Автор: Мишакова В.Н.заведующая УМК биологии ООИПКРО

Реферативная деятельность   учащихся.
Защита реферата как форма итоговой аттестации учащихся.

 

Одной из распространенных форм познавательной деятельности учащихся можно считать написание и защиту ими (на уроках, экзаменах, олимпиадах) реферативных работ, выполненных самостоятельно или с помощью учителя. Предполагается, что эти работы должны носить творческий характер, быть итогом длительного и серьезного интеллектуального труда школьника, а по своему оформлению - приближаться к требованиям, предъявляемым к любой научной работе: статье, монографии, научному отчету и т.д.
Защита рефератов - возможная форма проведения экзаменов. Школьник, желающий сдать экзамен в форме реферата, должен заранее подготовить  письменную работу, изложить ее членам экзаменационной комиссии и ответить на возникшие по ходу защиты вопросы.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ
1.  Выбор темы  реферата. После того, как учащиеся определяются с темой реферата, им назначаются консультанты. Их задачей является составление списка литературы, которую учащиеся должны проработать и использовать при написании реферата. В процессе знакомства учащихся с литературой, консультанты помогают им составить план будущей работы, уточнить список включаемых в реферат работ. К консультациям, помимо основного преподавателя биологии, привлекаются также другие учителя, преподаватели вузов и студенты.
2.  Написание реферата под руководством консультанта. После того, как эта работа в целом закончена, учащимся даются рекомендации по ее оформлению и логической последовательности изложения рассматриваемых вопросов. Готовый реферат отдается на рецензирование. В роли рецензентов, помимо консультантов могут выступать также учителя биологии других школ, руководитель РМО учителей биологии, специалисты-биологи из числа родителей учащихся и т.д. С рефератом и рецензией на него заранее знакомятся все члены экзаменационной комиссии. Черновые варианты рефератов остаются у учащихся и по ним они готовятся к защите. За несколько дней до экзамена ученики знакомятся с рецензией на свою работу, с тем чтобы в процессе защиты учесть мнение рецензента.
3.  Защита реферата. В процессе защиты ученик не воспроизводит полностью свою работу, а кратко излагает содержание реферата, подробно останавливаясь на наиболее существенных моментах, акцентируя при этом внимание на какой-либо проблеме, которую ему пришлось решать самостоятельно. По окончании сообщения автора зачитывается рецензия, после чего члены комиссии задают вопросы.  Их цель - выяснить глубину усвоения учеником материала и на сколько свободно он в нем ориентируется. Защита реферата одним учеником может составить от 30 до 45 минут.
 Экзаменационная комиссия не ограничивается цифровой оценкой учащегося, а подробно характеризует достоинства и недостатки как самого реферата, так и процесса его защиты.
Совместную работу учеников, учителей и других участников процесса написания и защиты реферата, можно рассматривать как модель исследовательской деятельности в рамках общеобразовательной школы. При удачном осуществлении всех этапов этой работы учащиеся «поднимутся» на качественно иной биологический уровень, чего не происходит в случае традиционной формы подготовки и сдачи устного экзамена.

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ РАБОТЫ, И ИХ АНАЛИЗ

Успешность проведения экзамена в форме защиты реферата во многом зависит от грамотного выбора темы, которые условно можно разделить на три типа:
1.  классификационный, позволяющий его автору обобщить материал, изучаемый в различных разделах курса биологии;
2.  познавательный, позволяющий его автору изучить внепрограммный теоретический материал и показать его применение на практике;
3.  исследовательский, где основным содержанием реферата является цепочка проблем, решаемых автором самостоятельно.
Особенности каждого из перечисленных типов.
Реферат классического типа предполагает обоснование принципа выбора классификации, ее полноту в достаточно высокий уровень обобщения программного материала (желательно изложение в сравнении различных классификаций). В лучших рефератах этого типа прослеживается наличие внутренней связи между внешне далекими понятиями и хорошо видно место, которое в школьном курсе биологии занимает основные объекты классификации.
Реферат познавательного типа подразумевает изучение его автором достаточно сложного теоретического материала, далеко выходящего за рамки программы. В итоге должны быть собраны воедино и доступно изложены основные положения изученного, приведены яркие примеры, иллюстрирующие характерные идеи и методы. Желательно, чтобы автор отметил возможность практического применения изложенных идей в биологии и в других  предметных областях.
Реферат исследовательского типа требует от автора гораздо большего объема самостоятельной работы. Его основой является исследование.  Материал излагается в виде логически связанной цепочки проблем, что и определяет глубину исследования. Заключительная часть работы должна содержать обоснование перспективы развития темы.
Критерии отбора учащихся, которым может быть  предложена данная форма сдачи экзаменов
Учащиеся, более «продвинутые» по сравнению со своими одноклассниками, и уже накопившие к старшим классам достаточный опыт сдачи экзаменов. Для этой категории учащихся традиционная форма сдачи  устных экзаменов (по билетам) не представляет каких-либо трудностей, следовательно, подготовка к ним не дает возможностей для дальнейшего развития таких учеников. Сама же традиционная форма экзаменов составляет им мало возможностей продемонстрировать глубину своих знаний по предмету.
Календарное планирование работы с учащимися по написанию рефератов
Примерные сроки Этапы работы
до 20 января Составление списка учащихся, выбравших экзамен в форме защиты реферата.
до 1 февраля Примерное распределение тем.
до 10 февраля Выбор консультантов. Определение первичного списка изучаемой литературы.
до 1 марта Первое обсуждение прочитанного и уточнение темы реферата.
до 1 мая Обсуждение прикладной части реферата.
до 20 мая Написание реферата в черновом виде.
до 5 июня Рецензирование. Окончательное написание реферата.
до 15 июня Консультации по защите реферата. Защита реферата.
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ  РЕФЕРАТОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
«Происхождение и начальные этапы жизни на Земле»
1.  О сущности жизни (философские аспекты).
2.  Роль естественных наук в формировании современных представлений о возникновении жизни.
3.  О роли эксперимента в разработке научных гипотез происхождения жизни.
4.  Мифологические и религиозные представления о жизни (исторические аспекты).
«Размножение и развитие организмов»
1.  Размножение организмов как условие существования вида.
2.  История учения о развитии зародышей.
3.  Жизнь до рождения (о зародышевом развитии человека).
4.  Размножение насекомых и его практическое использование человеком.
5.  Проблемы геронтологии.
6.  Продолжительность жизни организмов.
«Учение об эволюции органического мира»
1.  История взглядов на эволюцию живой природы, их краткий анализ.
2.  Причины многообразия видов.
3.  Сравнение естественного и искусственного отбора с позиции современной теории эволюции.
4.  Роль «союза» генетики и теории эволюции для практической деятельности человека.
5.  Практическое и теоретическое значение разработки критериев и структуры вида.
6.  Развитие взглядов на процесс видообразования.
7.  Союз генетики и теории эволюции.
8.  Причины многообразия видов в природе (с использованием личных наблюдений).
9.  Экспериментальные подтверждения борьбы за существование (опыты и их теоретическое обобщение).
10.  Движение силы и основные этапы эволюции человека.
11.  Человек в прошлом,  настоящем, будущем.
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

- Чем человек похож на других  животных и чем он от них отличается?
- Углеводы, жиры, белки как источник энергии у человека и других животных.
- Эволюция переваривания пищи.
- Заболевания пищеварительной системы, их лечение и пути их профилактики.
- Работы И.П.Павлова в области физиологии и пищеварения.
- Рациональное питание детей и взрослых.
- Витамины  их значение для организма.
-  Сердечно-сосудистые заболевания, их лечение и профилактика.
- Достижения в хирургии сердца.
- Системы газообмена в разных группах животных, в том числе у человека.
- Газообмен и его регуляция в организме человека.
- Дыхание в экстремальных условиях.
- Грипп: почему с ним так трудно справиться?
- Загрязнение окружающей среды и заболевания дыхательной системы.
- Сон; сновидение; гипноз.
- Теория функциональных систем П.К.Анохина.
- Темперамент и характер.
- Стресс.  Возможна ли жизнь без стрессов?
- Ядовитые   вещества и  механизм их действия на организм.
- Современная музыка как шумовой наркотик.
- Наркотики. Их пагубное действие на организм.
- Алкоголь и его отрицательное воздействие на организм.
- Проблема СПИДа (синдрома приобретенного имунно-дефицита). Венерические заболевания и их профилактика.
- Красота и целесообразность строения тела.
- Состояние окружающей среды и здоровье человека.
- Болезни цивилизации.
-  и другие.

В содержание