Диагностические материалы для учителей биологии

Представила: В.Н. Мишакова, зав. УМК биологии ООИПКРО

Основные идеи концепции модернизации биологического образования:

- обновление структуры и содержания биологического образования;

- введение предпрофильной подготовки и профильного обучения в старшем звене;

- введение ЕГЭ;

- разработка и внедрение новых педагогических технологий, направленных на формирование умений самостоятельного поиска и использование информации из разных источников, включая internet.

Задачи по реализации намеченных целей:

- поэтапный переход на новый учебно-методический комплект Сонина Н.И.;

- подготовка для преподавания биологии в профильных классах и предпрофильная подготовка в 9 классах;

- подготовка к ЕГЭ по биологии;

- разработка и внедрение образовательных (обучающих и воспитательных) технологий;

- анализ и мониторинг состояния биологического образования.

1. УМК Сонина Н.И. в структуре модернизации биологического образования.

- Отработка содержания и методики преподавания биологии по учебно-методическому комплекту Сонина Н.И.: из опыта работы учителей биологии района.

- Мониторинг качества знаний по биологии с использованием современных диагностических материалов.

2. Теоретико-методологичекая проработка предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся по биологии.

· Требования к курсам по выбору в 9 классах.

· Опорные вопросы, использованные для составления образовательных программ.

· Критерии оценивания предпрофильных курсов.

· Диагностический инструментарий для оценивания достижений учащихся (входная и выходная диагностика курса по выбору)..

· Презентация образовательных программ курсов по выбору (опыт создания и апробации).

Перед учителями биологии стоят следующие задачи:

1. Изучить Концепцию профильного обучения, научно – педагогическую литературу по данному вопросу, опыт коллег, в соответствии с которыми составить образовательные программы, позволяющие учащимся осуществить свои планы, сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

2. Раскрыть сущность предпрофильной подготовки, в соответствии с которой определить схему разработки, структуру образовательных программ курсов по выбору.

3. Включить в содержание программ прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности.

4.Апробировать программы на базе учебных занятий, выявить влияние содержания программ на профессиональное определение учеников.

5. Выявить недостатки программ и скорректировать их.

Возможные варианты тем курсов по выбору:

1. Лекарственные растения, выращиваемые на пришкольном участке (для сельских территорий).

2. Комнатное цветоводство.

3. Здоровье человека и окружающая среда.

4. Здоровый образ жизни.

5. Здоровое питание.

6. Помоги себе сам.

7. Как выжить в городе.

8. Городская среда как экосистема.

9. Экология вокруг нас.

10. Репетитор по биологии.

11. Готовимся к экзамену.

12. Биология медоносной пчелы.

13. Основы агротехники культурных растений.

14. Экология вокруг нас.

15. Тайны живой природы.

16. Природа, которая нас лечит, одевает, обувает и тайны раскрывает.

17. Практикум по экологии.

18. Братья наши меньшие.

19. Степь как экосистема.

20. Оренбургский степной заповедник.

21. и др.

3. ЕГЭ по биологии: итоги и перспективы:

· Сецификация экзаменационной работы по предмету.

· Нормативно-правовые основы проведения ЕГЭ.

· Результаты итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ.

· Подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии: опыт работы.

В течение года учителям биологии рекомендуется:

1. Проведение мастер-классов по обозначенным проблемам.

2. Изучение опыта работы учителей биологии по предпрофильной подготовке и профильному обучению с последующим представлением в УМК биологии ООИПКРО.

3. Подготовка методических рекомендаций для учителей биологии по обозначенным проблемам.

Рекомендуем изучить следующую литература:

·Безруких М. М., Сонькин В. Д. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология, анализ, формы, методы, опыт применения. Центр образования и здоровья РФ. Москва. 2002 г.

·Безруких М. М., Сонькин В. Д. Комплект методических материалов проведения моноторинга в 2 – 11 классе. Апробация здоровьесберегающих технологий. Центр образования и здоровья РФ. Москва. 2002 г.

·Болотова Е. Л. Управление профильным обучением старшеклассников в процессе взаимодействий школы и педвуза. Педагогический университет. Москва. 2001 г.

·Губанова М. С. Формирование профессиональных намерений старшеклассников в условиях профильного обучения. РАО. Новосибирск. 1999 г.

·Жафяров А. Гуманизация школьного образования через профильное обучение. Концепция и опыт реализации. НГПУ. Новосибирск. 1998 г.

·Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М. 2002 г.

·Кукушина В. С. Педагогические технологии. Ростов н/Д: Март, 2002 г.

·Новикова Н. Г. Теория и практика организации предпрофильной подготовки. АПК и ПРО РФ. Москва 2003 г.

Пидкасистый П. И. Педагогика. – М.: Педагогическое общество России, 2002 г.

 

Диагностический инструментарий для учителей биологии по содержанию биологии

(демоверсия входной диагностики)

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А42) поставьте знак “ ? ” в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки?

1) окрашивание

2) центрифугирование

3) культуры тканей

4) химический анализ

А2. Одно из положений клеточной теории –

1) при делении клетки хромосомы способны к самоудвоению

2) новые клетки образуются при делении исходных клеток

3) в цитоплазме клеток содержатся различные органоиды

4) клетки способны к росту и обмену веществ

А3. Рибоза входит в состав молекул

1) ДНК

2) РНК

3) хлорофилла

4) гемоглобина

А4. Главным структурным компонентом ядра являются

1) рибосомы

2) хромосомы

3) митохондрии

4) хлоропласты

А5. В процессе фотосинтеза происходит

1) синтез углеводов и выделение кислорода

2) испарение воды и поглощение кислорода

3) газообмен и синтез липидов

4) выделение углекислого газа и синтез белков

А6. Мейоз отличается от митоза наличием

1) интерфазы

2) веретена деления

3) четырех фаз деления

4) двух последовательных делений

А7. К автотрофным организмам относят

1) дрожжи

2) хлореллу

3) пеницилл

4) мукор

А8. При партеногенезе организм развивается из

1) зиготы

2) вегетативной клетки

3) соматической клетки

4) неоплодотворенной яйцеклетки

А9. Парные гены гомологичных хромосом называют

1) аллельными

2) сцепленными

3) рецессивными

4) доминантными

А10. У собак черная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) – над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип черной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног.

1) ААBb

2) aabb

3) AaBb

4) AABB

А11. Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной,

1) носит обратимый характер

2) передается по наследству

3) носит массовый характер

4) не связана с изменением хромосом

А12. Какое направление биотехнологии позволило ввести в бактерию ген гормона роста человека для его синтеза на промышленной основе?

1) генная инженерия

2) клеточная инженерия

3) гибридизация клеток

4) клонирование клеток

А13. Какие особенности жизнедеятельности грибов сближают их с растениями?

1) минерализация органических веществ

2) неограниченный рост в течение всей жизни

3) синтез органических веществ из неорганических

4) использование в пище готовых органических веществ

А14. Рост растений происходит благодаря деятельности ткани

1) покровной

2) механической

3) образовательной

4) фотосинтезирующей

А15. Характерный признак растения семейства сложноцветных (астровых) - соцветие

1) головка

2) сложный зонтик

3) простой зонтик

4) корзинка

А16. Признак приспособленности птиц к полету –

1) полые кости

2) копчиковая железа

3) роговые щитки на ногах

4) четырехкамерное сердце

А17. Для животных, в отличие от растений, характерно

1) клеточное строение

2) гетеротрофное питание

3) бесполое и половое размножение

4) дыхание кислородом воздуха

А18. В организме человека полуподвижное соединение костей характерно для

1) скелета головы

2) позвоночника

3) плечевого пояса

4) тазового пояса

А19. Обеззараживание ядовитых веществ, попавших в организм человека с пищей, происходит в

1) почках

2) печени

3) толстом кишечнике

4) поджелудочной железе

А20. Малокровие у человека возникает вследствие

1) недостатка кальция в крови

2) уменьшения витаминов в организме

3) уменьшения содержания гемоглобина в крови

4) нарушения деятельности органов пищеварения

А21. Под воздействием инсулина в печени происходит превращение

1) глюкозы в крахмал

2) глюкозы в гликоген

3) крахмала в глюкозу

4) гликогена в глюкозу

А22. Заражение человека бычьим цепнем может произойти при употреблении

1) в пищу немытых овощей

2) воды из стоячего водоема

3) мяса, зараженного его личинками

4) плохо вымытой посуды, которой пользовался больной

А23. Область распространения северного оленя в зоне тундры – это критерий

1) экологический

2) генетический

3) морфологический

4) географический

А24. Направляющий фактор эволюции –

1) дрейф генов

2) естественный отбор

3) географическая изоляция

4) наследственная изменчивость

А25. Примером ароморфоза служит

1) уплощение тела у донных рыб

2) возникновение многоклеточных организмов

3) редукция кишечника у паразитических червей

4) возникновение у животных покровительственной окраски

А26. Пример ароморфоза у млекопитающих –

1) теплокровность

2) гетеротрофное питание

3) аэробное дыхание

4) рефлекторная нервная деятельность

А27. К социальным факторам антропогенеза относят

1) прямохождение

2) появление речи

3) мутационный процесс

4) борьбу за существование

А28. Сигналом к осеннему перелету птиц служит

1) понижение температуры воздуха

2) увеличение количества осадков

3) наступление первых заморозков

4) сокращение длины светового дня

А29. Какой организм отсутствует в приведенной цепи питания: листовой опад ->…… -> еж -> лисица?

1) крот

2) кузнечик

3) дождевой червь

4) плесневые грибы

А30. В круговороте веществ используется солнечная энергия, которая включается в этот процесс

1) растениями

2) животными

3) плесневыми грибами

4) клубеньковыми бактериями

А31. Клеточный органоид, содержащий молекулу ДНК, –

1) рибосома

2) хлоропласт

3) клеточный центр

4) комплекс Гольджи

А32. Гидролитическое расщепление высокомолекулярных веществ в клетке происходит в

1) лизосомах

2) рибосомах

3) митохондриях

4) эндоплазматической сети

А33. Садовую землянику размножают с помощью надземных видоизмененных побегов – усов, чтобы

1) сохранить признаки сорта

2) ускорить созревание плодов

3) повысить устойчивость к заболеваниям

4) получить потомство с новыми признаками

А34. Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными и белыми цветками (неполное доминирование)?

1) 25%

2) 50%

3) 75%

4) 100%

А35. Может ли родиться дочь, больная гемофилией, в семье, где отец – гемофилик?

1) не может

2) может, если отец гетерозиготен по данному признаку

3) может, если мать гетерозиготна по данному признаку

4) может, если отец гомозиготен по данному признаку

А36. Мхи – более высокоорганизованные растения по сравнению с водорослями, так как они

1) имеют органы и ткани

2) размножаются спорами

3) многоклеточные организмы

4) в клетках содержат хлоропласты

А37. Функцию дыхания у головастика на ранних стадиях онтогенеза выполняют

1) ячеистые легкие

2) наружные жабры

3) легочные мешки

4) трахейные трубочки

А38. В организме человека не происходит превращение

1) белков в жиры

2) белков в углеводы

3) углеводов в жиры

4) органических веществ в неорганические

А39. Центр дыхательных рефлексов расположен в

1) мозжечке

2) среднем мозге

3) продолговатом мозге

4) промежуточном мозге

А40. Исходным материалом для естественного отбора служит

1) борьба за существование

2) мутационная изменчивость

3) ненаследственная изменчивость

4) приспособленность организмов к среде обитания

А41. Пример общей дегенерации – отсутствие

1) листьев у кактуса

2) клыков в зубной системе грызунов

3) цветков у голосеменных растений

4) хлорофилла в клетках растения-паразита повилики

А42. Наибольшая концентрация ядовитых веществ в экологически загрязненной наземно-воздушной среде обнаруживается у

1) хищников

2) древесных растений

3) травянистых растений

4) травоядных животных

Часть 2

Ответы к заданиям этой части записываются в бланке ответов № 1 справа от номера задания В1 – В7. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

В заданиях В1 – В4 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.

В1. У насекомых с полным превращением

А) три стадии развития

Б) четыре стадии развития

В) личинка похожа на взрослое насекомое

Г) личинка непохожа на взрослое насекомое

Д) за стадией личинки следует стадия куколки

Е) во взрослое насекомое превращается личинка

Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)

В2. Человек, в отличие от животных,

А) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности

Б) имеет S-образный позвоночник

В) образует различные популяции

Г) имеет первую сигнальную систему

Д) обладает второй сигнальной системой

Е) создает и использует орудия труда

Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)

В3. Прокариотные клетки отличаются от эукариотных

А) наличием рибосом

Б) отсутствием митохондрий

В) отсутствием оформленного ядра

Г) наличием плазматической мембраны

Д) отсутствием органоидов движения

Е)
наличием одной кольцевой хромосомы

Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)

В4. В природной экосистеме, в отличие от искусственной,

А) длинные цепи питания

Б) короткие цепи питания

В) небольшое число видов

Г) осуществляется саморегуляция

Д) замкнутый круговорот веществ

Е) используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной

Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)

При выполнении заданий В5 - В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.

В5. Установите соответствие между кровеносными сосудами человека и направлением движения крови в них

КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ

1) вены малого круга кровообращения

2) вены большого круга кровообращения

3) артерии малого круга кровообращения

4) артерии большого круга кровообращения

НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ

А) от сердца

Б) к сердцу

1
2
3
4
       

В6. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны

ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

1) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ

2) использование энергии, заключенной в пище для синтеза АТФ

3) использование только готовых органических веществ

4) синтез органических веществ из неорганических

5) выделение кислорода в процессе пластического обмена

ОРГАНИЗМЫ

А) автотрофы

Б) гетер отрофы

1
2
3
4
5
         

При выполнении задания В7 установите правильную последователь­ность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получив­шуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.

В7. Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем,

А) уменьшение ресурсов, необходимых для существования исходных видов

Б) заселение среды обитания особями других видов

В) сокращение численности исходных видов

Г) изменение среды обитания в результате действия экологических факторов

Д) формирование новой экосистемы

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 - С6) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), затем на задания С1 - С3 дайте краткий ответ из одного-двух предложений, а на задания С4 – С6 – полный развернутый ответ.

C1. В каком случае внесение в почву минеральных удобрений сопровождается загрязнением окружающей среды?

C2. Объясните, почему первые живые организмы Земли были гетеротрофами.

C3. При половом размножении появляется более разнообразное потомство, чем при вегетативном. Объясните, почему.

С4. В чем проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России?

С5. Для сохранения клеток эпителиальной ткани их поместили в стерильную дистиллированную воду. Однако через некоторое время все клетки разрушились. Объясните, почему.

C6. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а другой гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации