, необходимость тренировки сердечной мышцы. 

 Демонстрируются кадры операции по пересадке сердца.

Малый круг кровообращения, газообмен в легких, смена венозной крови на артериальную.

 Большой круг кровообращения, его сосуды - аорта - артерии - капилляры - вены, строение стенки артерии, механизм обмена через однослойный эпителий стенки капилляра продуктами обмена, смена артериальной крови на венозную.

Измерение давления, подсчет пульса., показатели их в норме.

Вещества, влияющие на изменение просвета кровеносных сосудов.

Микросъемка, показывающая лимфатическую систему, лимфатические сосуды, клапаны, препятствующие обратному току лимфы.

 Рекомендации: первую часть видеофильма можно использовать при изучении темы "Органы кровообращения", вторая часть фильма при изучении темы "Движение крови по сосудам. Лимфообращение".

 Дыхание.

Содержание. Жизнь и дыхание неотделимы. Показан механизм вдоха и выдоха, органы, составляющие дыхательную систему, роль носовой полости при дыхании, образование звука при прохождении воздуха через голосовую щель, строение легких., газообмен в легких, происходящий через стенки альвеол.

 Механизм движения легких за счет межреберных мышц и диафрагмы, изменяющих объём грудной клетки. Жизненный объём легких. Тренировка дыхания, влияние никотина на легкие курильщика.

 Рекомендации: данный фильм используется на первом уроке при изучении темы "Дыхание. Органы дыхания".

 Пищеварение.

 Содержание. Первые кадры рассказывают о продуктах питания, необходимых организму для получения белков, жиров и углеводов.

 Обработка пищи в ротовой полости под воздействием ферментов слюны и зубов.

Определение вкусовых качеств пищи при помощи рецепторов, расположенных на языке.

 Роль центральной нервной системы при слюноотделении и сокоотделении.

Изменение пищи в желудке под воздействием желудочного сока. Демонстрируется опыт воздействия желудочного сока на ногу лягушки.

 Продвижение пищи через тонкий и толстый отделы кишечника.

Правильное питание - залог здоровья

 Рекомендации. Использовать при обзоре пищеварительной системы.

 Размножение и развитие.

 Содержание. В видеофильме рассмотрены следующие вопросы:

 продолжение и сохранение рода человека;

наследование признаков от родителей;

строение женской и мужской половых систем;

образование яйцеклетки с половинным набором хромосом в женском организме;

образование сперматозоидов в мужском организме;

процесс оплодотворения, восстановление полного набора хромосом

развитие зародыша, на примере икринки лягушки показан процесс дробления оплодотворенной яйцеклетки;

поступление необходимых веществ в зародыш через плаценту;

внутриутробное развитие зародыша;

формирование органов и систем органов из зародышевых листков;

влияние алкоголя и никотина на развитие плода;

роды.

 Рекомендации. Использовать при изучении темы "Оплодотворение и внутриутробное развитие".