Развитие и влияние профессионального самоопределения на выбор профиля обучения
выпускников основной школы
из опыта исследовательской работы
Проскуриной О.Б.
учителя биологии Новосергиевского района

Материалы представила зав. УМК биологии ООИПКРО В.Н. Мишакова

ЦЕЛЬ: Теоретически обосновать и исследовать влияние профессионального самоопределения на выбор профиля обучения выпускника основной школы.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: развитие профессионального самоопределения средствами школьного предмета биологии.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: уровень сформированности профессионального самоопределения.

ЗАДАЧИ:

1. Определить сущность понятия «профессиональное самоопределение».

2. Изучить состояние проблемы влияния профессионального самоопределения на выбор профиля обучения в старших классах.

3. Изучить и внедрить технологии «Портфель ученика».

4. Проверить эффективность методик изучения профессионального самоопределения.

ГИПОТЕЗА: Уровень профессионального самоопределения будет влиять на выбор профиля обучения, если:

Работа по формированию профессиональной направленности ведется в системе;

Применяются на уроках технологии «Портфель ученика»;

Содержание развивающих задач соответствует возрастным особенностям психики учащихся;

Учитываются и другие показатели развития личности школьника (самооценка, познавательный интерес, интеллектуальные особенности)

Методологической основой исследования являются положения педагогической теории о поэтапном формировании знаний, умений, навыков и преемственности в организации учебно-воспитательного процесса.

Исследование проводится на базе средней общеобразовательной школы с. Покровка Новосергиевского района Оренбургской области с учащимися одного класса на протяжении двух лет (2002-2004гг).

Этапы исследования:

1 этап (2002-2003 уч.год) изучение теоретических основ развития профессионального самоопределения учащихся, выявление его уровня. Первичное диагностика уровня профессионального самоопределения. Составление списка научно-методической литературы по проблеме исследования.

2 этап (2003-2004 уч. год) разработка методики эксперимента и использование технологии развивающих заданий по предмету, промежуточная диагностика учащихся.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Профессиональное самоопределение – многомерный и многоступенчатый процесс, итогом которого является профессиональный выбор. Этот процесс можно рассматривать под разными углами зрения (Д. Сьюпер, 1953)

Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени.

Во-вторых, как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда – с другой.

В- третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Эти три подхода подчеркивают разные стороны дела: первый исходит из запросов общества, третий – из свойств личности, второй предлагает способы с согласования того или другого. Вместе с тем они взаимно дополнительны.

В психологии развития профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития.

1 этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

2 этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

3 этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста – предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей.

Интересы, способности и ценности проявляются, хотя бы не явно, на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты осознания социальной ценности той или иной профессии, как общественные, так и личные , являются более обобщенными и обычно созревают и осознаются позже, чем интересы и способности, дифференциация и консолидация которых происходит параллельно и взаимосвязано. Интерес к предмету стимулирует школьников больше заниматься им, это развивает его способности, а выявленные способности, повышая успешность деятельности, в свою очередь, подкрепляют интерес.

4 этап – практическое принятие решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента:

1) Определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему, условий профильного обучения;

2) Выбор специальности.

Выбор профессии – сложный и длительный процесс. Проблема состоит не столько в его общей продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существует две опасности. Первая – затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Эта задержка часто сочетается со второй опасностью: с общей незрелостью, несформированностью самонаблюдений, самооценки, умений рефлексии выпускника.

Пути преодоления этих опасностей – это использование учебного процесса, ориентированного на личность ученика с учетом его индивидуальных особенностей и способностей.

В центре учебного процесса находится ученик, его познавательная и творческая деятельность.

Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.

Ученик в состоянии адекватно оценивать свои знания, поступки, возможности. Для этого у него должна быть сформирована шкала ценностей, с которой он мог бы сверять собственные достижения в различных сферах деятельности.

Совершенно необходимо, чтобы он имел полное представление о процессе деятельности, которая может привести к успешному результату.

Проблема формирования умений самонаблюдения – проблема рефлексии – рассматривается отечественными и зарубежными психологами, как чрезвычайно важная для полного и гармоничного развития личности (работы О.Н. Юдиной, Г.А. Вайзер, И.И. Китросской, Б. Такмана, Э.Гоетца и др.). Больше внимания уделялось и до сих пор уделяется внешней оценке со стороны учителя, иногда со стороны других учащихся, что на мой взгляд не совсем приемлемо. Вместе с тем Д.Б.Эльконин основной внутренней оценкой считает критерий умственного развития ребенка и выделяет правильно организованную структуру его учебной деятельности с ее компонентами – постановкой задачи, выбором средств, самоконтролем и самопроверкой.

Понятие самооценки гораздо шире понятий самоконтроля и самопроверки. Важно, чтобы ученик был в состоянии адекватно оценивать свои знания, поступки, возможности.

Технологии, которые объединяются названием «Портфель ученика», способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самооценке собственной деятельности, своих интересов и их направленности.

В обучении биологии есть такие задачи и задания, на основе выполнения которых удается диагностировать не только знания, умения, но и результаты творческой деятельности. Такие результаты и достижения учащихся можно использовать для самоанализа интересов, склонностей, способностей и выбора профиля обучения.

Подходы в данных технологиях могут быть различными, я использую личностно-ориентированный подход, при котором «Портфель ученика» является инструментом самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексией его собственной деятельности. Это комплект документов, который разрабатывается учителем и предусматривает:

Задания ученику по отбору материала в «Портфель» (по определенным параметрам)

Анкета для родителей, заполнение которой предполагает внимательное ознакомление с работами ученика

Анкеты для экспертной группы на презентацию для объективной оценки представленного «Портфеля».

Главное в такой работе – самооценка ученика, при чем в виде рассуждения, аргументации, обоснования. Предполагается самое активное участие со стороны родителей, которые должны оценить работу своего сына или дочери, представленную в его «Портфеле».

Если ученик принимает решение проследить свои успехи в области биологии, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности в этой области, отбирает наиболее интересные, с его точки зрения, работы в свое «досье», организует их в предусмотренную структуру. Его задача – тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснения, составить краткий собственный отчет самооценки: что, на его взгляд, ему удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует обратить внимание. Здесь же ученик может выразить свое мнение по поводу оценки учителя, родителей, учащихся класса. Именно эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии, ради которой и используются данные технологии.

Итак, самооценка способствует формированию устойчивого образа «я», самоуважения, самонацеливания – как компонента профессионального самоопределения. Существует определенная взаимосвязь между оценками старшеклассниками своей учебы, жизненного опыта, с одной стороны, и выбором профессии с другой. Заключаю, что чем более развита оценочная способность, тем выше мотивация будущего выбора – профессионального самоопределения, а значит и правильность выбора профиля для дальнейшего обучения в средней школе.

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1) Диагностика профессионального самоопределения школьника

2) Диагностика уровня развития психических процессов личности школьника.

3) Работа по технологиям «Портфель ученика» на уроках биологии в 9 классе.

Диагностика – это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точнее определение его результатов. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития.

При организации диагностики развития личности учащихся необходимо соблюдать важнейшие принципы:

1) Объективность (использование диагностических тестов, снижающих субъективность оценки);

2) Систематичность (диагностический контроль на всех этапах обучения с использованием разнообразных методов диагностики);

3) Наглядность (учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои результаты с результатами других учащихся).

Разработка инструментария, доступного для учителя при проведении диагностических процедур, позволяет обеспечить контроль и стимулирование развития учащихся в процессе обучения.

ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА заключается в следующем: в начале учебного года я выбрала класс для проведения эксперимента. Это 9 «А» класс. Для начала эксперимента необходимо было провести диагностику профессионального самоопределения, уровня сформированности общих учебных умений, уровня развития психических качеств личности, уровня состояния здоровья учащихся. Без этих исходных данных исследование вести невозможно.

Затем, обработав полученные данные, внесла их в индивидуальный лист мониторинга развития ученика, которые в системе ведутся с 5 класса. Это позволяет учитывать психологические особенности и интеллектуальные возможности каждого учащегося и проследить динамику его развития.

На уроках биологии, в течение сентября – октября, использовался учебный материал, связанный с профессиональной ориентацией. При изучении каждой темы выяснялась практическая направленность получаемых знаний.

Проводилось анкетирование:

1) Какую вы выбрали профессию? Что она собой представляет?

2) Каковы мотивы выбора данной профессии?

3) В чем общественный смысл избранной вами профессии?

4) Соответствуют ли ваши знания выбранной профессии?

5) Определились ли вы с профилем обучения, если да, то какой?

В конце первой четверти в качестве проекта было предложено создать каждому «Портфель ученика». За основу были взяты технологии, описанные в книге «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под редакцией Е.С. Полат. «Портфель» должен включать в себя различного рода задания, проекты, доклады, письменные работы; показывать успехи в области биологии, его отношение к биологии, понимание этого предмета; демонстрировать умение решать проблемные задачи, коммуникативные умения, а также его способности к дальнейшему продвижению в области биологии.

Временной период ограничили 1 января (1 полугодие). В «Портфель» вошли: классные и домашние работы, которые выполняли и собирали учащиеся в течение первого полугодия.

Заранее предполагалось представление «Портфелей» на совместной конференции учащихся и родителей, чтобы продемонстрировать самостоятельно свои успехи и поделиться самооценкой с родителями.

Работы отбирались согласно следующим требованиям:

Титульный лист - название самого «Портфеля», имя, фамилия ученика, название предмета, период создания – дата начала и окончания, фамилия, имя и отчество учителя.

Содержание «Портфеля»:

Краткая история успехов ученика по биологии – анализ собственных результатов по биологии: что легче дается, что труднее, в чем эти трудности, начиная с младших классов.

Записи, доклады, домашние работы (8 работ, по крайней мере, из 4 разных разделов и 1 работа обязательно иллюстрирующая вашу индивидуальность, оригинальность и творчество)

Тесты (4 различных теста, не менее, чем по 3 темам)

Использование информационных технологий в работе по программному материалу, при работе с проектами.

Описание группового проекта, в котором вы принимали участие

«Моя любимая работа» с пояснением, почему выбрали именно эту работу.

Оценка родителей / рецензента (письменная рецензия родителей или независимого рецензента).

«Письмо читателю» - вступление с кратким изложением своих мыслей. Попробуйте воспользоваться приведенными ниже вопросами:

что получилось лучше всего?

Если что-то, что вы не сумели включить в свой «Портфель»? Почему?

Какие трудности вы испытали, создавая «Портфель»?

Что нового вы узнали о себе, работая над этим проектом?

Была ли работа полезна для вашего продвижения в области биологии?

Была ли полезна работа для вашей будущей профессии?

Родителям и рецензентам была предложена серия вопросов:

Ваше первое впечатление от «Портфеля»?

Что вас удивило в комментариях ученика?

Что вызвало в Вас чувство гордости?

Что Вы можете сделать, чтобы помочь Вашему ребенку в дальнейшем?

На сколько аккуратно и логично организован материал в «Портфеле»?

На сколько самостоятельно ученик создавал свой «Портфель»?

Как часто консультировался с вами?

Кем бы вы хотели видеть в будущем своего ребенка?

Во время зимних каникул была проведена конференция, на которой из 23 человек класса свои работы представили 20 человек.

Из них 16 работ отличались оригинальностью, как по оформлению, так и по содержанию. Четверо столкнулись при выполнении работы с большим количеством трудностей. 14 человек приложили рецензию своих родителей, 6 человек – независимых рецензентов, чью роль выполнили учителя других классов.

Анализ работ позволил мне сделать следующий вывод: существует тесная связь между самооценкой учащихся и познавательным интересом к предмету биологии.

Привожу данные, подтверждающие мои выводы:

Первичная диагностика

Психические качества личности:

Уровень обученности учащихся по биологии и общая успеваемость по всем предметам.

Анализ анкеты и творческих работ показал: выделилось 4 группы –

26,8% старшеклассников выбирают профессию, руководствуясь желанием приносить пользу обществу, они отличаются высокой целеустремленностью, самокритичностью и большой требовательностью к своим знаниям. При чем ответы убеждают, что эти учащиеся имеют полное представление о выбранной профессии, дают ей подробную характеристику.

40% - самая большая группа. Связывает общественные, личностно значимые мотивы выбора профессии.

Источники мотивации этих двух групп разные. Профессиональный выбор обусловлен подражанием взрослым – учителям, родителям, просто интересным людям. Или профессиональный выбор обусловлен честолюбивыми стремлениями. Они хотят стать известными, признанными людьми, правильно представляют себе выбранную профессию.

24,2% старшеклассников составляют не устоявшиеся или не определившиеся в выборе профессии. Они хотят получить высшее образование, но не из-за того, что им нравится та или иная профессия, а просто, чтобы иметь высшее образование. Ко всем профессиям они относятся одинаково положительно, без особого интереса.

9% эти старшеклассники составили группу с безразличным отношением к профессиональному самоопределению. Это безразличие, по всей вероятности, результат отсутствия учебных интересов. Учащиеся этой группы считают, что любая профессия может быть хорошей и плохой, у них отсутствует избирательное отношение к профессиям, а профессиональный выбор не выступает для них как значимая актуальная проблема.

78,2% решили, что их знания соответствуют выбираемой профессии;

21,8% указывают на недостаток знаний для желаемой профессии.

Выбор профиля.

Выбрали естественно-научный 26%

Социально-экономический – 13%

Физико-математический 17,5%

Не определились 43,5%

Промежуточная диагностика
Проводилась в январе 2004г. Показала, что после использования выше перечисленных методов и технологий произошли изменения в интеллектуальной деятельности учащихся 9 «А» класса.

Психические качества личности.

При повторном анкетировании группы выделяются те же, но 87% решили, что их знания соответствуют выбираемой профессии, а 13% - не соответствуют.

Уровень обученности учащихся по биологии и общая успеваемость по всем предметам.

Выбор профиля.

Выбрали естественно-научный 43,5%

Социально-экономический 13%

Физико-математический 26%

Не определились 17,5%

Полученные данные промежуточной диагностики не позволяют делать окончательный вывод, но служат основой для путей решения данной проблемы:

1. технология «Портфель ученика» соответствует личностным и возрастным психологическим особенностям школьников данной возрастной группы;

2. технология позволяет привлекать родителей к процессу профессионального самоопределения учащихся на просто как наблюдателей, а как активных небезразличных участников;

3. повышается интерес учащихся к заданиям исследовательского характера, позволяющим оценивать самих себя и тем самым давать реальную оценку своим знаниям.

Кроме этого само проведение эксперимента

- способствовало расширению круга интересов детей,

- развитию коммуникативных способностей.

- вовлечению каждого учащегося в активный самостоятельный познавательный процесс, при чем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применения знаний на практике.

Работа в данном направлении будет продолжаться дальше.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации