Программа элективного предпрофильного курса “Школа здоровья”
из опыта работы
Коркиной Н.Е.
учителя биологии Бугурусланского района
(для дистанционного обучения)

Материалы представлены зав. УМК биологии ООИПКРО В.Н. Мишаковой

Пояснительная записка

Краткосрочная образовательная программа “Школа здоровья” предпрофильного курса (срок реализации – 32 часов), предназначена для того, чтобы помочь ученику сориентироваться в выборе профиля обучения в старшей школе, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха в изучении основ сохранения здоровья. Содержание программы способствует предпрофильной подготовке учащихся 9 классов в общеобразовательном учреждении, имеет тесную связь с биологией, медициной, валеологией, экологией.

Основной задачей программы является оказание помощи в профессиональном самоопределении школьников, пропаганда здорового образа жизни. Её содержание направлено на выработку у подрастающего поколения положительных социальных качеств личности – уверенность в себе, определение своего профессионального пути, выносливости, самообладания, желания укрепить свое здоровье, правильно, рационально использовать природный потенциал своего организма, знакомство с особенностями медицинских профессий, психолога, эколога и других.

Образовательные цели:

- побудить порастающее поколение изучить свой организм, укрепить здоровье;

- осуществлять предпрофильную подготовку, оказывать помощь в определении профиля обучения в старшей школе;

- научиться анализировать свой образ жизни, узнать причины нарушений в работе основных систем человеческого организма, дать понятие о мерах профилактики заболеваний;

- формировать умение рационально использовать время труда и отдыха;

- научить правилам сохранения правильной осанки, зрения, правилам приготовления здоровой пищи и рационального питания;

- дать советы по физическому совершенствованию, развитию опорно-двигательной системы, управлению ростом и развитием растущего организма.

Развивающие цели:

- развивать наблюдательность, навык правильной самооценки, самонаблюдения;

- развивать навык творческого применения полученных знаний в различных жизненных ситуациях;

- развивать умение дорожить здоровьем, неприязненное отношение к вредным привычкам;

- развивать стремление соблюдать режим дня, правило гигиены, умение избегать конфликтных ситуаций при общении с другими людьми, совершенствование психических качеств личности;

- развивать умение работать с лабораторным оборудованием, проводить практические исследования;

- развивать умение работать с научной, дополнительной, занимательной литературой по предмету, изучения периодической печати, анализа полученных сведений от средств массовой информации;

- развивать умение убеждать других учащихся в необходимости ведения здорового образа жизни, путем выполнения коллективно-творческих работ: рефератов, выступлений агитбригад, путем показа поучительных сценок, спектаклей, проведения ролевых игр, оформления выставок, газет и др.;

Воспитательные цели:

- помочь самоутвердиться;

- осуществлять гигиеническое воспитание, способствовать формированию здорового образа жизни в целях сохранения психологического, физического и нравственного здоровья человека;

- осуществлять экологическое воспитание, показать место человека в живой природе, взаимную зависимость и влияние человека и окружающего мира;

- воспитывать любовь к людям, гуманное отношение друг к другу, желание помочь в трудную минуту, бороться с черствостью, равнодушием;

- воспитывать любовь к самому себе, как уникальному, прекрасному существу на Земле, вызвать желание прожить достойную, полноценную жизнь, помочь процессу самоактуализации, развитию “ я – концепции ”;

- помочь детям самореализоваться, поверить в себя, свои творческие способности, профессионально определиться, помочь преодолеть негативное влияние среды, бороться с причинами, мешающими развитию и самоутверждению детей;

- воспитывать чувства ответственности за порученное дело, дисциплинированности, уважительного отношения к себе, окружающим;

- способствовать культурному проведению досуга детей, преградить их от дурного влияния улицы;

- осуществлять эстетическое воспитание, развивать эстетический вкус детей.

Причины создания программы

Современные дети не имеют четких представлений о закономерностях процессов, протекающих в своем организме, о принципах здорового образа жизни, в том числе о научных основах труда и отдыха, путях предупреждения переутомления, способах поддержания высокого уровня работоспособности, культуры физической деятельности, правилах рационального питания, ухода за чистотой тела, т.е. не обладают всеми теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психологических нагрузок и сложной экологической обстановкой.

Плохо представляют особенности медицинской профессии, различных её специальностей.

Для того чтобы помочь детям, и создана данная программа.

В основе программы лежат следующие принципы:

- систематичность;

- воспитывающий и развивающий характер занятий;

- возрастная преемственность;

- доступность и добровольность;

- творческий характер, развитие инициативы и самодеятельности;

- поддержка в детях стремления к самосовершенствованию, желания вести здоровый образ жизни;

- использование индивидуального подхода к каждому ребенку;

- учет уровня развития, интересов детей;

- предоставлять ребенку возможность права на выбор, сочетание его желаний и требование педагога;

- принцип актуальности содержания курса, его практической значимости для ребенка, возможность определиться с профилем.

- принцип ориентации на потребности социального окружения (самих детей, родителей, школы).

- Принцип новизны, научности, яркости содержания материала.

Для реализации указанных принципов, достижения целей программы, используются следующие методы:

1. Наблюдение – он основан на целенаправленном восприятии какого-либо изучаемого вопроса, например, массы тела, причинах наступления утомления; в процессе которого исследователи получают конкретный материал.

Наблюдение проводится по заранее намеченному плану, является основой практических работ. Для регистрации результатов наблюдения учащиеся составляют таблицы, данные которых, могут быть отражены в графике, диаграмме, схеме, т.е. полученная информация обрабатывается, интерпретируется.

Виды применяемых для реализации программы наблюдений:

а) включенное наблюдение, когда дети являются и объектом наблюдения и сами же – наблюдателями,

б) не включенное наблюдение – “со стороны”, например, за другими учащимися школы, родителями, открытое и скрытое, сплошное или выборочное.

2. Метод опроса. Беседа, интервью, анкетирование. Беседа - метод исследования, применяемый для получения необходимой информации. Она проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения, ведется в свободной форме, без записи ответов собеседника. (Беседы проводятся с родителями, учениками, медицинскими работниками и др.). Во время интервью – ответы открыто записываются, (этот метод применяется при проведении ролевых игр, судов, конгрессов).

Анкетирование – метод сбора информации с помощью анкеты, применяется в начале работы для выяснения желаний, тем, волнующих детей, в конце курса - для выяснения уровня достигнутого, настроения детей.

3. Метод изучения творческих работ учащихся:

Письменных, графических, рефератов, рисунков, чертежей, тетрадей, проектов, сценариев составленных детьми.

Эти работы дают необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков о валеологии.

4. Особо важным, ведущим является эксперимент. Проведение серии опытов, создание экспериментальных ситуаций, управление опытом, измерение реакций испытуемого. Например, опыт по изменению пульса человека при различной физической нагрузке.

Трудность экспериментального метода в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения, иметь необходимое оборудование. Требуется особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым. Данный метод позволяет на практике “почувствовать” особенности, связанных с этим родом деятельности, профессий.

5. Математический и статистический методы – применяются в работе для обработки полученных данных при опросе и эксперименте, а также при установлении количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенный математический метод: регистрация, ранжирование, шкалирование.

С помощью статистических методов определяют средние величины показателей. Для проведения подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Например, при изучении способов влияния и управления ростом, используются данные таблицы: стандарты вариантов роста для девочек (мальчиков). Для определения показателя роста во взрослом состоянии используется формула: (рост отца + рост матери х 1.08) : 2 = ? и др.

Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц: например, в виде “дневника самонаблюдения”

 

Ведущие идеи программы

Сведения об особенностях медицинской профессии, связанных с ней специальностей. Важности сохранения ЗДОРОВЬЯ для счастливой жизни, воплощения задуманного (преподносимые в традиционных различных формах: беседы, объяснение педагога.) Нетрадиционных форм: диспуты, заседания круглых столов, судов, конгрессов, экскурсий, встреч с медицинскими работниками различных специальностей. Используются различные источники информации: аудио и звукозапись, видеоматериал, газетные статьи, телепередача “Здоровье”. Дети обсуждают их, оформляют в виде небольших творческих проектов, рисунков, рефератов, при этом получают знания об особенностях организма (с учетом возраста, на доступном уровне), с использованием сведений, не содержащихся в базовой программе.

Экологические сведения позволяют детям познакомиться с комплексом разнообразных факторов внешней среды, влияющих на здоровье человека: физические, химические, биологические.

Физические: температура, влажность воздуха, атмосферное давление, электричество, солнечное излучение.

Химические: состав воздуха, воды, почвы. Их примеси, “бытовые яды”, никотин, лекарственные препараты, наркотики, алкоголь.

Биологические:

а) патогенные: микробы, вирусы, грибки, другие факторы среды, изучаемые по характеру воздействия на здоровье человека. Например, вредные или даже губительные факторы для здоровья (заболевания различных органов, ядовитые вещества, пыль, и др.) меры профилактики.

б) полезные факторы, например, чистый воздух, богатый кислородом, приятный микроклимат в коллективе, интерьер комнаты и его влияние на повышение работоспособности организма.

в) факторы, которые в зависимости от того, как человек их использует, могут быть патогенными или полезными. Например, солнечные лучи, необходимые для выработки провитамина под кожей, но в большом количестве они приносят вред здоровью. Или, пищевые продукты, употребляемые для развития и жизнедеятельности организма, при соблюдении правил приготовления пищи, учетом питательности, калорийности их компонентов, приносят пользу организму, нужны ему. Однако, при переедании, несоблюдении режима питания, чрезмерном увлечении сладким, продуктами, содержащими красители, являющимися опасными, приводят к расстройству обмена веществ, избыточному весу.

Учащиеся узнают, что важнейшим отличием человека от животных является то, что он мыслит, чувствует, эмоционально переживает, обладает речью, в разных условиях среды, приспосабливаться и изменять природу, активно влияя на нее. Получая такие знания, дети должны осознать, какие изменения среды благоприятны для человека, а что вредно ему, понять, как выжить в сложной экологической обстановке, вырастить здоровое потомство, получить образование, овладеть профессией.

Научить детей беречь свое здоровье, побудить подрастающее поколение анализировать свой образ жизни, стремиться к совершенствованию, самопознанию, самоопределению – основная линия данной программы.

Учебно – тематический план курса

Содержание образовательной программы

Календарно – тематическое планирование

Диагностический инструментарий

Занимательные задачи. Тест

Практические работы

(Оценка гибкости тела, Определение степени развития мускулатуры, Пропорции телосложения, Сохранение правильной осанки в положении сидя и при ходьбе, Определение наличия плоскостопия, Логическое мышление, Задержка дыхания)

Тема занятия: “Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра”. Секреты работоспособности.

Тема занятия: Путешествие на поезде “Здоровье”

Критерии оценивания образовательной программы предпрофильного курса“Школа здоровья”

Учащиеся должны знать:

- особенности медицинских профессий, визажиста, эколога, психолога;

- определиться с выбором профиля обучения в старшей школе.

- пути сохранения здоровья;

- приемы оказания 1 помощи при различных травмах, повреждениях, ударах, обморожениях, шоке и др.;

- причины и приемы выявления, исправления нарушений осанки и развития плоскостопия;

- развитие человеческого организма, влияние среды и общества на этот процесс;

- благотворное влияние физической нагрузки на растущий организм;

- гигиенические правила по уходу за телом, одеждой, обувью, грудным ребенком;

- вредное влияние алкоголя и никотина, их разрушающее воздействие на организм

Учащиеся должны уметь:

- составлять режим труда и отдыха;

- уметь применять в жизни правила рационального питания, гигиены;

- проводить самонаблюдение, вести дневник;

- оказать 1 помощь себе и другим;

- вести активный здоровый образ жизни, бороться с гиподинамией, любить спорт, заниматься закаливанием.

Учащиеся должны приобрести навык:

- работы творчески в коллективе;

- высказывания своих мыслей;

- изучения научной литературы.

Список литературы для педагога

1. Анастасова Л.П., Утешинский Д.Д. Настоящее и будущее здоровье детей. М.: Просвещение, 1996 г.

2. Балабанова В.В., Максимцева Т. А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград. Учитель, 2001 г.

3. Биология в школе – журналы за 1999 – 2003 гг.

4. Газета “Первое сентября”, приложение “Биология” 1998 – 2003 гг.

5. Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. Валеологический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1999 г.

6. Батуев А.С. Домашний репетитор. Готовимся к экзамену по биологии. М.: Айрис – пресс. 2000 г.

7. Бруновт Е.П., Богоявленская А.Е., Бровкина Е.Т. Самостоятельные работы учащихся по биологии. М.:Просвещение,1984 г.

8. Генис Д.Е.Медицинская паразитология. М.: Медицина, 1980 г.

9. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. М.: Просвещение.

АО Учебная литература, 1996 г.

10. Донецкая Е.Г. Тесты по анатомии, физиологии, гигиене человека. Саратов. Лицей, 2001г.

11. Кабанов А.Н., Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного и школьного возраста. М.: Просвещение,1980 г.

12. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6 – 11 классы.

М.: Дрофа, 1998 г.

13. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по генетике. М.: Просвещение, 1981 г.

14. Носов А.М. Целебные растения. М.: Эксмо – пресс, 2001 г.

15. Федоров В.Н. Вопросы медицины, валеологии и гигиены. Часть 2.

М.: Санитарное просвещение, 1980 г.

16. Хрипкова А.Г., Комсов Д.В. Гигиена и здоровье школьника.

М.: Просвещение, 1988 г.

17. Шибкова Д.З. Валеологический практикум. Наука быть здоровым.

Челябинск. Южно - Уральское книжное издательство, 1997 г.

Список литературы для учащихся

1. Зверев И.Д. Книга для чтения по физиологии, анатомии, гигиене.

М.: Просвещение, 1983 г.

2. Справочник школьника. М. “Слово”, 1995 г.

3. Энциклопедия для девочек (мальчиков). Дет. попул. Изд.

М.: Просвещение, 1999 г.

4. Я познаю мир. Дет. энциклопедия “Медицина”. М. ООО “Издательство АСТ – ЛТД ”, 1997 г.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации